Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Идея множественности социального времени.




 

Ф. Бродель провозгласил «новую концепцию социального», в основе которой лежала идея множественности социального времени. «Ткань» истории, по мнению ученого, формирует взаимодействие различных типов времени:

а) «длительного времени», регулируемого медленными столетними или даже тысячелетними природными изменениями;

б) «социального времени», связанного с изменениями социальных структур, текущего довольно медленно, в пределах столетий;

в) «событийного, поверхностного времени».

Отвергая мысль о возможности объяснить историю «с помощью того или иного господствующего фактора», Ф. Бродель указал на важное значение системы факторов, группирующихся вокруг феномена географической среды. Предпосылками общественных изменений, согласно Ф. Броделю, были и географические условия, и рост народонаселения, и изменения в технике, и преобразования нравственности, быта, транспорта, религии и т.д. «Анналисты» развернули междисциплинарные исследования, в которых рассматривалось влияние всех этих факторов на историю общества.

Изменение представлений об историческом времени – безусловное достижение школы «Анналов» [284]. Что заставляет общество изменяться? Можно перечислить основные факторы общественного развития, которые заставляют общество и людей действовать: окружающая среда или географический фактор; система ценностей и способ мышления, вырабатывающиеся под воздействием накапливаемого обществом опыта в процессе деятельности, в том числе и материальная культура (менталитет); общественные связи, возникающие исторически в процессе общении людей друг с другом (социальная история); социально-экономические отношения и накопление научных знаний по преобразованию окружающей среды (то есть то, что связано с созданием искусственной среды обитания); политические отношения. Согласно концепции Ф. Броделя эти факторы изменяются с разной скоростью и соответственно фиксируются в человеческом сознании. Понятно, что политические события протекают быстро, а формирование окружающей среды и менталитета очень медленно. Очень многие исторически возникающие противоречия связаны именно с этой несинхронностью развития. Эти факторы объективны и составляют ресурс исторической науки, который позволяет определять необходимое и случайное в историческом процессе. Согласно концепции Ф. Броделя «долгое время» – время географических и материальных структур, «среднее время» – время экономических циклов, конъюнктуры, «краткое время» – время политической жизни, время события. «Долгое время» отражает взаимодействие человека и природы. Изменения в данном случае происходят очень медленно. Достаточно быстро по сравнению с этой историей происходят изменения отношений внутри социальных групп и между ними в результате осуществления различных видов деятельности. Это история социальная: история групп и объединений. Здесь – глубинные мотивы поведения социальных общностей. И, наконец, «короткое время»: время событийной истории, участником которой является конкретная личность. Это самая богатая событиями часть истории, в которой велика роль случая.

 

Цель и задачи исторической науки

 

Цель и задачи исторической науки «анналисты» второго поколения видели в более глубоком проникновении в структуры общественной жизни, в изучении взаимодействия истории материальной цивилизации и социальной структуры с историей коллективных представлений и культуры. Они особо настаивают на том, чтобы не устанавливать между различными сторонами материальной культуры, интеллектуальной и художественной культурой «ни отношений детерминизма, на даже иерархии», избегать «понятий “базиса” и “надстройки”, которые насилуют постижение исторических структур и их взаимодействие» [285].

В предложенных «анналистами» схемах объяснениях истории на первый план выступали то географическая среда, рост населения, то развитие техники и обмена, то ментальность. Потому для них существенно важными проблемами стали не только поземельные отношения, формы эксплуатации, но и сельский ландшафт, и способы обработки земли, и жилища крестьян, их семейная жизнь, верования и пр. Ж. Ле Гофф, Ж. Дюби и Р. Мандру, идя вслед за Л. Февром, исследовали духовную жизнь общества в тесной корреляции с социальной действительностью, в результате чего и проблема ментальности стала рассматриваться в контексте социальной истории.

 

В исторической дисциплине произошёл переход к новым исследовательским, методологическим и концептуальным парадигмам. «Старая» история оперировала вопросами типа: «Что случилось»?» Как это случилось?» В «новой» истории эти вопросы трансформировались в один: «Почему это случилось?» [286]

 

Отличительной чертой этого направления стало осуществление исследовательской работы по единым программам. История престала быть делом историков-одиночек.

 

После войны при поддержке американцев и Управления высшего образования создаётся VI секция в Практической школе высших исследований. До 1950 года её возглавляет Л. Февр, после 1950 года – Ф. Бродель. В 1971 году стараниями Ф. Броделя она становится Школой высших социальных исследований (EHESS) и занимается исключительно исследовательской работой. Это позволило таким историкам как Ж. Ле Гофф и Ф. Фюре занять стабильное положение вне лицея и университета и всецело посвятить себя исследовательской работе. Данная организация не позволила свернуть исследования во время потрясений 1968 года и выдвинула задачу перенесения центра исследований на изучение истории ментальностей, а затем истории культуры. Это позволило историкам сохранить привилегированное положение своей дисциплины, но одновременно начался отход от основных принципов «глобальной истории», то есть попыток описания истории как системы взаимозависимых структур: экономических, социальных и культурных [287].

Первый жанр истории – историческая биография. Школа «Анналов» стала отрицать всякий интерес этого жанра на том основании, что он не позволяет охватить всю систему социально-экономических отношений. Лучше тратить время на изучение динамики цен или выяснение главных коллективных действующих лиц истории, таких как, например, буржуазия. В 1950-е – 1970-е годы биография была выдворена из научной истории, которая отныне посвятила себя всеобщему.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 244.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...