Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ, ЕЕ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ




Педагогическая деятельность – это особый вид социальной (профессиональной) деятельности, которая направлена на реализацию целей образования.

Психологический механизм деятельности преподавателя – функционирующая при решении им педагогических, научных, общественных и других задач та или иная совокупность психических процессов, состояний, образований и свойств личности. Обязанности и основные виды работы преподавателя определяются приказами Министерства образования, Положением о высшем учебном заведении, учебными планами и программами, указаниями руководства вуза, рекомендациями кафедр.

Традиционно основными видами педагогической деятельности, осуществляемыми в целостном педагогическом процессе, являются обучение и воспитание. Обучение, реализуемое в рамках любой организационной формы, имеет обычно жесткие временные ограничения, строго определенную цель и варианты способов ее достижения. Важнейшим критерием эффективности обучения является достижение учебной цели. Воспитательная работа, также осуществляемая в рамках любой организационной формы, не преследует прямого достижения цели, поскольку она недостижима в ограниченные временными рамками организационной формы сроки. В воспитательной работе можно предусмотреть лишь последовательное решение конкретных задач, ориентированных на цель. Важнейшим критерием решения воспитательных задач являются позитивные изменения в сознании воспитанников, проявляющиеся в эмоциональных реакциях, поведении и деятельности. Также трудно в развивающейся личности выделить результат именно педагога-воспитателя.

Выявление специфики основных видов педагогической деятельности показывает, что преподавание и воспитание в их диалектическом единстве имеют место в деятельности педагога любой специальности. Цели обучения и воспитания являются по отношению к системе обучения внешним компонентом: их задает общество, которое определяет эффективность функционирования этой системы.

Педагогическую деятельность направляют принципы, которые определяют основные требования к организации, содержанию, формам и методам педагогической деятельности и рассматриваются как способы достижения педагогических целей с учетом закономерностей учебного процесса. Классические принципы обучения ( наглядность обучения, активность и сознательность , прочность, систематичность и последовательность, доступность, проблемность обучения, единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения) не противоречат принципам учебного процесса в вузе. Однако необходимость отразить специфические особенности учебного процесса в высшей школе позволила выделить следующие группы принципов:

1) Ориентированность высшего образования на развитие личности будущего специалиста;

2) Соответствие содержания вузовского образования современным и прогнозируемым тенденциям развития науки(техники) и производства (технологий);

3) Оптимальное сочетание общих, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса в вузе;

4) Рациональное применение современных методов и средств обучения на различных этапах подготовки специалистов;

5) Соответствие результатов подготовки специалистов требованиям, которые предъявляются конкретной сферой их профессиональной деятельности, обеспечение их конкурентоспособности.

Основное содержание деятельности вузовского преподавателя состоит в выполнении следующих функций: обучающей, воспитательной, развивающей, организаторской, исследовательской, психологической подготовки (процесс формирования у людей внутренней готовности к преодолению трудностей, встречающихся на их пути).

Перечисленные выше функции взаимосвязаны. Наиболее специфично для преподавателя вуза сочетание педагогической (побуждающей к глубокому обобщению и систематизации материала) и научной работы (исследовательская деятельность обогащает внутренний мир преподавателя, развивает его творческий потенциал, повышает научный уровень знаний, позволяет приобщить студентов к научно-исследовательской работе).

Для эффективного выполнения педагогических функций современному педагогу важно осознавать структуру педагогической деятельности, взаимосвязь ее основных компонентов, с помощью которых она осуществляется. Несмотря на многообразие факторов, определяющих деятельность преподавателя, можно выделить основные ее компоненты – цели, мотивы и способы(действия), результаты.

Цели – желаемые результаты деятельности: высокая успеваемость студентов, подготовка их к самостоятельной профессиональной деятельности, формирование у них необходимых для этого знаний. Навыков, умений и личных качеств.

Мотивы – это побуждения к активности в достижении уцелей: интерес преподавателя к своей работе, понимание им своих обязанностей, чувство ответственности за качество подготовки студентов, желание оказать им помощь в овладении специальностью и т.п.

Способы – операции и приемы, с помощью которых достигаются цели воспитания и обучения студентов. Они основываются на знаниях, навыках, умениях преподавателя, восприятия и осмысления им педагогических задач и ситуаций. В зависимости от характера цели (ближайшей или отдаленной) способы могут быть общими (определяться заранее и применяться на различных занятиях) и ситуативными, обусловленными ходом учебного занятия (лекции, семинара и т.д.), необходимостью решить какой-то вопрос, конкретную задачу.

Исходя из целей определяются и способы преподавательской деятельности: постановка учебных задач, устное изложение учебного материала, контроль и оценка его усвоения, воздействие личным примером в поведении и т.д. Такие способы предполагают умелое использование речевых средств, ТСО, плакатов, схем, таблиц и т.д.

Цели, мотивы, способы раскрывают прежде всего внутреннюю структуру деятельности преподавателя. В пространственно-временном отношении его деятельность характеризуется определенной последовательностью:

1) Уяснение цели, определение учебной, воспитательной, научной и других задач;

2) Выработка плана достижения цели, решения задачи;

3) Подготовка к действиям, ведущим к желаемому результату;

4) Практическое осуществление действий по достижению цели, решению задачи.

5) Анализ и оценка сделанного;

6) Корректировка последующих действий на основе уже полученного опыта по достижению целей деятельности.

В современной педагогической психологии принято выделять основные компоненты педагогической деятельности и на основании иного подхода, отличного от уже описанного. При этом за основу классификации принимаются профессионально-важные умения и психологические качества, способности преподавателя, реализуемые в его деятельности. На этом основании педагогическая деятельность подразделяется на следующие виды:

· конструктивная деятельность – а) конструктивно содержательная (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение учебного процесса; б) конструктивно-оперативная (планирование своих действий и действий учащихся); в) конструктивно-материальная (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса);

· организаторская деятельность – выполнение системы действий, направленных на активное включение студентов в различные виды деятельности, организация совместной деятельности, самоорганизация собственной деятельности преподавателя вуза;

· коммуникативная деятельность – установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами, родителями, представителями общественности;

· гностический компонент – система знаний и умений преподавателя, а также определенные свойства его познавательной деятельности, влияющие на ее эффективность;

· контрольно-оценочный (рефлексивный) компонент.

Все компоненты, или функциональные виды деятельности проявляются в работе педагога любой специальности.

При анализе деятельности педагога можно использовать различные модели, но при этом важно помнить, что педагогическая деятельность является совместной, а не индивидуальной. Специфичен и объект педагогической деятельности – личность обучаемого с присущими ему индивидуальными качествами, находящаяся под воздействием многих факторов и людей, преобразующих ее. В связи с этим к числу актуальных в психологии педагогической деятельности относятся проблемы творческого потенциала педагога, его психологической подготовленности, повышения квалификации преподавателей, их готовности к системам развивающего обучения, восприимчивости к инновационным процессам и др.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 814.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...