Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПЕДАГОГУ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ КАК ВОСПИТАТЕЛЮ, ПРЕПОДАВАТЕЛЮ, МЕТОДИСТУ И ИССЛЕДОВАТЕЛЮ.




Профессия педагога является одной из самых сложных и требует весьма длительной разнообразной подготовки для человека, ее выбравшего. Педагог – это высококвалифицированный специалист в определенной области знаний, главной задачей которого является формирование знаний, умений и навыков у обучаемых в конкретной научной и профессиональной области, а так же воспитание у них социально значимых черт и качеств, одобряемых и принимаемых в данном обществе. Поэтому к педагогу предъявляются высокие требования. Педагог должен обладать как общими, так и специфическими качествами, являясь специалистом с высшим образованием.

К общим качествам представителя данной профессии необходимо от нести такие, как гуманизм, чувство человеческого достоинства, дисциплинированность, выдержка, самообладание, уверенность в своих силах, решительность, организованность, настойчивость, инициативность; разнообразные способности – умственные, физические, организаторские, технические. Сюда же можно отнести творческое мышление, глубину и гибкость ума, критичность, самостоятельность в суждениях и т.п.

Специфические профессиональные качества педагога можно подразделять по двум видам. К первому относятся общие для всех педагогов свойства, в частности владение методикой современного обучения и воспитания, конструктивные способности, служащие в деле организации различных видов занятий, коммуникативные способности, лекторские данные и т.п. Ко второму виду относятся те профессиональные качества педагога, которые непосредственно связаны с его учебными предметами. Так, педагогу-историку должно быть присуще историческое сознание, математику – математический ум и склад мысли и т.д.

Реализуемые в педагогической деятельности качества педагог так или иначе соотносит с педагогическими ценностями. Педагогические ценности – это относительно устойчивый ориентир, с которым преподаватель соотносит свою профессиональную деятельность, и эти ценности в аксиологическом аспекте раскрывают ее содержание. Этими ценностями будущие преподаватели начинают овладевать еще в период учебы в вузе. Затем, в процессе работы, они развиваются и уточняются.

Достаточно полная систематизация и классификация педагогических ценностей по уровням существования предложена И.Ф.Исаевым. Он разделил их на три группы. 1.Общественно-педагогические ценности – функционируют в масштабе всего общества и регламентируют воспитательную деятельность в рамках общества. 2. Профессионально-групповые ценности – представляют собой совокупность идей, концепций, норм, регулирующих профессиональную деятельность педагогов определенных типов учреждений образования. 3. Индивидуально-личностные ценности – система аксиологических ориентаций педагога, которая строится на основе ассимиляции общественно-педагогических и профессионально-групповых ценностей. (См.: Пионова Р.С. Педагогика высшей школы.- Мн., 2005, с.257).

В индивидуально-личностных качествах можно выделить следующие группы.

1) Ценности, раскрывающие отношение к труду педагога: а)аксиологическое восприятие педагогической деятельности; б) общеобразовательные и профессиональные знания; в)профессиональная честь и достоинство; г)педагогический долг; д)готовность к преодолению профессиональных трудностей.

2)Ценности, характеризующие отношение к субъектам педагогической деятельности: а)любовь к детям, б)уважение личности студента, в) сотрудничество с общественными студенческими организациями, г) педагогическая солидарность и коллективизм.

3) Ценности, раскрывающие качества, значимые в личности педагога: а)объективность в оценке студентов, их действий, поступков, б)принципиальность в отношениях с субъектами педагогического процесса, в)гуманизм, доброжелательность к студентам и школьникам, г)эмпатийность, д)самостоятельность, е)педагогический оптимизм, ж)креативность, з)толерантность.

4.Ценности, раскрывающие стиль общения педагога с другими субъектами педагогической деятельности: а) диалогическое мышление, б) диалогические отношения с субъектами педагогического процесса, в)способность соотносить свои цели и действия с целями и действиями студентов, школьников, г) взаимодействие и сотрудничество с субъектами педагогического процесса.

В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В.А.Крутецким, который и дал им соответствующие общие определения (См.: Педагогика и психология высшей школы: Учеб. пособие. –Ростов-на-Дону, , 2002, с.91-92), выделив следующие.

1. Дидактические способности – способности передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для обучаемых, преподносить им материал ясно и понятно, вызывать интерес к предмету.

2. Академические способности – способности к соответствующей области наук (математике, физике, биологии и т.д.). Способный преподаватель знает предмет не толь ко в объеме учебного курса, а значительно шире и глубже, постоянно следит за открытиями в своей науке, абсолютно свободно владеет материалом, ведет исследовательскую работу.

3. Перцептивные способности – способности проникать во внутренний мир обучаемого, студента, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности студента и его временных психических состояний.

4. Речевые способности – способности ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики. Речь педагога всегда отличается внутренней силой, убежденностью, заинтересованностью в том, что он говорит.

5. Организаторские способности – это, во-первых, способность организовать студенческий коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способности правильно организовать свою собственную работу.

6. Авторитарные способности – способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета. Эти способности зависят от целого комплекса личностных качеств преподавателя, в частности, его волевых качеств (решительности, выдержки, настойчивости, требовательности ит.д.)

7. Коммуникативные способности – способности к общению с учащимися, умение найти к ним правильный подход, установить с ними целесообразные с педагогической точки зрения взаимоотношения, наличие педагогического такта.

8. Педагогическое воображение (или прогностические способности) – это способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащихся, связанном с представлением о том, что из студента получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.

9. Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности имеет особое значение для преподавателя высшей школы. Способный, опытный преподаватель внимательно следит за содержанием и формой изложения материала, за развертыванием своей мысли (или мысли студента(. И в то же время держит в поле внимания всех обучаемых, чутко реагирует на признаки утомления, невнимательность, непонимание, замечает все случаи нарушения дисциплины и, наконец, следит за собственным поведением (позой, мимикой, пантомимикой и походкой).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 581.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...