Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ВИДЫ, УРОВНИ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




Формирование профессиональной компетентности будущего педагога происходит еще в условиях вуза, и ведущая роль здесь принадлежит практике, но важнейшим этапом развития профессионализма становится непосредственная самостоятельная работа преподавателя в образовательном учреждении.

Вопрос о диагностике результативности педагогической деятельности возникает преимущественно в связи с необходимостью аттестации педагога. Задача выявления уровня профессиональной компетентности молодого специалиста посредством четких критериев оценивания является актуальной в связи с высокими требованиями, предъявляемыми к нему с самого начала профессиональной деятельности. Критерии профессионального развития личности специалиста - это объективные и субъективные показатели, характеристики, параметры, по которым можно судить об уровне развития профессионала, об уровне его профессионализации.

В педагогике и психологии профессионального развития используются различные критерии профессионализации: производительность, качество и надежность, профессиональная пригодность, профессиональная компетентность, профессиональное мастерство, профессиональная готовность и ряд других.

Анализ комплекса современных требований к профессиональной деятельности преподавателя позволяет выделить семь основных компонентов профессиональной компетентности и конкретизировать каждый рядом показателей.

1.Когнетивный компонент (специальная компетентность в области преподаваемой дисциплины, которая включает в себя наличие базовой педагогической культуры, знание концептуальных основ и положений преподаваемой дисциплины, умение устанавливать внутри и межпредметные связи, общую эрудированность).

2.Проектный компонент (компетентность в области целеполагания, планирования, проектирования, моделирования и конструирования педагогического процесса).

3.Коммуникативный компонент (психолого-педагогическая компетентность, проявляющаяся в открытости, бесконфликтности в общении, демонстрации энтузиазма в изучении темы, осуществления взаимодействия с учетом личностных, половозрастных, индивидуальных особенностей людей, знание возрастной психологии, грамотность, выразительность, логичность устной речи).

4.Организационный компонент (управленческая компетентность в области руководства познавательной деятельностью студентов с учетом их возможностей и способностей, руководства профессиональной практикой студентов, научно-исследовательской работой учащихся).

5. Методический компонент ( компетентность в области способов формирования знаний, умений, применения современных образовательных технологий, умения оценивать работы учащихся своевременно, гласно, объективно, подводить итоги занятия, актуализируя достижения учащихся, определять им перспективы самообразования).

6. Рефлексивный компонент (аутопсихологическая компетентность в области объективного анализа достоинств и недостатков своей профессиональной деятельности е ее результатов, умение видеть альтернативные действия, которые позволят в следующий раз качественно улучшить результаты).

7. Личностный компонент (компетентность в области профессионального самосовершенствования).

Вместе с тем, выделенные критерии не позволяют точно определить количественную оценку деятельности преподавателя. Такое положение объясняется тем обстоятельством, что в настоящее время отсутствует единая методологическая база концептуального и математического моделирования управления процессом индивидуального развития обучающегося, чьи учебные результаты косвенно свидетельствуют об уровне профессиональной педагогической деятельности преподавателя. К тому же существуют различные методики и предложения относительно оценки деятельности педагога. Рассмотрим подробнее одну из предложенных методик, разработанную специально для преподавателей технических высших учебных заведений. Качество деятельности преподавателя в данной методике рассматривается по пяти уровням с применением пятибалльной шкалы оценивания. К таким уровня относятся: 1) степень корректности постановки целей и задач дидактического процесса, 2) уровень контроля основных факторов достижений обучающихся, 3) уровень методической деятельности педагога, 4) уровень противодействия случайным и негативным факторам, 5) уровень объективности и справедливости оценивания учащихся.

1. СТЕПЕНЬ КОРРЕКТНОСТИ ПОСТАНОВКИ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА в зависимости от присвоенного ей значения в баллах представлена следующим образом: 

  -«5» - основные цели деятельности педагога полностью соответствуют требованиям времени, практически реализуемы, согласуются с целями педагогической системы более высокого порядка, а поставленные задачи полностью соответствуют основным целям с учетом динамики развития;

«4» - цели и задачи деятельности в основном соответствуют объективно необходимым;

«3» - цели деятельности в основном соответствуют требованиям времени, но не согласуются с целями педагогической системы более высокого уровня;

«2» - цели деятельности в основном не соответствуют требованиям времени, не согласуются с целями педагогической системы более высокого уровня, задачи не соответствуют основным целям.

2. УРОВЕНЬ КОНТРОЛЯ ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

«5» - педагог создает дидактическую структуру, обеспечивающую непрерывную коррекцию объемов, интенсивности, формы педагогического воздействия, направленных на достижение актуальных и долгосрочных целей обучения и воспитания, прогнозирование их результативности;

«4» - педагог допускает незначительные ошибки в регулировании деятельности учащихся, в небольшой степени отражающихся на некоторых аспектах результатов, достигнутых ими;

«3» - педагог создает программу обучения и воспитания, педагогическое планирование на основе усредненных (статистических) показателей управляемой им группы обучаемых (при этом оптимизации подлежит стратегическое планирование, но не оперативное);

«2» - педагог строго организует дидактический процесс : жестко заданы средства, методы и алгоритм управления процессом индивидуального развития занимающихся (при этом педагог руководствуется лишь усредненными нормативами, а его педагогические воздействия не соответствуют даже статистическим показателям управляемых им группами обучающихся).

3. УРОВЕНЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

«5» - педагог отличается рационализаторскими способностями: систематически знакомится с достижениями научно-технического прогресса (либо сам ведет научно-исследовательскую работу), стремится находить новые решения различных педагогических задач, улучшает условия дидактического процесса;

«4» - педагог активно совершенствует условия дидактического процесса, но при этом не всегда ориентируется на новые научные достижения;

«3» - педагог в основном положительно относится к совершенствованию условий дидактического процесса, внедрению новых идей в практику, но реализует это без достаточной активности;

«2» - педагог скептически, а порой и отрицательно относится к новым идеям, с трудом вовлекается в процесс совершенствования условий дидактического процесса.

4. УРОВЕНЬ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ СЛУЧАЙНЫМ И НЕГАТИВНЫМ ФАКТОРАМ

«5» - педагог постоянно отслеживает случайные и негативные факторы, минимизирует их воздействие, стремится их прогнозировать и предупреждать;

«4» - педагог в основном предпринимает меры по минимизации воздействия случайных и негативных факторов;

«3» - педагог формально выполняет рекомендации по противодействию случайным и негативным факторам, почти не принимает мер по их прогнозированию и предупреждению;

«2» - педагог при построении учебно-воспитательного процесса ориентируется лишь на реализацию управленческих воздействий, направленных на достижение педагогических задач, не предпринимая мер по уменьшению воздействия случайных и негативных факторов.

5. УРОВЕНЬ ОБЪЕКТИВНОСТИ И СПРАВЕДЛИВОСТИ ОЦЕНИВАНИЯ УЧАЩИХСЯ

«5» - педагог при оценивании учащихся исходит из соотношения между должным уровнем культуры личности и деятельности обучаемых с фактическим. А поведение учащихся оценивает с точки зрения социальной значимости;

«4» - педагог допускает незначительные ошибки и недочеты в оценивании учащихся;

«3» - педагог оценивает культуру личности и деятельности обучающихся согласно усредненным нормативам, не учитывая при этом условия индивидуального развития учащихся;

«2» - педагог при оценивании культуры личности и деятельности обучаемых субъективен, допускает предвзятое отношение к занимающимся, использует оценивание как сраедство «сведения счетов» с учащимися.

Таким образом, различные методики позволяют оценивать те или иные виды педагогической деятельности преподавателя, а также использовать различные критерии в определении степени ее качественных характеристик.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 366.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...