Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

МАСТЕРСТВО, НОВАТОРСТВО И ТВОРЧЕСТВО В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




В современной педагогике педагогическое мастерство преподавателя определяют как высокий уровень организации профессиональной педагогической деятельности, которая дает оптимальные результаты за более короткий промежуток времени.

Структура педагогического мастерства включает в себя: профессиональные знания, педагогическую технику, профессионально и индивидуально значимые качества, педагогические способности и ценности, внешнюю культуру. Эти компоненты педагогического мастерства преподавателя вуза обнаруживаются на всех его ступенях (уровнях), во всех формах педагогической деятельности, но с разной степенью выраженности.

Продолжает оставаться дискуссионным вопрос о ступенях, или уровнях, развития педагогического мастерства. Основная причина существующих разночтений заключается в отсутствии разносторонности при оценке деятельности педагога. Одни исследователи за классификации берут оперирование знаниями, другие – умение решать педагогические задачи, третьи – результаты деятельности преподавателя. Нет единой точки зрения и по названиям уровней педагогического мастерства.

С учетом имеющихся подходов к данной проблеме целесообразно выделить три ступени (уровня) педагогического мастерства: педагогический профессионализм, педагогическое искусство, педагогическое новаторство.

В процессе педагогической работы, приобретая новые знания, умения и опыт, развивая свои способности и индивидуальные качества, преподаватели достигают второго уровня – педагогического искусства, становятся мастерами в своем деле. Этот уровень доступен многим педагогам, стремящимся к совершенствованию профессионализма и мастерства.

Опытные и целеустремленные преподаватели, обладающие рядом развитых профессионально значимых качеств, педагогическими способностями и талантом, могут достичь третьего уровня – педагогического новаторства. Новаторами становятся относительно немногие преподаватели, достигшие вершин педагогического мастерства.

Преподаватель-новатор вносит принципиально новые идеи в учебно-воспитательный процесс, разрабатывает новые методические системы, создает новые педагогические технологии. В результате не только повышается продуктивность профессиональной подготовки студентов в вузе, но и изменяется ее качество. Стать педагогом-новатором помогает высокий уровень теоретической и практической подготовки, интеллектуальные способности, творческий склад ума.

Проявление педагогического мастерства любого уровня у одного и того же педагога не всегда бывает одинаковым, ровным. На этот процесс, кроме формы учебной деятельности, могут влиять субъективные факторы временного характера: настроение и физическое состояние педагога, вдохновение, способность к импровизации, возникшая педагогическая ситуация (например, конфликт). Поэтому, определяя уровень педагогического мастерства, необходимо учитывать не только постоянно действующие, но и временные детерминанты.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 359.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...