Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СТРУКТУРА, ЭТАПЫ И УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТА В ВУЗЕ




Образ будущей профессии достаточно сложное образование, включающее эмоциональные и когнитивные компоненты. Соответствие эмоционально-оценочных компонентов существенным содержательным компонентам профессии делает выбор обоснованным и реальным. Для обоснованности профессионального выбора необходимо также, чтобы требования со стороны профессии соответствовали возможностям человека.

Обучение должно не просто формировать высококачественные профессиональные знания и умения, но и обеспечивать осознанное выделение реальной связи характеристик профессиональной деятельности с параметрами общественной и личной значимости.

Психологи рассматривают профессиональное сознание как структуру, интегрирующую различное профессиональное содержание,но это образование имеет внеситуативный характер очень широкой степени обобщения и в его рассмотрении теряется конкретное профессиональное содержание. Необходимость формирования профессионального сознания – очевидный факт.

Ведущей характеристикой профессионального развития студента является профессиональная идентичность как четкое представление о специфике избранной профессии. В качестве основных ее показателей можно выделить оценку студентом своих профессиональных и учебных возможностей, удовлетворенность избранной профессией и своими результатами обучения, прогноз мотивационных возможностей профессии ит.д. Однако достижение высокой степени профессиональной идентичности студента возможно лишь на старших курсах после прохождения им производственной и преддипломной практик. Здесь профессиональная идентичность выступает как самостоятельный регулятор профессионального развития личности.

Важная роль в профессиональном становлении принадлежит профессиональной направленности. Профессиональная направленность – это устремленность человека на реализацию своих знаний, опыта, способностей в области выбранной профессии. В ней отражаются его положительное отношение к своей профессии, склонность и интерес к ней, желание удовлетворять свои материальные и духовные потребности, занимаясь трудом в данной области деятельности. Профессиональная направленность предполагает понимание и внутреннее принятие целей и задач этой деятельности, соответствующие идеалы, установки, убеждения, взгляды.

Формировать профессиональную направленность студентов – значит стимулировать их положительное отношение к будущей профессии, стремление повышать свою квалификацию по окончании вуза, развивать свои взгляды и убеждения. В развитии такой направленности особое место занимает адекватная мотивация к профессиональной

Определяющее значение мотивации на всех этапах обучения обуславливает формулирование принципа мотивационного обеспечения учебного процесса. Многие специалисты приходят к мысли о необходимости целенаправленного формирования у обучающихся всех уровней, в том числе и в высшей школе, мотивации учебно-трудовой деятельности (интереса к определенной сфере человеческих знаний, осознанного выбора профессии и др.).

Сопоставляя мотивацию к учебе с успешностью обучения, исследователи выяснили, что студенты, у которых профессионально-познавательный интерес является ведущим в деятельности, учатся на «хорошо» и «отлично». Практически все студенты этой группы участвуют в научных исследованиях, занимаются самообразованием.

Развитие личности студента за время обучения в вузе проходит ряд этапов.

1. Первый этап (1-2 курсы) формирует представления о профессии. Для данного этапа характерен процесс адаптации молодого человека к новым условиям обучения, самоанализ правильности сделанного профессионального выбора.

2. Второй этап (3-4 курсы) представляет собой переходный период осмысления содержания профессиональной деятельности, студенты глубже знакомятся со своей будущей профессиональной сферой, осваивают основные знания, получают умения и навыки, идентифицируют себя в качестве субъекта будущей деятельности.

3. Третий этап (5 курс) – этап закрепления приобретенной социально-профессиональной роли в университете, профессионального становления студента как специалиста, формирования устойчивого профессионального интереса. На данном этапе характерными являются процессы осмысления своего выбора с точки зрения престижности, востребованости на рынке труда, карьерного благополучия, социально-экономической стабильности.

Трудности в формировании профессионального самоопределения могут быть связаны с педагогическими, психологическими и социально-экономическими факторами. К педагогическим факторам подобного рода относятся: а) слабое применение активных форм и методов обучения; б)недостаточный уровень квалификации преподавательского состава; в) слабая методическая база обучения; г) формальность прохождения производственной практики. К негативным психологическим факторам следует отнести: а) юный возраст, для которого характерно поверхностное представление о будущей профессии, идеализация многих жизненных реалий и ценностей; б) связанный с этим обстоятельством относительно низкий уровень социальной и психологической зрелости; в) изначально слабая мотивированность студентов на достижение высоких результатов в учебе; г) отсутствие ясных представлений относительно своей жизненной перспективы у большинства студентов.

Успешность профессионального самоопределения можно рассматривать и как процесс, и как результат. На этапе вузовского обучения успешность профессионального самоопределения является процессом и проявляется во взаимосвязи следующих компонентов: мотивационно-ценностного, интеллектуально-познавательного, действенно-практического, эмоционально-волевого.

Мотивационно-ценностный компонент успешности профессионального самоопределения проявляется в профессиональной направленности личности.

Интеллектуально-познавательный компонент сводится к овладению совокупностью знаний о профессии, профессиональными знаниями, умениями и навыками.

Действенно-практический компонент проявляется через внешне наблюдаемые умения и навыки, необходимые в профессиональной деятельности: профессиональные, коммуникативные, гностические, организаторские и др.

Эмоционально-волевой компонент сводится к желанию, положительному эмоциональному настрою на реализацию своих профессиональных знаний, умений и навыков, к готовности трудиться на благо общества.

Успешность профессионального самоопределения предусматривает сформированность всех ее составляющих компонентов.

К основным факторам( условиям) успешного профессионального самоопределения и становления студента относятся: 1) стиль учебно-познавательной деятельности студентов; 2)психолого-психологическое сопровождение профессионального самоопределения студентов; 3) современная организация учебно-воспитательного процесса в вузе.

Различают три основных стиля учебно-познавательной деятельности студентов: «автономный»,»зависимый», «автономно-зависимый». Автономный стиль присущ студентам, которые способны самостоятельно, независимо от посторонней помощи учиться, могут правильно оценить свои возможности при постановке и принятии цели, проявляют собранность, настойчивость в ее достижении, обладают чувством ответственности за выполняемую работу. Учащиеся «автономного» типа достигают более высоких академических результатов и более адекватно оценивают результаты своей учебы.

Студенты «зависимого стиля» характеризуются структурно-функциональными дефектами звена «субъективная модель значимых условий деятельности», низкой эффективностью использования информации, необходимой для оптимального достижения поставленной цели, неадекватными критериями успешности выполнения деятельности.

Студентам «автономно-зависимого» стиля познавательной деятельности в равной степени присущи характеристики первого («автономного»), и второго ( «зависимого») типов. Зная свои особенности саморегуляции, своего стиля учебной деятельности, учащиеся могут исправить недочеты в организации своей деятельности и тем самым повысить ее эффективность.

Психолого-психологическое сопровождение профессионального самоопределения студентов основано на единстве дидактических и воспитательных подходов. Его сущность заключается в создании необходимых благоприятных условий для успешного обучения и психологического развития каждого студента в образовательной среде.

К системе мероприятий сопровождения профессионального самоопределения и становления личности студента относятся три взаимосвязанных направления: 1) профессиональное обучение, 2)профессиональное воспитание, 3) психологическое сопровождение.

В профессиональном обучении необходимо использовать информационные технологии, системный подход, деловые игры, тренинги, моделирование производственных ситуаций и вовлечение студентов в профориентационную деятельность.

Профессиональное воспитание заключается прежде всего в приобщении студентов к реалиям будущей профессии, к профессиональному творчеству, в индивидуальной работе с профессионально немотивированными студентами.

Основными компонентами психологического сопровождения профессионального самоопределения являются: 1) отслеживание динамики ценностных ориентаций, 2) оценка профессиональной компетенции, 3) развитие творческого потенциала, овладение методами и приемами саморегуляции, 4) обучение навыкам построения жизненных и профессиональных планов для достижения намеченной профессиональной цели.

Уровень сформированности профессионального самоопределения представляет собой определенный набор показателей и включает в себя: устойчивую установку на избранную профессию; определенность и конкретность жизненных и профессиональных планов, удовлетворенность своей профессиональной подготовкой; идентификацию себя как специалиста в этой области.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 697.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...