Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ПСИХОЛОГИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ




Психология высшей школы – перспективная отрасль науки психологии, синтезирующая в определенном отношении достижения различных ее областей. По своему содержанию она является педагогической психологией применительно к вузу, опирается на общую психологию, и на различные отрасли психологической науки.

Предметом психологии высшей школы являются индивидуальные, а также социально-психологические явления, порождаемые условиями вузов. Психология высшей школы изучает место и роль психических процессов, состояний, свойств, опыта их проявления, развитие и функционирование в деятельности студентов, преподавателей и руководителей вузов.

В отличие от общей психологии, изучающей общие закономерности, сущность психической жизни людей, психологию высшей школы интересуют, прежде всего, функционирование, изменение, развитие и формирование психики студентов, психологические особенности деятельности преподавателей.

К числу ее основных задач следует отнести:

1.Участие в разработке «модели» современного специалиста с высшим образованием.

2. Проведение психологического анализа деятельности студентов, преподавателей, кафедр, руководящего состава вузов и выявление на этой основе психологических предпосылок повышения эффективности учебного процесса, вузовского воспитания и обучения.

3. Изучение психологии студенческого коллектива, его влияния на учение, общественную, научную и производственную деятельность студентов.

4.Выявление закономерностей формирования личности и профессионально важных качеств будущего специалиста с высшим образованием ( с учетом профиля вуза, курса, возрастных и социальных особенностей).

5. Разработку проблемы психологической подготовки студентов к практической деятельности после окончания вуза.

6. Изучение психологии личности и труда преподавателя вуза, психологических основ его педагогического мастерства и творчества.

7. Исследование проблем профориентации и профотбора в высшие учебные заведения.

8. Анализ процесса адаптации бывших школьников к вузовскому обучению, а выпускников вуза – к условиям трудовой деятельности.

Наиболее значительной задачей психологии высшей школы является проведение психологического анализа деятельности студентов.

Рассмотрим кратко основные категории психологии высшей школы.

Психология высшей школы – система психологических знаний, концепций, принципов, отражающих закономерности вузовского образования.

Профессиональная направленность – это устремленность человека на реализацию своих знаний, опыта, способностей в области выбранной профессии. В ней отражаются его положительное отношение к своей профессии, склонность и интерес к ней, желание удовлетворить свои материальные и духовные потребности, занимаясь трудом в данной области деятельности.

Профессиональная ориентация – система мероприятий по ознакомлению молодежи с миром профессий. Профессиональная ориентация способствует выбору профессии в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями, а также возможностями, которые предоставляет человеку общество. Профессиональная ориентация включает в себя:

· профессиональное просвещение,

· профессиональное воспитание,

· профессиональное консультирование,

· профессиональное развитие личности.

Профессиональная пригодность – совокупность психологических и психофизических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им при наличии специальных знаний, умений и навыков общественно приемлемой эффективности труда. В понятие «профессиональная пригодность» входит также удовлетворение, переживаемое человеком в процессе самого труда и при оценке его результатов. Данное качество не является врожденным и формируется в процессе самой трудовой деятельности.

Педагогическая коммуникация – взаимный процесс общения преподавателей и студентов, в ходе которого происходит усвоение знаний, выработка умений и навыков у обучаемых, развитие психолого-педагогических качеств самих преподавателей.

Методология психологии высшей школы – учение о подходах, принципах, логике построения психологической теории высшего образования

Педагогическая деятельность – творческий, специально организуемый целенаправленный процесс взаимодействия педагога с воспитуемыми с целью формирования и последних профессионально значимых знаний, умений и навыков, развития их способностей и дарований, способов творческой деятельности.

Отметим, что данные категории носят достаточно общий характер и имеют свою специфику применительно к психологии высшей школы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 287.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...