Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Цели, задачи, сущностные характеристики и особенности воспитательного процесса в вузе.
Воспитаниеявляется составляющей частью образования. Воспитание – это целенаправленный специально организованный педагогический процесс взаимодействия педагога со студентами с целью формирования у них политических, нравственных, эстетических, физических качеств, развития их способностей и сущностных сил, становления отношений с окружающим миром и людьми. Целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося. Ведущая цель воспитания студентов – разностороннее развитие личности с опорой на ее индивидуальность. Достижение цели воспитания в учреждении образования предполагает решение следующих основных задач: 1-формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии; 2-подготовка к самостоятельной жизни и труду; 3-формирование нравственной, эстетической и экологической культуры; 4-овладение ценностями и навыками здорового образа жизни; 5-формирование культуры семейных отношений; 6-создание условий для социализации, саморазвития и самореализации личности. Среди особенностей воспитания можно выделить: - сложный диалектический процесс – целенаправленное воспитательное влияние в высшей школе тесно переплетается и по-особому взаимодействует с другими воспитательными влияниями, которые исходят от социальной среды, домашнего окружения и общения воспитываемых с разными людьми; - продолжительный процесс – воспитание не заканчивается пребыванием в вузе, оно длится всю жизнь, которая воспитывает, довоспитывает или перевоспитывает человека; - комплексный процесс – все качества личности неразрывно связаны, в силу этого воспитательная работа требует целостного подхода и решения; - скачкообразный процесс – качество, которое личность приобретает постепенно, может проявиться при определенных обстоятельствах, неожиданно (так случается, когда необходимо проявить мужество или принципиальность, и человек выполняет эту задачу, показывая свою духовную зрелость и моральную стойкость как результат многолетней воспитательной работы); - двусторонний процесс – в ходе воспитания воспитанник является и объектом воспитания, которым руководят педагоги, и субъектом воспитания, самостоятельно осуществляющим определенную деятельность, усваивающим нормы поведения, определяющим ту или иную линию в отношении к другим, коллективу; - противоречивый процесс –. диалектическая противоречивость его проявляется в борьбе между первоначальным пониманием определенных норм, качеств и новым качеством, новым отношением, которое формируется; перспективный и целеустремленный процесс − уровень знаний, усвоенных обучающимися или учебной группой, легко определить. Результаты воспитания не поддаются быстрой проверке. О воспитанности человека нельзя судить только по его высказываниям или поступкам. Важно знать мотивы, побуждающие к действиям, которые могут быть разными, даже если результатом является одинаковый поступок. В зависимости от места и времени проведения СРС, характера руководства ею со стороны преподавателя и способа контроля за ее результатами подразделяется на следующие виды: – самостоятельную работу во время основных аудиторных занятий (лекций, семинаров, лабораторных работ); – самостоятельную работу под контролем преподавателя в форме плановых консультаций, творческих контактов, зачетов и экзаменов; – внеаудиторную самостоятельную работу при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера В условиях высшей школы наибольшее распространение получили следующие формы внеаудиторной воспитательной работы: тематические вечера, дискотеки, спортивные соревнования, туристические походы, клубные занятия по интересам, диспуты, эскурсии, коллективы самодеятельности – хоровые, хореографические, театральные, воскресники по благоустройству, политические информации, строительные студенческие отряды, волонтерская деятельность, создание тематических музеев и др. В вузе роль преподавателей, как организаторов внеаудиторной воспитательной работы, хотя и значительна, но все же не так велика как в школе. Это детерминировано уровнем социально-гражданской зрелости студентов. В вузе студенты, особенно на старших курсах, становятся организаторами различных мероприятий и разнообразных видов деятельности: общественно-политической, художественной, трудовой, спортивной, волонтерской, туристической, экологической и т.д. Каждый из видов деятельности студентов имеет свою цель, задачи, содержание, посредством и в процессе их реализации осуществляется воспитание студентов – участников деятельности. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 489. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |