Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Специфика научного познания. Структурная организация научного познания




Научное познание – всегда целенаправленное познание.

Основная цель – получение принципиально новых знаний.

1. Ориентируется на обнаружение законов.

2. Высшая ценность – объективность (максимально устранить субъективные моменты).

3. Присущи: обоснованность, доказательность и достоверность полученных выводов.

4. Для обоснования истинности положений в научном познании применяются специфические приемы.

5. Имеет специфический язык науки (категориальный аппарат).

6. Объект научного познания не сводим к объекту обыденного опыта, но выходит за рамки этого опыта. Объект изучают вне зависимости от практического применения. Опережающее отражение действительности.

7. Специализированная подготовка научного исследования.

В структуре научного познания 3 уровня исследования:

1. эмпирический. 2.теоретический.      3.основания научного познания.

На эмпирическом уровне преобладает чувственное познание. Изучение явлений. Что можно сделать:

1. Подготовка самого исследования.    2.Получение исходных данных. 3.Формирование фактов. 4.Первичная рациональная обработка фактов.

Основная цель эмпирического уровня – получение данных наблюдения и получение фактов науки. Но это не базис теории.

Что такое факты науки? 2 подхода:

1. Факты абсолютно автономны и независимы по отношению к теории.

2. Формулировка фактов зависит от теории. При смене теории меняется базис.

Это дискуссионная проблема теоретической загруженности фактов.

Факт:

1. Объект события в реальной действительности или сознании.

2. Высказывания ученых.

В методологии доказана теоретическая нагрузка фактов. На базе эмпирического уровня формируется теоретический уровень: более высокая степень обобщения, идеализация.

Теория – органически целостная, непротиворечивая система взглядов, идей и представлений, которая в обобщенной форме раскрывает существенные свойства и закономерные связи объективной действительности.

Теория строится по схеме дедуктивного вывода. Включает 3 элемента:

1. Формально математическая часть.

2. Так называемая идеализированная модель действительности (абстрактные объекты – материальная точка, абсолютного время и т. д.).

3. Элементы отвечающие за специфику теории – слой частных теоретических схем.

Способы развертывания теории:

1. Ученый осуществляет формальные операции со знаками теоретического языка, не обращая внимания на эти знаки.

2. Путем исследования методов мысленного эксперимента.

Основания научного познания имеют свою структуру:

1. Идеалы и нормы научного исследования. 2.Научная картина мира.

2. Философские основания.



Научная картина мира и ее эволюция.

Основаниями каждой науки выступают: а) идеалы и нормы исследования; б) науч. картина мира; в) философ. принципы.

Различают общенауч., естественнонауч., социально-науч. и специал. (частную, локальную) картины мира. Основными компонен­тами картины мира являются представления о фундамент. объек­тах, о типологии объектов, их взаимосвязи и взаимодействии, о пространстве и времени. Науч. картина мира – развивающееся обра­зование, о чем свидетельствует, например, смена воззрений о мате­рии. В процессе развития теорет. знания науч. картина мира выполняет ряд функций: эвристические, систематизирую­щие и мировоззренческие.

Науч. картина мира обеспечивает систематизацию знаний в рамках соответствующей науки, функционирует как исследовательская программа, которая целенаправляет постановку задач научного поиска и выбор средств их решения.

Развитие соврем. науч. картины мира выступает одним из аспектов поиска новых мировоззренческих смыслов и ответов на исто­рич. вызов, стоящий перед соврем. цивилизацией. Общекульт. смысл картины мира определяется ее включенностью в решение проблемы выбора жизненных стратегий чел-ства, поиска новых пу­тей развития. Соврем. научное мышление во все возрастающей степени концентрируется на задачах прогноза, безопасности, противодействия деструктивным тенденциям, сохранения и укрепления жизнестойкости самоорганизующейся системы в единстве ее биологических и социальных составляющих.

Науч. картина мира менялась под влиянием диалектической логики и неевклидовой геометрии (XIX в.), теории относительности и квантовой механики (начало ХХ в.), общей теории систем и теоретической кибернетики, теории хаоса (с середины ХХ в.). В построении современной научной картины мира важную роль сыграли теория нестационарной Вселенной, квантовая химия, генетика, синергетика, теория биологической эволюции и развитие на ее основе концепции биосферы и ноосферы.

В соврем. эпоху осущ-ся новые радикал. изменения в основаниях науки в рамках новейшей глобал. науч. революции, в ходе кот-й рождается постнеклассич. наука. Индустр. общ-во было основано на капитале и труде, машинной технологии, а постиндустр. базируется на интеллек. технологии, информации и знаниях. Если на классич. этапе науки осваивались преимущ-но малые системы, на неклассич. – сложн. саморегулирующиеся сис-мы, то постнеклассич. рациональность проявл-ся при переходе к исследованию слож. исторически развивающихся систем. Такие сис-мы хар-ся открытостью, нелинейностью, возникновением в процессе эволюции все новых уровней организации, кооператив. эффектами, принцип. необратимостью процессов, изменениями по схеме: порядок – динамический хаос – порядок. Человеч. действие не явл-ся внешним, а как бы включается в систему. Перед ч-ком постоянно возникает проблема выбора (чаще всего не однозначно прочитанного) некот. линии развития из множества возмож. путей изменения сис-мы. В работах И.Р. Пригожина (бельгийского ученого и философа русс. происхождения), Джеффри Чу и других вырабатывается нов. понимание эволюции. За Вселенной признается первич. динамичес. неопределенность, все события непрерывно перетекают в другие. Теории естествознания – лишь создания человеч. разума, их не надо путать с самой реальностью, кот. в след. момент может повернуться совсем другой стороной. Мир предстает как многозначная ветвящаяся древовидная крона ходов движения Космоса, биосферы и истории. Постнеклассич. наука исходит из того, что постоянно изменяются как реальность (наряду с ее относит. устойчивостью), так и «субъект» познания, ибо совершенст-ся познават. способ-сти ч-ка. Сложная стр-ра реальности обусловливает смену доминирующих наук. На каж. историч. этапе та или иная господствующая область знаний определяется соц. запросом и материально-технич. уровнем развития цивилизации. В ХХI в. все более динамичн. и значимыми стан-тся исследования в областях биологии и человековедения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 252.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...