Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Специфика научного познания. Структурная организация научного познания
Научное познание – всегда целенаправленное познание. Основная цель – получение принципиально новых знаний. 1. Ориентируется на обнаружение законов. 2. Высшая ценность – объективность (максимально устранить субъективные моменты). 3. Присущи: обоснованность, доказательность и достоверность полученных выводов. 4. Для обоснования истинности положений в научном познании применяются специфические приемы. 5. Имеет специфический язык науки (категориальный аппарат). 6. Объект научного познания не сводим к объекту обыденного опыта, но выходит за рамки этого опыта. Объект изучают вне зависимости от практического применения. Опережающее отражение действительности. 7. Специализированная подготовка научного исследования. В структуре научного познания 3 уровня исследования: 1. эмпирический. 2.теоретический. 3.основания научного познания. На эмпирическом уровне преобладает чувственное познание. Изучение явлений. Что можно сделать: 1. Подготовка самого исследования. 2.Получение исходных данных. 3.Формирование фактов. 4.Первичная рациональная обработка фактов. Основная цель эмпирического уровня – получение данных наблюдения и получение фактов науки. Но это не базис теории. Что такое факты науки? 2 подхода: 1. Факты абсолютно автономны и независимы по отношению к теории. 2. Формулировка фактов зависит от теории. При смене теории меняется базис. Это дискуссионная проблема теоретической загруженности фактов. Факт: 1. Объект события в реальной действительности или сознании. 2. Высказывания ученых. В методологии доказана теоретическая нагрузка фактов. На базе эмпирического уровня формируется теоретический уровень: более высокая степень обобщения, идеализация. Теория – органически целостная, непротиворечивая система взглядов, идей и представлений, которая в обобщенной форме раскрывает существенные свойства и закономерные связи объективной действительности. Теория строится по схеме дедуктивного вывода. Включает 3 элемента: 1. Формально математическая часть. 2. Так называемая идеализированная модель действительности (абстрактные объекты – материальная точка, абсолютного время и т. д.). 3. Элементы отвечающие за специфику теории – слой частных теоретических схем. Способы развертывания теории: 1. Ученый осуществляет формальные операции со знаками теоретического языка, не обращая внимания на эти знаки. 2. Путем исследования методов мысленного эксперимента. Основания научного познания имеют свою структуру: 1. Идеалы и нормы научного исследования. 2.Научная картина мира. 2. Философские основания. Научная картина мира и ее эволюция. Основаниями каждой науки выступают: а) идеалы и нормы исследования; б) науч. картина мира; в) философ. принципы. Различают общенауч., естественнонауч., социально-науч. и специал. (частную, локальную) картины мира. Основными компонентами картины мира являются представления о фундамент. объектах, о типологии объектов, их взаимосвязи и взаимодействии, о пространстве и времени. Науч. картина мира – развивающееся образование, о чем свидетельствует, например, смена воззрений о материи. В процессе развития теорет. знания науч. картина мира выполняет ряд функций: эвристические, систематизирующие и мировоззренческие. Науч. картина мира обеспечивает систематизацию знаний в рамках соответствующей науки, функционирует как исследовательская программа, которая целенаправляет постановку задач научного поиска и выбор средств их решения. Развитие соврем. науч. картины мира выступает одним из аспектов поиска новых мировоззренческих смыслов и ответов на историч. вызов, стоящий перед соврем. цивилизацией. Общекульт. смысл картины мира определяется ее включенностью в решение проблемы выбора жизненных стратегий чел-ства, поиска новых путей развития. Соврем. научное мышление во все возрастающей степени концентрируется на задачах прогноза, безопасности, противодействия деструктивным тенденциям, сохранения и укрепления жизнестойкости самоорганизующейся системы в единстве ее биологических и социальных составляющих. Науч. картина мира менялась под влиянием диалектической логики и неевклидовой геометрии (XIX в.), теории относительности и квантовой механики (начало ХХ в.), общей теории систем и теоретической кибернетики, теории хаоса (с середины ХХ в.). В построении современной научной картины мира важную роль сыграли теория нестационарной Вселенной, квантовая химия, генетика, синергетика, теория биологической эволюции и развитие на ее основе концепции биосферы и ноосферы. В соврем. эпоху осущ-ся новые радикал. изменения в основаниях науки в рамках новейшей глобал. науч. революции, в ходе кот-й рождается постнеклассич. наука. Индустр. общ-во было основано на капитале и труде, машинной технологии, а постиндустр. базируется на интеллек. технологии, информации и знаниях. Если на классич. этапе науки осваивались преимущ-но малые системы, на неклассич. – сложн. саморегулирующиеся сис-мы, то постнеклассич. рациональность проявл-ся при переходе к исследованию слож. исторически развивающихся систем. Такие сис-мы хар-ся открытостью, нелинейностью, возникновением в процессе эволюции все новых уровней организации, кооператив. эффектами, принцип. необратимостью процессов, изменениями по схеме: порядок – динамический хаос – порядок. Человеч. действие не явл-ся внешним, а как бы включается в систему. Перед ч-ком постоянно возникает проблема выбора (чаще всего не однозначно прочитанного) некот. линии развития из множества возмож. путей изменения сис-мы. В работах И.Р. Пригожина (бельгийского ученого и философа русс. происхождения), Джеффри Чу и других вырабатывается нов. понимание эволюции. За Вселенной признается первич. динамичес. неопределенность, все события непрерывно перетекают в другие. Теории естествознания – лишь создания человеч. разума, их не надо путать с самой реальностью, кот. в след. момент может повернуться совсем другой стороной. Мир предстает как многозначная ветвящаяся древовидная крона ходов движения Космоса, биосферы и истории. Постнеклассич. наука исходит из того, что постоянно изменяются как реальность (наряду с ее относит. устойчивостью), так и «субъект» познания, ибо совершенст-ся познават. способ-сти ч-ка. Сложная стр-ра реальности обусловливает смену доминирующих наук. На каж. историч. этапе та или иная господствующая область знаний определяется соц. запросом и материально-технич. уровнем развития цивилизации. В ХХI в. все более динамичн. и значимыми стан-тся исследования в областях биологии и человековедения. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 252. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |