Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Познание как предмет философского анализа. Основные проблемы и принципы теории познания




Гносеология – учение о сущности познавательной деятельности. Смежные дисциплины – когнитивистика (все интеллектуальные знания). Важнейший раздел гносеологии – эпистемология – особенности и методы научного познания, структура и формы научно-познавательной деятельности. Специфика – исследование познавательной деятельности без соотношения с конктретными видами деятельности. Проблемы: *о содержательности и объективности познания, *процедуры конструирования знания, *анализ проблемы объекта и субъекта познания, *выделение основных видов познавательной деятельности, *проблема соотношения истины и лжи.

Виды познавательной деятельности: мифологическая (чувственное переживание реальных действий), религиозная (Бог – абсолютная форма бытия), философская (рациональное осмысление мира), научная (раскрытие сущности предметов и явлений, формирование законов, логическое мышление. Обыденное освоение мира не требует предварительного знания мира. Повседневные знания не имеют специализированной направленности), художественное (система образов). Традиции: 1 – гностицизма (материалисты, идеалисты) – мир познаваем и феноменально и по-существу, познание спроецировано на изучение всех сторон, сознание выходит за рамки себя, бывает предметным либо вообще никаким. 2 – агностицизма («не познаваемый») – Беркли, Юн (англ. идеалисты) – существовать значит быть воспринимаемым, Кантовская школа – процесс и субъект познания активны, субъект познаёт то, что сам же и конструирует, мир на уровне явлений познать можно, мир трансцендентных объектов познать невозможно. Школа стыдливых материалистов – эмоции это знаки, а не отражения окружающего мира.

У Ленина программа против агностицизма. 3 вывода: *существую вещи, не зависимые от нас, направленные на наше сознание, *нет вещей принципиально непознаваемых, *к процессу познания нужно подходить диалектически (от неполного знания к полному).

Проблема контруирования знания (традиции): *Эндогенная традиция (изолирует познание от предметного мира, самодостаточность сознания. Сознание объяснимо из себя самого), *Нативизм (концепция врождённых идей Лейбница), *Конструктивизм (Кант, Фихте – мыслить значит конструировать существующее исходя из правил комбинирования идеальных структур), *Экзогенная традиция (единство знания спредметом), *Натуралистическая (не мы отражаем действительность, а она отражается в нас), *Панлогизм (Гегель – единство бытия и мышления, необходимость совпадения объективного и субъективного познания. Мир идей и мир вещей.

Объект познания – часть объективной реальности, на которую направлено моё познание. У Бэкона: ОП – вещь сама по себе, СП – ум сам по себе, ОП+СП – мир вне нас.

Познание – пассивное созерцание субъектом объекта вне деятельностного сознания его (отношения к нему).

2 взгляда на отношения ОП и СП: *по Канту важным является субъект, *включение деятельности в процесс познания, объект коррелятивен субъекту и наоборот.

Принципы современной теории познания:

1 – принцип познаваемости мира (отрицается идея окончательного завершения процесса познания путём достижения абсолютного знания),

2 – принцип познавательного активизма (познание – активная деятельность субъекта, направленная на изменение объекта познания с целью раскрытия его сущности),

3 – принцип предпосылочности познания (познавательный процесс направлен и организуется некой социокультурной программой),

4 – субъект познания – всегда явление социальное.



Структура и основные закономерности познавательного процесса

Для описания структуры используются 2 категории:

*чувственное познание(Бэкон – эмпиризм) – процесс отображения явлений с помощью органов чувств. Отражает уровень явлений, но не может раскрыть уровень сущности. Чувственная картина мира необходима, но не достаточна.

*рациональное познание(Лейбниц, Спиноза - рационализм) – позволяет выделить существенные признаки, претендует на отражение мира сущности.

Переход от знания явлений к знанию сущности предполагает взаимодействие чувственного и рационального познания. Чувственное познание рационально, а рациональное – чувственно. Кант «Ощущения без понятий слепы, а понятия без ощущений пусты».

Основные формы чувственного познания:

*ощущение – чувственный образ, возникающий в результате непосредственного контакта с органами чувств, образ, несущий информацию об отдельных признаках, это субъективный образ объективного мира. Содержание ощущений одно, а форма разная,

*восприятие – особая форма чувственного отражения мира, которая возникает при контакте с органами чувств. На уровне восприятия получается целостный образ за счёт схематизации, упрощения образа, осуществления выбора нескольких свойств предмета.

*представление – чувственный образ предмета как целостная совокупность свойств, которая возникает без контакта предмета с органами чувств.

Локк – теория первичных и вторичных качеств предмета. Первичные не зависят от того, воспринимаем ли мы их. Вторичные вызывают ощущения (цвет, вкус).

 Основные формы рационального познания:

*понятие – форма мышления, в которой отражаются наиболее существенные стороны предмета (операции абстрагирования – несущ. свойства - и обобщения - существенные),

*суждение – фиксируется наличие или отсутствие у предмета некоторых свойств,

*умозаключение – форма абстрактного мышления, в которой логически выводится новое суждение на основе разных посылок.

Промежуточный уровень между чувственным и рациональным – уровень рассудочного представления.

Кроме вышеперечисленных форм в познавательном процессе участвуют: вера, интуиция, рефлексия.


 


Проблема истины в теории познания.

 

Ключевое понятие – истина.

Противоположное понятие – ложь.

Дезинформация – ложь, умалчивание, полуправда.

Истина – соответствие знаний действительности. Когерентная концепция истины, когда истинность данного утверждения определяется через логические операции.

Прогматическа трактовка (Богданов): два критерия истины – общезначимости и полезности. Истина – соответствие моим интересам и потребностям.

Диалектико-материалестическая концепция: основанной признак истины – объективность, т. к. истина представляет такое содержание представлений, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Это лишь характеристика наших знаний. Из этого следует конкретность истины. Конкретность предполагает, что мы должны корректировать свои мысли с действительностью.

Истина как процесс постижения человеком мира выступает в двух ролях: абсолютная и относительная. Это два момента формирования объективной истины.

Критерием истины является практика – целенаправленная деятельность людей, направленная на преобразование объективной действительности с целью удовлетворения потребностей.

Ложь – преднамеренное воздействие заведомо неправильных представлений в истину.

Дезинформация – передача ложного знания как истинного, истинного как ложного.

Разновидность дезинформации – полуправда, ложь – умалчивание.

Заблуждение – непреднамеренное несоответствие суждений к объекту.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 317.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...