Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Наука в системе социальных ценностей. Этика науки и социальная ответственность учёного
ЭТОС НАУКИ - набор внутренних социальных норм, которых придерживаются ученые в научной деятельности, и которые обеспечивают функционирование социального института науки. Передается в процессе совместного обучения и работы. Фундаментальная задача всех наук остается той же самой от Платона и Аристотеля до Рассела и Поппера: бескомпромиссная преданность истине в исследовании и преподавании. В 40-е года XX века оформляется определение системы правил, действующая внутри научного сообщества и получавшая название внутреннего научного этоса. Их ученый усваивает в ходе своей профессиональной подготовки. Следование или пренебрежение этими нормами выступает как акт морального выбора, предполагающий профессиональную ответственность ученого. Эти императивы, передаваемые наставлением и примером и подкрепленные санкциями, составляют исторически сложившийся этос науки – основу профессионального поведения, профессиональной этики. Принципы внутреннего этоса науки имеют различные формулировки. Одни из них выражены Р. Мертоном еще в 1942 году в работе "Нормативная структура науки", а затем в 1965 году в работе "Амбивалентность ученого". Они включают в себя императивы универсализма(оценка любой научной идеи или гипотезы должна зависеть только от ее содержания и соответствия техническим стандартам научной деятельности, а не от социальных характеристик ее автора, например, его статуса), коллективизма(результаты исследования должны быть открыты для научного сообщества), бескорыстия(при опубликовании научных результатов исследователь не должен стремится к получению какой-то личной выгоды, кроме удовлетворения от решения проблемы), организованного скептицизма(исследователи должны критично относиться как к собственным идеям, так и к идеям, выдвигающимся их коллегами). Биолог Хонс Мор: "Будь честным, никогда не манипулируй с фактами. Будь точным! Будь честным в отношении приоритета фактов и идей! Будь непредубежденным относительно фактов и идей своих соперников".Для описания реального поведения ученых дополнительно к нормам научного этоса Мертон вводит еще девять пар взаимно противоположных нормативных принципов. Идея "социологической амбивалентности" состоит в том, что в своей повседневной профессиональной деятельности ученые постоянно находятся в напряжении выбора между полярными императивами предписываемого поведения. Так, ученый должен: *как можно быстрее передавать свои научные результаты коллегам, но он не должен торопиться с публикациями; *быть восприимчивым к новым идеям, но не поддаваться интеллектуальной "моде"; *стремиться добывать такое знание, которое получит высокую оценку коллег, но при этом работать, не обращая внимания на оценки других; *защищать новые идеи, но не поддерживать опрометчивые заключения; *прилагать максимальные усилия, чтобы знать относящиеся к его области работы, но при этом помнить, что эрудиция иногда тормозит творчество; *быть крайне тщательным в формулировках и деталях, но не быть педантом, ибо это идет в ущерб содержанию; *всегда помнить, что знание универсально, но не забывать, что всякое научное открытие делает честь нации, представителем которой оно совершено; *воспитывать новое поколение ученых, но не отдавать преподаванию слишком много внимания и времени; учиться у крупного мастера и подражать ему, но не походить на него. В содержание научного этоса можно включить и нравственные принципы ученого, преподающего в студенческой аудитории (М. Вебер "Наука как призвание и профессия": это отказ навязывать своим слушателям личные позиции, поскольку слушатели на лекциях вынуждены молчать; обучение своих учеников признанию неудобных фактов с точки зрения их позиций, благодаря чему они обретут способность к диалогу мнений и культур"). К внутреннему этосу науки следует отнести и ответственность ученого за новизну своих работ, публикуемых в различных изданиях. Каждая работа должна нести новую мысль, идею, подход, но не быть копией друг друга, иначе она лишается статуса научности. Р. Барбер предложил дополнить этос науки нормами «рациональности» и «эмоциональной нейтральности», а Р. Мертон включил в этос норму «оригинальности». 70-х годах XX века Я. Митрофф на примере case-study группы, занимавшейся исследованием Луны, показал, что в науке можно выделить противоположную мертоновской совокупность норм, названную им контрнормами (партикуляризм, скаредность, заинтересованность, организованный догматизм и др.). Проблемы внешней этики науки – социальной ответственности ученых перед обществом за свои открытия – обсуждаются уже более шестидесяти лет со времени преступных действий США, сбросивших атомные бомбы на мирные японские города в 45-м, а также тонны диоксина на территорию Вьетнама в 60-х годах. Прогресс науки расширяет диапазон проблемных ситуаций, для решения которых недостаточен весь накопленный человечеством нравственный опыт. Инновационная деят-ть (ИД) и устойчивое развитие. Наука и соцтехнологии. ИД – нач 20века, Шунпетер (амер) рассм ИД, как посредник м/у изобретением и внедрением в экон-ку. Всегда сущ-ет потребность усоверш-ть жизнь. ИД – это развитие. Ведет себя по-разному. Нач20 века: внедрение новых вещей привело к кризису. ИПроцессы на 5 групп: 1)продуктовые, 2)технологические, 3)социальные, 4)комплексные, 5)культурные. Противоречия: 1)ИД явл-ся предпосылкой кризиса 2) ИД – средство устранения кризисов. Сущ 3 группы базисных инноваций: 1)экономика, 2)политика, 3)соц-психол отношения в общ-ве. Развитие ИП обусловило соц/ тех-гии – это деят-ть, в рез кот достигается поставленная цель, осущ-ся изменение объекта деят-ти. Все ли м технолизировать? Нет. Гл/цель ИД: обеспечить устойчивое разв-е страны (Рио-де-Жанейро, 1992, 117 стран мира, конференция, «стратегия уст-го разв-ия»). Лидеры ИРазвития: США, Япония, Ю/В Азия, З/Европа. Гл/ стратегические направления: 1)эф сис-ма финансирования НИОКР (Политика д/б направлена на развитие науч/ программ и на внедрение идей в жизнь, проводить исслед-ия и за пределами страны) 2)Целенаправленная кадровая политика (чем выше квалиф-ия, тем выше з/пл) 3)Реализ-ия рез-ов исслед-ия (развитие технопарков…) 4)м/у нар сотрудничество 5)страт-кое планир-ие НТР (без прогноза ничего не получится) 6)Ориентация на приоритетные направл-я. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 263. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |