Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Феномен научной революции. Проблема типологии научных революций.




Развитие знаний происходит постепенно, а также в форме науч. революций. Каждая из них содержит разрушит. сторону – освобожд-е от устарев. представ-й – и созидател. – форм-ние нов. взглядов, удержание в обновлен. знании полезного из прежн. багажа. При этом обогащ-тся понятийн. аппарат, созд-ся более емкие теории, меняются методы познания, стиль мышления.

Первая крупная рев-ция в науке, преимущ-но в естествознании (XV-XVII вв.), разрушила геоцентричес. сис-му Птолемея и утвердила идеи Коперника, Галилея, Ньютона, создала классич. (механистическую) картину миропонимания. Схоластику заменил стиль мышления, основан. на использ-и эмпирич. метода. Утвердилась система мышления, представив. мир как твердую материю, подчин. жестким законам. Ч-к в этом мире – побочный продукт звездной эволюции.

Вторая глобальная науч. рев-я связана с такими достижениями в естествознании, как эволюц. учение Дарвина, появление клеточ.теории, открытие закона сохранения и превращения энергии, менделеевской системы химич. элементов (XIX в.). По разрушительному характеру это была антиметафизическая, а по созидательному – диалектическая революция.

Третья рев-ия в науке произошла на рубеже XIX-XX веков, охватила значит. часть ХХ столетия. Было воздвигнуто некласс. естествознание. Теория относительности Эйнштейна, опыты Резерфорда с альфа-частицами, работы Н.Бора, другие исследования в ряде наук показали, что мир сложен и что сознание ч-ка включено в восприятие действ-сти. Пространство многомерно, время нелинейно, они тесно переплетены и образуют пространственно-времен. континуум. Мир – сплошная динамика, не позволяющая говорить о фиксиров. месте в пространстве и о массе покоя. Элемен. частицы являют собой сгустки поля. Внутриатомные события неопред-ны, возникают спонтанно и могут быть описаны на языке матем. вероятностей.

В соврем. эпоху осущ-ся новые радикал. изменения в основаниях науки в рамках новейшей глобал. науч. рев-ции, в ходе кот-й рождается постнеклассич. наука. Индустр. общ-во было основано на капитале и труде, машинной технологии, а постиндустр. базируется на интеллек. технологии, информации и знаниях. Если на классич. этапе науки осваивались преимущ-но малые системы, на неклассич. – сложн. саморегулирующиеся сис-мы, то постнеклассич. рациональность проявл-ся при переходе к исследованию слож. исторически развивающихся систем. Такие сис-мы хар-ся открытостью, нелинейностью, возникновением в процессе эволюции все новых уровней организации, кооператив. эффектами, принцип. необратимостью процессов, изменениями по схеме: порядок – динамический хаос – порядок. Человеч. действие не явл-ся внешним, а как бы включается в систему. Перед ч-ком постоянно возникает проблема выбора (чаще всего не однозначно прочитанного) некот. линии развития из множества возмож. путей изменения сис-мы. В работах И.Р. Пригожина (бельгийского ученого и философа русс. происхождения), Джеффри Чу и других вырабатывается нов. понимание эволюции. За Вселенной признается первич. динамичес. неопределенность, все события непрерывно перетекают в другие. Теории естествознания – лишь создания человеч. разума, их не надо путать с самой реальностью, кот. в след. момент может повернуться совсем другой стороной. Мир предстает как многозначная ветвящаяся древовидная крона ходов движения Космоса, биосферы и истории. Постнеклассич. наука исходит из того, что постоянно изменяются как реальность (наряду с ее относит. устойчивостью), так и «субъект» познания, ибо совершенст-ся познават. способ-сти ч-ка. Сложная стр-ра реальности обусловливает смену доминирующих наук. На каж. историч. этапе та или иная господствующая область знаний определяется соц. запросом и материально-технич. уровнем развития цивилизации. В ХХI в. все более динамичн. и значимыми стан-тся исследования в областях биологии и человековедения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 299.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...