Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Возникновение науки. Основы социализации науки.




Вплоть до 19 в. проблема истории науки не была предметом рассмотрения учеными. С 19 в. ибо как раздел философии, либо как раздел истории. В1892 г. во Франции открыта первая кафедра истории науки.

Два методологические установки:

1. Презентизм – прошлое объясняется языком современности.

2. Антикваризм – историк восстанавливает целостную картину прошлого без ссылок к современности.

Всплеск историкогр. исследований приходится на 30-е гг. 20 в. В 1931 г. в Лондоне конгресс. Была образована группа ученых, которые работали в направлении экстернализма. Представители экстерналистского направления исследовали связь между соц.-эконом. Развитием и развитием науки (Бернал, Мертон).

Интерналистское направление – наука развивается в результате своей внутренней эволюции, без внешних вмешательств (холл: наука – результат интеллектуальной мутации). Более популярной является экстерналистское направление.

Три модели исторической конструкции науки:

1. История науки – кумулятивный (поступательный, прогрессивный) процесс. В прошлом знании значимы только те моменты, которые могут быть использованы в последствии.

2. История науки – развитие через научные революции (Кунн).

3. История науки – совокупность индивидуальных ситуаций.

Вернатский: развитие науки – становление научного познания.

Исследуется соц.-культурная обусловленность научного познания (Степин, Гайденко, Ильин). Вопрос о периодизации истории науки является дискуссионным.

Развитие получила следующая модель:

1. Преднаука

2. Классическая наука (механистическая парадигма).

3. Неклассическая наука (квантово-релятивистская парадигма).

4. Постклассическая наука (синергетическая парадигма).

Конец 16 – 17 в. – можно говорить о становлении науки. До этого – преднаука – зарождение науки, появление предпосылок.

Каждая из стадий имеет свою парадигму (установку), свою картину мира и свои фундаментальные идеи.

Преднаука.

Развитие знаний в традиц. вост. общества Рим, Греция. Никогда не занимались созданием теорий. Отсутствует рациональное исследование мира. Начинается формирование предпосылок науки доказывающей.

По Степину методы форм. науч. знания:

1. Идеальные научные объекты выводятся непосредственно из практики, затем возможно формирование научного знания. Недостатки: предсказательность не выходит за рамки.

2. Исходные идеальные объекты заимствуются из сложившихся систем знаний. Как только заканчивается первый метод, здесь заканчивается преднаука.

У греков – натурфилософия, в которой выделяются элементы науки (знаний). Пифогорийская школа – математика, числа. Мир рассматривается как некий космос. Предполагается геометрическая модель космоса (Эвдокс, Аристотель). Космос состоит из ряда оболочек, центр космоса – центр земли. Вокруг космоса неподвижные звезды, пять небесных тел кроме земли и луны.

Античные идеи:

1. Атомистика (все тела состоят из атомов).

2. Элементаризм (космос образован 4-мя элементами или стихиями «2-мя силами: любовь и вражда»).

Аристотель создал всеобъемлющую структуру знаний. Работал во всех областях. Пытался систематизировать научные знания. Конкретная вещ. Космос вечен, неподвижен.

Платон: материя – то из чего все состоит.

Эпоха эллинизма (4 в. до н.э. – 1 в. н.э.): стоицизм, скептицизм (основа для христианства), эпикуризм (все состоит из атомов, которые двигаются сверху вниз с отклонениями), неоплатонизм.

Эвклит «начало» – основы математики. Лукреций кар «О природе вещей» – сист. Изложение материал. ф. Клавдий Птолемей «Система движения небесных тел»

Средние века.

Подлинное знание – это знание всеобъемлющее, им обладает творец; такой уровень знания может быть универсальным.

Процесс познания поставлен под контроль церкви. 1131 г. – церковь вводит запрет на изучение медицинской и юридической литературы. Возникают алхимия и астрономия. 9 – 12 в. – центр научных знаний на Востоке (Амар Хаям, Ибн Руж).

Классическая наука.

Конец 16 в. – крнец 19 в. При исследовании объектов стремится устранитьвсе то в знании, что относится к субъекту, к средствам познания, приемам и операциям исследования. Принцип объективизма. Предмет познается сам по себе. Подготовительный этап формирования науки приходится на конец эпохи возрождения. Индия в центре мироздания. В Европе – протестантизм, разделивший знание и веру. Возникает экспериментально-математическое естествознание, т.е. отдельно начали существовать философия и наука.

Никола Кузанский (1401 – 1464 г.), Каперник, Галилей, Да Винчи, Кеплер.

Кузанский предложил Принцип совпадения противоположностей: единого и бесконечного, максим. и мин. Земля не центр космоса, это небесное тело. Тождество движения и покоя.

Коперник (1473 – 1543 г.) «Об обращении небесных тел». Главный противником птолемеевской системы.

Дж. Бруно (1548 – 1600 г.) – идея бесконечности вселенной.

Галилей – стоит у истоков науки, сформировал закон инерции, создание телескопа, закон колебаний маятника, теоретически доказал гелиоцентрическую систему.

Кеплер – три закона движения планет.

Френсис Бекон (1561 – 1626 г.) – от философии начинает отделятся наука. Единое знание разделено на философию и науку. В 1620 г. «Новый органон» и предисловие «Великое восстановление наук».

Некласическа наука ( конец 19 пер. пол. 20 в.).

Начало становления. Разработка релятивистской и квантовой теории нанесли удар по принципу класс. науки.

Беккерель (1896 г.) открыл явление самопроизв. Излучения урановой соли.

Супр. Кюри – радиоактивность.

Резерфорд (1911 г.) – прланетарная модель строения атома, который имеет ядро, в кот. сосредоточена основ. масса атома.

Бор – модифицировал модель Резерфорда и открыл модель Резерфорда-Бора.

Декар – основы квантовой электродинамики. Открыл позитрон.

Эйнштейн (1905 г.) – специальная общая теория относительности. Идея о единстве материи, движении, пространстве и времени.

Характерна материализация знаний.

Появляется генетика (1953) – открытие структуры ДНК. Начало молекулярной генетики.

Открытие в области острономии. Галактика состоит из 150 млр. Звезд. Возраст солн. системы 5 млр. лет.

Фридман (1922 г.) – решение общей теории относительности. Ввел 4-ое измерение.

1963 г. – открыли большое астр. тело – квазар вне галактики.

1967 г. – пульсары – источник излучения вселенной.

Постклассическая наука (нач. 60-80 г. – 20 век.)

НТР, процесс компьютеризации. Биология: генные технологии (инсулин, клонирование). Химия, информационные технологии.

Метод математического моделирования.

Главная идея этого периода – идея синтеза научных знаний, стремление построить общенауч. Картину мира на основе принципа универсального эволюционизма. Системы самоорганизующиеся, механизмы, регулирующие все процессы: адаптационные и бифуркац. механизмы – Моисеев. Преимущество сложных систем перед простыми.

Три основных концепциальных направления унив. эволюц-ма:

1. Теория нестационарной вселенной.

2. Сенергетика (откр. Неравновесные системы, в кот. возникают эффект, переход из хаоса в норм. состояние).

3. Теория биологической эволюции, концепции биосферы и ноосферы.

Идеи принципа универс. эволюционизма:

– идея целостности;

– идея коэволюции – согласованное взаимодействие природы и общества;

– идея открытой рациональности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 243.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...