Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Возникновение науки. Основы социализации науки.
Вплоть до 19 в. проблема истории науки не была предметом рассмотрения учеными. С 19 в. ибо как раздел философии, либо как раздел истории. В1892 г. во Франции открыта первая кафедра истории науки. Два методологические установки: 1. Презентизм – прошлое объясняется языком современности. 2. Антикваризм – историк восстанавливает целостную картину прошлого без ссылок к современности. Всплеск историкогр. исследований приходится на 30-е гг. 20 в. В 1931 г. в Лондоне конгресс. Была образована группа ученых, которые работали в направлении экстернализма. Представители экстерналистского направления исследовали связь между соц.-эконом. Развитием и развитием науки (Бернал, Мертон). Интерналистское направление – наука развивается в результате своей внутренней эволюции, без внешних вмешательств (холл: наука – результат интеллектуальной мутации). Более популярной является экстерналистское направление. Три модели исторической конструкции науки: 1. История науки – кумулятивный (поступательный, прогрессивный) процесс. В прошлом знании значимы только те моменты, которые могут быть использованы в последствии. 2. История науки – развитие через научные революции (Кунн). 3. История науки – совокупность индивидуальных ситуаций. Вернатский: развитие науки – становление научного познания. Исследуется соц.-культурная обусловленность научного познания (Степин, Гайденко, Ильин). Вопрос о периодизации истории науки является дискуссионным. Развитие получила следующая модель: 1. Преднаука 2. Классическая наука (механистическая парадигма). 3. Неклассическая наука (квантово-релятивистская парадигма). 4. Постклассическая наука (синергетическая парадигма). Конец 16 – 17 в. – можно говорить о становлении науки. До этого – преднаука – зарождение науки, появление предпосылок. Каждая из стадий имеет свою парадигму (установку), свою картину мира и свои фундаментальные идеи. Преднаука. Развитие знаний в традиц. вост. общества Рим, Греция. Никогда не занимались созданием теорий. Отсутствует рациональное исследование мира. Начинается формирование предпосылок науки доказывающей. По Степину методы форм. науч. знания: 1. Идеальные научные объекты выводятся непосредственно из практики, затем возможно формирование научного знания. Недостатки: предсказательность не выходит за рамки. 2. Исходные идеальные объекты заимствуются из сложившихся систем знаний. Как только заканчивается первый метод, здесь заканчивается преднаука. У греков – натурфилософия, в которой выделяются элементы науки (знаний). Пифогорийская школа – математика, числа. Мир рассматривается как некий космос. Предполагается геометрическая модель космоса (Эвдокс, Аристотель). Космос состоит из ряда оболочек, центр космоса – центр земли. Вокруг космоса неподвижные звезды, пять небесных тел кроме земли и луны. Античные идеи: 1. Атомистика (все тела состоят из атомов). 2. Элементаризм (космос образован 4-мя элементами или стихиями «2-мя силами: любовь и вражда»). Аристотель создал всеобъемлющую структуру знаний. Работал во всех областях. Пытался систематизировать научные знания. Конкретная вещ. Космос вечен, неподвижен. Платон: материя – то из чего все состоит. Эпоха эллинизма (4 в. до н.э. – 1 в. н.э.): стоицизм, скептицизм (основа для христианства), эпикуризм (все состоит из атомов, которые двигаются сверху вниз с отклонениями), неоплатонизм. Эвклит «начало» – основы математики. Лукреций кар «О природе вещей» – сист. Изложение материал. ф. Клавдий Птолемей «Система движения небесных тел» Средние века. Подлинное знание – это знание всеобъемлющее, им обладает творец; такой уровень знания может быть универсальным. Процесс познания поставлен под контроль церкви. 1131 г. – церковь вводит запрет на изучение медицинской и юридической литературы. Возникают алхимия и астрономия. 9 – 12 в. – центр научных знаний на Востоке (Амар Хаям, Ибн Руж). Классическая наука. Конец 16 в. – крнец 19 в. При исследовании объектов стремится устранитьвсе то в знании, что относится к субъекту, к средствам познания, приемам и операциям исследования. Принцип объективизма. Предмет познается сам по себе. Подготовительный этап формирования науки приходится на конец эпохи возрождения. Индия в центре мироздания. В Европе – протестантизм, разделивший знание и веру. Возникает экспериментально-математическое естествознание, т.е. отдельно начали существовать философия и наука. Никола Кузанский (1401 – 1464 г.), Каперник, Галилей, Да Винчи, Кеплер. Кузанский предложил Принцип совпадения противоположностей: единого и бесконечного, максим. и мин. Земля не центр космоса, это небесное тело. Тождество движения и покоя. Коперник (1473 – 1543 г.) «Об обращении небесных тел». Главный противником птолемеевской системы. Дж. Бруно (1548 – 1600 г.) – идея бесконечности вселенной. Галилей – стоит у истоков науки, сформировал закон инерции, создание телескопа, закон колебаний маятника, теоретически доказал гелиоцентрическую систему. Кеплер – три закона движения планет. Френсис Бекон (1561 – 1626 г.) – от философии начинает отделятся наука. Единое знание разделено на философию и науку. В 1620 г. «Новый органон» и предисловие «Великое восстановление наук». Некласическа наука ( конец 19 пер. пол. 20 в.). Начало становления. Разработка релятивистской и квантовой теории нанесли удар по принципу класс. науки. Беккерель (1896 г.) открыл явление самопроизв. Излучения урановой соли. Супр. Кюри – радиоактивность. Резерфорд (1911 г.) – прланетарная модель строения атома, который имеет ядро, в кот. сосредоточена основ. масса атома. Бор – модифицировал модель Резерфорда и открыл модель Резерфорда-Бора. Декар – основы квантовой электродинамики. Открыл позитрон. Эйнштейн (1905 г.) – специальная общая теория относительности. Идея о единстве материи, движении, пространстве и времени. Характерна материализация знаний. Появляется генетика (1953) – открытие структуры ДНК. Начало молекулярной генетики. Открытие в области острономии. Галактика состоит из 150 млр. Звезд. Возраст солн. системы 5 млр. лет. Фридман (1922 г.) – решение общей теории относительности. Ввел 4-ое измерение. 1963 г. – открыли большое астр. тело – квазар вне галактики. 1967 г. – пульсары – источник излучения вселенной. Постклассическая наука (нач. 60-80 г. – 20 век.) НТР, процесс компьютеризации. Биология: генные технологии (инсулин, клонирование). Химия, информационные технологии. Метод математического моделирования. Главная идея этого периода – идея синтеза научных знаний, стремление построить общенауч. Картину мира на основе принципа универсального эволюционизма. Системы самоорганизующиеся, механизмы, регулирующие все процессы: адаптационные и бифуркац. механизмы – Моисеев. Преимущество сложных систем перед простыми. Три основных концепциальных направления унив. эволюц-ма: 1. Теория нестационарной вселенной. 2. Сенергетика (откр. Неравновесные системы, в кот. возникают эффект, переход из хаоса в норм. состояние). 3. Теория биологической эволюции, концепции биосферы и ноосферы. Идеи принципа универс. эволюционизма: – идея целостности; – идея коэволюции – согласованное взаимодействие природы и общества; – идея открытой рациональности. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 282. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |