Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие практики. Роль и функции практики в познавательном процесс




Практика и познание - две взаимосвязанные стороны единого исторического процесса, но решающую роль здесь играет практическая деятельность. Это целостная система совокупной материальной деятельности человечества во всем его историческом развитии.

Важнейшие формы практики: 1) Материальное производство (труд), преобразование природы, естественного бытия людей. 2) Социальное действие - преобразование общественного бытия, изменение существующих социальных отношений определенными "массовыми силами" (революции, реформы, войны, преобразование тех или иных социальных структур и т.п.). 3) Научный эксперимент - активная (в отличие от наблюдения) деятельность, в процессе которой исследователь искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства объективного мира.

Основные функции практики в процессе научного познания:

1. Практика является источником познания потому, что все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями. В частности, математические знания возникли из необходимости измерять земельные участки, вычислять площади, объемы, исчислять время и т.д. Однако не всегда, конечно, открытия в науке (например, периодический закон Менделеева) делаются непосредственно "по заказу" практики.

2. Практика выступает как основа научного познания, его движущая сила. Весь познавательный процесс, начиная от элементарных ощущений и кончая самыми абстрактными теориями, обусловливается в конечном счете задачами и потребностями практики. В процессе преобразования мира человек обнаруживает и исследует все новые и новые его свойства и стороны и все глубже проникает в сущность явлений. Практика служит основой научного познания также и в том смысле, что обеспечивает его техническими средствами, инструментами, приборами, научным оборудованием и т.п., без которых - особенно в современной науке - оно не может быть успешным.

3. Практика является опосредованно целью научного познания, ибо оно осуществляется не ради простого любопытства, а для того, чтобы направлять и соответствующим образом, в той или иной мере, регулировать деятельность людей. Научные знания (как и все другие его формы) возвращаются в конечном итоге обратно в практику и оказывают активное влияние на ее развитие.

4. Практика представляет собой решающий критерий истины научного знания. Проверка знания "на истину" практикой (в той или иной ее форме) не есть какой-то одноразовый акт, или "зеркальное сличение", она есть процесс, т.е. носит исторический, диалектический характер.

Диалектичность практики как критерия истины является объективной основой возникновения и существования иных критериев для проверки истинности знания в различных его формах. В качестве таковых выступают так называемые внеэмпирические, внутринаучные критерии обоснования знания (простота, красота, внутреннее совершенство и т.п.). Важное значение среди них имеют теоретические формы доказательства, логический критерий истины, опосредованно выведенной из практики, производный от нее и потому могущий быть вспомогательным критерием истины. Он дополняет критерий практики как решающий, а не отменяет или заменяет его полностью. В конечном итоге практика и только она может окончательно доказать истинность тех или иных знаний.



Наука как специфическая форма познания в современном мире. Сущность и функции науки.

Наука рассматривается как социо-культурный феномен. Это целостная система, относительно самостоятельная сфера. Науку рассматривают в единстве 3 – 4-х аспектов:

1. Как система знаний.

2. Как специфический вид деятельности.

3. Как социальный институт.

4. Как академическая система.

В единстве этих 4-х аспектов наука возникает в 16 – 17 веке.

Наука – система социально ориентированной деятельности людей, направленная на производство новых знаний о природе, обществе, мышдении и осуществляет объективную интерпретацию действительности и отражает действительность.

Наука как система знаний.

Это развернутый комплекс эмпирических и теоретических знаний, фундаментальных и прикладных знаний + описывающий и объясняющий научные единицы. Их главная особенность – ориентация на раскрытие и формулировку законов. Законы – это матрица всей науки. Научные знания должны быть объективными, доказательными, истинными, систематизированными.

Основными формами вненаучного знания являются:

1. Ненаучные (несистемное, разрозненное).

2. Донаучные (предпосылка научного).

3. Паранаучные (от греч. «около, рядом» – нет критерия доказанности, убедительности).

Лженаучные знания – ошибочные знания.

Квазинаука – борьба против генетики, кибернетики.

Антинаука – сознательно искаженные представления о действительности, антисоциальные исследования.

Псевдонаука – спекулирование популярными проблемами (например: снежный человек, НЛО, Лохнеское чудовище).

Наука как деятельность.

Это процесс рождения знаний, истины. Социальный по своей природе.

Специальные особенности науки как деятельности:

1. Научная деятельность протекает как общекультурная кооперация современников и предвестников.

2. Уникальность. Инновационные процессы неповторимы, исключительны.

3. Нестоимостная производительность. Творческим действием нельзя приписать стоимостного эквивалента.

4. Персонификация.

5. Дисциплинированность. Научная деятельность строго контролируется определенным сводом законов.

- как социальный институт – гражданский этос (законы); гносеологический этос – методологические нормы, которые регулируют науку как исследование.

6. Демократизм. Защита критики и свободы мысли.

7. Коммуникативность, коллективность научной деятельности (большая наука – наука коллективная).

Научное сообщество – совокупность исследователей со специализированной исходной научной подготовкой, единых в понимании цели и отношении к социальной среде.

Научная среда рассматривается на уровнях (ввел Планн):

1. Сообщество всех ученых.

2. национальное сообщество

3. сообщество специалистов по какой-то научной дисциплине.

4. группа ученых, изучающих одну и ту же проблему.

Наука как социальный институт.

Аспект социальной природы науки – это система обественных организаций, учреждений которые выробатывают, хранят и рапростроняют научные знания.

Наука как академическая система.

- социальная плоскость – сеть исследовательских, образовательных и просветительских заведений.

- познавательная плоскость – генерация, ассимиляция и трансляция знаний (знатоки, генераторы и педагоги).

Академическая наука отделилась от университетской. Феномен: обучение без исследования и исследование без обучения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 281.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...