Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Педагогические воззрения Платона




История образования и педагогической мысли как учебная дисциплина

История образования – изучает историю развития педагогической теории и практики воспитания и обучения.

Понятие образование введено Песталоцци, у нас ввел – Новиков.

В основе истории образования истории образования лежат

2 принципа:

Научной объективности – означает уход от однозначности и односторонности суждений о прошлом

Научного историзма – это отказ от господства идеологии и политики.

Задачи исторического образования:Изучить педагогическое наследие философов, учёных;Научить анализировать и осмысливать их взгляды;Расширить научный кругозор;Использовать в своей деятельности.

История образования включает следующие разделы:

Воспитание в первобытном обществе по 5 в. До н. э.

Воспитание эпохи средневековья 5 до н. э. -16 вв. нашей эры

Новое время 16 – 19 вв.

Новейшее время – школа воспитания 20 – 21 вв.

Педагогическая система – включает пед концепцию и опыт её использования в пед практике. Н-р: Каменский, Песталоцци, Макаренко, Сухомлинский.

Пед концепция – это теория, система идей о закономерностях и принципах организации принципах организации пед процессов.

Н-р: Локк, Руссо, Толстой.

Пед взгляды – это не сложившиеся в целостную концепцию идеи о теории и практики воспитания и обучения. Н-р:Лай, Лесгафт и др.

Источники истории образования:

Памятники древн. письменности и архивные материалы;Труды или произведения философов, учёных, педагогов –учебники, пособия;Периодические издания.История образования связана с историей культуры, с всеобщей историей, историей философии, историей литературы.

Воспитание в условиях первобытнообщинного строя.

Учили охоте, рыбной ловле, изготовлению орудий труда.

Воспитывали определённые качества: мужество, смелость, взаимопомощь.

Воспитание детей начиналось с рождения и носило коллективный характер. Наказаний не было. Дети вместе с женщинами занимались собирательством.

С семи лет внимание уделялось больше мальчикам. С 11 – 12 (у некоторых с 10 лет) происходила инициация –процедура посвящения во взрослые члены рода.

После появления общественного труда (ремесло, земледелие и скотоводство) появляются семьи, воспитание становится семейным и появляется неравенство.

Богатые слои общества: - жрецы; - военачальники; - воины.

Бедные слои (труженики): - земледельцы; - ремесленники; - скотоводы.

Появляется наказание.

 

Общие и отличительные черты воспитания в Афинах и Спарте.

В Спарте население делилось на: - господствующий класс; - лично-свободных граждан; - рабов (илотов).

9 000 рабовладельцев владели 250 000 рабами.

Цель воспитания – воспитание воинов.

Государство контролировало жизнь человека с самого рождения.

Заседание старейшин решало оставить ли ребёнка на воспитание ребенка в родителям.

Ребёнок воспит. до 7 лет в семье, не пеленали, растили неприхотливыми.

С 7 лет забирали в агелы, где воспитывались до 18 лет. Мальчики росли в довольно суровых условиях: из одежды им полагался один хитон (а с 12 лет один плащ) на год, пища была весьма скудной и простой, ухаживать за телом не разрешалось, постель, на которой спали подростки, изготавливалась из тростника.

Учили пятиборью: бороться, бегать, прыгать, плавать, бросать лук и копья.

Воспитанием занимались педономы. Главная – военная подготовка. Воспитывали ненависть к рабам. Им давали азы знаний. Оттуда пошло выражение – лаконичная речь.

С 18 лет избранные посещали Эфебию, где им давали основы знаний до 30 лет. Остальные становились воинами.

1 раз в год проходили крипции– война рабам (облавы на рабов) – ночью нужно было найти раба и убить его.

Девочек воспитывали дома, но они тоже должны были пройти пятиборье.

В Афинах были развиты торговля, мореплавание.

Цель воспитания – гармоничное развитие личности (приобщение к наследственности).

Дети до 7 лет воспитывались дома. С 7 лет посещали разные виды школ.

13 – 14 лет – школа грамматиста

До 15 – школа кифариста

Учителя были дидоскалы от слова дидаско – учу.

Писали на вощёных табличках писалом.

С 14 – 15 лет – школа палестра, для физического здоровья.

Были гимназиидо 18 лет – изучали философию, литературу, правоведение

Были Эфебии – их посещали самые богатые.

Характерной тенденцией афинского образования, сложившейся к VI в. до н. э., стал процесс становления и развития философских школ (пифагорейской, эпикурейской, софистской и т. д.)

Девушки воспитывались дома, были грамотными (обучали мамы и кормилицы), но в основном все время девочки было занято обучением рукоделию.

Педагогические идеи Сократа.

Сократ - древнегреческий философ, идеи которого дошли до нас через его учеников. Его главным достижением можно назвать создание школы, в основе которой была беседа – диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов.

Суть педагогических суждений - главной среди жизненных целей человека должно быть нравственное самосовершенствование. Счастье состоит, прежде всего, в устранении противоречия между личным и общественным бытием.

Сократ - один из основоположников учения о доброй природе человека.

Учительская деятельность для Сократа была дороже жизни. Когда перед ним встал выбор, сохранить жизнь или отказаться от такой деятельности, Сократ принял яд цикуты.

Сократ излагал свое учение в любой аудитории, будь то городская площадь или аллеи Ликея. Он один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов - так называемого сократического метода. Главной задачей наставника Сократ считал пробуждение мощных душевных сил ученика.В таком "повивальном искусстве" он видел основное предназначение учителя.Беседы Сократа были направлены на то, чтобы помочь "самозарождению" истины в сознании ученика.

Вклад Демокрита в развитие педагогических идей

Демокрит был выдающимся древнегреческим философом-материалистом, создателем атомистической теории. Демокрит считал, что становление личности человека зависит от его природы и воспитания.

Огромное значение Демокрит придавал среде, примеру взрослых, словесному воздействию, воспитанию «убеждением и «доводами», приучению к труду. В дошедших до нас фрагментах трудов Демокрита отражено требование: начинать воспитание детей с малых лет.

Философ придавал огромное значение воспитанию и считал, что оно ведет к обладанию тремя дарами: "хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать". Философ считал, что хотя воспитатель формирует и изменяет человека, тем не менее, его руками действует природа, ибо человек является ее частицей - "микрокосмосом". 

Демокрит отмечал, как важно родителям посвятить себя воспитанию детей. Он осуждал скупых родителей, не желавших тратить средства на обучение детей и обрекавших их на невежество. Демокрит полагал, что главное не количество полученных знаний, а воспитание интеллекта. " Рассматривая обучение как трудную работу, Демокрит полагал естественным прибегать к принуждению в отношении учащихся. Однако Демокрит советовал добиваться педагогических результатов не одним лишь принуждением. Он предлагал формировать стремление постигать неизвестное, воспитывать чувство долга и ответственности.

Педагогические воззрения Платона

Платон – ученик Сократа.

По Платону, земная жизнь - преходящий этап движения человека к "истинному бытию».Приобретение знаний, является процессом воспоминания о бестелесном мире идей, откуда вышел и куда уйдет каждый человек.

Трактаты «Государство», «Закон» и другие.

Платон на основе изучения системы воспитания Спарты и Афин сконструировал идеальное аристократическое государство: философы - управляют, воины – защищают, земледельцы и ремесленники содержат предыдущих.

Считал, что воспитание с годами меняется, что всех нужно обучать "Стар и млад должны по мере сил получить образование", школы должны быть государственные. Был противником семейного воспитания – общественное воспитание с 3-х лет.

Платон полагает, что при обучении следует обеспечить "свободу призвания", т. е. учитывать личные склонности. Например, кто хочет стать хорошим земледельцем или домостроителем, должен еще в играх либо обрабатывать землю, либо возводить какие-то детские сооружения. И воспитатель должен каждому из них дать небольшие орудия - подражания настоящим.

Основанное Платоном в Афинах учебное заведение - Академия- просуществовало более тысячи лет.

Хотя Платон не оставил специальных трактатов по воспитанию, в дальнейшем его с полным основанием считали выдающимся мыслителем в области воспитания и обучения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 274.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...