Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Педагогические взгляды Ф.Скорины.




Франциск Скорина жил в эпоху европейского Возрождения. Он перевел на рус.язык и издал 23 книги Библии. Сделал к Библии толкования. Чтобы ее содержание было понятно простому народу. Он считается первым бел-им первопечатником. Пед-ие взгляды Ф. Скорины - значительное явление в истории отечественной пед-ки. 

Главная заслуга Скорины в популяризации этико-пед-их идей, на которых впоследствии основывалось нравственное восп-е – попытка ввести в религиозно-библейское восприятие светские, жизнеутверждающие начала. Приоритетную роль Скорина отдавал нравственному воспитанию. Переосмысление роли нравственноговосп-я в организации общественной жизни и становлении каждой личности помогло Ф. Скорине возродить античную идею о человеке прекрасном в нравственном и физическом отношении. Он смог увидеть в этой идее возможность гармоничного развития человека, согласно основным постулатам христианской веры.

Одна из философско-пед-их заслуг Ф. Скорины заключается в том, что он довольно прогрессивно для своего времени решил вопрос о совмещении интересов общества и личности в соответствии с традициями народной педагогики, которые совпадают с положениями христианской этики. При этом ученый- педагог подчеркивал, что нравственное воспитание должно иметь своей целью становление деятельно-активной личности.

Пед-ие идеи Ф.Скорины: - книга как средство просвещения; - опора на родной язык; - значение трудового воспитания; - воспитание чувства собственного достоинства; - духовно-нравственной личности. Скорина заложил основные принципы, методы воспитания молодежи его времени.

Просветительская деятельность и идеи Е. Полоцкой

«Житие» повествует, что постригшись в монастырь, юная княжна с позволения полоцкого епископа Ильи поселилась в келье - «голубнице» и начала «книги писати своими руками». Дело это было многотрудным. Переписчиками были почти исключительно мужчины. Уже одно то, что молодая женщина взялась за это – было подвигом. Вполне вероятно, что перо просветительницы выводило не только слова религиозно-нравственных текстов, но и строки византийских хроник, отечественных летописей, переводила книги с греческого и латинского. Из «Жития» можно понять, что часть переписанных Ефросиньей книг шла на продажу, а полученные деньги по ее просьбе раздавали нуждающимся. Именно она заложила основу уникальной библиотеки Софийского собора, утраченной в период Ливонской войны.

После основания Ефросиньей двух монастырей в них были созданы книжные мастерские - скриптории. Из скрипториев созданные высокохудожественные книги расходились по всей Полоцкой земле и за ее пределами. В школах того времени дети обучались чтению, письму, цифири и церковному пению. Высокообразованная игуменья стремилась расширить границы обычной школьной программы. Кроме церковнославянского юные полочане учили греческий, приобретали знания по естественным наукам, риторике, медицине. Большое внимание уделялось истории. Такова была роль Ефросиньи как просветительницы.

Находившаяся в центре культурной жизни Полоцкого княжества, Ефросинья предстает перед нами в роли собирательницы талантов, своеобразной, и наверное, первой на нашей земле меценатки.

В середине XII века окончательно сформировалась полоцкая архитектурная школа. Чудом завершенности и гармонии называют заложенную по настоянию Ефросинии и возведенную за один строительный сезон Спасо-Преображенскую церковь.

Ефросиния способствовала и развитию изобразительного искусства. По ее желанию византийский императорский дом прислал один прижизненных ликов Девы Марии. Этот самый ранний образец иконографии стал излюбленным сюжетом в белорусской иконописи.

С именем Ефросинии связано и создание полоцким мастером Лазарем Богшей его знаменитого креста – шедевра древнебелорусского ювелирного искусства.

Педагогическое воззрения С.Будного.

Продолжателями традиций Скорины во 2-й п. XVI выступил его последователь Сымон Будный(1533—1593). С. Будны старался использовать наиболее распространенную книгу – библию в качестве средства для расширения кругозора соотечественников. Он был одним из основателей Несвижской типографии, где выдал самую известную свою книгу на белорусском языке «Катехизис» в 1562 году и «Оправдание грешного человека перед Богом». Последнее произведение нужно считать примером большого гражданского мужества философа. Известны также его личные произведения «Против крещения детей», «Краткое доказательство того, что Христос не является таким же Богом как и Отец».

С помощью родного языка Будны хотел научить “истинной вере” свой народ. В своих взглядах на мир Будны исходил не из религиозных догматов, а из научного знания. Свобода мысли бел-го гуманиста проявилась в критике библейских текстов. Он отрицал божественную природу Христа, веру в бессмертие души и загробный мир. Выступая сторонником рационально-натуралистического подхода к религиозно-философским вопросам, Будный выражал прогрессивное требование эпохи, для которой, прежде всего, было характерно обращение к человеческому разуму.

Педагогические идеи: - основой воспитания считал труд; - считал Библию средством просвещения народа; - боролся за процветание нации, за развитие ее культуры; - как ученый одним из первых обратился к истории языков, лексике, фонетике.

Педагогическая деятельность и взгляды С.Полоцкого.

 

Симеон Полоцкий (1629—1680) — выдающийся ученый, философ-просветитель, педагог и писатель — кроме родного белорусского языка,в совершенстве владел латинским, польским и церковнославянским, писал на этих языках стихи, речи, научные трактаты. С. Полоцкий писал на старобелорусском, старопольском и латинском языках. Характерная черта его поэтических произведений полоцкого периода — патриотизм, любовь и уважение к своему народу, родному городу и краю.Московский период жизни С. Полоцкого стал временем расцвета его поэтических способностей. В 1687 г. в России открывается первое собственно высшее учебное заведение – Эллино-греческая, а впоследствии Славяно-греко-латинская академия под руководством С. Полоцкого. Он был учителем царских детей, а также авторов учебников

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 544.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...