Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

РАЗДЕЛ: Физиология высшей нервной деятельности




 

           Занятие №4 Физиологические основы трудовой

                                    деятельности

ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ

1.Что такое труд?

2. Понятие динамического стереотипа.

 

Студент должен знать: 1.Труд как целенаправленная деятельность человека. Различные виды труда и трудовой деятельности. Степень тяжести труда. 2.Значение двигательного аппарата, сенсорных систем и корковой регуляции в трудовой деятельности. Трудовые навыки. Роль явлений доминанты в формировании динамического стереотипа. 3.Изменение физиологических функций при различных видах физической работы. Монотонный труд. Гипокинезия. 4.Физиологические особенности умственного труда. 5.Работоспособность и утомление. Профильные вопросы для педиатрического фак-та: 1.Возрастные изменения двигательной активности и работоспособности. Студент должен уметь:  · оценить степень тяжести физического труда; определить уровень физического состояния. Основная литература: 1.Нормальная физиология. Под ред. Ткаченко Б.И. -2005. –С.825-35; 789-99; 813-7; 872-8. 2.Материалы лекций. Дополнительная литература: 1.Физиологические основы здоровья человека / Под ред. Ткаченко Б.И. -СПб. 2001. 2.Начала физиологии / Под ред. Ноздрачёва А. -СПб. 2001 3.Физиология человека / Под ред. Шмидт Р.Ф. и Тевс Г. Перев. с англ. 1986. 4.Физиологические основы психической деятельности человека / Под ред. Пятина В.Ф., Лавровой О.В. 1994. 5.Физиология высшей нервной деятельности / Под ред. Даниловой Н.Н., Крыловой А.Л. 1999.

 

ЗАДАНИЕ ДЛЯ РАБОТЫ:

Задание №1. Ответьте на следующие вопросы:

1. Назовите виды труда;

Простой и сложный, репродуктивный и творческий, функциональный и творческий, умственный и физический

2. Назовите виды трудовой деятельности;

Физическая и умственная

3. Назовите разновидности физической работы;

Статическая и динамическая

4. Дайте определение понятию ”работоспособность”;

это состояние объекта или субъекта, при котором он способен выполнять заданную функцию с параметрами, установленными требованиями технической документации.
5. Что такое утомление?

физиологическое состояние организма, возникающее в результате чрезмерной деятельности и проявляющееся в снижении работоспособности.

 

Задание №2. Объясните следующие понятия:

 гипокинезия- состояние недостаточной двигательной активности организма с ограничением темпа и объема движений

тяжесть труда- характеристика трудовой деятельности, определяемая степенью совокупного воздействия всех элементов условий труда на функциональное состояние человека — его работоспособность, состояние здоровья и процесс воспроизводства рабочей силы.      

1. Задание №3. Решите следующие задачи:

 

  1. Человек в течение 20 лет работал бухгалтером. Вопрос: как изменятся параметры его сердечно-сосудистой деятельности (ЧСС, АД) при интенсивной физической нагрузке?

произойдет резкое повышение параметров ссс, что обусловлено отсутствием стойких адаптационных механизмов, возникшим вследствие продолжительной малоподвижной работы

  1. После продолжительной физической работы у человека определили уровень глюкозы в крови. Вопрос: как изменится этот показатель и почему?

Он будет снижен, т.к. глюкоза является энергетическим субстратом и используется для поддержания физической работы человека.

  1. После забега на дистанцию 500м. у спортсмена и у студента появилась одышка. Вопросы: 1.Изменился ли МОК у этих людей? 2.За счёт каких механизмов?

1. МОК увеличился. 2. За счет увеличения ЧСС вследствие гипоксии

  1. К концу рабочего дня в горячем цехе рабочие жалуются на сильную усталость и плохое самочувствие. Вопросы: 1.Чем это можно объяснить. 2.Что может улучшить их самочувствие и почему?

1. Это можно объяснить гипоксией и перегреванием. 2. Налаживание адекватной системы вентиляции, что приведет к притоку свежего воздуха и снижению окружающей температуры

  1. Хирург провёл за операционным столом около 6-ти часов. Рабочий день грузчика также продолжается 6 часов. Вопрос: Можно ли сравнить их труд по энерготратам?

нет, так как и первый, и второй занимаются тяжелой работой и энерготраты, в принципе, у них одинаковы

  1. После восхождения на гору у скалолаза определили количество адреналина и альдостерона в крови? Вопросы: 1.Изменилось ли их содержание в крови и почему? 2.Какое это имеет значение для организма?

1. Увеличилось. 2. Восхождение в гору является экстремальной деятельностью, что приводит к возникновению стресса в организме и, как следствие, активации симпатадреналовой и ренин-ангиотензиновой систем.

  1.  Изменятся ли функциональные показатели сердечно-сосудистой системы (ЧСС, АД) у диспетчера воздушного транспорта, если их зарегистрировать их до и после окончания рабочего дня? Почему? Какое это имеет значение?

Да, изменятся. Диспетчер занимается психически тяжелой работой (большой груз ответственности), что является стрессом для организма, проявлением чего является изменение параметров ССС

2.

3. Задание №4. Тестовый контроль:

1. Что изучает физиология труда?: А) организацию трудового процесса на определенном производстве; В) изменение функционального состояния организма под влиянием трудовой деятельности; С) этапы превращения обезьяны в человека; D) способы повышения производительности труда путем улучшения промышленных технологий.

2. Каковы основные задачи физиологии труда?: А) изучение физиологических закономерностей трудовой деятельности; В) исследование физиологических параметров организма при различных видах работ; С) разработка мероприятий по оптимизации трудового процесса; D) все вышеперечисленное.

3. Что из перечисленного является необходимым условием здорового образа жизни?: А) полифазный сон; В) спортивный разряд по силовому виду спорта; С) посильный рациональный труд; D) все вышеперечисленное.

4. Как называют потенциальную возможность человека выполнить на протяжении заданного времени и с достаточной эффективностью определенное количество работы?: А) коэффициент полезного действия; В) работоспособность; С) оптимальная нагрузка; D) квалификация.

5. Какие виды работоспособности можно выделить у человека?:              А) физическая работоспособность; В) умственная работоспособность; С) способность к воспроизведению; D) все вышеперечисленное.

6. От чего из перечисленного зависит работоспособность?: А) от состояния здоровья и тренированности; В) от генетических данных организма; С) от условий среды обитания, в которых выполняется работа; D) от всего вышеперечисленного.

7. Какие из перечисленных факторов среды влияют на работоспособность?: А) температура среды, радиация, степень освещения; В) уровень шума, вибрация, сильные запахи; С) степень интенсивности работы и опасности для жизни и здоровья по технологии производства; D) все вышеперечисленное.

8. Что из перечисленного усугубляет отрицательное воздействие на организм неблагоприятных факторов окружающей среды и трудового процесса?: А) высокая физическая подготовка;     В) сильный тип ВНД; С) сон во время обеденного перерыва; D) гипокинезия.

9. Из каких основных компонентов состоит умственная работа?:                    А) из мыслительного и физического; В) из мыслительного и эмоционального; С) из статического и динамического; D) в физиологическом смысле умственная деятельность не является работой.

10. Когда начинает возрастать уровень активности физиологических систем, обеспечивающих выполнение данной работы?: А) через 1-2 минуты после начала работы; В) одновременно с началом работы; С) не менее, чем через 10 минут после начала работы; D) до начала работы.

11. Как изменяется активность физиологических систем во время работы?: А) повышается; В) она повышается до начала работы, а во время работы не изменяется; С) повышается активность мышечной и снижается – других систем организма; D) во время физической повышается, а во время умственной работы не изменяется.

12. Какие физиологические системы из перечисленных активируются прежде всего при физическом труде?: А) мышечная система, кровообращение, дыхание; В) пищеварения и выделения;    С) кроветворение; D) все вышеперечисленное.

13. Какие из перечисленных показателей возрастают при физическом труде?: А) частота сердечных сокращений; минутный объем и частота дыхания; С) уровень обменных процессов и количество потребляемого в минуту кислорода; D) все вышеперечисленное.

14. Какие физиологические системы активируются при умственной работе в первую очередь?: А) кора головного мозга, ретикулярная формация, симпатоадреналовая система; В) ликворная система мозга; С) соматическая и вегетативная нервная система; D) все вышеперечисленное.

15. К чему может привести систематическое перенапряжение при трудовой деятельности?: А) к развитию гипокинезии; В) к развитию соматических, инфекционных, профессиональных заболеваний и травмам; С) к атрофии мышц; D) ко всему вышеперечисленному.

16. Как изменится минутный объем крови во время физической работы у тренированного и нетренированного человека?:                                А) у тренированного повышается, у нетренированного снижается; В) у нетренированного повышается, у тренированного не изменится; С) у тренированного повышается в основном за счет учащения сердечных сокращений, у нетренированного – за счет повышения ударного объема; D) у обоих повышается, но у тренированного больше за счет ударного объема, а у нетренированного за счет учащения сердечных сокращений.

17. Как изменяется артериальное давление при физической работе?: А) возрастает пропорционально систолическое и диастолическое давление, в связи с чем пульсовое давление не изменяется; В) возрастает систолическое давление, а диастолическое изменяется мало, в связи с чем пульсовое давление повышается; С) возрастает в основном диастолическое давление, а систолическое изменяется мало, поэтому пульсовое давление снижается; D) у здорового человека практически не изменяется.

18. Как изменяется минутная вентиляция легких во время физической работы у тренированного и нетренированного человека?: А) у тренированного не изменяется, у нетренированного снижается; В) у тренированного повышается преимущественно за счет учащения частоты дыхания, а у нетренированного – за счет нарастания дыхательного объема; С) у обоих повышается, но у тренированного больше за счет глубины дыхания, а у нетренированного – за счет учащения дыхания; D) у нетренированного повышается, у тренированного не изменяется.

19. Когда при совершении физической работы возникает кислородный долг?: А) по окончании работы; В) возникает только при тяжелой работе через 15-20 минут после ее начала; С) у здорового организма не возникает; D) с начала работы, так как объемный кровоток и аэробный обмен только через несколько минут приспосабливаются к изменившимся условиям.

20. Что подразумевают под «выплатой» возникшего при работе кислородного долга?: А) резкое снижение скорости потребления кислорода после завершения работы; В) повышенную скорость потребления кислорода тканями после окончания работы;    С) учащение частоты дыхания во время работы; D) увеличение минутного объема дыхания во время работы.

21. Как влияет на уровень глюкозы в крови длительная, тяжелая работа?: А) снижает; В) повышает; С) уровень глюкозы не зависит от совершаемой работы; D) повышает в артериальной и снижает в венозной крови.

22. Уровень каких из перечисленных гормонов в крови повышается во время работы?: А) интермедина и мелатонина; В) инсулина; С) во время работы снижается содержание всех гормонов в крови; D) адреналина и кортикостероидов.

23. Уровень каких из перечисленных гормонов в крови снижается во время работы?: А) инсулина; В) соматотропного гормона;     С) глюкагона и кортикостероидов; D) адреналина и норадреналина.

24. К чему из перечисленного приводит снижение интеллектуальной нагрузки?: А) к ослаблению условно рефлекторных связей, сформированных на уровне ствола мозга; В) к ухудшению памяти, внимания, воли, логического мышления; С) к снижению физической работоспособности; D) ко всему вышеперечисленному.

25. Как изменяется интенсивность энергообмена при нервно-психических нагрузках?: А) не изменяется; В) снижается; С) повышается; D) у здоровых не изменяется, а психических больных повышается.

26. Какие из перечисленных вегетативных реакций возникают при нервно-психических нагрузках?: А) тахикардия и гипервентиляция; В) усиленное потоотделение и повышение кровотока в коже; С) повышение секреции адреналина; D) все вышеперечисленное.

27. Какова физиологическая основа повышения работоспособности в результате упражнений в определенной области деятельности?: А) учение И.М.Сеченова об активном отдыхе; В) образование и упрочение условных рефлексов; С) реципрокное торможение; D) низкая лабильность нервных центров.

28. Что из перечисленного достигается благодаря выработке динамического стереотипа?: А) более экономичные профессиональные действия; В) «автоматизм» в работе, не требующий постоянного сосредоточения; С) меньшая утомляемость в процессе работы; D) все вышеперечисленное.

29. Что такое тренировка?: А) многократная подача безусловного и условного раздражителя в определенное время суток; В) многократное систематическое выполнение физической или умственной работы; С) длительное однократное выполнение одного и того же упражнения, позволяющего установить спортивный рекорд; D) регулярное стрессовое воздействие на организм, приводящее к выработке адреналина.

30. Что из перечисленного происходит в результате длительной тренировки?: А) истощение запасов АТФ; В) атрофия мышц; С) адаптация; D) азотистый баланс становится отрицательным.

31. Какие из перечисленных систем быстрее всего утрачивают состояние тренированности при прекращении тренировок?:      А) нервная и эндокринная; В) дыхательная; С) пищеварительная; D) сердечно-сосудистая и мышечная.

32. Какие причины приводят к развитию нервно-психического утомления?: А) длительная умственная работа, требующая усиленного внимания, концентрации или тонкой дифференцировки; В) монотонный ритм работы; С) шум, плохое освещение, повышение температуры среды выше температуры комфорта; D) все вышеперечисленное.

33. Какое утомление может исчезать мгновенно?: А) никакое; В) физическое; С) нервно-психическое; D) любое.

34. Какие из перечисленных показателей восстанавливаются после работы наиболее поздно?: А) частота сердечных сокращений и артериального давления; В) состав и количество лейкоцитов, активность гормонов, содержание гликогена в мышцах; С) частота и глубина дыхания; D) изменения в нервно- мышечной системе.

35. Что из перечисленного относится к «активному отдыху»?:              А) различные формы деятельности, отличающиеся от основной работы; В) сочетание основной работы с прослушиванием музыки; С) строгое соблюдение времени обеденного перерыва во время работы; D) сочетание физической работы с решением математических задач « в уме».

36. Какой из перечисленных видов сна имеет наибольшее значение для восстановления работоспособности?: А) сон после еды в обеденный перерыв; В) дневной сон в течение 1-2 часов; С) сон в любое время суток не менее 4 часов; D) ночной сон 7-8 часов.

37. Что из перечисленного не рекомендуется во время перерывов в трудовой деятельности?: А) аутотренинг; В) сон; С) спортивные соревнования; D) специальные физические упражнения.

38. Как зависит работоспособность от температуры окружающей среды?: А) снижается при повышении температуры среды выше зоны комфорта; В) повышается при повышении температуры среды; С) снижается при температуре среды ниже 15 градусов С; D) практически не зависит.

39. Что из перечисленного относится к экстремальным факторам труда врачей?: А) высокая нервно-эмоциональная нагрузка, связанная с ответственностью, необходимостью быстрого принятия решения; В) повышенная концентрация соединений йода в воздухе; С) повышенные шумы, излучение приборов медтехники; D) у врачей нет экстремальных факторов труда.

 

4. Ответы к тестам: 1-В; 2-Д; 3-С; 4-В; 5-Д; 6-Д; 7-Д; 8-Д; 9-В; 10-Д; 11-А; 12-А; 13-Д; 14-А; 15-В; 16-Д; 17-В; 18-С; 19-Д; 20-В; 21-А; 22-Д; 23-А; 24-В; 25-С; 26-Д; 27-В; 28-Д; 29-В; 30-С; 31-Д; 32-Д; 33-С; 34-В; 35-А; 36-Д; 37-С; 38-А; 39-А.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 783.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...