Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Болевая, висцеральная и обонятельная системы




Исходный уровень знаний:

 

  1. Понятие «сенсорная» система.

- Совокупность нейронов, участвующих в восприятии раздражений, проведении возбуждения и анализе его свойств клетками коры больших полушарий мозга.

  1. Отделы сенсорных систем.

- Все сенсорные системы состоят из - периферического отдела или органов чувств, проводникового отдела, который включает нервные проводники, ганглии, центральный отдел (переключающие ядра головного мозга) и корковый отдел, где формируется сенсорный образ.

Студент должен знать: 1. Характеристику понятия «сенсорная система» и «анализаторы». 2. Виды сенсорных систем. 3. Характеристики рецепторов. 4. Пути проведения сигналов от рецепторов.  5. Теории обонятельной рецепции. 6.Закономерности работы тактильной, болевой, проприоцептивной и висцеральной сенсорных систем. Профильные вопросы для педфака: 1. Особенности развития сенсорных систем в детском возрасте. Реакции ребенка на запаховые и температурные раздражители. Студент должен уметь: · определить пороги тактильной и болевой чувствительности. Основная литература: 1.Нормальная физиология человека / Под ред. Ткаченко Б.И. 2005. С.702-17; 750-4. 2.Физиология человека. Compendium / Под ред. Ткаченко Б.И. 2009. С.374-83. 3.Физиологические основы здоровья человека / Под ред. Ткаченко Б.И. 2001. 4.Материалы лекций. Дополнительная литература:     1. Батуев А.С. Физиология сенсорных систем. 1976. 2. Тамар Г. Основы сенсорной физиологии. 1976. 3.Физиология сенсорных систем. 1971. ч.I. / 1972. ч.II. / 1975. ч.III. 4.Начала физиологии / Под ред. А. Ноздрачева А. -СПб. 2001. 5. Физиология в задачах. Казаков В.Н., Леках В.А., Тарапата Н.И. 1996. 6.Перов Ю. М., Федунова Л.В. Курс нормальной физиологии человека и животных в вопросах и ответах / Учеб. пособие для самоподготовки. ч.1.1996. 7.Шмидт Р.Ф., Тевс Г. Физиология человека / Перев. с англ. 1986. т.1. 8.Физиология плода и детей / Под. ред. Глебовского В.Д. 1988.

Задания для работы

Задание №1. Дайте ответы на следующие вопросы:

1. Что такое экстеро- и интерорецепторы?

- Экстерорецепторы – это рецепторы, воспринимающие внешние раздражения.

- Интерорецепторы – это рецепторы, воспринимающие раздражения от внутренних органов.

2. Что такое «ноцицепторы»?

- Ноцицепторы – это рецепторы воспринимающие болевые раздражители

3. Что такое «рецепторный потенциал»?

Рецепторный потенциал возникает, когда специальная рецепторная клетка, например, вкусовая, подвергается воздействию раздражителя, что приводит к деполяризации ее мембраны и выделению медиатора, который способствует передаче возбуждения на подлежащий сенсорный нейрон. В палочках и колбочках сетчатки глаза, под влиянием раздражителя, на мембране возникает гиперполяризация, но и в этом случае освобождается медиатор, способствующий передаче возбуждения.

4. Что такое «адекватный раздражитель»?

Адекватный раздражитель – это физиологический раздражитель, вызывающий избирательное возбуждение рецепторов, к восприятию которого они специально приспособлены.

5. Какие раздражители регистрирует кожная сенсорная система?

Кожная сенсорная система регистрирует тактильные (прикосновение, давление), температурные (холод, тепло) и болевые раздражители.

 

6. Что такое «антиноцицептивная система»?

-«Антиноцицептивная система» - это иерархическая совокупность нервных структур на разных уровнях ЦНС, с собственными нейрохимическими механизмами, способная тормозить деятельность ноцицептивной (болевой) системы.

 

7. Какие раздражители воспринимают осморецепторы и волюморецепторы?

Осморецепторы воспринимают изменения осмотической концентрации окружающей жидкости.

Волюморецепторы представлены чувствительными нервными окончаниями, заложены в различных органах и кровеносных сосудах и реагируют на растяжение их стенок.

 

8. К какому типу относятся рецепторы обоняния?

 Обонятельные рецепторы являются первичночувствующими

 

9. Где находятся центры обонятельной чувствительности?

Обоняние имеет свой канал входа и свои структуры переключения. Центральные отростки обонятельных клеток (1 нейрон) образуют обонятельные нервы, которые проходят через продырявленную пластинку решетчатой кости в полость черепа к обонятельной луковице (II нейрон), которая наряду с обонятельным бугорком и прозрачной перегородкой входит в лимбическую кору. После обработки обонятельной информации в лимбической коре, она поступает в медиовентральное ядро таламуса, а оттуда во фронтальные области коры., где и находится высший интегративный уровень обонятельной системы.

 

Задание №2. Решите следующие задачи:

1. Во время тихой беседы нам труднее понимать собеседника, если мы не смотрим на его лицо. Почему?

2. Как вы думаете, почему укол в подушечку пальца во время взятия крови на анализ более неприятен, чем укол при внутримышечной инъекции в мышцы плеча или бедра?

Укол в подушечку пальца более неприятен, т.к. здесь много болевых рецепторов, в отличии от плеча и бедра

3. Испытуемый держит на ладони гирю весом 100 г и способен ощутить прибавку веса в 3 г. Какую прибавку веса ощутит испытуемый, если он будет держать на ладони гирю весом 400 г?

 

4. Человек, вошедший в помещение ощутил запах цветов, а человек находящийся в помещении этот запах не чувствует. Почему? Какое свойство анализаторов это характеризует?

У человека, находящегося в комнате с цветами, обонятельные рецепторы адаптировались к присутствию запаха цветов, а у человека, вошедшего в помещение пока нет. Анализаторы способны к адаптации, т.е. приспособлению к длительно действующему постоянному раздражителю. 

5. При погружении в горячую воду, сначала возникает ощущение холода. Почему?

При погружении в горячую воду сначала возникает ощущение холода из-за раздражения холодовых рецепторов, расположенных более поверхностно, чем тепловые.

6. У человека болит зуб, желая его отвлечь, друзья включили громкую музыку. Помогло ли это их товарищу?

 

Задание №3. Тестовый контроль:

 

1. В чем заключается физиологическое значение органов чувств? А) с их помощью происходит эмоциональная оценка чувств; В) позволяют ориентироваться во внешней среде, получая информацию о внешнем мире и внутреннем состоянии организма; С) органы чувств оценивают полезность и вредность факторов внешней среды; D) с помощью органов чувств человек полноценно наслаждается жизнью.

2. Что такое анализатор? А) группа нервных клеток, воспринимающая один и тот же вид раздражений; В) совокупность нейронов, участвующих в восприятии раздражений, проведения возбуждения и анализе его свойств клетками коры больших полушарий мозга; С) совокупность нейронов, отвечающих за определенные рефлексы; D) зона коры больших полушарий мозга, отвечающая за анализ информации одного и того же вида.

3. Что такое проприорецепторы? А) рецепторы, воспринимающие раздражения от внутренних органов; В) рецепторы опорно-двигательного аппарата;С) рецепторы, воспринимающие внешние раздражения; D) рецепторы, воспринимающие световые раздражения.

4. Какие из перечисленных рецепторов относятся к дистантным? А) тактильные рецепторы кожи и слизистых; В) зрительные, слуховые, обонятельные; С) болевые, температурные; D) механо- и хеморецепторы.

5. Какие из перечисленных рецепторов относятся к контактным?  А) тактильные, температурные и болевые; В) зрительные и слуховые; С) обонятельные; D) вестибулярные.

6. Что такое первичночувствующий рецепторный аппарат? А) рецепторный аппарат, в чувствительном нейроне которого происходит восприятие раздражения и преобразование его энергии в стандартные электрические импульсы, закодированные по частоте; В) рецепторный аппарат, воспринимающий данный вид раздражения впервые; С) рецепторный аппарат, в котором возбуждение чувствительного нейрона происходит через специальную рецепторную клетку; D) рецепторный аппарат, в составе которого нет чувствительного нейрона.

7. Что такое вторичночувствующий рецепторный аппарат? А) рецепторный аппарат, воспринимающий только повторное раздражение; В) рецепторный аппарат, в котором возбуждение чувствительного нейрона происходит через специальную рецепторную клетку;  С) рецепторный аппарат, в чувствительном нейроне которого происходит восприятие раздражения и преобразование его энергии в энергию нервного возбуждения; D) рецепторный аппарат, раздражение которого возникает в ответ на возбуждение другого рецепторного аппарата.

8. Что такое адаптация анализаторов? А) неспособность анализатора к восприятию раздражения; В) приспособление анализатора к длительно действующему постоянному раздражителю; С) торможение одного анализатора другим; D) способность анализатора воспринимать допороговые раздражения.

9. Каков основной принцип проведения в мозг информации доставляемой органами чувств? А) трансформация различных специфических видов энергии в один и тот же – электрическую энергию;   В) трансформация различных специфических видов энергии в один и тот же – тепловую энергию; С) трансформацию специфических видов энергии в электромагнитные поля; D) каждый вид энергии воспринимается своими специфическим анализатором.

10. Где расположены рецепторы обоняния? А) в слизистой оболочке нижних носовых ходов; В) в слизистой оболочке верхних носовых ходов;С) в слизистой оболочке полости рта и носа; D) на коже носа.

11. Какой вид рецепции осуществляют свободные нервные окончания? А) температурную; В) холодовую; С) тактильную; D) хеморецепторную.

12. Какие воздействия называются ноцицептивными? А) температурные; В) тактильные; С) болевые; D) вибрационные.

13. Какими видами раздражений вызывается боль? А) только механическими; В) специальным болевым; С) любым, если сила раздражения такова, что повреждает ткани; D) только электрическим и температурным.

14. Какими из перечисленных рецепторов воспринимается боль? А) колбами Краузе; В) тельцами Руффини; С) свободными нервными окончаниями; D) проприорецепторами.

 

Задание №4. Объясните следующие термины:    рецептор – это специализированное образование, приспособленное для восприятия определенных воздействий внутренней и внешней среды.

Адаптация –приспособление анализатора к длительно действующему постоянному раздражителю.

Задание №5. Продолжите следующее понятие:

                                                       

-   Все сенсорные системы состоят из - периферического отдела или органов чувств, проводникового отдела, который включает нервные проводники, ганглии, центральный отдел (переключающие ядра головного мозга) и корковый отдел, где формируется сенсорный образ.

Первичночувствующими рецепторами называют – рецепторный аппарат, в чувствительном нейроне которого происходит восприятие раздражения и преобразование его энергии в стандартные электрические импульсы, закодированные по частоте.

 

Вторичночувствующими рецепторами называют – рецепторный аппарат, в котором возбуждение чувствительного нейрона происходит через специальную рецепторную клетку.

 

Ответы на тесты: 1-В; 2-В; 3-В; 4-В; 5-А; 6-А; 7-В; 8-В; 9-А; 10-В; 11-С; 12-С; 13-С; 14-С.

 

Занятие №2 Физиология зрительной сенсорной системы

Исходный уровень знаний:

1. Где в глазу происходит преломление света?

Преломление света в глазу происходит в роговице и хрусталике.

2. Какие фоторецепторы воспринимают цвет?

Цвет воспринимают колбочки.

3. Что такое основные цвета?

Основные цвета – это красный, синий и зеленый. Показано, что в сетчатке содержится 3 вида колбочек чувствительных к этим цветам и, определяя соотношение уровней возбуждения трех групп колбочек, нервная система вычисляет цвет.

 

4. На свету зрачок расширяется или сужается?

Зрачок на свету сужается.

5. Что такое перекрест зрительных путей?

Перекрест зрительных путей (хиазма) представляет собой анатомическое образование, в котором происходит частичный перекрест аксонов ганглиозных клеток сетчатой оболочки.

 

6. Где находится зрительная зона коры?

Зрительная зона коры находится в затылочной области.

 

7. Что такое слепое пятно?

-Слепое пятно – это место на сетчатке, которое служит местом выхода зрительного нерва. В нем не содержится ни палочек, ни колбочек, поэтому слепое пятно не чувствительно к свету.

8. Что такое желтое пятно?

Желтое пятно – это место наибольшей остроты зрения на сетчатке глаза. Здесь примерно находится оптическая ось глаза и наблюдается наибольшая концентрация колбочек. Клетки желтого пятна содержат желтый пигмент, отсюда его название.

9. Где в сетчатке больше всего палочек?

В сетчатке больше всего палочек расположено по периферии.

10. Где в сетчатке больше всего колбочек?

В сетчатке больше всего колбочек расположено в центре.

 

ЗАДАНИЕ ДЛЯ РАБОТЫ

Задание №1.  Дайте ответы на следующие вопросы:

  1. Где в глазу происходит преломление света?

Преломление света в глазу происходит в роговице и хрусталике.

  1. Какие фоторецепторы воспринимают цвет?

Цвет воспринимают колбочки.

Задание №2. Решите следующие задачи:

  1. При взгляде на звезды или любой другой точечный источник света мы видим, что от светящийся точки отходят лучи. При этом, если смотреть поочередно разными глазами, то мы увидим, что лучи тоже будут различными. Почему?
  2. Почему, если предметы рассматривать одним глазом, они будут менее четко видны, чем если рассматривать их двумя глазами?
  3. Почему, если предметы рассматривать одним глазом, они будут менее четко видны, чем если рассматривать их двумя глазами?
  4. Почему «ночью все кошки серые»?

При слабой освещенности, например, ночью, работают только палочки, воспринимающие свет более низкой интенсивности, но не цвет ( цвет воспринимается колбочками), поэтому все предметы ночью имеют серый цвет.

 

  1. У многих животных ночью блестят глаза. Почему?

У некоторых животных глаза способны улавливать и максимально использовать самое слабое световое излучение благодаря особенностям их строения. Внутренняя поверхность глаза этих животных покрыта тонким зеркальным слоем, который называется тапетум(греч. -покрывало). Даже слабый свет, проходя через роговицу и хрусталик и попадая на сетчатку, поглощается не полностью, часть его достигает глазного дна, свет отражается от зеркальной оболочки и вторично проходит через сетчатку, увеличивая светочувствительность глаза. После этого узким пучком выходит наружу, помогая животному видеть ночью, в относительной темноте.

  1. Человек испытывает сильную боль. Как изменится ширина зрачка?

Сильная боль активирует симпатическую нервную систему, которая иннервирует дилататор или мышцу, расширяющую зрачок, при боли мышца сокращается и зрачок расширяется.

  1. Человек при чтении близко подносит книгу к глазам. Какие изменения глазного яблока имеют место? Какие линзы можно применить для коррекции зрения в данном случае?

В описанной ситуации имеет место миопия (близорукость), обусловленная увеличением глазного яблока.

Для коррекции зрения в данном случае можно применить двояковогнутые линзы.

  1. Человек хорошо видит предметы, расположенные на далеком расстоянии от глаза, и плохо видит предметы расположенные на близком расстоянии. Как называется это явление? Какие линзы следует рекомендовать для коррекции?

Описанное явление называется гиперметропией (дальнозоркостью).

Для коррекции данного нарушения аккомодации можно использовать двояковыпуклые линзы.

9. На чем основывается выражение «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»?

Основным источником сенсорной информации об окружающем нас мире является зрительный анализатор.

10. На чем основано выражение «у страха глаза велики»?

Страх сопровождается активацией симпатического отдела вегетативной нервной системы, который иннервирует мышцу, расширяющую зрачок.

11. У больного поражена затылочная доля коры головного мозга. Какое исследование можно провести для оценки степени функционального повреждения?

Для оценки степени функционального повреждения затылочной доли коры головного мозга, проводят определение полей зрения.

12. У больного нарушены механизмы фоторецепции палочек. Какие нарушения зрения будут иметь место?

При нарушении механизмов фоторецепции палочек будет нарушено сумеречное зрение.

Задание №3 Тестовый контроль:

 

  1. По сравнению с колбочками, палочки могут воспринимать свет более низкой интенсивности, потому что: А) палочек больше, чем колбочек; В) палочки могут повышать чувствительность к свету скорее, чем колбочки; С) палочки имеют менее широкие поля, чем колбочки; D) концентрация палочек выше, чем колбочек в центральной ямке сетчатки;
  2. Когда свет возбуждает фоторецепторы (палочки или колбочки) какая из нижеприведенных реакций при этом происходит: А) увеличение концентрации цГМФ внутри клеток; В) снижение проводимости клеточной мембраны;С) освобождение тормозного нейромедиатора из клетки; D) деполяризация мембраны клетки;
  3. В проведении и обработке афферентной зрительной информации принимают участие все нижеперечисленные структуры, кроме: А) зрительной хиазмы; В) латеральных коленчатых тел; С) переднего двухолмия;D) бледного шара;
  4. Какие встречаются типы нарушения цветового зрения или дальтонизма: А) астигматизм; В) монохроматия; С) гиперметропия;     D) протанопия;
  5. Все нижеперечисленное относительно зрачка верно, кроме:     А) размер зрачка регулируется мускулатурой радужной оболочки; В) сфинктер зрачка иннервируется симпатическими волокнами; С) размер зрачка зависит от освещенности; D) дилататор или мышца, расширяющая зрачок, иннервируется симпатическими волокнами;
  6. Восприятие фотонов света фоторецепторами вызывает: А) распад молекул зрительного пигмента; В) деполяризацию мембраны фоторецепторов; С) ресинтез ретиналя; D) гиперполяризацию мембраны фоторецепторов;
  7. Почему глаз получает четкое представление об объектах, находящихся от него на разном расстоянии?: А) благодаря регуляции радужной оболочкой ширины зрачка; В) в результате изменения кривизны хрусталика; С) в результате изменения кривизны роговицы; D) благодаря наличию на сетчатке желтого пятна;
  8. Что такое аккомодация?: А) способность глаза различать различные цвета; В) способность глаза видеть в сумерках; С) способность глаза преломлять свет; D) способность глаза к видению различно удаленных предметов;
  9. Какой глаз является близоруким?: А) ближняя точка ясного видения которого находится на расстоянии от глаз менее 10 см;          В) дальняя точка ясного видения которого находится в бесконечности; С) дальняя точка ясного видения которого находится в бесконечности; D) ближняя точка видения которого находится на расстоянии 10 см от глаза;

10. Какой глаз является дальнозорким?: А) дальняя точка видения которого находится в бесконечности; В) ближняя точка ясного видения которого находится в бесконечности; С) ближняя точка ясного видения которого находится от глаз на расстоянии больше 10см; D) дальняя точка ясного видения которого находится на расстоянии не более 10 см от глаз;

11. Как изменяется ширина зрачка при раздражении симпатического нерва?: А) зрачок расширяется; В) зрачок суживается; С) в темноте зрачок суживается, а на свету расширяется; D) не изменяется;

12. Как изменяется ширина зрачка при раздражении парасимпатического нерва?: А) не изменяется; В) зрачок суживается; С) в темноте зрачок суживается, а на свету расширяется; D) зрачок расширяется;

13. Где расположено желтое пятно?: А) на задней поверхности роговицы; В) в месте пересечения сетчатки с оптической осью глаза; С) в месте входа зрительного нерва в глазное яблоко; D) в стекловидном теле;

14. Какой цвет самый яркий для ребенка первых лет жизни?: А) желтый;В) красный; С) синий; D) зеленый; 

 

- Задание №4 Объясните значение терминов: Миопия или близорукость, возникает при нарушениях аккомодации, когда фокусирование световых лучей при взгляде вдаль происходит перед сетчаткой. Происходит это либо из-за избыточного преломления лучей, либо при увеличении глазного яблока, когда сетчатка оказывается отодвинутой от хрусталика.

-                                                                                     Гиперметропия или дальнозоркость характеризуется тем, что фокусирование световых лучей происходит за сетчаткой. Причиной этого явления может быть либо слабость преломляющей силы хрусталика, либо укорочение глазного яблока, когда сетчатка оказывается приближенной к хрусталику.

-                                                                                     Эмметропия–это нормальная рефракция глаза, когда параллельные лучи света, попадающие в глаз, после преломления фокусируются на сетчатке.

 

                                                                               аккомодация – способность четко видеть предметы, находящиеся на разном расстоянии от глаза.

 

Задание №5 Нарисуйте ход лучей в глазу.

 

Ответы на тесты: 1-А; 2-В; 3-D; 4-В; 5-В; 6-А; 7-В; 8-D; 9-А; 10-С;

                              11-А; 12-В; 13-В; 14-А.

 

Занятие №3 Сенсорная система слуха

Исходный уровень знаний:

 

  1. Дайте определение функции сенсорной системы слуха.

 

  1. Перечислите слуховые косточки, назовите их локализацию.

В среднем ухе имеются 3 слуховые косточки: молоточек, наковальня и стремечко.

  1. «Кортиев орган», его локализация.

Кортиев орган – рецепторная часть слухового анализатора, расположенная на основной мембране улитки.

Студент должен знать: 1.Строение и функции периферического и рецепторного отделов уха. 2.Теории восприятия звуков. Механизм возникновения рецепторного потенциала в волосковых клетках спирального органа. 3.Особенности проводникового и коркового отделов слуховой сенсорной системы. 4.Механизм адаптации к сильному звуку. 5.Бинауральный слух. Профильные вопросы для педфака: - Развитие органа слуха в онтогенезе. Студент должен уметь: - провести аудиметрическое исследование, назвать основные отделы лабиринта.    Основная литература: 1. Нормальная физиология человека / Под ред. Ткаченко Б.И. 2005. С.733-43 2. Физиология человека.Compendium / Под ред. Ткаченко Б.И. 2009. С.398-408 3. Физиологические основы здоровья человека / Под ред. Ткаченко Б.И. -СПб 2001. 4. Материалы лекций. Дополнительная литература:     1. Батуев А.С. Физиология сенсорных систем. 1976. 2. Тамар Г. Основы сенсорной физиологии. 1976. 3.Физиология сенсорных систем. 1971. ч.I. / 1972. ч.II. / 1975. ч.III. 4.Начала физиологии / Под ред. А. Ноздрачева А. -СПб. 2001. 5. Физиология в задачах. Казаков В.Н., Леках В.А., Тарапата Н.И. Ростов-на-Дону. 1996. 6.Перов Ю. М., Федунова Л.В. Курс нормальной физиологии человека и животных в вопросах и ответах / Учеб. пособие для самоподготовки. ч.1.1996. 7.Шмидт Р.Ф., Тевс Г. Физиология человека / Перев. с англ. 1986. т.1. 8.Физиология плода и детей / Под. ред. Глебовского В.Д. 1988.

Задания для работы

Задание №1. Дайте ответы на следующие вопросы:

  1. Каковы функции каждого из отделов слуховой сенсорной системы?

Наружное ухо обеспечивает направленное восприятие звуковых колебаний и проводит их до барабанной перепонки. Среднее ухо , имеющее слуховые косточки, служит для передачи колебаний барабанной перепонки на овальное окошко внутреннего уха, причем система косточек среднего уха не только передает эти колебания, но и трансформирует, усиливает их. Улитка - часть внутреннего уха, имеет аппарат, воспринимающий звуковые колебания.

 

  1. Что будет при повреждении барабанной перепонки?

-При повреждении барабанной перепонки отмечается снижение слуха или временная утрата слуха.

  1. Сообщается ли среднее ухо с внешней средой?

   Среднее ухо сообщается с внешней средой через евстахиевую трубу.

  1. Каковы механизмы, защищающие ухо при сильных звуках?

 

  1. Зачем нам нужны два уха?

Наличие парного слухового органа, создает возможность устанавливать направление, в котором находится от него источник звука, т.е. создает бинауральный (стереофонический) слух, это связано с тем, что звук от одного и того же источника достигает органов Корти каждого уха не одновременно и с разной интенсивностью. Слуховая сенсорная система определяет временные различия между воспринимаемым звуком справа и слева всего в 10-4 сек.

  1. Что такое порог слышимости?

Порог слышимости – это минимальная величина звукового давления, при котором звук данной частоты может быть еще воспринят ухом человека.

 

Задание №2 Решите следующие задачи:

  1. Часто, при прослушивании своего голоса в магнитофонной записи мы не узнаём его, в то же время легко различаем голоса своих товарищей. Почему?

Разговаривая, вы слышите не только те звуки, которые слышат и ваши собеседники (т.е. те звуки, которые воспринимаются благодаря воздушной проводимости), но и те низкочастотные звуки, проводником которых являются кости вашего черепа. Однако, слушая магнитофонную запись собственного голоса, вы слышите только то, что можно записать: звуки, проводником которых является воздух.

  1. Почему во время сильных звуков (взрывов, например)рекомендуют приоткрыть рот?

 При сильных звуках (например, взрыв) повышается давление на барабанную перепонку, что может привести к ее разрыву, с целью выравнивания давления, необходимо открыть рот.

  1. Почему при взлёте и посадке в самолётах рекомендуют сосать какую-либо карамель или леденцы, а в поезде этого не делают?

Евстахиевы трубы соединяют глотку и среднее ухо. Изменение атмосферного давления при взлете и посадке приводит к возникновению разницы давлений во внутреннем ухе и снаружи из-за закрытых евстахиевых труб, что сопровождается неприятным ощущением заложенности ушей. При сосании карамели усиливается слюноотделение и учащается акт глотания, что открывает евстахиевы трубы выравнивает давление. При движении поезда перепадов давления не происходит.

 

  1. У больного методом тональной аудиометрии обнаружено резкое повышение порога восприятия звуков в диапазоне 15 000 – 20 000 Гц. В какой части улитки вероятно повреждение?

Вероятно, имеет место повреждение основания улитки (нижней части улитки).

  1. У пациента нарушена воздушная звуковая проводимость, но не нарушена костная звуковая проводимость. Где может локализоваться поражение ?

При нарушении воздушной звуковой проводимости, но сохранении костной звуковой проводимости, поражение может локализоваться в среднем ухе.

  1. Человек симулирует глухоту. Каким образом это можно проверить?

Чтобы проверить симуляцию глухоты, пациенту одевают наушники, в которые подается минимальный шум и просят читать вслух текст. После того, как он прочитает несколько предложений, резко увеличивают уровень шума, подаваемого в наушники. Если человек глухой, то усиление уровня шума в наушниках не повлечет усиления громкости , с которой он читает текст, если имеет место симуляция глухоты, то с нарастанием уровня шума в наушниках будет нарастать громкость чтения текста.

  1. Как изменится острота слуха у слепого человека и почему?

Острота слуха у слепого человека увеличивается, т.к. существует связь между участками мозга и улучшение слуха происходит благодаря активации зон, отвечающих за обработку зрительных сигналов.

Задание №3. Тестовые задания:

1. Косточки среднего уха обеспечивают прежде всего: А) усиление звуковых волн, достигающих уха; В) обнаружение наличия звукового стимула; С) локализацию источника звука; D) разграничение различных по частоте звуков;

2. Вариации слухового порога для звуков разной частоты обусловлены, главным образом, свойствами: А) наружного уха; В) слухового прохода; С) среднего уха; D) барабанной перепонки;

3. В среднем ухе человека расположены две мышцы: натягивающая барабанную перепонку и стапедиальная. Основной функцией этих мышц является: А) снижение коэффициента передачи уровня звукового давления; В) предотвращение повреждающего действия резких сильных внезапных звуков; С) обеспечение ориентировочной реакции; D) улучшение проведения низкочастотных звуков;

4. Все ниже перечисленное верно в отношении органа Корти, кроме: А) он состоит из фонорецепторов; В) в его состав входят волосковые клетки; С) он расположен на текториальной мембране; D) он находится в средней лестнице;

5. Участки основной мембраны, резонирующие на действие высоких звуковых частот располагаются: А) в области вершины улитки; В) в области геликотремы; С) в области основания улитки; D) в области наружного слухового прохода;

6. Нейроны, проводящие сенсорную слуховую информацию расположены: А) в спиральном ганглии; В) вестибулярных ядрах; С) кохлеарных ядрах; D) ядрах верхнего двухолмия;

7. Какую функцию выполняют слуховые проходы?: А) функцию резонатора звука; В) иммунную; С) создает гидравлическую подушку; D) рецепторную;

8. С какого возраста ребенок способен определить направление источника звука?: А) с 3 месяца жизни; В) со дня рождения; С) эта способность есть уже у плода; D) с 9 месяцев жизни;

9. Какое образование является границей между средним и внутренним ухом?: А) барабанная перепонка; В) молоточек; С) овальное окно;D) евстахиева труба;

10. Что такое Кортиев орган?: А) орган равновесия; В) первичный зрительный центр; С) совокупность рецепторных слуховых клеток; D) граница между средним и внутренним ухом;

11. В каком отделе коры больших полушарий расположен корковый конец слухового анализатора?: А) в височной доле; В) в затылочной доле; С) в теменной доле; D) в передней центральной извилине;

Задание №4. Нарисуйте: схему проведения и переключения информации от органа слуха;

                                          «кортиев орган», и обозначьте его.

Задание №5. Объясните значение следующих терминов:

                                                                                               аудиометрия;

                                                                                    бинауральный слух.

 

Ответы на тесты:  1-А; 2-С; 3-А; 4-С; 5-С; 6-А,С; 7-А; 8-А; 9-С; 

                              10-С; 11-А.

Занятие №4   Сенсорные системы равновесия и вкуса

Исходный уровень знаний:

 

1. Перечислите функции вкусовой сенсорной системы.

-Вкусовая сенсорная система обеспечивает оценку качества пищи, не приятие несъедобных или вредных веществ.

2. Назовите типы вкусовых сосочков.

Различают 3 типа вкусовых сосочков: листовидные, грибовидные; желобовидные.

3. Перечислите функции системы равновесия.

 

 

Студент должен знать: 1.Строение вестибулярного органа. 2. Строение рецепторного отдела. 3. Механизмы рецепции. 4. Пути проведения информации в сенсорной системе гравитации, равновесия и положения тела. 5.Вкусовая сенсорная система, ее отделы. 6. Теории вкуса. Профильные вопросы для педфака: - Становление вестибулярных рефлексов в онтогенезе. -Развитие системы вкуса в онтогенезе. -Реакции детей разного возраста на вкусовые раздражители. Студент должен уметь: - провести пробу Ромберга;             -определить порог вкусовой чувствительности. Основная литература: 1. Нормальная физиология человека / Под ред. Ткаченко Б.И. 2005. С.743-50. 2.Физиологии человека. Compendium / Под ред. Ткаченко Б.И. 2009, С.408-12. 3.Физиологические основы здоровья человека / Под ред. Ткаченко Б.И. 2001.  4.Материалы лекций Дополнительная литература:     1. Батуев А.С. Физиология сенсорных систем. 1976. 2. Тамар Г. Основы сенсорной физиологии. 1976. 3.Физиология сенсорных систем. 1971. ч.I. / 1972. ч.II. / 1975. ч.III. 4.Начала физиологии / Под ред. А. Ноздрачева А. -СПб. 2001. 5. Физиология в задачах. Казаков В.Н., Леках В.А., Тарапата Н.И. Ростов-на-Дону. 1996. 6.Перов Ю. М., Федунова Л.В. Курс нормальной физиологии человека и животных в вопросах и ответах / Учеб. пособие для самоподготовки. ч.1.1996. 7.Шмидт Р.Ф., Тевс Г. Физиология человека / Перев. с англ. 1986. т.1. 8.Физиология плода и детей / Под. ред. Глебовского В.Д. 1988.

 

Задания для работы:

Задание №1. Дайте ответы на следующие вопросы:

  1. Где локализованы нейроны, переключающие сенсорную информацию от рецепторов вкуса?

От вкусовых рецепторов языка все сигналы проходят через ганглии, образованные черепно-мозговыми нервами (блуждающим, языкоглоточным, лицевым) в продолговатый мозг к ядру одиночного пучка, от этого ядра вкусовая информация поступает через медиальный лемниск к вентральному таламусу, а оттуда в заднюю центральную и парагиппокампальную извилины коры больших полушарий, где локализуется корковый конец вкусового анализатора.

  1. Почему в вестибулярном органе именно три канала?

- В вестибулярном органе имеются три полукружных канала , они расположены в 3-х взаимно перпендикулярных плоскостях: горизонтальной, вертикальной и сагитальной, что соответствует трехмерному пространству, в котором мы живем.

 

  1. Что такое лабиринт?

В височной кости имеется образование, названное костным лабиринтом. Лабиринт включает улитку – отдел слухового анализатора, а также полукружные каналы и мешочки – отдел аппарата гравитации и равновесия.

  1. Что такое «отолиты»?

Отолиты – это кристаллики карбоната кальция, расположенные в желатинозном веществе макул вестибулярного аппарата, смещение которых при изменении положения тела и ускорении, вызывает раздражение лежащих под ними рецепторных волосковых клеток и возникновение нервных импульсов.

Задание №2. Решите следующие задачи:

  1. Почему при морской болезни бывает тошнота и рвота?

Вегетативные реакции в виде тошноты и рвоты, возникающие при морской болезни, есть рефлекторные реакции со стороны полукружных каналов.

  1. При длительном действии вкусового раздражителя возникает адаптация вкусовых рецепторов. Какие механизмы ее обеспечивают?

При длительном действии вкусового раздражителя возникает адаптация вкусовых рецепторов, обусловленная повышением порога вкусовой чувствительности рецепторов.

  1. Одинаковым ли будет вкусовое восприятие у голодного и сытого человека. Если нет, то почему?

Вкусовое восприятие у голодного человека будет выше, чем у сытого. Связано это с тем, что количество функционирующих вкусовых сосочков языка, довольно высокое в состоянии натощак, существенно (до 50%) снижается после приема пищи. этот феномен называется гастро-лингвальным рефлексом и говорит о рефлекторной взаимосвязи рецепторов желудка и языка.

  1. Какая часть вестибулярного аппарата работает в невесомости, а какая нет?

В невесомости работают полукружные каналы, а вестибулярный аппарат нет.

Задание №3 Тестовые задания:

1. Рецептивные клетки органа слуха и вкусовые рецепторные клетки подобны по какой из перечисленных характеристик: А) и те и другие могут регенерировать после повреждения; В) и те и другие освобождают медиатор в ответ на стимуляцию; С) и те и другие отвечают на стимул открытием калиевых селективных каналов; D) и те и другие имеют высокий уровень потенциала покоя.

2. Восприятие линейных ускорений осуществляется вестибулярным аппаратом с помощью: А) вестибулярной лестницы; В) перепончатого лабиринта; С) полукружных каналов; D) макул утрикулуса и саккулуса.

3. Сенсорная информация от вкусовых рецепторов переключается в головном мозге в: А) ядре лицевого нерва; В) ядре солитарного тракта;С) миндалине и мамиллярных телах; D) ядрах медиального таламуса.    

4. Где расположен вестибулярный аппарат?: А) в мозжечке; В) в лабиринте; С) в среднем ухе; D) в подкорковых ядрах.

5. Что является раздражителем вестибулярных рецепторов?: А) равномерное движение тела; В) звук; С) изменения атмосферного давления; D) ускорение движения тела.

6. Что такое отолиты?: А) кристаллики хлорида натрия; В) кристаллики двууглекислого кальция; С) слуховые рецепторные клетки; D) вестибулярные рецепторные клетки.

7. Где находится отолитовый аппарат?: А) в полукружных каналах;  В) в среднем ухе; С) на основной мембране кортиевого органа; D) в овальном и круглом мешочках.

8. Какие из перечисленных воздействий воспринимает отолитовый аппарат?: А) изменения кровообращения в среднем ухе; В) ускорение движения тела;С) изменения давления эндолимфы; D) изменения атмосферного давления.

9. В каком отделе коры больших полушарий расположен корковый конец вестибулярного анализатора?: А) в передней центральной извилине; В) не имеет коркового представительства; С) в теменной доле; D) в височной доле.

10. Что из перечисленного наблюдается при раздражении вестибулярного аппарата?: А) падение артериального давления, «морская болезнь»; В) светобоязнь; С) увеличение сексуальности; D) обострение слуха.

11. Где расположены вкусовые рецепторы?: А) в слизистой оболочке губ и под языком; В) в сосочках языка, на задней стенке глотки, мягком небе, миндалинах, надгортаннике; С) под языком, на боковых поверхностях щек, на твердом небе; D) только на поверхности языка;

12. Что такое вкусовой контраст?: А) ослабление восприятия вкуса сладкого после длительного голодания; В) обострение восприятия какого- либо вкуса непосредственно после действия другого вкуса; С) обострение всех видов вкуса на фоне жажды; D) ослабление всех видов вкуса в период голодания;

13. В каком отделе коры больших полушарий расположен корковый конец вкусового анализатора?: А) в любой доле; В) в задней центральной извилине; С) не имеет коркового представительства; D) в передней центральной извилине;

Задание №4 Нарисуйте: А) Схему проведения и переключения информации от вестибулярного органа;

                                             Б) Волосковые рецепторные клетки вестибулярного аппарата и покажите зависимость между направлением смещения волосков и активностью клеток.

 

 

Ответы на тесты: 1-В; 2-D; 3-В; 4-В; 5-D; 6-В; 7-D; 8-В; 9-D; 10-А; 11-В; 12-В; 13-В.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 2572.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...