Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
РАЗДЕЛ: Физиология высшей нервной деятельности
Занятие № 2 Торможение в ЦНС. Физиология сна
ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ
Задание для работы: Задание №1. Ответьте на следующие вопросы: 1. Дайте определение понятиям “внешнее торможение” и “внутреннее торможение” Внешнее торможение по своей природе является врожденным видом торможения, присущим всем отделам центральной нервной системы и свойственным как безусловным, так и условным рефлексам. Если торможение условных рефлексов первично возникает в их центрах то такого рода торможение называют внутренним. 2. Перечислите основные виды внутреннего торможения; угасательное, дифференцировочное и торможение при запаздывании подкрепления условного раздражения 3. Характеристика каких процессов лежит в основе классификации типов высшей нервной деятельности по И.П. Павлову? форма поведения, особенность мышления и эмоциональная деятельности людей, 4. Перечислите основные типы высшей нервной деятельности по И. П. Павлову; слабый, сильный неуравновешенный, сильный уравновешенный подвижный, сильный уравновешенный инертный 5. Что такое сон? Сон — это естественный физиологический процесс пребывания в состоянии с минимальным уровнем мозговой деятельности и пониженной реакцией на окружающий мир 6. Назовите фазы сна; медленная и быстрая фаза 7. Какие структуры мозга участвуют в поддержании состояний бодрствования и сна? Бодрствование внутренняя область варолиева моста, ствола и среднего мозга Сон —ретикулярная формация
Задание №2. Объясните, что означают: парадоксальный сон, Термин используется как синоним фазы сна с быстрым движением глаз. Он называется парадоксальным потому, что быстрое движение глаз у человека, который находится в состоянии сна, создаст впечатление, будто он бодрствует. Электроэнцефалограмма регистрирует даже большую активностьмозга, чем в бодрствующем состоянии. БДГ-сон. Фаза быстрого сна, БДГ-фаза, REM-фаза (от БДГ — «быстрые движения глаз») - фаза сна, характеризующаяся повышенной активностью головного мозга
Задание №3. Решите следующие задачи:
Студента утром разбудил будильник, и он рассказал, что видел сон. Вопросы: 1.В какую стадию сна, скорее всего, проснулся студент? 2.Что характерно для этой стадии сна? 3.Как эту стадию сна можно обнаружить у спящего человека? 1. Студент проснулся в парадоксальную стадию сна. 2. В эту стадию сна человек видит сны. 3. Парадоксальную стадию сна можно обнаружить при регистрации ЭЭГ, когда появляется β-ритм.
Молодая мама, наблюдая за спящим младенцем, заметила у него движения глаз под прикрытыми веками, учащение дыхания. Вопросы: 1.Являются ли эти признаки патологией? 2.Почему? 1 Нет не являются 2 Фаза быстрого сна, БДГ-фаза, REM-фаза 1. Во время выработки условного рефлекса собаку отвлекали громкими звуками музыки. Вопросы: 1.Какой процесс в ЦНС возникнет у собаки? 2.К какому виду его можно отнести? 1. Торможение. 2. Внешнее безусловное 2. Собаке в качестве сигнального раздражителя предъявляли загорание оранжевой и жёлтой лампы одинаковой мощности. При этом подкреплением пищей эксперимент сопровождался только в первом случае. Вопросы: 1.Какое торможение разовьётся? 2.Какое явление лежит в его основе? 3.Какое биологическое значение оно имеет? 1. Внутреннее условное. 2. Ассоциативное научение. 3. Адекватное приспособление к условиям внешней среды 3. Демонстрируя студентам на лекции собаку с выработанным слюноотделительным рефлексом с предъявлением звукового сигнала в качестве сигнального раздражителя, лаборант ошибся и использовал очень громкий сигнал. Вопросы: 1.Удалось ли в этом случае продемонстрировать условный рефлекс? 2.Почему? 3.Каков механизм этого явления? 1. Нет, не удалось. 2. Возникло внутреннее дифференцировочное торможение. 3. Громкий звук является раздражителем, не имеющим такой же параметр, что и обычный звуковой сигнал, и он не подкреплялся условием, следовательно он не вызовет рефлекс 4. Даша, 7 лет, собираясь переходить дорогу, посмотрела на свет светофора и остановилась. Вопрос: Благодаря какому процессу ВНД это произошло? Благодаря появления динамического стереотипа 5. У студента, готовящегося дома к предстоящему экзамену спустя 2 часа возникла сонливость. Вопрос: Почему и каков механизм этого явления? потому что у него появилась отрицательная индукция, механизм которого заключается в том, что произошла смена процесса возбуждения торможением, при этом торможение усиливается внешним раздражением (подготовка к экзамену) 6. Соседи характеризуют Н. как энергичного и решительного человека, готового помочь в трудной ситуации. Вопрос: К какому типу ВНД можно отнести Н.? Лабильному (сильный, уравновеш., подвиж) типу 7. С детства К. был медлительным, но всегда аккуратно и точно выполнял поручения родителей. Вопросы: 1.Какой тип ВНД характеризует эти качества? 2.Могут ли они измениться с возрастом? 1. инертный (сильный, уравновеш., малоподвижный) тип. 2. Могут 8. Коллеги за раздражительность и вспыльчивый характер прозвали Б. «фугасом». Вопросы: 1.К какому типу ВНД можно отнести Б.? 2.Из каких показателей возбудительного и тормозного процессов формируется такой тип? 1. "Безудержный" тип. 2. Силы нервных процессов и преобладания возбуждения над торможением. 9. Около 30 лет Т. руководил крупным предприятием. Выйдя на заслуженный пенсионный отдых Т. отметил ухудшение состояния здоровья: появилась бессонница, наблюдалось частое и стойкое повышение АД, боли в эпигастральной области. Вопрос: Какое нарушение ВНД возникло и почему? у него возник невроз, связанный с изменением социального статуса 10. На остановке автобуса люди ждут транспорта, которого долго нет. Вопросы: Какое поведение можно наблюдать: а) у человека с сильным неуравновешенным типом высшей нервной деятельности (холерик); б) у человека с сильным, уравновешенным и малоподвижным типом высшей нервной деятельности (флегматик); в) у человека с сильным, уравновешенным и подвижным типом высшей нервной деятельности (сангвиник); г) у человека со слабым типом высшей нервной деятельности (меланхолик). а) и г) будут нервничать, переживать и метаться туда-сюда; а б) и в) спокойнее перенесут долгое ожидание 11. Вы готовитесь к экзаменам. Тихо играет радио. Однако это не мешает вашей работе. Вопрос: Каков физиологический механизм описанного? физиологический механизм описанного заключается в возникновении доминанты обучения в данный момент, что позволяет не обращать внимания на тихо играющее радио. 12. У человека выработан прочный условный рефлекс на включение звонка. Вопрос: Проявится ли у него условный рефлекс, если в качестве условного сигнала экспериментатор произнесёт слово «включаю звонок»? может проявиться за счет ассоциаций, но в дальнейшем возникнет запаздывающее торможение Задание №4. Тестовый контроль: 1. Какие виды торможения существуют в коре головного мозга?: А) в коре головного мозга нет торможения; В) пресинаптическое, постсинаптическое, возвратное торможение после возбуждения; С) внешнее и внутреннее; D) поверхностное и глубокое. 2. Какое торможение называют внешним?: А) условное; В) безусловное; С) любое, которое вызвано изменениями окружающей среды; D) гипнотическое. 3. Как выработать безусловное торможение?: А) его не нужно вырабатывать, так как оно является врожденным; В) путем сочетания условного и безусловного раздражителей; С) путем сочетания более двух безусловных раздражителей с одним условным; D) путем выработки нового условного рефлекса. 4. Какое явление лежит в основе безусловного торможения?: А) отрицательная индукция; В) положительная индукция; С) суммация возбуждения; D) доминанта. 5. Что такое отрицательная индукция?: А) возникновение одновременного процесса возбуждения вокруг очага торможения; В) возникновение одновременного процесса торможения вокруг очага торможения; С) распространение торможения, возникшего в одном участке, на всю кору головного мозга; D) распространение процесса торможения, возникшего в коре головного мозга, на ретикулярную формацию. 6. Что такое положительная индукция?: А) возникновение одновременного процесса торможения вокруг очага возбуждения; В) распространение возбуждения, возникшего в одном участке, на всю кору головного мозга; С) возникновение одновременного процесса возбуждения вокруг очага торможения; D) распространение возбуждения, возникшего в ретикулярной формации, на кору головного мозга. 7. Какие из перечисленных видов торможения относятся к внешнему?: А) угасательное и запаздывающее; В) условный тормоз и дифференцировка; С) запредельное и гаснущий тормоз; D) пресинаптическое и постсинаптическое. 8. При каких условиях проявляется гаснущий тормоз?: А) если во время выработки условного рефлекса появляется внешний раздражитель, вызывающий ориентировочную реакцию и снижение внимания; В) если во время условного рефлекса появляется сверхпороговый внешний раздражитель; С) если условный раздражитель перестает подкрепляться безусловным; D) если поочередно подается два близких, но не одинаковых по качеству условных раздражителя. 9. Какое торможение называют внутренним?: А) безусловное; В) любое, вызванное изменениями работы внутренних органов; С) любое, которое вызвано изменениями окружающей среды; D) условное. 10. Каким является внутреннее торможение?: А) врожденным; В) приобретенным; С) может быть как врожденным, так и приобретенным; D) патологическим. 11. Какие из перечисленных видов торможения не относятся к внутреннему?: А) гаснущий тормоз; В) угасание и дифференцировка; С) условный тормоз; D) запаздывательное. 12. Когда вырабатывается угасательное торможение?: А) угасательное торможение является врожденным; В) при действии сверхпорогового условного раздражителя; С) при прекращении подкрепления условного раздражителя безусловным; D) при попеременном действии двух сходных, но не одинаковых условных раздражителей. 13. Как долго сохраняется выработанный условный рефлекс?: А) всю жизнь; В) не более 1 года; С) пока условный сигнал подкрепляется безусловным раздражителем и сохраняет свое сигнальное значение; D) пока не выработается какой - либо новый условный рефлекс. 14. В каком случае условный рефлекс угасает?: А) если условный сигнал перестает подкрепляться безусловным раздражителем и теряет свое сигнальное значение; В) если безусловный раздражитель начинает превышать по силе условный; С) если выработался какой-либо новый условный рефлекс; D) условный рефлекс не угасает. 15. Когда вырабатывается запаздывательное торможение?: А) при прекращении подкрепления условного раздражителя безусловным; В) при действии двух близких условных раздражителей, один из которых подкрепляется безусловным раздражителем, а другой – нет; С) запаздывательное торможение является врожденным; D) при подаче безусловного раздражителя через 2-3 минуты после условного и на его фоне. 16. Когда вырабатывается дифференцировочное торможение?: А) при действии двух условных раздражителей одной и той же модальности, близких по сигнальному значению, но один из которых подкрепляется безусловным раздражителем, а другой нет; В) при действии сверхпорогового условного раздражителя; С) при прекращении подкрепления условного раздражителя безусловным; D) дифференцировочное торможение не вырабатывается, а является врожденным. 17. Когда вырабатывается условный тормоз?: А) при прекращении подкрепления условного раздражителя безусловным; В) при подаче безусловного раздражителя через 2 -3 минуты после условного; С) при действии двух близких условных раздражителей, один из которых подкрепляется безусловным, а другой - нет; D) при подаче вместе с положительным условным раздражителем индифферентного без их подкрепления безусловным раздражителем. 18. В каком возрасте у ребенка могут быть выработаны первые условные рефлексы?: А) на 7 - 10 день жизни; В) на 45 день жизни; С) после 6 месяца жизни; D) на втором году жизни. 19. С какого возраста у ребенка вырабатываются условные рефлексы на световые сигналы?: А) со 2 месяца жизни; В) к концу 1 года жизни; С) внутриутробно; D) c 9 месяца жизни. 20. Что такое невроз?: А) нарушение ВНД в результате раздражения определенных участков коры больших полушарий электрическим током; В) нарушение ВНД при разрушении определенных участков коры больших полушарий; С) функциональный "срыв" ВНД без каких-либо анатомических повреждений; D) агрессия животного после неудавшегося эксперимента. 21. Как влияет на развитие сна раздражение ретикулярной формации?: А) вызывает глубокий сон; В) вызывает поверхностный сон; С) вызывает пробуждение; D) не влияет. 22. Как влияет на развитие сна разрушение ретикулярной формации?: А) вызывает сон; В) вызывает стойкую бессонницу; С) не влияет; D) вызывает пробуждение. 23. Какой сон называют медленным, или ортодоксальным?: А) сон, во время которого на ЭЭГ регистрируются альфа-, тета-, дельта-ритм; В) сон, во время которого на ЭЭГ регистрируется бета-подобный ритм; С) сон животных в анабиозе; D) гипнотический. 24. Какой сон называют быстрым, или парадоксальным?: А) наркотический; В) сон, во время которого на ЭЭГ регистрируются альфа-, тета- и дельта-ритм; С) сон, во время которого на ЭЭГ регистрируется бета-подобный ритм; D) сон с регистрацией ритма бодрствования и мышечной активностью. 25. Как отличаются быстрый и медленный сон по глубине?: А) не отличается; В) быстрый - более глубокий, чем медленный; С) медленный – более глубокий, чем быстрый; D) у детей глубже быстрый сон, а у взрослых- медленный. 26. Каков порядок чередования быстрого и медленного сна?: А) через каждые 80 -90 минут быстрого сна – 15-20 минут медленного сна; В) через каждые 80-90 минут медленного сна -15-20 минут быстрого сна; С) через 5-6 часов медленного сна - 2-3 минуты быстрого сна; D) быстрый и медленный сон чередуются каждые 20 -30 минут. 27. Какие из перечисленных вегетативных реакций соответствуют фазе медленного сна?: А) учащение дыхания и пульса, повышение артериального давления, движение глазных яблок, сокращение мимических мышц; В) урежение дыхания и частоты сердечных сокращений, снижение артериального давления, температуры тела, обмена веществ; С) повышение тонуса мышц-сгибателей и снижение тонуса мышц-разгибателей; D) вегетативных изменений во время медленного сна не бывает. 28. Какие из перечисленных вегетативных реакций соответствуют фазе быстрого сна?: А) повышение тонуса мышц-сгибателей и снижение тонуса мышц-разгибателей; В) урежение дыхания и частоты сердечных сокращений, снижение артериального давления, температуры тела, обмена веществ, диуреза; С) учащение дыхания и пульса, повышение артериального давления, движение глазных яблок, сокращение мимических мышц; D) вегетативных изменений во время быстрого сна не бывает. 29. Когда человек чаще видит сновидения?: А) во время быстрого сна; В) во время медленного сна; С) только во время наркотического сна; D) во время любого сна. 30. Что происходит с корой больших полушарий во время быстрого сна?: А) отдых; В) переработка информации, поступившей во время бодрствования; С) накопление информации от внутренних органов; D) стирание из памяти устаревшей информации. 31. К чему приводит искусственное лишение человека быстрого сна?: А) к улучшению общего самочувствия; В) для организма это происходит бесследно; С) к нарушению работы внутренних органов; D) к расстройству памяти и психическим заболеваниям. 32. Что такое «гипноз» по И.П.Павлову?: А) внутреннее торможение, захватывающее всю кору больших полушарий; В) внутреннее торможение, распространившееся на отдельные области коры больших полушарий; С) внешнее торможение, захватывающее всю кору больших полушарий; D) возбуждение всей коры больших полушарий за исключением одной небольшой зоны, через которую осуществляется связь с гипнотизером. 33. Сколько стадий у гипнотического сна?: А) одна; В) пять; С) три; D) две. 34. В каком из перечисленных случаев возникает гипноз у человека?: А) при длительном слабом воздействии в адрес одного и того же анализатора, что истощает его различающую способность; В) при резком неожиданном воздействии; С) при помещении человека в изолированную камеру без воздействия каких-либо раздражителей; D) при кратковременном, очень слабом, но новом для человека раздражении. 35. Какое торможение обеспечивает исчезновение условного рефлекса, потерявшего свое сигнальное значение?: А) внутреннее; В) любое; С) условный рефлекс не исчезает; D) внешнее. 36. Какое торможение условных рефлексов позволяет различать раздражители, близкие по сигнальному значению?: А) условный тормоз; В) угасание; С) дифференцировочное; D) запаздывание. 37. С помощью какого торможения можно выработать запрет на какое-либо действие?: А) запаздывающего; В) дифференцировочного; С) угасательного; D) условного тормоза. Ответы к тестам: 1-В,С; 2-В; 3-А; 4-А; 5-В; 6-С; 7-С; 8-А; 9-Д; 10-В; 11-А; 12-С; 13-С; 14-А; 15-Д; 16-А; 17-Д; 18-А; 19-А; 20-С; 21-С; 22-А; 23-А; 24-Д; 25-Д; 26-В; 27-В; 28-С; 29-А; 30-В; 31-Д; 32-В; 33-С; 34-А; 35-А; 36-С; 37-Д;
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 1205. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |