Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

РАЗДЕЛ: Физиология высшей нервной деятельности




Занятие № 2 Торможение в ЦНС. Физиология сна

 

ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ

 

  1. Перечислите процессы, лежащие в основе деятельности ЦНС.
  2. Основные ритмы ЭЭГ.

 

Студент должен знать: 1.Виды торможения (И.П.Павлов): а) безусловное (внешнее, запредельное); б) условное (угасание, дифференцировка, условный тормоз, запаздывание). 2.Современные представления о механизмах торможения. 3.Сон. Фазы сна. ”медленный” и “быстрый” сон. Теории сна. 4.Типы высшей нервной деятельности по И.П.Павлову, их характеристика. Экспериментальные неврозы. Значение учения И.П.Павлова о типах высшей нервной деятельности и экспериментальных неврозах для клиники. 5.Современные представления о типах психической деятельности.    Профильные вопросы для педиатрического фак-та: 1.Формирование условных рефлексов у детей первого года жизни. 2.Особенности условного (внутреннего) торможения у детей. 3.Особенности сна у детей. Студент должен уметь: · объяснить механизм торможения в ВНД;  · схематически изобразить изменения электрической активности мозга во время разных фаз сна. Основная литература: 1.Нормальная физиология / Под ред. Ткаченко Б.И. 2005. С.763-7; 771-2; 836-53; 2.Физиология человека. Compendium / Под ред. Ткаченко Б.И. 2009. С.423; 427-9; 440-50. 3.Материалы лекций. Дополнительная литература: 1.Физиологические основы здоровья человека / Под ред. Ткаченко Б.И. -СПб. 2001. 2.Начала физиологии / Под ред. Ноздрачёва А. -СПб. 2001 3.Физиология человека / Под ред. Шмидт Р.Ф. и Тевс Г. Перев. с англ. 1986. 4.Физиологические основы психической деятельности человека / Под ред. Пятина В.Ф. Лавровой О.В.1994 5.Физиология высшей нервной деятельности / Под ред. Даниловой Н.Н., Крыловой А.Л. 1999.

 

Задание для работы:

Задание №1. Ответьте на следующие вопросы:

1. Дайте определение понятиям “внешнее торможение” и “внутреннее торможение” Внешнее торможение по своей природе является врожденным видом торможения, присущим всем отделам центральной нервной системы и свойственным как безусловным, так и условным рефлексам. Если торможение условных рефлексов первично возникает в их центрах то такого рода торможение называют внутренним.

2. Перечислите основные виды внутреннего торможения; угасательное, дифференцировочное и торможение при запаздывании подкрепления условного раздражения

3. Характеристика каких процессов лежит в основе классификации типов высшей нервной деятельности по И.П. Павлову? форма поведения, особенность мышления и эмоциональная деятельности людей,

4. Перечислите основные типы высшей нервной деятельности по И. П. Павлову; слабый, сильный неуравновешенный, сильный уравновешенный подвижный, сильный уравновешенный инертный

5. Что такое сон? Сон — это естественный физиологический процесс пребывания в состоянии с минимальным уровнем мозговой деятельности и пониженной реакцией на окружающий мир

6. Назовите фазы сна; медленная и быстрая фаза

7. Какие структуры мозга участвуют в поддержании состояний бодрствования и сна? Бодрствование внутренняя область варолиева моста, ствола и среднего мозга Сон —ретикулярная формация

 

Задание №2. Объясните, что означают: парадоксальный сон, Термин используется как синоним фазы сна с быстрым движением глаз. Он называется парадоксальным потому, что быстрое движение глаз у человека, который находится в состоянии сна, создаст впечатление, будто он бодрствует. Электроэнцефалограмма регистрирует даже большую активностьмозга, чем в бодрствующем состоянии.

БДГ-сон. Фаза быстрого сна, БДГ-фаза, REM-фаза (от БДГ — «быстрые движения глаз») - фаза сна, характеризующаяся повышенной активностью головного мозга

  

Задание №3. Решите следующие задачи:

 

Студента утром разбудил будильник, и он рассказал, что видел сон. Вопросы: 1.В какую стадию сна, скорее всего, проснулся студент? 2.Что характерно для этой стадии сна? 3.Как эту стадию сна можно обнаружить у спящего человека? 1. Студент проснулся в парадоксальную стадию сна.

2. В эту стадию сна человек видит сны.

3. Парадоксальную стадию сна можно обнаружить при регистрации ЭЭГ, когда появляется β-ритм.

                                                                                             

 

Молодая мама, наблюдая за спящим младенцем, заметила у него движения глаз под прикрытыми веками, учащение дыхания. Вопросы: 1.Являются ли эти признаки патологией? 2.Почему? 1 Нет не являются 2 Фаза быстрого сна, БДГ-фаза, REM-фаза

1. Во время выработки условного рефлекса собаку отвлекали громкими звуками музыки. Вопросы: 1.Какой процесс в ЦНС возникнет у собаки? 2.К какому виду его можно отнести?

1. Торможение. 2. Внешнее безусловное

2. Собаке в качестве сигнального раздражителя предъявляли загорание оранжевой и жёлтой лампы одинаковой мощности. При этом подкреплением пищей эксперимент сопровождался только в первом случае. Вопросы: 1.Какое торможение разовьётся? 2.Какое явление лежит в его основе? 3.Какое биологическое значение оно имеет?      1. Внутреннее условное. 2. Ассоциативное научение. 3. Адекватное приспособление к условиям внешней среды

3. Демонстрируя студентам на лекции собаку с выработанным слюноотделительным рефлексом с предъявлением звукового сигнала в качестве сигнального раздражителя, лаборант ошибся и использовал очень громкий сигнал. Вопросы: 1.Удалось ли в этом случае продемонстрировать условный рефлекс? 2.Почему? 3.Каков механизм этого явления? 1. Нет, не удалось. 2. Возникло внутреннее дифференцировочное торможение. 3. Громкий звук является раздражителем, не имеющим такой же параметр, что и обычный звуковой сигнал, и он не подкреплялся условием, следовательно он не вызовет рефлекс

4. Даша, 7 лет, собираясь переходить дорогу, посмотрела на свет светофора и остановилась. Вопрос: Благодаря какому процессу ВНД это произошло? Благодаря появления динамического стереотипа

5. У студента, готовящегося дома к предстоящему экзамену спустя 2 часа возникла сонливость. Вопрос: Почему и каков механизм этого явления? потому что у него появилась отрицательная индукция, механизм которого заключается в том, что произошла смена процесса возбуждения торможением, при этом торможение усиливается внешним раздражением (подготовка к экзамену)

6. Соседи характеризуют Н. как энергичного и решительного человека, готового помочь в трудной ситуации. Вопрос: К какому типу ВНД можно отнести Н.? Лабильному (сильный, уравновеш., подвиж) типу

7. С детства К. был медлительным, но всегда аккуратно и точно выполнял поручения родителей. Вопросы: 1.Какой тип ВНД характеризует эти качества? 2.Могут ли они измениться с возрастом?

1. инертный (сильный, уравновеш., малоподвижный) тип. 2. Могут

8. Коллеги за раздражительность и вспыльчивый характер прозвали Б. «фугасом». Вопросы: 1.К какому типу ВНД можно отнести Б.? 2.Из каких показателей возбудительного и тормозного процессов формируется такой тип? 1. "Безудержный" тип. 2. Силы нервных процессов и преобладания возбуждения над торможением.

9. Около 30 лет Т. руководил крупным предприятием. Выйдя на заслуженный пенсионный отдых Т. отметил ухудшение состояния здоровья: появилась бессонница, наблюдалось частое и стойкое повышение АД, боли в эпигастральной области. Вопрос: Какое нарушение ВНД возникло и почему? у него возник невроз, связанный с изменением социального статуса

10. На остановке автобуса люди ждут транспорта, которого долго нет. Вопросы: Какое поведение можно наблюдать: а) у человека с сильным неуравновешенным типом высшей нервной деятельности (холерик); б) у человека с сильным, уравновешенным и малоподвижным типом высшей нервной деятельности (флегматик); в) у человека с сильным, уравновешенным и подвижным типом высшей нервной деятельности (сангвиник); г) у человека со слабым типом высшей нервной деятельности (меланхолик). а) и г) будут нервничать, переживать и метаться туда-сюда; а б) и в) спокойнее перенесут долгое ожидание

11. Вы готовитесь к экзаменам. Тихо играет радио. Однако это не мешает вашей работе. Вопрос: Каков физиологический механизм описанного? физиологический механизм описанного заключается в возникновении доминанты обучения в данный момент, что позволяет не обращать внимания на тихо играющее радио.

12. У человека выработан прочный условный рефлекс на включение звонка. Вопрос: Проявится ли у него условный рефлекс, если в качестве условного сигнала экспериментатор произнесёт слово «включаю звонок»? может проявиться за счет ассоциаций, но в дальнейшем возникнет запаздывающее торможение

Задание №4. Тестовый контроль:

1. Какие виды торможения существуют в коре головного мозга?: А) в коре головного мозга нет торможения; В) пресинаптическое, постсинаптическое, возвратное торможение после возбуждения; С) внешнее и внутреннее; D) поверхностное и глубокое.

2. Какое торможение называют внешним?: А) условное; В) безусловное; С) любое, которое вызвано изменениями окружающей среды; D) гипнотическое.

3. Как выработать безусловное торможение?: А) его не нужно вырабатывать, так как оно является врожденным; В) путем сочетания условного и безусловного раздражителей; С) путем сочетания более двух безусловных раздражителей с одним условным; D) путем выработки нового условного рефлекса.

4. Какое явление лежит в основе безусловного торможения?:                  А) отрицательная индукция; В) положительная индукция; С) суммация возбуждения; D) доминанта.

5. Что такое отрицательная индукция?: А) возникновение одновременного процесса возбуждения вокруг очага торможения;                   В) возникновение одновременного процесса торможения вокруг очага торможения; С) распространение торможения, возникшего в одном участке, на всю кору головного мозга; D) распространение процесса торможения, возникшего в коре головного мозга, на ретикулярную формацию.

6. Что такое положительная индукция?: А) возникновение одновременного процесса торможения вокруг очага возбуждения;                                 В) распространение возбуждения, возникшего в одном участке, на всю кору головного мозга; С) возникновение одновременного процесса возбуждения вокруг очага торможения; D) распространение возбуждения, возникшего в ретикулярной формации, на кору головного мозга.

7. Какие из перечисленных видов торможения относятся к внешнему?: А) угасательное и запаздывающее; В) условный тормоз и дифференцировка; С) запредельное и гаснущий тормоз; D) пресинаптическое и постсинаптическое.

8. При каких условиях проявляется гаснущий тормоз?: А) если во время выработки условного рефлекса появляется внешний раздражитель, вызывающий ориентировочную реакцию и снижение внимания; В) если во время условного рефлекса появляется сверхпороговый внешний раздражитель; С) если условный раздражитель перестает подкрепляться безусловным; D) если поочередно подается два близких, но не одинаковых по качеству условных раздражителя.

9. Какое торможение называют внутренним?: А) безусловное;                   В) любое, вызванное изменениями работы внутренних органов; С) любое, которое вызвано изменениями окружающей среды; D) условное.

10. Каким является внутреннее торможение?: А) врожденным;                           В) приобретенным; С) может быть как врожденным, так и приобретенным; D) патологическим.

11. Какие из перечисленных видов торможения не относятся к внутреннему?: А) гаснущий тормоз; В) угасание и дифференцировка; С) условный тормоз; D) запаздывательное.

12. Когда вырабатывается угасательное торможение?: А) угасательное торможение является врожденным; В) при действии сверхпорогового условного раздражителя; С) при прекращении подкрепления условного раздражителя безусловным; D) при попеременном действии двух сходных, но не одинаковых условных раздражителей.

13. Как долго сохраняется выработанный условный рефлекс?: А) всю жизнь; В) не более 1 года; С) пока условный сигнал подкрепляется безусловным раздражителем и сохраняет свое сигнальное значение; D) пока не выработается какой - либо новый условный рефлекс.

14. В каком случае условный рефлекс угасает?: А) если условный сигнал перестает подкрепляться безусловным раздражителем и теряет свое сигнальное значение; В) если безусловный раздражитель начинает превышать по силе условный; С) если выработался какой-либо новый условный рефлекс; D) условный рефлекс не угасает.

15. Когда вырабатывается запаздывательное торможение?: А) при прекращении подкрепления условного раздражителя безусловным; В) при действии двух близких условных раздражителей, один из которых подкрепляется безусловным раздражителем, а другой – нет; С) запаздывательное торможение является врожденным; D) при подаче безусловного раздражителя через 2-3 минуты после условного и на его фоне.

16. Когда вырабатывается дифференцировочное торможение?: А) при действии двух условных раздражителей одной и той же модальности, близких по сигнальному значению, но один из которых подкрепляется безусловным раздражителем, а другой нет; В) при действии сверхпорогового условного раздражителя; С) при прекращении подкрепления условного раздражителя безусловным; D) дифференцировочное торможение не вырабатывается, а является врожденным.

17. Когда вырабатывается условный тормоз?: А) при прекращении подкрепления условного раздражителя безусловным; В) при подаче безусловного раздражителя через 2 -3 минуты после условного; С) при действии двух близких условных раздражителей, один из которых подкрепляется безусловным, а другой - нет; D) при подаче вместе с положительным условным раздражителем индифферентного без их подкрепления безусловным раздражителем.

18. В каком возрасте у ребенка могут быть выработаны первые условные рефлексы?: А) на 7 - 10 день жизни; В) на 45 день жизни; С) после 6 месяца жизни; D) на втором году жизни.

19. С какого возраста у ребенка вырабатываются условные рефлексы на световые сигналы?: А) со 2 месяца жизни; В) к концу 1 года жизни; С) внутриутробно; D) c 9 месяца жизни.

20. Что такое невроз?: А) нарушение ВНД в результате раздражения определенных участков коры больших полушарий электрическим током; В) нарушение ВНД при разрушении определенных участков коры больших полушарий; С) функциональный "срыв" ВНД без каких-либо анатомических повреждений; D) агрессия животного после неудавшегося эксперимента.

21. Как влияет на развитие сна раздражение ретикулярной формации?: А) вызывает глубокий сон; В) вызывает поверхностный сон; С) вызывает пробуждение; D) не влияет.

22. Как влияет на развитие сна разрушение ретикулярной формации?: А) вызывает сон; В) вызывает стойкую бессонницу; С) не влияет; D) вызывает пробуждение.

23. Какой сон называют медленным, или ортодоксальным?: А) сон, во время которого на ЭЭГ регистрируются альфа-, тета-, дельта-ритм; В) сон, во время которого на ЭЭГ регистрируется бета-подобный ритм; С) сон животных в анабиозе; D) гипнотический.

24. Какой сон называют быстрым, или парадоксальным?: А) наркотический; В) сон, во время которого на ЭЭГ регистрируются альфа-, тета- и дельта-ритм; С) сон, во время которого на ЭЭГ регистрируется бета-подобный ритм; D) сон с регистрацией ритма бодрствования и мышечной активностью.

25. Как отличаются быстрый и медленный сон по глубине?: А) не отличается; В) быстрый - более глубокий, чем медленный; С) медленный – более глубокий, чем быстрый; D) у детей глубже быстрый сон, а у взрослых- медленный.

26. Каков порядок чередования быстрого и медленного сна?: А) через каждые 80 -90 минут быстрого сна – 15-20 минут медленного сна; В) через каждые 80-90 минут медленного сна -15-20 минут быстрого сна; С) через 5-6 часов медленного сна - 2-3 минуты быстрого сна; D) быстрый и медленный сон чередуются каждые 20 -30 минут.

27. Какие из перечисленных вегетативных реакций соответствуют фазе медленного сна?: А) учащение дыхания и пульса, повышение артериального давления, движение глазных яблок, сокращение мимических мышц; В) урежение дыхания и частоты сердечных сокращений, снижение артериального давления, температуры тела, обмена веществ; С) повышение тонуса мышц-сгибателей и снижение тонуса мышц-разгибателей;               D) вегетативных изменений во время медленного сна не бывает.

28. Какие из перечисленных вегетативных реакций соответствуют фазе быстрого сна?: А) повышение тонуса мышц-сгибателей и снижение тонуса мышц-разгибателей; В) урежение дыхания и частоты сердечных сокращений, снижение артериального давления, температуры тела, обмена веществ, диуреза; С) учащение дыхания и пульса, повышение артериального давления, движение глазных яблок, сокращение мимических мышц; D) вегетативных изменений во время быстрого сна не бывает.

29. Когда человек чаще видит сновидения?: А) во время быстрого сна; В) во время медленного сна; С) только во время наркотического сна; D) во время любого сна.

30. Что происходит с корой больших полушарий во время быстрого сна?: А) отдых; В) переработка информации, поступившей во время бодрствования; С) накопление информации от внутренних органов; D) стирание из памяти устаревшей информации.

31. К чему приводит искусственное лишение человека быстрого сна?: А) к улучшению общего самочувствия; В) для организма это происходит бесследно; С) к нарушению работы внутренних органов; D) к расстройству памяти и психическим заболеваниям.

32. Что такое «гипноз» по И.П.Павлову?: А) внутреннее торможение, захватывающее всю кору больших полушарий; В) внутреннее торможение, распространившееся на отдельные области коры больших полушарий; С) внешнее торможение, захватывающее всю кору больших полушарий; D) возбуждение всей коры больших полушарий за исключением одной небольшой зоны, через которую осуществляется связь с гипнотизером.

33. Сколько стадий у гипнотического сна?: А) одна; В) пять; С) три; D) две.

34. В каком из перечисленных случаев возникает гипноз у человека?: А) при длительном слабом воздействии в адрес одного и того же анализатора, что истощает его различающую способность; В) при резком неожиданном воздействии; С) при помещении человека в изолированную камеру без воздействия каких-либо раздражителей; D) при кратковременном, очень слабом, но новом для человека раздражении.

35. Какое торможение обеспечивает исчезновение условного рефлекса, потерявшего свое сигнальное значение?: А) внутреннее; В) любое; С) условный рефлекс не исчезает; D) внешнее.

36. Какое торможение условных рефлексов позволяет различать раздражители, близкие по сигнальному значению?: А) условный тормоз; В) угасание; С) дифференцировочное; D) запаздывание.

37. С помощью какого торможения можно выработать запрет на какое-либо действие?: А) запаздывающего; В) дифференцировочного; С) угасательного; D) условного тормоза.

Ответы к тестам:  1-В,С; 2-В; 3-А; 4-А; 5-В; 6-С; 7-С; 8-А; 9-Д; 10-В; 11-А; 12-С; 13-С; 14-А; 15-Д; 16-А; 17-Д; 18-А; 19-А; 20-С; 21-С; 22-А; 23-А; 24-Д; 25-Д; 26-В; 27-В; 28-С; 29-А; 30-В; 31-Д; 32-В; 33-С; 34-А; 35-А; 36-С; 37-Д;

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 1205.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...