Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Задание №3. Решите следующие задачи:
Известно, что при выработке условных рефлексов сила условного раздражителя не должна превышать силу безусловного раздражителя. В противном случае условный рефлекс выработать не удастся. Вопросы: 1.Почему? 2.Какое будет поведение у собаки при действии сильного условного раздражителя и слабого безусловного раздражителя? 1. Условный рефлекс всегда формируется на основе врожденного безусловного раздражителя. 2. У собаки возникает ориентировочно-исследовательская реакция.
У собаки выработали условный пищевой рефлекс (выделение слюны) на сигнальный раздражитель в виде светящегося круга. При включении раздражителя в виде светящегося эллипса также выделялась слюна (пища не предъявлялась). После нескольких включений светящегося эллипса слюна перестала выделяться. Вопросы: 1.Что произошло с условным рефлексом при включении светящегося эллипса? 2.Можно ли восстановить условный рефлекс при включении светящегося эллипса. 3.Как изменится поведение собаки, если постепенно светящийся эллипс приближать по форме к светящемуся кругу? 1. Условный эффект при включении эллипса затормозился. 2. Если после включения эллипса давать животному пищу, то условный эффект восстановится. 3. У собаки может возникнуть срыв высшей нервной деятельности.
У собаки выработан пищевой условный рефлекс на световой раздражитель в камере с двусторонним подкреплением. С одной стороны в камеру подавалась вода, а с другой стороны подавалась пища. Вопросы: 1.В какую сторону и в зависимости от чего побежит собака при включении условного раздражителя? 2.Как называется состояние мозга, которое формирует соответствующее поведение? 3.Как изменится поведение экспериментальной собаки при появлении рядом другой собаки? 1. Собака побежит к еде или к воде в зависимости от мотивации голода или жажды. 2. Состояние мозга, формирующее поведение, называется мотивацией. 3. При появлении другой собаки у экспериментального животного возникнет ориентировочно-исследовательская реакция.
Собака в течение суток не получала пищу и воду. Затем ее ввели в комнату, в одном углу которой для нее была приготовлена пища, а в другом - вода. Вопросы: 1.Каково наиболее вероятное поведение животного? 2.Какая мотивация будет доминировать и почему? 1. Собака прежде всего отправится к чашке с водой. 2. Мотивация жажды будет доминирующей, так как при жажце возникает опасность изменения осмотического давления плазмы крови.
Студент собирается ехать в институт на занятия, но замок в его квартире сломался, и он не смог выйти из нее до вечера. Вопросы:: 1. Какое состояние возникло у студента в первый момент? 2. Какая стадия формирования поведения возникла в ЦНС? 1. У студента возникла отрицательная эмоция вследствие рассогласования в аппарате акцептора результатов действия. 2. В ЦНС формируется стадия афферентного синтеза для решения вопроса “Что делать и как делать?
Студент поехал в институт, но при входе в метро обнаружил, что забыл деньги и проездной билет. Вопросы: 1. Какое состояние возникло у студента в первый момент? 2. Какая стадия формирования поведения возникла в ЦНС? 1. У студента возникли отрицательная эмоция вследствие рассогласования аппарата акцептора результатов действия. 2. В ЦНС формируется стадия афферентного синтеза для решения вопроса “Что делать и как делать?”.
Студент посетил все лекции, успешно сдавал зачеты и на экзамене получил отличную оценку.Вопросы: 1.Какое состояние возникло у студента после сдачи экзамена? 2.Что произойдёт с его функциональной системой поведения? 1. У студента возникла положительная эмоция. 2. Процесс согласования в аппарате акцептора результата действия.
1. Военнослужащий просыпается каждое утро ровно в 6ч.30мин. Вопрос: Является ли эта реакция условным рефлексом? Если да, то к какому виду его отнести? 1 да является 2 проприрецепция 2. Несмотря на свой возраст, 80-летняя женщина помнит стихи, которые заучивала ещё в школе. Вопрос: Что является основой такого вида памяти? долговременная (декларативная) память 3. Как в свете учения И.П. Павлова об условных рефлексах трактовать смысл народных пословиц: «старого воробья на мякине не проведёшь», «пуганая ворона и куста боится» или «обжегшись на молоке, станешь дуть на воду» смысл пословиц в свете учения Павлова можно трактовать следующим образом: при повторении когда-то появлявшегося негативного условия (обстоятельства), возникает рефлекс поберечь себя в будущем Задание №4. Тестовый контроль: 1. Что такое высшая нервная деятельность (ВНД)?: А) совокупность реакций, направленных на объединение, интеграцию функций всего организма; В) совокупность реакций организма, возникающих при стрессе; С) поведение организма, в результате которого изменяется его соотношение с внешней средой при обязательном участии коры больших полушарий и ближайшей подкорки; D) свойственное человеку и не свойственное животным речевое общение. 2. Что такое инстинкт?: А) любой безусловный рефлекс; В) рефлекс, приобретенный организмом в процессе индивидуального развития; С) совокупность нескольких условных рефлексов, следующих друг за другом; D) цепь сложных безусловных рефлексов. 3. Что из перечисленного не относится к инстинктам?: А) выхаживание потомства; В) функционирование второй сигнальной системы; С) добывание пищи; D) борьба за выживание в экстремальных условиях. 4. Что такое ориентировочный рефлекс?: А) условный рефлекс на свет или звук; В) рефлекторное перемещение на север при нахождении в незнакомой обстановке; С) реакция на любое быстро происходящее изменение окружающей среды, проявляющееся установкой анализаторов в сторону раздражителя; D) пищевой инстинкт голодного животного, находящегося пищу по запаху. 5. Чем отличается ориентировочный рефлекс от других безусловных рефлексов?: А) не отличается; В) возникает только на сверхпороговые раздражения; С) исчезает при удалении коры больших полушарий; D) быстро угасает при повторных одноименных раздражениях. 6. Что такое условный рефлекс?: А) врожденный рефлекс; В) любой вегетативный рефлекс; С) рефлекс, приобретенный организмом в процессе индивидуального развития; D) цепь безусловных рефлексов. 7. Какой из перечисленных рефлексов относится к условным?: А) слюноотделение в ответ на введение пищи в полость рта; В) отдергивание конечности в ответ на укол; С) отделение желудочного сока в ответ на звук, сопровождающий сервировку обеденного стола; D) ориентировочная реакция на появление нового светового раздражителя. 8. Чем отличаются условный и безусловный рефлексы по способу приобретения?: А) не отличаются; В) условный рефлекс - врожденный, безусловный приобретается в течение жизни; С) безусловный рефлекс - врожденный, условный приобретается в течение жизни; D) безусловные рефлексы вырабатываются на базе условных. 9. Чем отличаются условный и безусловный рефлексы по видовой принадлежности?: А) условный рефлекс индивидуальный, безусловный - принадлежит всем особям данного вида; В) безусловный рефлекс индивидуальный, условный принадлежит всем особям данного вида; С) не отличаются; D) безусловные рефлексы свойственны только человека, условные - только животным. 10. Чем отличаются условные и безусловные рефлексы по длительности сохранения?: А)условные рефлексы сохраняются всю жизнь, безусловные без подкрепления угасают; В) не отличаются; С) безусловные рефлексы сохраняются всю жизнь без подкрепления, условные требуют подкрепления; D) безусловные рефлексы сохраняются только в том случае, если не исчезли образовавшиеся на их основе условные. 11. Чем отличаются условные и безусловные рефлексы по биологическому значению?: А) не отличаются; В) безусловные рефлексы обеспечивают приспособление к окружающей среде, присущее всем видам животных, а условные - индивидуальное тонкое приспособление к меняющимся условиям внешней среды; С) условные рефлексы обеспечивают приспособление к тем безусловным рефлексам, которые присущи организму от рождения; D) безусловные рефлексы направлены на сохранение вида, а условные - на его исчезновение. 12. На каком уровне ЦНС функционируют дуги безусловных рефлексов?: А) на уровне коры головного мозга; В) на любом, кроме коры больших полушарий; С) не выше спинного мозга; D) только на уровне мозжечка. 13. На каком уровне ЦНС замыкаются дуги условных рефлексов у высших животных и человека?: А) на уровне коры головного мозга; В) на любом; С) на уровне подкорки; D) на уровне спинного мозга. 14. Сохраняются ли безусловные рефлексы после удаления коры больших полушарий головного мозга?: А) нет; В) у животных сохраняются, у человека - нет; С) у взрослых сохраняются, у детей - нет; D) да. 15. С какого рецептивного поля можно вызвать безусловный рефлекс?: А) с любого; В) только с рецептивных полей, расположенных на поверхности тела; С) с поверхности мозга; D) строго со "своего" индивидуального рецептивного поля. 16. С какого рецептивного поля можно выработать условный рефлекс?: А) для выработки условного рефлекса не нужно рецептивное поле; В) с любого; С) только с рецептивных полей органов чувств; D) только с рецептивных полей кожи. 17. Какой из принципов лежит в основе образования условного рефлекса?: А) временная связь между центрами коры, воспринимающими условное и безусловное раздражения, совпадающие по времени; В) постоянная связь между клетками коры и нейронами, входящими в состав дуг безусловных рефлексов; С) безусловное раздражение должно опережать условное; D) принцип окклюзии. 18. Какие изменения внешней и внутренней среды могут стать условными раздражителями?: А) любые, достигшие пороговой интенсивности и воспринятые корой больших полушарий; В) любые, независимо от интенсивности и способности воздействовать на анализаторы; С) только сверхпороговые; D) условный рефлекс можно выработать с помощью внешних и нельзя - с помощью внутренних раздражителей. 19. Что такое натуральный условный рефлекс?: А) врожденный; В) рефлекс на адекватный безусловный раздражитель; С) рефлекс на условный раздражитель, который в естественных условиях является свойством безусловного; D) рефлекс на условный раздражитель, в естественных условиях не связанный с действием безусловного. 20. Какой из перечисленных рефлексов является условным натуральным?: А) выделение слюны на вид мяса; В) выделение желудочного сока на звон посуды, возникающий при сервировке стола; С) отдергивание конечности при воздействии высокой температуры; D) цепь безусловных рефлексов, возникающая при выхаживании потомства. 21. Что такое искусственный условный рефлекс?: А) рефлекс на сверхпороговый безусловный раздражитель; В) рефлекс на условный раздражитель, действующий в естественных условиях вместе с безусловным; С) рефлекс на условный раздражитель, в естественных условиях не связанный с действием безусловного; D) рефлекс на адекватный безусловный раздражитель. 22. Что такое индифферентный раздражитель?: А) любой интерорецептивный раздражитель; В) раздражитель, сам по себе не вызывающий изучаемого рефлекторного ответа, но вызывающий ориентировочную реакцию; С) раздражитель, неадекватный для данного вида рецепторов; D) сверхпороговый раздражитель. 23. Какой раздражитель должен быть сильнее при выработке условного рефлекса?: А) условный должен быть сильнее безусловного; В) сила условного и безусловного раздражителей должна быть одинакова; С) не имеет значения; D) безусловный должен быть сильнее условного. 24. Какова зависимость между силой условного раздражителя и силой рефлекторного ответа?: А) обратно пропорциональная; В) такой зависимости нет, так как сила рефлекторного ответа зависит только от силы безусловного раздражителя; С) чем сильнее условный раздражитель, тем больше величина условного рефлекса, но до предела , за которым развивается торможение; D) прямо пропорциональная беспредельная. 25. В какой последовательности должны подаваться раздражители при выработке условного рефлекса?: А) в любой; В) вначале условный, затем индифферентный; С) вначале условный, затем безусловный; D) вначале безусловный, затем условный. 26. Какие условные рефлексы называются совпадающими?: А) условные рефлексы, одинаковые у разных особей данного вида; В) условные рефлексы, для выработки которых условный и безусловный раздражители подаются одновременно; С) два разных условных рефлекса на один и тот же раздражитель; D) один и тот же условный рефлекс на разные раздражители. 27. Какие условные рефлексы называют рефлексами первого порядка?: А) условные рефлексы, вырабатываемые у низших животных; В) условные рефлексы, вырабатываемых у детей; С) ориентировочные рефлексы; D) условные рефлексы, выработанные на базе безусловных. 28. Что такое условный рефлекс второго порядка?: А) условный рефлекс, выработанный на базе безусловного; В) условный рефлекс, который можно выработать только у человека; С) условный рефлекс, выработанный на базе условного рефлекса первого порядка; D) условный рефлекс, дуга которого замыкается в подкорке. 29. Как действует условный раздражитель на безусловный рефлекс, на базе которого он выработан?: А) не действует; В) усиливает и ускоряет безусловный рефлекс; С) ослабляет безусловный рефлекс; D) удлиняет время возникновения условного рефлекса. 30. На какой стадии выработки условных рефлексов происходит их генерализация?: А) на начальной; В) после получения стойкого условного рефлекса; С) условным рефлексам не свойственна генерализация; D) на любой. 31. Какое явление лежит в основе генерализации условного рефлекса?: А) торможение условного и безусловного раздражений; В) рефлекс "что такое"; С) дифференцировка; D) иррадиация возбуждения. 32. Что такое кратковременная память?: А) запоминание одного события или явления из всего происходящего; В) память ребенка; С) память, обеспечивающая выполнение текущих операций мышления; D) память на события, произошедшие недавно. 33. Что лежит в основе механизма кратковременной памяти?: А) реверберация импульсов по нейронным цепям; В) суммация возбуждения; С) положительная индукция; D) синтез белковых молекул в клетках большого мозга. 34. Что лежит в основе механизма долговременной памяти?: А) образование временной функциональной нервной связи; В) суммация возбуждения; С) синтез белковых молекул в клетках большого мозга, структурные изменения нейронов; D) отрицательная индукция. 35. Какой из перечисленных видов памяти есть только у человека?: А) образная; В) словесно-логическая; С) эмоциональная; D) долговременная. 36. Что такое «динамический стереотип»?: А) цепь безусловных рефлексов; В) цепь строго последовательных условных рефлексов; С) вид внутреннего торможения условных рефлексов; D) вид внешнего торможения условных рефлексов. 37. Что такое функциональная система по П.К. Анохину?: А) совокупность внутренних органов, выполняющих единую функцию (дыхание, пищеварение и т.п.); В) цепь строго последовательных условных рефлексов; С) динамическая саморегулирующаяся система, компоненты которой взаимодействуют для получения полезного приспособительного результата; D) рецептор, афферентный нервный путь и участок коры больших полушарий. 38. Когда формируется функциональная система сохранения целостности организма?: А) во внутриутробном периоде; В) при повреждении ткани; С) после устранения повреждения тканей; D) только после достижения половой зрелости. 39. Какова последовательность стадий функциональной системы поведения по П.К.Анохину?: А) афферентный синтез, эфферентный синтез, программа действия, действие; В) афферентный синтез, принятие решения, акцептор результата, программа действия, действие; С) афферентный синтез, принятие решения, программа действия, акцептор результата; D) принятие решения, акцептор результата, афферентный синтез, решение. 40. Какова последовательность стадий афферентного синтеза в функциональной системе поведения по П.К.Анохину?: А) пусковой стимул, память, доминирующая мотивация, обстановочная афферентация; В) доминирующая мотивация, обстановочная афферентация, программа действия; С) память, доминирующая мотивация, обратная афферентация, пусковой стимул; D) доминирующая мотивация, обстановочная афферентация, память, пусковой стимул. Ответы к тестам: 1-С; 2-Д; 3-В; 4-С; 5-Д; 6-С; 7-С; 8-С; 9-А; 10-С; 11-В; 12-В; 13-А; 14-Д; 15-Д; 16-В; 17-А; 18-А; 19-С; 20-А; 21-С; 22-В; 23-Д; 24-С; 25-С; 26-В; 27-Д; 28-С; 29-В; 30-А; 31-Д; 32-С; 33-А; 34-С; 35-В; 36-В; 37-В; 38-В; 39-В; 40-Д. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 1581. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |