Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

РАЗДЕЛ: ФИЗИОЛОГИЯ ПИЩЕВАРЕНИЯ




 

Занятие №1 Функциональная система питания. 

                    Пищеварение и его типы. Функции ротовой

                    полости, пищевода и желудка

ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ

 

  1. Каков состав слюны и ее физиологическое значение?
  2. Как осуществляется иннервация крупных слюнных желез?
  3. Какие функции выполняет желудок?
  4. Какие железы различают в желудке?
  5. Каков состав и суточное количество желудочного сока?
  6. Вырабатываются ли пепсины в активной форме?

 

Студент должен знать: 1. Значение пищеварения в полости рта. 2. Состав слюны, ее функции; регуляцию слюноотделения. 3. Определение понятия “функциональна система питания”.  4. Функции желудка. 5. Состав и свойства желудочного сока; фазы желудочной секреции; регуляцию желудочной секреции. 6. Процессы моторики желудка и их регуляцию. Профильные вопросы для педфака: 1. Особенности состава, свойств и количества слюны у детей. 2. Развитие слюноотделительных рефлексов у детей. 3. Характеристика свойств и состава желудочного сока грудных детей с точки зрения их приспособленности к питанию молоком. 4. Особенности переваривания пищи в желудке грудных детей. 5. Периоды грудного и смешанного вскармливания. Студент должен уметь: · объяснить методику сбора слюны для исследования у человека и животных; · дать качественную и количественную характеристику отделяемой слюны в зависимости от вида раздражителя; · объяснить фазы желудочной секреции, привести экспериментальные данные; · объяснить методы исследования секреции желудочного сока и моторики желудка. Основная литература: 1.Нормальная физиология человека / Под ред. Ткаченко Б.И. 2005. -С.517-9; 523-8; 531-43; 584-9; 2.Физиология человека.Compendium / Под ред. Ткаченко Б.И. 2009, -С.248-50; 252-7 3.Физиологические основы здоровья человека. Под ред. Ткаченко Б.И. -СПб, 2001. -С.329-97. 4.Материалы лекций. Дополнительная литература: 1. Начала физиологии / Под ред. Ноздрачева А. –СПб.: Лань. 2001. 2. Физиология в задачах. Казаков В.Н., Леках В.А., Тарапата Н.И. / Ростов-на-Дону. 1996.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ РАБОТЫ:

Задание №1 Ответьте на вопросы:

1. Какие типы пищеварения существуют?

Ответ: Основные типы пищеварения - это симбиотное, аутолитическое и собственное.

Симбиотное – взаимополезное, это тот тип пищеварения, которое осуществляется в толстом кишечнике за счёт населяющих его микроорганизмов.

Аутолитическое пищеварение, осуществляющееся за счёт аутолиза, самопереваривания, то есть собственного расщепления пищи за счёт имеющихся в ней самой ферментов. Аутолитическое пищеварение прежде всего присуще ребёнку с лактотрофным типом питания, когда в его пищеварительном тракте ещё мало ферментов. И в этом случае используются ферменты, находящиеся в грудном молоке, которые расщепляют белки молока, а затем они уже используются в пищеварении ребёнка.

Собственное пищеварение, которое может быть внутриклеточным, полостным и пристеночным..

2. Каковы функции желудочно-кишечного тракта?

Ответ: Функциии желудочно-кишечного тракта: пищеварительная, экскреторная или выделительная функция, и регуляторная функция. Экскреция подразумевает выведение веществ из внутренней среды организма, в частности из крови или лимфы, наружу, во внешнюю среду. Регуляторная функция подразумевает, что желудочно-кишечный тракт выступает как регулятор многих функций организма.

3. Объясните физиологическое значение слюны;

· Ответ: Слюна играет защитную роль. Она смачивает слизистую рта, а муцин препятствует ее механическому раздражению. Лизоцим обладает антибактериальным действием. Защитную функцию обеспечивают также иммуноглобулины-А и нуклеазы слюны. Со слюной из ротовой полости удаляются отвергаемые вещества. При их попадании в рот выделяется большое количество жидкой слюны.

· Слюна смачивает пищу и растворяет ее некоторые компоненты.

· Она способствует склеиванию пищевых частиц формированию пищевого комка и его проглатыванию.

· Слюна содержит пищеварительные ферменты, осуществляющие начальный гидролиз углеводов. а-Амилаза расщепляет крахмал до декстринов. Она активна только в щелочной и нейтральной' среде. Мальтаза гидролизует дисахариды мальтозу и сахарозу до глюкозы.

· Без растворения слюной сухих пищевых веществ невозможно восприятие вкуса.

· Слюна обеспечивает минерализацию зубов т.к. содержит фосфор и кальций. Т.е. выполняет трофическую функцию.

· Экскреторная. Со слюной выделяется небольшое количество продуктов белкового обмена - мочевина, мочевая кислота.

4. Как осуществляется регуляция слюноотделения?

Ответ: Регуляция слюноотделения осуществляется условно- и безусловно-рефлекторно. Безусловно-рефлекторное слюноотделение возникает при раздражении механо- и хемо -рецепторов полости рта. Нервные импульсы от них по афферентным нервным волокнам язычного, языкоглоточного и верхнегортанного нервов поступают в слюноотделительный центр продолговатого мозга. От центра импульсы по эфферентным нервам идут к слюнным железам. Парасимпатические нервы начинаются от верхнего слюноотделительного ядра, идут в составе лицевого нерва, а затем барабанной струны. Симпатические нервы, иннервирующие железы идут от слюноотделительных ядер II - VI. грудных сегментов, прерываются в шейном ганглии, а затем их постганглионарные волокна идут к слизистым клеткам. Поэтому раздражение парасимпатических нервов ведет к выделению большого количества жидкой слюны, а симпатических небольшого объема слизистой. Условно-рефлекторное слюноотделение начинается раньше, безусловно, рефлекторного. Оно возникает на запах, вид пищи, звуки предшествующие кормлению. Условно-рефлекторные механизмы секрецией' обеспечиваются корой 'больших полушарий, которая через нисходящие пути стимулирует центр слюноотделения.

5. Назовите основные секреторные нервы желудка и их влияние

Ответ: Основным секреторным нервом желудка является вагус, который через медиатор ацетилхолин (через М-холинорецепторы) стимцулирует секрецию НСl, пепсиногена, слизи.

6. Какие виды моторики желудка Вы знаете?

Ответ: Тонические сокращения; рефлекторная релаксация, перистальтика, пропульсивные сокращения (систола) и эвакуация, голодная моторика.

 

Задание №2 Решите задачи и объясните их решение:

  1. В древней Индии подозреваемого в преступлении подвергали так называемому «божьему суду». Ему предлагали проглотить горсть сухого риса. Если это не удавалось, виновность считалась доказанной. Дайте физиологическое обоснование этой пробе.

Ответ: В результате сильного эмоционального переживания активируются симпатическая нервная система и симпато-адреналовая гормональная регуляция, которые тормозят образование и выделение жидкой слюны.

  1. Перед едой большого количества мяса один испытуемый выпил стакан воды, второй – стакан сливок, третий – стакан бульона. Как это повлияет на переваривание мяса?

Ответ: В первом случае – не повлияет; во втором – процесс переваривания мяса замедлится (т.к. в сливках содержится жир), а в третьем случае процессы гидролиза будут идти быстрее, т.к. бульон содержит экстрактивные вещества, усиливающие переваривающую способность желудочного сока.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 2483.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...