Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Занятие №2   «Легочные объемы и показатели функционального   состояния. Методы исследования»




Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Северо-Осетинская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра нормальной физиологии

Методические рекомендации

Для выполнения САМОСТОЯТЕЛЬНой       ВНЕАУДИТОРНой РАБОТы СТУДЕНТОВ II курса 

Лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов  

По нормальной физиологии

IV семестр

Владикавказ – 2014 г


Методические рекомендации для студентов 2 курса лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов Северо-Осетинской государственной медицинской академии для проведения внеаудиторной самостоятельной работы по нормальной физиологии, разработаны под общей редакцией заведующего кафедрой нормальной физиологии, доктора медицинских наук, профессора Брина В.Б.

 

Авторы: Авторы: д.м.н., профессор кафедры Джиоев И.Г.

к.м.н., доцент Боциева Н.В.

к.м.н., доцент Молдован Т.В.

д.м.н., доцент Албегова Ж.К.

к.м.н., старший преподаватель Митциев А.К.

к.м.н., ассистент Албегова Н.Р.

к.м.н., ассистент Гаглоева Э.М.

к.м.н., ассистент Кокаев Р.И.




РАЗДЕЛ IV

ФИЗИОЛОГИЯ  ВНЕШНЕГО  ДЫХАНИЯ,  ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО  ОБМЕНА  И ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ

 

Занятие №1 «Механизм внешнего дыхания

Исходный уровень знаний

1.Строение легочной ткани.

2.Костно-мышечный каркас грудной клетки (инспираторные и экспираторные мышцы).

3.Строение диафрагмы.

4.Круги кровообращения.

5.Строение бронхиального дерева.

6.Строение плевры.

7.Что такое вентиляция, диффузия, перфузия.

 

Студент должен знать: 1. Система внешнего дыхания, его основные этапы. 2. Основные процессы внешнего дыхания. 3. Механизм вдоха и выдоха: роль дыхательных мышц, величины транспульмонального, внутриплеврального давлений, свойств легочной ткани, сурфактанта. Модель Дондерса. 4. Строение и функции легочного кровообращения. 5. Вентиляция и перфузия в разных отделах легких и их физиологическое значение. Профильные вопросы для педиатрического факультета: 6. Особенности дыхания у плода и детей. 7. Изменение дыхания в онтогенезе. Студент должен уметь: · определить величину воздушного потока с помощью пневмотахометра;   · назвать основные мышцы, участвующие в дыхании; · объяснить результаты опыта Дондерса;   · сделать искусственное дыхание. Основная литература: 1. Нормальная физиология человека. Под ред. Ткаченко Б.И. / М.Медицина, 2005. -с.469-70; Физиологические основы здоровья человека. Под редакцией Ткаченко Б.И. / СПб-Архангельск, 2001. -с.276. 2. Нормальная физиология человека. -с.483-7; Физиология человека. Compendium / Под ред. Ткаченко Б.И. М.Медицина, 2009. -с.228-32. 3. Нормальная физиология человека. -с.470-4. Физиология человека. Compendium. -с.223-4. 4. Нормальная физиология человека. -с.445-6. 5. Нормальная физиология человека. -с.483-7. Физиология человека. Compendium. -с.228-32.  6-7.Физиологические основы здоровья человека. -с.276-77; 282-91; 296. Дополнительная литература: · Основы физиологии человека. Под ред. Ткаченко Б.И. / М.Медицина, 1994. -т.1. -с.340-54. · Основы физиологии человека. Под ред. Ткаченко Б.И. / М.Медицина, 1994. -т.2. -с.174-6. · Основы физиологии человека. Под ред. Ткаченко Б.И. / М.Медицина, 1998. -т.3. -с.250-75. · Физиология человека. Под ред. Шмидта Р. и Тевса Г. Перев. с англ. 1986. -т.1. -с.191-6. · Начала физиологии / Под ред. А.Ноздрачева. СПб, «Лань», 2001. · Казаков В.Н., Леках В.А., Тарапата Н.И. Физиология в задачах / Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996. · Гриппи М. Патофизиология легких. Пер. с англ. Под ред. Ю.В. Наточина / М., Бином, 2000. · Физиология плода и детей. Под ред. В.Д. Глебовского / М., Медицина, 1988. -с.65-72.

Задание для работы:

№1. Ответьте на вопросы:

1. Каким образом меняется внутриплевральное давление во время вдоха, активного и пассивного выдоха? Ответ: давление в плевральной полости всегда ниже атмосферного - отрицательное. Во время вдоха – 5 (-9) мм рт. ст., во время пассивного выдоха - 2-3 мм рт. ст.; активного выдоха - 1-2 мм рт. ст.

 

2. При некоторых заболеваниях, сопровождающихся затрудненным дыханием, больные предпочитают сидеть, наклонившись вперед и опершись о колени руками. Почему? Ответ: депонирование крови в венозном русле уменьшает венозный возврат крови к сердцу, разгружается малый круг кровообращения.

 

3. Как обеспечить эффективное дыхание человека, если во время хирургической операции вскрывается грудная клетка? Ответ: применением исскуственной вентиляции легких (ИВЛ), так как внешнее дыхание осуществляется благодаря формированию транспульмонального и трансреспираторного давления.

 

4. При лечении туберкулеза легких часто используется введение воздуха в плевральную полость с пораженной стороны, так называемое «поддувание» легкого. Что при этом происходит с легким? Каков смысл такого воздействия? Ответ: частичный искусственный закрытый пневмоторакс (введение в плевральную полость с помощью иглы некоторого количества воздуха) применяется с лечебной целью. При туберкулезе частичное спадение пораженного легкого способствует заживлению патологических полостей (каверн).

 

5. При автокатастрофе человек получил травму грудной клетки, в результате которой плевральная полость справа стала сообщаться с окружающей средой. Как при этом изменится дыхание? Почему? Ответ: правое легкое при этом спадается (открытый пневмоторакс) так как изменяется транспульмональное и трансреспираторное давление.

 

 6. Что необходимо срочно предпринять, если при травме грудная клетка повреждена с обеих сторон и плевральные полости открыты? Ответ: Так как плевральная полость сообщается с атмосферой и давление в ней становится равным атмосферному, легкие спадаются полностью, их вентиляция прекращается. Такой пневмоторакс называется открытым. Необходимо перевести открытый пневмоторакс в закрытый. Применение ИВЛ.

№2. Изобразите схему модели Дондерса (биомеханика вдоха).

№3 Продолжите определение:

дыхание - это сложный биологический процесс, который обеспечивает доставку кислорода тканям, использование его клетками в процессе метаболизма и удаление образовавшегося углекислого газа.

тахипноэ - это учащение дыхания.

брадипноэ - это уменьшение частоты дыхания

внешнее дыхание осуществляется циклически и состоит из фазывдоха и выдоха

Дыхание состоит изинспираторной фазы, постинспираторной и экспираторной фазы.

№4 Тестовые задания:

1. Какие процессы характеризуют функцию внешнего дыхания?: А) проветривание помещения; В) вентиляция легких; С) образование карбоксигемоглобина; D) перенос кислорода кровью.

2. Какое утверждение верно для состояния покоя?: А) вдох есть пассивный процесс поступления воздуха в легкие; В) вдох есть активный процесс; С) все утверждения неверны; D) выдох есть активный процесс изгнания воздуха из легких.

3. Сурфактант это: А) тонкий липидный слой на поверхности эпителия альвеол; В) сульфгидрильные группы межуточного вещества легких C) тонкий слой слизи, покрывающий дыхательные пути; D) тонкий слой жидкости на поверхности эндотелия легочных капилляров.

4. Основной функцией сурфактанта является: А) снижение поверхностного натяжения стенок альвеол; В) увеличение мощности вдоха; С) обеспечение постоянного капиллярного кровотока в альвеолах; D) согревание воздуха.

5. Ведущим физиологическим признаком нарушения вентиляции легких является: А) цианоз; В) увеличение сопротивления дыхательных путей; С) гиперкапния, D) гипоксия.

6. У здорового человека в положении стоя более высокий уровень перфузии основания легких обусловлен: А) рефлекторной реакцией сосудов легких; В) более высокой величиной артериального давления; С) более короткими артериолами; D) силой гравитации.

7. Вентиляция альвеол у основания легких по сравнению с верхушками: А) выше из-за большей возможности растяжения при вдохе; В) меньше из-за меньшего размера альвеол; С) выше из-за большей величины транспульмонального давления; D) меньше из-за сдавливания альвеол массой легких.

8. Физиологическое значение сурфактанта: A) поддержание постоянного парциального давления газов в альвеолярном воздухе; B) формирование эластической тяги легких; C) очищение и увлажнение альвеолярного воздуха; D) катализатор реакции расщепления угольной кислоты в капиллярах легких.

9. Какое физическое свойство сурфактанта обеспечивает его ведущую роль в формировании эластической тяги легких?: А) малое поверхностное натяжение; B) большое поверхностное натяжение; C) неспособность преломлять световые лучи; D) низкая температура замерзания.

10. Как изменяется поверхностное натяжение сурфактанта при уменьшении размеров альвеол?: A) снижается; B) повышается; C) полностью исчезает; D) не изменяется.

11. Какой из перечисленных нервов усиливает образование сурфактанта?: A) симпатический; B) блуждающий; C) пульмональный; D) образование сурфактанта не зависит от нервных влияний.

12. Что такое растяжимость легких?: А) разница между максимальными объемами легких на вдохе и выдохе; B) максимальное количество воздуха, которое может поступить в легкие за один вдох; C) отношение изменения объема легких к изменению транспульмонального давления; D) максимальное количество воздуха, которое могут провентилировать легкие за 1 минуту.

13. Что такое легочная вентиляция?: A) гaзообмен между внешней средой и капиллярами легких; B) газообмен между внешней средой и альвеолами легких; C) газообмен между альвеолами легких и капиллярами малого круга кровообращения; D) поступление воздуха в организм при форсированном дыхании.

14. К каким дыхательным мышцам относится диафрагма?: A) к экспираторным; B) к инспираторным; C) к вспомогательным; D) не является дыхательной мышцей.

15. Какие мышцы называют экспираторными?: A) внутренние косые межреберные мышцы; B) мышцы, при сокращении которых происходит форсированный вдох; C) мышцы, при сокращении которых объем грудной полости уменьшается; D) мышцы голосового аппарата.

16. Что такое пневмография?: А) графическая регистрация сокращений дыхательных мышц; B) запись биопотенциалов дыхательных мышц; C) графическая регистрация дыхательных движений грудной клетки; D) графическая регистрация давления в легких.

17.Что короче: вдох или выдох?: A) выдох короче вдоха; B) их продолжительность одинакова; C) вдох короче выдоха; D) у детей короче вдох, у взрослых – выдох.

18. Есть ли пауза между вдохом и выдохом?: А) нет; B) есть; C) есть только у детей; D) возникает при повышенной температуре тела, когда дыхание учащается.

19. Сколько слизи вырабатывает за сутки слизистая оболочка полости носа?: А) не более 10-15 мл; B) у здоровых не вырабатывает; C) 1-1,5 л; D) 100-500 мл.

20. Сколько слизи вырабатывает за сутки слизистая оболочка трахеи и бронхов?: А) не более 1-5 мл; B) 0, 5 – 1 л; C) 10-100 мл; D) у здоровых не вырабатывает.

21. Что такое плевральная щель?: А) щель между легкими и стенками грудной полости; B) щель между висцеральной и париетальной плеврой; C) щель между легкими и висцеральной плеврой; D) щель между стенками грудной полости и париетальной плеврой.

22. Какова главная причина отрицательного межплеврального давления?: А) эластическая тяга легких; B) сокращение межреберных мышц; C) сокращение диафрагмы; D) наличие «мертвого» пространства.

23. Как влияет давление в межплевральной щели на приток венозной крови к правому предсердию при кашле, чихании, натуживании?: А) давление в межплевральной щели в этих случаях возрастает, поэтому приток крови также возрастает; B) давление в межплевральной щели в этих случаях уменьшается, поэтому приток крови также уменьшается; C) давление в межплевральной щели в этих случаях не изменяется, поэтому приток крови также остается неизменным; D) давление в межплевральной щели в этих случаях уменьшается, поэтому приток крови возрастает.

24. Что такое транспульмональное давление?: А) давление в межплевральной щели; B) давление в легких во время вдоха; C) сумма альвеолярного и межплеврального давления; D) разница между альвеолярным и межплевральным давлением.

25. Что такое пневмоторакс?: А) попадание гноя в полость плевры; B) попадание воздуха в плевральную щель; C) наполнение альвеол водой; D) метод регистрации движений грудной клетки при дыхании.

26. Когда наблюдается закрытый пневмоторакс?: А) при вскрытии грудной клетки на операции; B) при наличии воздуха в межплевральной щели без сообщения с атмосферой; C) когда воздух попадает в межплевральную щель на вдохе и не выходит из нее на выдохе; D) при вскрытии грудной клетки на операции.

27. В какие фазы дыхания воздух попадает в межплевральную щель, при закрытом пневмотораксе?: А) не попадает ни на вдохе, ни на выдохе; B) только на вдохе; C) на вдохе и на выдохе; D) только на выдохе.

28. Когда наблюдается открытый пневмоторакс?: А) при введении воздуха шприцем в межплевральную щель; B) при попадании воздуха из дыхательных путей в альвеолы; C) при постоянном сообщении межплевральной щели с атмосферой; D) при сообщении межплевральной щели с атмосферой только на вдохе.

29. В какие фазы дыхания воздух попадает в межплевральную щель при открытом пневмотораксе?: А) только на вдохе; B) только на выдохе; C) на вдохе и на выдохе; D) не попадает ни на вдохе, ни на выдохе.

30. Когда наблюдается клапанный пневмоторакс?: А) при сообщении межплевральной щели с атмосферой только на вдохе; B) при сообщении межплевральной щели с атмосферой на вдохе и на выдохе; C) при сообщении межплевральной щели с атмосферой только на выдохе; D) при отсутствии сообщения межплевральной щели с атмосферой.

31. В какие фазы дыхания воздух попадает в межплевральную щель при клапанном пневмотораксе?: А) только на вдохе; B) не попадает ни на вдохе, ни на выдохе; C) только на выдохе; D) на вдохе и на выдохе.

32. Какой вид пневмоторакса без экстренной помощи приводит к смерти?: А) закрытый; B) открытый; C) любой; D) клапанный.

33. Что такое гидроторакс?: А) скопление гноя в межплевральной щели; B) скопление крови в межплевральной щели; C) скопление воздуха в межплевральной щели; D) скопление жидкости в межплевральной щели.

34. Что характеризует глубину дыхания? А) дыхательный объем; B) количество дыхательных движений в 1 минуту; C) остаточный объем; D) процент насыщения крови кислородом в легких.

35. Что такое предел дыхания?: А) максимально глубокий выдох после максимально глубокого вдоха; B) максимальная произвольная вентиляция легких за 1 минуту; C) разница между максимальной и нормальной вентиляцией легких; D) максимальное количество воздуха, которое может вдохнуть человек.

36. Что такое резерв дыхания?: А) разница между макисмальной и нормальной вентиляцией легких за 1 минуту; B) объем воздуха, который можно дополнительно вдохнуть после нормального выдоха; C) объем воздуха, который можно дополнительно выдохнуть после нормального выдоха; D) максимальная произвольная вентиляция легких за 1 минуту.

37. Как изменяются у пожилых людей предел и резерв дыхания?: А) уменьшаются; B) возрастают; C) предел уменьшается, резерв возрастает; D) предел не изменяется, резерв уменьшается.

38. Какое дыхание наиболее рационально для здорового человека?: А) частое и глубокое; B) частое и поверхностное; C) редкое и глубокое; D) редкое и поверхностное.

39. Оптимальное значение вентиляционно-перфузионного коэффициента в легких: А) равно 0,8; В) равно 3,0; С) равно 6-8 л/мин; D) определяется при задержке дыхания.

40. Вентиляционно-перфузионный коэффициент определяет: А) степень сродства гемоглобина с кислородом; B) отношение выделенного углекислого газа к поглощенному кислороду; C) эффективность газобмена в легких и степень оксигенации крови; D) эффективность трансреспираторного давления.

 

Занятие №2   «Легочные объемы и показатели функционального   состояния. Методы исследования»

 

Исходный уровень знаний

1.Виды ацинусов.

2.Строение легких.

3.Анатомические особенности верхних дыхательных путей.

 

Студент должен знать: 1. Легочные объемы и емкости. 2. Методы исследования функционального состояния аппарата внешнего дыхания. 3. Анатомическое и физиологическое мертвое пространство. 4. Минутная вентиляция легких в разных условиях. 5. Альвеолярная вентиляция. Неравномерность вентиляции разных отделов. Профильные вопросы для педиатрического факультета: 6. Изменение легочных объемов в процессе онтогенеза. Студент должен уметь: · пользоваться спирометром, спирографом и пневмотахометром; · определять основные параметры внешнего дыхания, объемы и емкости легких; · правильно выбрать метод исследования в зависимости от поставленной задачи; · рассчитывать параметры внешнего дыхания. Основная литература:  1.Нормальная физиология человека. Под ред. Ткаченко Б.И. / М.Медицина, 2005. -с.474-7; Физиология человека. Compendium. Под ред. Ткаченко Б.И. / М.Медицина, 2009. -с. 224-8. Физиологические основы здоровья человека. Под ред. Ткаченко Б.И. / СПб-Архангельск, 2001. -с.285-6. 2.Основы физиологии человека. Под ред. Ткаченко Б.И. / М.Медицина, 1998. -т.3. -с.198-200. Практикум по нормальной физиологии. Учеб. пособие. Брин В.Б., Боциева Н.В., Молдован Т.В. и соавт. СОГМА, 2002, с.118-22.  3.Нормальная физиология человека. -с.483-5; Физиология человека. Compendium. -с.229. 4.Физиология человека. Compendium. -с.229-32.  5.Нормальная физиология человека. -с.485-7; Физиология человека. Compendium. -с.228-32.  6.Физиологические основы здоровья человека. -с.284-6. Дополнительная литература: · Основы физиологии человека. Под ред. Ткаченко Б.И. / М.Медицина, 1994. -т.1. -с.341-8. · Физиология человека. Под ред. Шмидта Р.Ф. и Тевса Г. Перев. с англ., -т.1 М., «Мир», 1986. -с.196-203. · Начала физиологии / Под ред. А. Ноздрачева. -СПб, «Лань», 2001. · Казаков В.Н., Леках В.А., Тарапата Н.И. Физиология в задачах / Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996. · Гриппи М. Патофизиология легких. Пер. с англ. Под ред. Ю.В. Наточина. -М., 2000. · Аускультация легких. Методические рекомендации для иностр. студентов. Минск, 1999.

Задание для работы:

№1. Дайте ответы на следующие вопросы:

  1. Чему равна общая емкость легких, если ЖЕЛ равна 4,5 литра? Ответ: ОЕЛ= ЖЕЛ+ ОО= 4,5л +1л=5,5л.
  2. Определить должные величины вентиляции у двадцатипятилетнего мужчины весом 80 кг, ростом 175 см. Ответ: Находим должный уровень основного обмена (ДОО) по таблицам Гарриса -Бенедикта (приложение №1) в зависимости от веса, роста и возраста равен 1885ккал. Соответственно ДОО находим по таблице величины: ДМВЛ (10 с) = 17,2; ДМВЛ (15 с)= 25,7; ДМВЛ (20 с) = 34,3;
  3. Рассчитать должные величины вентиляции у женщины 17 лет, ее вес - 60 кг, рост - 160 см. Ответ: должный уровень основного обмена (ДОО) по таблицам Гарриса -Бенедикта (приложение №1) в зависимости от веса, роста и возраста равен 1458ккал. ДМВЛ (10 с) = 13,3; ДМВЛ (15 с)= 20,0; ДМВЛ (20 с) = 26,6;
  4. Как рассчитать минутный объем дыхания?

Ответ: МОД=ЧД хДО

  1. Чему равен дыхательный объем, если МОД составляет 7 литров, а ЧД - 16? Ответ: ДО= МОД/ЧД = 7000мл/16= 497мл.
  2. Чему равен коэффициент вентиляции, если дыхательный объем равен 480 мл, а функциональная остаточная емкость легких - 2,2 л? Ответ:       КВА=ДАО/ФОЕ

Дыхательный альвеолярный объем ДАО

ДАО=ДО-МП

КВА= (480мл-150мл)/2,2л= 330мл/2200мл= 0,15

 

  1. При измерении ФОЕ с помощью метода разведения гелия получено: первоначальная концентрация гелия - 12%, конечная - 8%, объем спирометра – 6 литров. Какова функциональная остаточная емкость легких? Ответ: ФОЕ= Vсп x (FHe1 - FHe2) / FHe2,

ФОЕ = 6 х 4/8= 3л

 

Метод разведения гелия. Гелий , как известно, является инертным и безвредным для организма газом, который практически не проходит через альвеолярно-капиллярную мембрану и не участвует в газообмене.

Метод разведения основан на измерении концентрации гелия в замкнутой емкости спирометра до и после смешивания газа с легочным объемом (рис.). Спирометр закрытого типа с известным объемом (Vсп) заполняют газовой смесью, состоящей из кислорода и гелия . При этом объем, который занимает гелий (Vсп), и его исходная концентрация (FHe1) также известны (рис. а). После спокойного выдоха пациент начинает дышать из спирометра, и гелий равномерно распределяется между объемом легких ( ФОЕ , или FRC) и объемом спирометра (Vсп) (рис. б). Через несколько минут концентрация гелия в общей системе («спирометр-легкие») снижается (FHe2).

Рис. Принцип определения ФОЕ методом разведения гелия .

а — система перед подключением пациента, б — система после подключения пациента и равномерного распределения гелия в общей системе «спирограф-легкие»

Вычисление ФОЕ (FRC) основано на законе сохранения вещества: общее количество гелия , равное произведению его объема (V) и концентрации (FHe), должно быть одинаковым в исходном состоянии и после смешивания с легочным объемом ( ФОЕ , или FRC):

Vсп x FHe1 = (Vсп + ФОЕ ) x FHe2,

Зная объем спирографа (Vсп) и концентрацию гелия до и после исследования (соответственно, FHe1 и FHe2), легко можно вычислить искомый легочный объем ( ФОЕ , или FRC):

ФОЕ = Vсп x (FHe1 - FHe2) / FHe2,

После этого рассчитывают остаточный объем легких (ООЛ, или RV) и общую емкость легких (ОЕЛ, или TLC):

ООЛ = ФОЕ - РОвыд ;

ОЕЛ = ЖЕЛ + ООЛ.

 

8. Какие легочные объемы нельзя измерить с помощью спирометра - ЖЕЛ, ФОЕ, ДО, ОО? Ответ:ОО, ФОЕ.

№2. Решите следующие задачи:

  1. Человек с исходными значениями: частота дыхания - 14, ДО - 450 мл, объем мертвого пространства - 150 мл, ФОЕ - 2250 мл; погрузился под воду и стал дышать через трубку, объем которой 50 мл. Как изменится альвеолярная вентиляция, если условно принять, что исходные ЧД, ДО и ФОЕ не изменились? Ответ:

Коэффициент вентиляции альвеол КВА=ДАО/ФОЕ

Дыхательный альвеолярный объем ДАО=ДО-МП

КВА1 = (450мл-150мл)/2,25л= 300мл/2250мл= 0,133

КВА2 = (450мл-200мл)/2,25л= 250мл/2250мл= 0,111

альвеолярная вентиляция уменьшится, так как уменьшается дыхательный альвеолярный объем.

  1. ЖЕЛ испытуемого равна 4 л, РОвд - 2,1 л, РОвыд. - 1,5 л. Рассчитать, сколько воздуха поступает в альвеолы за 1 мин, если ЧД - 16 в мин. Ответ: Минутная альвеолярная вентиляция МВЛ=

(ДО-МП) х ЧД

ДО= ЖЕЛ-( РОвд+ РОвыд)= 400мл

МВЛ=(400-150) х 16=4000л.

3. На сколько обновится альвеолярный воздух за один вдох, если его объем составляет 2,7л, дыхательный объём равен 600 мл, а объём мертвого пространства - 150 мл?Ответ: Эффективность легочной вентиляции определяется отношением объема воздуха вошедшего в альвеолы, к тому, который там находится. В альвеолы поступает дыхательный объем, минус объем мертвого пространства (600-150=450). В легких перед вдохом находится ФОЕ, равная сумме остаточного объема и резервного объема выдоха. Следовательно эффективность легочной вентиляции будет равна 16,66%

4.Чему равен МОД, если ЖЕЛ равна 4,1 л, РОвд. - 2 л, РОвыд. - 1,7 л, ЧД - 18 в мин? Ответ: ДО=ЖЕЛ-(РОвд+РОвыд)= 4,1-3,7=0,4л

МОД=ЧД хДО= 18 х 400= 7200мл

№3. Продолжите ответ:

легочные емкости – это есть суммы отдельных объемов легких.

Объемы легких:1. Дыхательный объем (ДО)= 500 мл .

2. Резервный объем вдоха, (РОвдоха) 2500-3000 мл.

3. Резервный объем выдоха,( РОвыдоха) 1300-1500 мл.

4. Остаточный объем,( ОО) 1000-1500мл

Емкости легких:                  Общая емкость легких (ОЕЛ)=1.+2.+3.+4.= 4-6л.

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) = 1.+2.+3.=3500-5000 мл.

Функциональная остаточная емкость (ФОЕ)=3.+4. =2-3л

Емкость вдоха (ЕВ)=1.+2.=2-3л

анатомическое мертвое пространство - это объем воздухоносных путей не участвующих в газообмене (трахея, гортань, крупные бронхи) в норме равен примерно 140мл.

 

№4. Тестовые задания:

1. Объем воздуха в легких к концу нормального выдоха называется: А) остаточный объем; В) резервный объем выдоха; С) функциональная остаточная емкость легких; D) резервный объем вдоха.

2. Объем N2, растворенного в жидкостях и липидах тела, будет максимальным при каких из приведенных ниже условиях: А) дыхании воздухом на уровне моря; В) дыхании воздухом на высоте 4500 м; С) дыхании газовой смесью: 20% О2; 20% Н2; 60% Не; при погружении под воду на глубину 20 метров; D) дыхании газовой смесью: 20% О2; 30% N2; 50% Не; при погружении под воду на глубину 20 метров;

3. Минутная альвеолярная вентиляция равна: А) вентиляции мертвого пространства; В) произведению дыхательного объема на частоту дыхания; С) минутной вентиляции легких; D) произведению частоты дыхания и разницы между дыхательным объемом и мертвым пространством;

4. Накопление молочной кислоты в крови увеличивает вентиляцию легких за счет влияния на рецепторы, расположенные в: А) мелких воздухоносных путях; В) трахее и крупных бронхах; С) продолговатом мозге; D) каротидных синусах;

5. Общим легочным мертвым пространством называют: А) объем воздухопроводящих путей до уровня альвеол; В) объем трахеи, бронхов и бронхиол; С) сумму объемов воздухопроводящих путей и неперфузируемых альвеол; D) объем невентилируемых альвеол и физиологическое мертвое пространство;

9. В каком из приведенных вариантов имеет место снижение альвеолярной вентиляции:

 
В) Дыхат.объем=600 мл частота дыхания=15вмин, ФОЕ=3000 мл объем мертв.простр.= 250 мл


А) Дыхат.объем=500 мл

частота дыхания= 15 в мин

ФОЕ=2500 мл

объем мертв.простр.= 150 мл

 
D) Дыхат.объем=500 мл частота дыхания= 12 в мин ФОЕ=3000 мл объем мертв.простр.= 150 мл


С) Дыхат.объем=400 мл

частота дыхания= 20 в мин

ФОЕ=2300 мл

объем мертв.простр.= 150 мл

 

10. Что такое индекс Тиффно?: A) отношение изменения объема легких к изменению транспульмонального давления; B) произведение дыхательного объема на частоту дыхания; C) отношение поступившего кислорода к выделившемуся углекислому газу; D) отношение вентиляции альвеол к перфузии их капилляров

11. Что такое альвеолярное мертвое пространство?: A) вентилируемые и перфузируемые альвеолы; B) альвеолы, которые не вентилируются и не перфузируются; C) вентилируемые, но неперфузируемые альвеолы; D) перфузируемые, но невентилируемые альвеолы

12. Физиологическое мертвое пространство это: А) разница между общим легочным и анатомическим мертвым пространством; В) сумма объемов воздухопроводящих путей и неперфузируемых альвеол; С) вентилируемые, но неперфузируемые альвеолы; D) количество недонасыщенной кислородом крови в общем, оттекающем от легких, объеме крови;

13. Что такое минимальный воздух?: A) объем воздуха, вдыхаемый при спокойном вдохе; B) объем воздуха, выдыхаемый при спокойном выдохе; C) объем воздуха, остающийся в альвеолах после двустороннего открытого пневмоторакса; D) объем воздуха, достаточный для нормальной жизнедеятельности;

14. В каком случае кусочки легкого тонут в воде?: если это легкие новорожденного; B) если это легкие мертворожденного; C) если это легкие взрослого, погибшего от асфиксии; D) если это легкие больного легочными заболеваниями;

15. Почему нельзя дышать чистым кислородом?: А) происходит угнетение дыхательного центра; В) происходит перевозбуждение дыхательного центра; С) происходит закупорка сосудов пузырьками кислорода; D) возникает гипоксия мозга;

16. Что называется дыхательным объемом?: А) объем воздуха, находящийся в грудной полости при спокойном дыхании; В) объем воздуха, находящийся в воздухоносных путях при спокойном дыхании; С) объем воздуха, остающийся в легких после спокойного выдоха; D) объем воздуха, вдыхаемого или выдыхаемого при спокойном дыхании.

17. Что называется резервным объемом вдоха?: А) объем воздуха, вдыхаемого при спокойном дыхании; В) общее количество воздуха, вдыхаемое при глубоком вдохе; С) объем максимального вдоха после спокойного вдоха; D) объем воздуха, остающийся в легких после глубокого выдоха.

18. Что такое ЖЕЛ?: А) максимальный объем воздуха, который может вдохнуть человек; В) сумма дыхательного объема, резервного объема вдоха, резервного объема выдоха; С) объем максимального объема вдоха или максимального выдоха; D) количество воздуха, которое может быть выпущено из легких после смерти.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 2870.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...