Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Инженерная классификация болот, принятая при проектировании и строительстве а/д. Конструкции земполотна на болотах с учетом их типа.




Инж. класс-ия болот делит болота на 3 основных типа:

I тип - болота, заполненные торфом и другими болотными отложениями устойчи-вой консистенции, сжимающимися под воздействием насыпи высотой до 3м;

II тип - заполненные торфом и другими болотными отложениями разной конси-стенции, в том числе выдавливающимися под весом 3-х метровых насыпей;

III тип - болота, заполненные илом или водой, в том числе при наличии торфяной корки (сплавины).

Проектирование з.п. на болотах

Земляное полотно на болотах проектируют в насыпях таким образом, чтобы возвышение низа дорожной одежды над поверхностью болота удовлетворяло требованиям к местам с длительным стоянием поверхностных вод.

Поверхность болота обычно имеет весьма малый уклон. Поэтому проектную линию, если ее положение не определяется подходами к мостам, проектируют горизонтальной или с малыми продольными уклонами.

Конструкции земляного полотна принимают в зависимости от категории дороги, глубины болота, вида к плотности торфа, а так­же сучетом степени капитальности устраиваемой одежды.

 

Рис. 318. Поперечные профили земляного полотна на болоте:

а—Насыпь на болотах I типа с полным выторфовыванием; б — насыпь на боло тах I—II типа с частичным выторфовыванием; в — насыпь на болотах I—II типа без выторфовывания; г — насыпь на болотах I и II типов глубиной до 6 м с вер тикальными дренами; д — насыпь на болотах II и III типов с посадкой на мине ральное дно; е — то же, с погружением на торфяной ковер; ж — земляное полот но на сплошном деревянном настиле;

1 — поверхность болота перед отсыпкой; 2—горизонт воды; 3 — выдавливающийся болот ный грунт; 4 — прижимной брус d=20—30 см; 5 — косой настил d=15—25 см; 6 — продольные лежни d=20—30 см; 7 — торфяной ковер-сплавина

 

На дорогах с усовершенствованными капитальными покрытиями при глубине болота до 4 м при прочном минеральном дне насыпи возводят с посадкой на мине

 

ральное дно с полным выторфовывани-ём (рис. 318, а). Торф предварительно удаляют экскаваторами, взрывами на выброс или другими способами. Откосы земляного полотна ниже поверхности болота могут в зависимости от плотности торфа иметь различную крутизну — от 1 :0 (отвесные) до 1 : —0,5 (обратные).

На дорогах с переходными и низшими типами покры­тия, на болотах с устойчивыми торфами можно возводить земляное полотно с использованием несущей способности торфа без выторфо­вывания (рис. 318, б) или частичным выторфовыванием (рис. 318, б), чтобы толщина оставшегося под насыпью торфа после уплотнения составила при переходных покрытиях не более 1/3, а при низших — 1/2 толщины минеральной части насыпи. Такое ограничение необхо­димо, чтобы при упругих просадках земляного полотна прогибы дорожной одежды не достигали величин, которые могли бы вызвать их разрушение.

Под воздействием веса насыпи, дорожной одежды и веса проез­жающих автомобилей торф под насыпью сжимается. Осадка зем­ляного полотна может длиться несколько лет.

Наиболее эффективным методом ускорения осадки является устройство под насыпью вертикальных песчаных дрен диаметром 30—40 см, размещаемых по расчету через 2—3 м (рис. 318, г). Дей­ствие вертикальных дрен основано на сокращении пути фильтра­ции воды, выжимаемой из основания.

На болотах с сравнительно жидким торфом, способным выжи­маться из-под насыпи в стороны, применяют конструкцию земляно­го полотна с дренажными прорезями (рис. 318, д). При ширине зем­ляного полотна 10—12 м делают четыре — пять прорезей.

На болотах с торфяной корой, подстилаемой жидким торфом или сапропелем, и на болотах сплавинного типа насыпи отсыпают на минеральное дно болота, после то

го как верхний слой торфа будет удален при помощи взрывов или перегрузки. Возможна отсыпка насыпи с погружением сплавины на дно (рис. 318, е).

Глубокие болота возможно пересекать вместо насыпей железо­бетонными эстакадами. При значительной глубине болота сборные конструкции для эстакад позволяют в отдельных случаях снизить стоимость строительства и значительно сократить его сроки.

Дороги низших категорий строят непосредственно на поверхно­сти торфяного слоя или сплавины достаточной толщины. Для рас­пределения веса дорожной конструкции на большую площадь на­сыпь отсыпают на бревенчатые настилы (рис. 318, ж).

Для отвода воды от земляного полотна вдоль насыпи не ближе чем в 2 м отрывают боковые канавы глубиной 0,6—1,0 м с продоль­ным уклоном не менее 20%о. Из канав следует делать отводы для сброса воды в пониженные места. Крутизну откосов канав принима­ют в зависимости от плотности торфа (обычно 1:1 — 1:0,75), а ширину канав по дну — 0,5 м. На сплавинных болотах канавы не устраивают, чтобы не ослаблять сплавину.

При пересечении болот, дно которых имеет большой поперечный уклон, необходимо проверять устойчивость насыпей против боково­го смещения. Смещение может возникать как у насыпей, посажен­ных на дно болота, так и у насыпей, возведенных методом частично­го выторфовывания, когда под весом насыпи происходит боковое выжимание торфа, приводящее иногда к ее разрушению.

Для правильной оценки величины поперечного уклона дна боло­та необходимо снять поперечники придорожной полосы на ширину не менее 50—60 м.

При недостаточной устойчивости в проекте необходимо преду­смотреть полное выторфовывание и выравнивание дна болота. При поперечном уклоне дна болота

более 100%о рекомендуется его выровнять, сделать на нем уступы или взрыхлить взрывами. Иног­да с низовой стороны насыпи отсыпают каменную упорную приз­му— банкет, удерживающий насыпь от сползания.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 588.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...