Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Инженерная классификация болот, принятая при проектировании и строительстве а/д. Конструкции земполотна на болотах с учетом их типа.
Инж. класс-ия болот делит болота на 3 основных типа: I тип - болота, заполненные торфом и другими болотными отложениями устойчи-вой консистенции, сжимающимися под воздействием насыпи высотой до 3м; II тип - заполненные торфом и другими болотными отложениями разной конси-стенции, в том числе выдавливающимися под весом 3-х метровых насыпей; III тип - болота, заполненные илом или водой, в том числе при наличии торфяной корки (сплавины). Проектирование з.п. на болотах Земляное полотно на болотах проектируют в насыпях таким образом, чтобы возвышение низа дорожной одежды над поверхностью болота удовлетворяло требованиям к местам с длительным стоянием поверхностных вод. Поверхность болота обычно имеет весьма малый уклон. Поэтому проектную линию, если ее положение не определяется подходами к мостам, проектируют горизонтальной или с малыми продольными уклонами. Конструкции земляного полотна принимают в зависимости от категории дороги, глубины болота, вида к плотности торфа, а также сучетом степени капитальности устраиваемой одежды.
Рис. 318. Поперечные профили земляного полотна на болоте: а—Насыпь на болотах I типа с полным выторфовыванием; б — насыпь на боло тах I—II типа с частичным выторфовыванием; в — насыпь на болотах I—II типа без выторфовывания; г — насыпь на болотах I и II типов глубиной до 6 м с вер тикальными дренами; д — насыпь на болотах II и III типов с посадкой на мине ральное дно; е — то же, с погружением на торфяной ковер; ж — земляное полот но на сплошном деревянном настиле; 1 — поверхность болота перед отсыпкой; 2—горизонт воды; 3 — выдавливающийся болот ный грунт; 4 — прижимной брус d=20—30 см; 5 — косой настил d=15—25 см; 6 — продольные лежни d=20—30 см; 7 — торфяной ковер-сплавина
На дорогах с усовершенствованными капитальными покрытиями при глубине болота до 4 м при прочном минеральном дне насыпи возводят с посадкой на мине
ральное дно с полным выторфовывани-ём (рис. 318, а). Торф предварительно удаляют экскаваторами, взрывами на выброс или другими способами. Откосы земляного полотна ниже поверхности болота могут в зависимости от плотности торфа иметь различную крутизну — от 1 :0 (отвесные) до 1 : —0,5 (обратные). На дорогах с переходными и низшими типами покрытия, на болотах с устойчивыми торфами можно возводить земляное полотно с использованием несущей способности торфа без выторфовывания (рис. 318, б) или частичным выторфовыванием (рис. 318, б), чтобы толщина оставшегося под насыпью торфа после уплотнения составила при переходных покрытиях не более 1/3, а при низших — 1/2 толщины минеральной части насыпи. Такое ограничение необходимо, чтобы при упругих просадках земляного полотна прогибы дорожной одежды не достигали величин, которые могли бы вызвать их разрушение. Под воздействием веса насыпи, дорожной одежды и веса проезжающих автомобилей торф под насыпью сжимается. Осадка земляного полотна может длиться несколько лет. Наиболее эффективным методом ускорения осадки является устройство под насыпью вертикальных песчаных дрен диаметром 30—40 см, размещаемых по расчету через 2—3 м (рис. 318, г). Действие вертикальных дрен основано на сокращении пути фильтрации воды, выжимаемой из основания. На болотах с сравнительно жидким торфом, способным выжиматься из-под насыпи в стороны, применяют конструкцию земляного полотна с дренажными прорезями (рис. 318, д). При ширине земляного полотна 10—12 м делают четыре — пять прорезей. На болотах с торфяной корой, подстилаемой жидким торфом или сапропелем, и на болотах сплавинного типа насыпи отсыпают на минеральное дно болота, после то го как верхний слой торфа будет удален при помощи взрывов или перегрузки. Возможна отсыпка насыпи с погружением сплавины на дно (рис. 318, е). Глубокие болота возможно пересекать вместо насыпей железобетонными эстакадами. При значительной глубине болота сборные конструкции для эстакад позволяют в отдельных случаях снизить стоимость строительства и значительно сократить его сроки. Дороги низших категорий строят непосредственно на поверхности торфяного слоя или сплавины достаточной толщины. Для распределения веса дорожной конструкции на большую площадь насыпь отсыпают на бревенчатые настилы (рис. 318, ж). Для отвода воды от земляного полотна вдоль насыпи не ближе чем в 2 м отрывают боковые канавы глубиной 0,6—1,0 м с продольным уклоном не менее 20%о. Из канав следует делать отводы для сброса воды в пониженные места. Крутизну откосов канав принимают в зависимости от плотности торфа (обычно 1:1 — 1:0,75), а ширину канав по дну — 0,5 м. На сплавинных болотах канавы не устраивают, чтобы не ослаблять сплавину. При пересечении болот, дно которых имеет большой поперечный уклон, необходимо проверять устойчивость насыпей против бокового смещения. Смещение может возникать как у насыпей, посаженных на дно болота, так и у насыпей, возведенных методом частичного выторфовывания, когда под весом насыпи происходит боковое выжимание торфа, приводящее иногда к ее разрушению. Для правильной оценки величины поперечного уклона дна болота необходимо снять поперечники придорожной полосы на ширину не менее 50—60 м. При недостаточной устойчивости в проекте необходимо предусмотреть полное выторфовывание и выравнивание дна болота. При поперечном уклоне дна болота более 100%о рекомендуется его выровнять, сделать на нем уступы или взрыхлить взрывами. Иногда с низовой стороны насыпи отсыпают каменную упорную призму— банкет, удерживающий насыпь от сползания.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 588. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |