![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Пересечение дорогами оползневых участков. Мероприятия по повышению устойчивости оползневых массивов.
Элементы оползней Главнейшим физико-геологическим явлением, связанным с деятельностью поверхностных и подземных вод, яв-ся оползни.Существуют различные классификации оползней.Разделяют на 4 типа: 1. оплывины- по склону смещается в основном растительный слой;2. осовы- смещение переувлажненных продуктов выветривания; перемещение сухих продуктов выветривания носит название осыпи; 3.собственно оползни- смещение земляных масс с захватом глубоких зон; 4. оползни-обвалы-смещение рыхлых или скальных пород путем опрокидывания и раскидывания верхней части склона, а затем скольжение по склону; Для оползневых участков характерны следующие элементы (рис1.) Поверхность, по которой происходит обрыв грунтового массива (тела оползня) и скольжение вниз, называют поверхностью скольжения. Точку выхода поверхности скольжения внизу называют подошвой оползня. У выхода поверхности скольжения на верхнюю поверхность склона образуются трещины отрыва.
/ — нижняя граница оползня; 2 — правый борт оползня; 3 — левый борт оползня' 4 — трещина скольжения; 5 — верхняя граница оползня; 6 — бровка срыва; 7 — стенка'срыва; 8 — трещины разрыва; 9 — оползневые ступени; 10 — зеркало скольжения- 11 — трещины вспучивания; 12 — тело оползня; 13 — ложе оползня; 14 — деформации основания оползня; 15 — коренной массив
На оползневых склонах оползни обычно повторяются периодически. Поэтому на геологическом профиле оползня часто можно различить несколько последовательно сместившихся массивов. При их подвижке внизу у подошвы оползня образуются бугры выпирания. Положение трассы на оползневых участках выбирают после того, как склоны местности будут детально исследованы. Должны быть изучены морфологические признаки оползней, геологическое строение косогора, крутизна залегания напластований, состав и виды пород, установлены причины возникновения оползня, определены водоносные горизонты, дебит грунтовых вод и направление стока. В большинстве случаев наиболее целесообразен обход оползней с верховой стороны. Однако это не всегда возможно, поскольку часто бывает связано с необходимостью преодоления дорогой значительной разности высот, ухудшающей транспортные качества дороги. При неизбежности пересечения оползня следует проходить насыпью в нижней подошвенной части оползневого массива. Причины образования Оползни являются частой причиной разрушения дорог, проложенных по косогорам. Бывают природные и искусственные факторы. К природным факторам относятся: геологическое строение, тектонические движения, деятельность подземных и поверхностных вод, характер рельефа, атмосферные осадки и выветривание, землетрясения, суффозия. К искусственным- подрезка склонов, нагрузка, превышающая критическую, на породы, слагающие склон, увлажнение пород, слагающих склоны, распахивание склонов и удаление растительности. Признаками оползневых смещений яв-ся трещины на склонах, стенки отрыва, образующиеся при смещении оползневого участка, валы из скользких пород, «пьяный лес» и саблевидно изогнутые и расщепленные деревья, трещины на сооружениях, расположенных вблизи бровки склона и на склоне. В процессе горных работ при обследовании оползней проводят тщательно гидрогеологические наблюдения- определяют размер бассейна, с которого стекает вода к оползню, условия фильтрации воды в теле оползня, места выхода грунтовых вод, распределение влажности в теле оползня и на границе скольжения, дебит подземных вод. Количество выработок при обследовании оползней и их глубину указывают в программе этих работ.
Основными мерами борьбы с оползнями яв-ся перехват подземных вод дренажными или водосбросными сооружениями; отвод поверхностных вод от оползневого склона; устройство подпорных стен и других противоополневых сооружений. Борьба с ними ведется по_специальным проектам. Дорожным организациям приходится встречаться с малыми оползнями, закрепление которых представляет меньше трудностей. Успешная борьба с оползнями возможна только на основе детального изучения всех причин, вызывающих их появление, и правильного выбора мероприятий по закреплению склонов. Подпорные стенки Для повышения устойчивости оползневых склонов небольшой мощности возможна присыпка контрбанкета, частичная разгрузка склона путем срезки грунта и устройство подпорных стенок (рис 2.) Мероприятия для повышения устойчивости оползающего массива: а — уположивание склона; б — присыпка контрбанкета; в— постройка подпорной стенки; / — контрбанкет; 2 —частичная срезка для разгрузки склона; 3 — ограждающая канава; 4 —перехватывающий дренаж Основная идея проектирования мероприятий по повышению устойчивости оползневых массивов, по которым проходит дорога, — устранение причин, вызывающих оползание, в первую очередь, предотвращение проникания воды. Попытки остановить начавшиеся оползневые процессы приносят лишь кратковременный эффект, так как не предотвращают их повторения в будущем.
Установив по данным топографической съемки план оползневого участка, а по инженерно-геологическим обследованиям — направление и мощность потоков грунтовых вод, в первую очередь принимают меры к полному отводу от оползневого участка поверхностных и грунтовых вод, устраивая систему канав и дренажей. Отвод воды из оползневого массива и предотвращение проникновения в него воды достигается рядом мероприятий: отвод поверхностных вод при помощи нагорных и водоотводных канав и тщательной планировки поверхности оползневого массива; перехват дренажами поступающих с вышерасположенной части склона грунтовых вод; осушение тела оползня дренажами при наличии в нем водоносных прослоек Нагорные канавы для перехвата притекающих поверхностных вод располагают по периметру за границей оползневого участка с нагорной стороны. Воду отводят за пределы оползневого участка. Нагорные канавы проектируют с уклонами не более 20—ЗО%о, назначая сечение и укрепление канав по расчету. При большой скорости течения воды применяют бетонные укрепления в виде сборных лотков. Устройство канав большого сечения может нарушить устойчивость склона. Сосредоточение в нагорной канаве большего количества воды, нежелательно, так как при повреждении укреплений возможно проникание в грунт. Поэтому при большом притоке воды предусматривают два или три ряда нагорных канав с самостоятельным отводом воды за пределы участка. Для быстрого удаления воды с поверхности оползня и уменьшения ее впитывания на оползневом склоне обычно располагают разветвленную сеть укрепленных канав, протрассированных преимущественно по наметившимся путям стока талых и ливневых вод. Рис. 3. Комплекс противооползневых мероприятий: % — нагорная канава; 2 —граница оползня; 3 — мощеные канавы; 4-штольня Дренаж Для перехвата грунтовых вод по границе оползневого участка и в теле оползня закладывают дренажи.Поперечные дренажи,, прокладываемые перпендикулярно к направлению движения грунтовых вод, устраивают в незатронутой оползнем части горного склона, так как небольшая подвижка оползня может нарушить отвод воды по дренажу. При наличии водоносных слоев в теле оползня устраивают продольные дренажи, отводящие воду к подножью склона. Продольные дренажи, располагаемые вдоль оползня, менее чувствительны к его подвижкам. В местах соединения или изменения направлений дренажей устраивают смотровые колодцы.Для повышения устойчивости оползневых массивов существуют также меры, направленные на создание связи оползающей части склона с ее ложем: повышение сцепления оползневой массы с ложем оползня посредством устройства шпон, столбов и свай; обработка грунтов в зоне поверхности скольжения вяжущими, а также электрохимическим способом и замораживанием. Однако эти меры не нашли еще применения в практике дорожного строительства, где для борьбы с оползнями применяются исключительно мероприятия по отводу поверхностных и грунтовых вод и устройству подпорных стен, поддерживающих небольшие участки откосов. Вертикальная планировка улиц и дорог. Улицу в плане и продольном профиле проектируют с учетом примыкающих улиц и площадей. План улицы определяется ее направлением и линиями существующей или проектируемой застройки. Улицу проектируют на основе тех. изысканий и съемки плана, продольных и поперечных профилей. На плане улицы указывают пикеты, поперечники, красные линии, примыкающие улицы, входы в здания, въезды во дворы, мачты к столбы, водоприемные колодцы, смотровые колодцы подземных сооружений, зеленые насаждения, трамвайное полотно, трассы подземных сетей и все элементы улицы. При проектировании ПЧ в плане необходимо обеспечить заданную ширину на всем протяжении улицы, так как отдельные сужения проезжей части будут ограничивать пропускную способность улицы на значительном протяжении. Наоборот, если позволяют местные условия, то в местах намеченных остановок общественного транспорта следует предусматривать уширения проезжей части (так называемые карманы) на 3,0—3,5 м. Вертикальная планировка улиц предусматривает изм-е рельефа мест-ти в соответствии с инж.-тех. и арх. треб-ми и установление высотных отметок поверхности улиц и площадей, расположение подземных соор-ий, входов в здания, въездов во дворы. К вертикальной планировке относят также определение высотного положения мостов, путепроводов, тоннелей и набережных в зависимости от технических и местных условий. Вертикальная планировка кварталов: цель- обеспечение стока воды к сети наружных и подземных водостоков. Для уменьшения объема земляных работ проектные решения предельно используют естеств. рельеф местности. При малых естеств. уклонах мест-ти такую проектировку можно выполнить при прямоугольном очер тании кварталов. В пересеченной местности с большими уклонами и оврагами прямоугольная планировка города создает значительные затруднения при стр-ве зданий и подземных сооружений. В таких условиях улицы следует располагать по наиболее пониженным местам, допуская криволинейность в плане и изломы. Продольный профиль составляют обычно по оси проезжей части. Если по середине улицы предусмотрено трамвайное движение, продольный профиль составляют по оси междупутья или по головке трамвайного рельса со стороны междупутья. Если уклон лотка не совпадает с уклоном по оси проезжей части, то продольный профиль составляют по лотку, который можно показывать совмещенным с продольным профилем по оси. На продольном профиле показывают отметки пикетов и плюсов, проектные и рабочие отметки, гидролог. и геолог. данные. В переломы продольного профиля для обеспечения видимости, плавности и БД вписывают вертикальные кривые. Радиусы их назначают возможно большими, не вызывающими чрезмерных планировочных работ. Нанося проектную линию в продольном профиле, одновременно проверяют ее положение на попер. профилях, составляемых для каждого пикета и на хар-х промежуточных точках, что позволяет судить об объеме земляных работ, степени исп-я существующего покрытия, об обеспечении в/о с дворовых тер. и о расположении тротуаров у входов и въездов. Гориз. и верт. планировку ведут совместно. Проектные горизонтали обычно проводят через 10, 20 или 50 см. На особо сложных узлах пересечений и при малых проектных уклонах проводят промежуточные горизонтали через 5 см. Обычно улицу начинают проектировать с лотков проезжей части, чтобы обеспечить отвод воды с нее и при легающих территорий. Минимальный уклон лотка для а/б и ц/б покрытий принимают равным не менее 4‰, а для остальных — не менее 5‰. При водоотводе отметки лотка должны обеспечивать отвод воды в примыкающие или пересекающие улицы. При устройстве подземного водостока одновременно проектируют размещение водоприемных колодцев и их высотное положение. Затем вычисляют отметки оси, газонов, тротуаров и проводят проектные горизонтали. На плане вертик. пл-ки надписывают отметки горизонталей, уклоны, отметки переломных точек и водоприемных колодцев. Объем земляных работ подсчитывают по поперечным профилям. При проектировании площадей составляют картограмму. Перекрестки городских улиц можно проектировать по различным схемам Схему перекрестка выбирают с учетом перспективных размеров и характера движения и в завис. от плана уличной сети. На перекрестках улиц дв-е ТС и пешеходов осложняется, что требует мероприятий, обеспечивающих БД. Для повышения БД в районах новой застройки пересечения следует проектировать с необходимым расстоянием видимости подобно тому, как это делается на загородных дорогах. Однако весьма часто существующая застройка не. позволяет этого, поэтому на всех перекрестках с оживленным движением обычно устраивают светофоры. Верт. пл-ка перекрестков зависит от значения и категорий пересекающихся улиц и направления продольных уклонов. Для движения пешеходов на перекрестках предусматривают переходы, выделенные на покрытии маркировочными знаками: металлическими кнопками, Схемы перекрестков (пересечений):
а -под прямым углом; б-под косым углом; в -Т-образное примыкание; г -У-образное примыкание; д - смешанное; е –вилообразное; ж –сложное
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 399. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |