Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




Инструктивное письмо от 27.11.2002 № 14-55-996ин/15

«Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений»

Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года определены основные задачи профессионального образования – «подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования».

Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателей за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы.

Вместе с тем, анализ информации, поступающей в Министерство образования Российской Федерации, показывает, что во многих высших учебных заведениях резко ослаблено внимание к организации и проведению системной научно-исследовательской работы студентов, как на уровне кафедр, так и на уровне вуза в целом.

Увеличение доли самостоятельной работы студентов требует соответствующей реорганизации учебного процесса, модернизации учебно-методической документации, разработки новых дидактических подходов для глубокого самостоятельного освоения учебного материала, в связи с чем возрастает та часть работы преподавателей, которая находит отражение в их индивидуальных планах в части, касающейся учебно-методической работы.

Повышение роли самостоятельной работы студентов при проведении различных видов учебных занятий предполагает:

  • переработку учебных планов и программ в рамках существующих ГОСов с целью увеличения доли самостоятельной работы студента над изучаемым материалом, включение тем, выносимых для самостоятельного изучения, в том числе и с помощью компьютерных методических средств. При этом должна учитываться обеспеченность тем и разделов: учебной литературой и ее доступность для всех обучающихся. Рекомендуемая аудиторная нагрузка нa младших курсах – 23-25 часов в неделю, на старших –18-20 часов;
  • оптимизацию методов обучения, внедрение в учебный процесс новых технологий обучения, повышающих производительность труда преподавателя, активное использование информационных технологий, позволяющих студенту в удобное для него время осваивать учебный материал;
  • совершенствование системы текущего контроля работы студентов, введение балльно-рейтинговой системы и широкое внедрение компьютеризированного тестирования;
  • совершенствование методики проведения практик и научно-исследовательской работы студентов, поскольку именно эти виды учебной работы студентов в первую очередь готовят их к самостоятельному выполнению профессиональных задач;
  • модернизацию системы курсового и дипломного проектирования, которая должна повышать роль студента в подборе материала, поиске путей решения задач и не должна приводить к значительному увеличению их количества (не более 2-х курсовых проектов в семестр).

Ввиду важности проблемы с учетом вышеизложенного МО РФ рекомендует:

    1. Ученым советам вузов, факультетам обсудить проблемы, связанные с необходимостью значительного увеличения самостоятельной работы студентов, и определить формы и методы реорганизации учебного процесса с сокращенной долей аудиторных занятий и повышением качества образовательного процесса.
    2. Учебно-методическим подразделениям вузов разработать инструктивные материалы для профессорско-преподавательского состава, регламентирующие учебный процесс в вузе и ориентирующие преподавательский корпус на методические и организационные решения, усиливающие роль и значение самостоятельной работы студентов. При этом необходимо проанализировать сложившуюся практику определения штатной численности профессорско-преподавательского состава кафедры, связанную только с объёмом групповых аудиторных часов.
    3. Ученым советам вузов при переизбрании преподавателей на следующий срок обратить особое внимание на их результаты в освоении методик преподавания, ориентированных в большей степени на самостоятельную работу студентов, что должно найти свое отражение в учебно-методических пособиях, изданных преподавателем в последние годы.
    4. Учебно-методическим объединениям по направлениям и специальностям организовать обмен опытом по совершенствованию самостоятельной работы студентов. При рассмотрении учебно-методических материалов, претендующих на гриф УМО, в первую очередь оказывать поддержку методическим мaтepиaлaм, opиентиpoвaнным на caмоcтoятeльнyю работу с учетом специфики реализуемых программ.

С целью достижения наилучших результатов необходимо, чтобы все члены коллектива вуза и студенты были информированы о задачах, которые решаются введением учебных программ с повышенной долей самостоятельной работы, и активно способствовали модернизации учебного процесса.

Министр В.М. Филлипов

Приложение 2

Образец анкеты, использовавшейся при опросе студентов первого курса весной 2004 г.

Уважаемый студент!

Готовится учебно-методическое пособие по самостоятельной работе. Анкета призвана выяснить представления студенчества об этом виде деятельности. Результаты будут учтены при разработке методических рекомендаций. Пожалуйста, выбирайте один вариант ответа (если нет других указаний). При выборе «свой вариант ответа», представляйте его в краткой форме.

  1. Мне трудно учиться в вузе:

А) да В) не знаю

Б) нет Г) свой вариант ответа __________________________

  1. Требования преподавателей к моей учебе завышены:

А) да В) не знаю

Б) нет Г) свой вариант ответа ___________________________

  1. Я лучше усваиваю материал:

А) на лекции В) дома, читая самостоятельно

Б) на семинаре Г) готовясь к тестам

Д) свой вариант ответа _____________________________

  1. Чтение первоисточников (нормативных документов, памятников права) – необходимый элемент в моей учебе:

А) да В) не знаю

Б) нет Г) свой вариант ответа ______________________________

  1. Мне нравится учиться самостоятельно, читая рекомендуемые книги и статьи:

А) да В) нет, мне трудно

Б) нет, мне скучно Г) не пробовал

Д) свой вариант ответа ______________________________

  1. Я регулярно готовлюсь к семинарским занятиям:

А) да В) изредка

Б) нет Г) свой вариант ответа _______________________________

  1. Я отвечаю на семинарах:

А) на одном занятиив неделю

Б) двух-трех занятиях в неделю

В) четырех и больше занятиях в неделю

Г) один-два раза в месяц

Д) предпочитаю не отвечать совсем

  1. Лекции должны быть в диалоговой форме – в виде вопросов и ответов:

А) да

Б) нет

В) не знаю

Г) мне все равно

  1. Для получения юридического образования мне было бы достаточно только прослушивания лекции (без семинаров и домашних заданий):

А) да

Б) нет

В) не знаю

Г) свой вариант ответа ____________________________________

  1. Выберите от двух до четырех положений и объясните, почему выбрали.

При подготовке к семинарским занятиям я использую:

А) учебник толстого формата ____________________________

______________________________________________________

Б) электронный учебник ________________________________

______________________________________________________

В) лекции _____________________________________________

Г) монографии _________________________________________

Д) периодическую литературу ____________________________

______________________________________________________

Е) хрестоматии, нормативные материалы___________________

______________________________________________________

Ж) материалы Интернета ________________________________

З) справочно-правовые системы (Консультант, Гарант, Кодекс)

И) свой дополнительный вариант__________________________

  1. При подготовке к занятиям мой главный критерий отбора информации следующий(до двух вариантов):

А) полнота

Б) познавательность («интересно!»)

В) быстрота доступа

Г) следование определенному плану

Д) я не готовлюсь к занятиям

Е) свой вариант ответа _____________________________________

  1. Для успешной сдачи зачетов и экзаменов мне желательно, чтобы:

А) преподаватель вычитывал на лекциях все контрольные вопросы

Б) преподаватель давал основные теоретические положения, остальное я найду в литературе

В) мне нужны вопросы в методичке, список литературы и библиотека

Г) свой вариант ответа______________________________________

  1. При подготовке к занятиям (для себя, не по требованию преподавателя) я веду следующие записи(выбор пунктов не ограничен):

А) конспекты лекций

Б) конспекты прочитанного

В) конспекты первоисточников

Г) шпаргалки

Д) библиографические списки (списки литературы)

Е) карточки с ключевыми словами и терминами

Ж) схемы и таблицы

З) определяю мои цели и задачи для усвоения курса, составляю план работы

И) у меня хорошая память, и записи мне не нужны

К) дополнительный вариант _____________________________________

14. Я посещаю читальные залы библиотеки:

А) ежедневно;

Б) через день;

В) два раза в неделю;

Г) раз в неделю;

Д) гораздо реже (обязательно укажите сколько раз в месяц)

Е) с начала семестра не был(-а) ни разу.

15. Трудности, с которыми я сталкиваюсь при самостоятельном изучении дисциплин(выбор пунктов не ограничен):

А) нехватка учебников

Б) не знаю где и как искать материал

В) недостаточен научный фонд библиотеки ДВГУ

Г) мало рассматривается информации в лекциях и на семинарах

Д) свой вариант ответа ________________________________

16.Я готовлюсь к тестам и контрольным работам:

А) да, регулярно

Б) да, иногда

В) да, но редко

Г) нет, не готовлюсь

Д) свой вариант ответа ________________________________

17. Я считаю, что тестовая форма контроля:

А) помогает мне учиться

Б) позволяет объективно проверить мои знания

В) трудна и сложна для меня

Г) бесполезна для моего учения

Д) мне безразлична

Е) свой вариант ответа ________________________________

18. Моей точке зрения больше соответствует следующее утверждение:

А) наиболее эффективное учение – это посещение лекций и семинаров и посеместровая сдача зачетов и экзаменов

Б) для эффективного учения мне достаточно свободного посещения занятий, материал предпочтительнее давать модулями (блоками), притом что общая оценка будет учтена при сдаче экзамена

В) мне удобнее самостоятельно изучать курс без посещения занятий и сдавать экзамены или зачеты по индивидуальному графику










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 169.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...