Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Курсовая работа как часть научно-исследовательской работы студента высшего учебного заведения




Работа над курсовым проектом – это долгий и трудоемкий процесс. Самая распространенная ошибка студентов заключается в том, что, выбрав тему, они спешат написать какой-нибудь текст и представить его в виде курсовой на защиту. Проблема студента 1-го курса заключается в том, что он не знает еще, что такое курсовая работа. Существует большое количество стандартов, правил, нюансов ее написания. Подобные навыки вырабатываются при наставничестве научного руководителя. Именно на 1-м курсе Вам предстоит обучиться научно-исследовательской деятельности. Поэтому многие свои шаги студент-первокурсник должен согласовывать с руководителем.

В то же время, как и весь процесс обучения в высшей школе, подготовка курсовой работы пронизана самостоятельным учением.

Самостоятельное учение с психической точки зрения – это достижение такого уровня саморегуляции учения и других форм деятельности и отношений в процессе усвоения знаний, которое обеспечивает развитие черт характера и убеждений, а также поведения. Результаты освоения знаний и итог Вашей работы над курсовым проектом зависит только от Ваших собственных стараний и умения самостоятельно работать. Вы должны успешно решить ряд задач: подобрать источники и литературу, найти и обработать большое количество публикаций, осмыслить важные сведения, оценить качество материала, оперативно провести сравнительный анализ работ по близкой тематике, создать текст курсовой работы и уверенно ее защитить.

Таким образом, можно выделить этапы подготовки курсовой работы

Первый этап – подготовительный:

  1. Ознакомление с рекомендациями по написанию курсовой работы.
  2. Выбор темы исследования с консультацией научного руководителя.
  3. Формулировка основных целей и задач своего исследования.
  4. Информационный поиск: подбор источников и литературы, составление библиографического списка.
  5. Составление примерного плана курсовой работы (консультация научного руководителя).

Второй этап (основной):

  1. Сбор, анализ и обобщение материалов по проблеме исследования.
  2. Корректировка плана курсовой работы (при необходимости с консультацией у научного руководителя).
  3. Литературное оформление собранного материала и предоставление первого чернового варианта курсовой работы научному руководителю.
  4. Исправление замечаний и подготовка окончательного варианта работы.

Третий этап – заключительный:

  1. Проверка чистового варианта курсового исследования научным руководителем, рецензия и подготовка к защите.
  2. Защита курсовой работы.

После ознакомления с рекомендациями по написанию курсовой работы студент должен определиться с темой исследования. Список тем предлагается кафедрой. Научный руководитель либо назначается кафедрой, либо выбирается студентом. Студент вправе предложить научному руководителю собственную тему, которая, однако, должна соответствовать профилю кафедры и быть мало освещенной в историографии. Вместе с тем, она должна быть конкретной и рассматривать отдельные явления истории государства и права или памятники права, а не исторические процессы в целом.

На младших и старших курсах роль научного руководителя различна. На первом курсе руководитель закрепляет тему за студентом, в меру необходимости комментирует ее, указывает основную литературу и другие источники, руководит составлением плана работы, просматривает курсовые работы по разделам (по мере их готовности) или же знакомится с работой в целом.

На первой консультации с научным руководителем студент формулирует основные цели и задачи своего исследования. Они впоследствии находят отражение во введении курсовой работы. К данному процессу следует подходить серьезно, поскольку от формулировки целей и задач зависят название и содержание курсовой работы. Так, например, тема «Суд и процесс в период абсолютизма» подразумевает рассмотрение истории судебных органов и процесса на протяжении XVIII–XIX вв. Однако иногда студенты ограничиваются только описанием суда и процесса эпохи Петра Великого.

После того, как Вы определились с темой, следует приступить к информационному поиску материала по теме работы – составлению библиографического списка. Эта работа должна быть скрупулезной и кропотливой. Информационный поиск основывается на двух принципах: полная информация и кратчайший путь ее обнаружения.

Полнота библиографического списка часто определяет качество анализа проблемы. Если список ограничен учебниками, то это означает: анализ проблемы отсутствует, студент не научился навыкам исследовательской деятельности, он не умеет научно мыслить и анализировать информацию. Соответственно, курсовая работа не может быть признана удовлетворительной и к защите не допускается.

Библиографический список состоит из источников и литературы.

Акцентируем Ваше внимание на том, что курсовая работа отличается от реферата по многим параметрам. В реферате студент делает анализ прочитанного и отражает позицию автора текста. При научно-исследовательской деятельности студент должен подойти к теме проблемно. И главным отличием является здесь работа с источником. Этой проблеме была посвящена предыдущая глава.

Вы уже знаете, что такое литература. В отношении ее использования тоже выдвигается ряд условий. Так не рекомендуется обращаться к изданиям, предназначенным для школьников. Использование учебников в курсовом исследовании должно быть минимальным. Большое их количество в списке литературы курсовой работы является недостатком. Количество источников и литературы неограниченно, но должно насчитывать не меньше 15 наименований.

Итак, поиск литературы студент начинает с изучения методического пособия по дисциплине, в рамках которой он выбрал тему. Здесь помещен список научных исследований, рекомендованных для усвоения курса и подготовки к семинарским занятиям. Также существует список базовых исследований по выбранной теме курсовой работы. Следует просмотреть списки рекомендованной литературы в учебниках, обратить внимание при прочтении книг и статей на сноски. Наконец, и научный руководитель может рекомендовать определенные монографии и статьи.

Далее студент идет в научные библиотеки города и осуществляет поиск литературы. Кафедра настоятельно рекомендует также просмотреть систематические каталоги книг и журнальных статей по соответствующей отрасли знания. Особенно ценными являются для работы над курсовой статьи. В них находят отражение отдельные аспекты изучаемых явлений. Если тема мало изучена, то часто именно статьи являются главными источниками информации.

Многие студенты делают грубую ошибку при включении в список источников и литературы названия многих источников и изданий, обнаруженных ими в сносках прочитанных книг. Это оправданно только в том случае, если Вы нашли эти материалы, держали их в руках и изучили. Если Вы переписываете точку зрения или выдержку из документа из определенной книги, то в сноске стоит указывать «Цит. по:» 127 и давать ссылку на прочитанные Вами документ или исследование. Когда встречаешь в сносках или в списке дореволюционные издания или издания первой половины ХХ в., то, очевидно, что студент их в глаза не видел и пользовался другой литературой.

Подобные жесткие требования направлены на то, чтобы на страницах курсовой работы был отражен реальный труд, затраченный студентом-исследователем.

Под ресурсами Интернета понимаются НЕ РЕФЕРАТЫ ИЛИ КУРСОВЫЕ РАБОТЫ, опубликованные авторами во всемирной «паутине». Данные рефераты и курсовые работы – это исследования других людей, и они не имеют к Вашей учебе никакого отношения. Если обнаруживается, что студент «скачал» свою работу с Интернета, то для него научный руководитель по своему усмотрению меняет тему. Обычно подобные вещи происходят в последние месяцы семестра, и на работу над новым проектом остается крайне мало времени.

Не являются источниками для курсовой работы сайты, на которых помещены различного рода курсы лекций. Как правило, это анонимные публикации. А для научной ссылки на какой-либо материал важным условием является персонификация авторства или репутация издательства. Часто в Интернете возникают сайты, научная компетенция авторов которых вызывает, мягко говоря, сомнения.

Ресурсы Интернета, пригодные для ссылок в научном исследовании – это сайты, где помещены тексты памятников права, статистика, документы частного происхождения, научная литература (монографии и статьи). При обнаружении необходимого для работы материала исследователь должен зафиксировать точный электронный адрес (так называемый URL) и дату обращения к сайту.

Ресурсы электронных носителей – это материалы лицензированных CD-дисков (программы, базы данных, текстовые файлы и т.д.).

После составления библиографического списка определяется примерный план курсовой работы, по которому необходимо проконсультироваться у научного руководителя.

Курсовая работа выполняется в соответствии с определенным стандартом, который устанавливается кафедрой. Соблюдение данного стандарта обязательно, поскольку курсовая работа представляет собой отчет о научно-исследовательской работе студента, проделанной им в течение учебного года.

Курсовая работа имеет следующие составные части:

Титульный лист

Содержание

Введение

Главы (делятся на параграфы)

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложения (возможны, но необязательны). Приложения в объем курсовой работы не входят, и страницы с данной информацией не нумеруются.

Курсовая работа может быть выполнена в компьютерном, машинописном или рукописном варианте. В первых двух случаях ее объем должен составлять не менее 1 печатного листа (40 000 печатных знаков), то есть 25 страниц. В рукописном варианте – 30–40 страниц.

Бумага – белая, мелованная, формат А4 (210 x297).

Шрифт – TimesNewRoman, размер – 14, интервал – 1,5.

Поля: справа – 1,5 см, слева – 3 см, сверху и снизу – 2–2,5 см.

Красная строка – 1 см.

Нумерация страниц – вверху посередине. Первые две страницы (титульный лист и содержание) не нумеруются. Введение начинается со страницы 3.

Текст выравнивается по ширине.

Не желательно «украшение» текста (использование других шрифтов, затемнение строк, подчеркивание и т.д.), поскольку курсовая работа является исследовательским проектом. Возможно выделение полужирным шрифтом или курсивом. Текст должен представлять собой связное изложение материала. Внутри текста (введения, параграфа или заключения) не должно быть членения типа:

1.1

1.2

1.3 и т. д.

Каждая глава курсовой работы начинается с новой страницы. Название главы набирается кеглем 14, с 1,5-м интервалом в полужирном формате, а параграфа – в полужирном курсиве. Расстояние между названием главы или параграфа и текстом – 1 строка. После названия части точка не ставится. Название главы и параграфа следуют без пустой строки.

Презентацией курсового проекта являются титульный лист, содержание и введение курсовой работы.

Образец оформления титульного листа прилагается 128.

Сведения о высшем учебном заведении и его принадлежности, кафедре, названии и выходные данные набираются кеглем 14, а информация о себе и научном руководителе – 12. Полужирным шрифтом и курсивом выделяется название темы исследования.

Содержание представляет собой план курсовой работы. В нем обозначены все структурные части, указаны страницы. При компьютерном наборе допускается 11–12 кегли 129.

Введение очень часто ставит студента в затруднительное положение. Многие практически готовые работы возвращаются на доработку обычно по двум причинам – несоответствие стандартам а) введения; б) справочно-библиографического аппарата.

Введение является по сути «презентацией» проделанной работы. Именно во введении студент кратко представляет объем работы, которую он сделал 130.

Введение обязательно должно отразить:

Актуальность выбранной темы. «Актуальный» – очень важный для настоящего момента. Студент объясняет, почему он выбрал именно данную тему, подчеркивает ее сегодняшнюю злободневность: она может быть исторически связана с происходящими сегодня структурными изменениями в системе государственных органов и учреждений, или именно данная тема отражает исторические тенденции, присущие развитию различных отраслей права, их корни. Также автор должен определить степень разработанности вопроса в литературе.

Цель и задачи исследования. Обычно у студентов происходит путаница с понятиями «цель» и «задачи», они считают, что это – одно и то же.

Цель – то, к чему стремятся, что надо осуществить.

Задача – то, каким образом данная цель осуществляется.

Например, для курсовой работы по теме «Земства и местное самоуправление» целью является воссоздание истории местного самоуправления в России середины XIX–начала XX в., определение роли земств как элементов гражданского общества. Для достижения указанной цели можно поставить следующие задачи: рассмотреть возникновение земских учреждений в ходе земских реформ, проанализировать особенности социального состава земств в разные периоды существования, рассмотреть взаимоотношения земств с другими органами местной власти, выявить недостатки и достоинства реформ земского самоуправления на разных исторических этапах, выяснить место земских органов в системе управления, значение их деятельности.

Существует небольшой «секрет»: обычно цель работы содержится в формулировке темы курсового проекта, а задачи зафиксированы в названии его глав и параграфов. Однако стоит переформулировать их, а не переносить механически в текст введения.

И, наконец, введение пишется после того, как создана основная часть курсовой работы и в заключении сформулированы выводы.

Хронологические рамки исследования.Курсовая работа по истории государства и права предусматривает изучение какого-либо исторического явления или правового института в конкретный промежуток исторического времени. Поэтому обязательно нужно определиться с начальной и конечной датой исторического бытия изучаемого объекта. Для работы по теории государства и права данная характеристика не нужна.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 364.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...