Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Список использованных источников и литературы




Источники

ГОСТ 7.1.–84 [Электрон.ресурс].– Режим доступа: /standart/default.htm [Дата обращения: 20 марта 2003 г.]

ГОСТ 7.80—2000 [Электрон.ресурс].– Режим доступа: /standart/default.htm [Дата обращения: 20 марта 2003 г.]

ГОСТ 7.12–93 [Электрон.ресурс].– Режим доступа: /standart/default.htm [Дата обращения: 20 марта 2003 г.]

ГОСТ 7.82–2001 [Электрон.ресурс].– Режим доступа: /standart/default.htm [Дата обращения: 20 марта 2003 г.]

Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений»: инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации № 14-55-996ин/15 от 27 ноября 2002 г.

О правовых консультациях («правовых клиниках») для населения на базе вузов, осуществляющих подготовку юридических кадров: приказ Министерства образования РФ от 30 сентября 1999г. №433; О дополнении приложения к приказу Министерства образования РФ №433 от 30 сентября 1999г. О правовых консультациях («правовых клиниках») для населения, осуществляющих подготовку юридических кадров: приказ Министерства образования РФ от 7 августа 2001г. №2909.

Литература

 

Абрамова, Е.Н., Самусенко, Т.М. Юридическая клиника как форма соединения теории и практики в юридическом образовании (на примере юридической клиники «Эфора» ЮИ ДВГУ) // Юридическое образование, наука, практика: взаимодействие и перспективы.–Владивосток, 2003.

  Аванесов, В.С. Теория и методика педагогических измерений. [Электрон. ресурс] // Сайт Аванесова Вадима Сергеевича.–Режим доступа: http:// /Theory.1 [Дата обращения: 5 мая 2004 г].  
  Амстердам, Э. «Юридическая клиника» – перспектива юридического образования в XXI веке [Электрон. ресурс] // Сайт «Література про юридичніклінік».–Режим доступа: http:// www.lawclinic.kiev. ua/ukr/literature/19.htm [Дата обращения: 21 ноября 2004 г.].  
  Аналитические обзоры состояния и международных тенденций развития систем образования Центра проблем развития образования Белорусского государственного университета [Электрон. ресурс] // Сайт Центра проблем развития образования Белорусского государственного университета.–Режим доступа: [Дата обращения: 21 ноября 2004 г.].  
  Архангельский, С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С.И. Архангельский.–М: Высш.шк., 1980.–368 с.  
  Большой юридический словарь [Электрон.ресурс] // Сайт «Yandex. Энциклопедии».–Режим доступа: /k.htm [Дата обращения 18 июня 2004 г.].  
 

Вайнштейн В.Н. Юридическая клиника – новая форма учебной практики // Механизмы государственного и гражданского противодействия коррупции. Сб. мат. межрег. научн.-практич. конф. 23 декабря 1999.–Владивосток.–1999.

  Ващекин, Н.П. Постиндустриальное общество и устойчивое развитие [Электрон. ресурс] / Н.П. Ващекин, М.А. Мунтян, А.Д. Урсул // Сайт «Наследие».–Режим доступа: /global/17_1/postobsh/03.html [Дата обращения: 6 апреля 2004 г.]  
  Введение в правовую информатику. Справочно-правовые системы КонсультантПлюс: Учебник для вузов /Под общ. Ред. Д.Б. Новикова, В.Л. Камынина.–3-е изд. доп. и испр.–М.: ЩЩЩ НПО «Вычислительная математика и информатика», 2000.–319 с.  
  Володарская, И.А. Профессиональные задачи и качество усвоения фундаментальных знаний / И.А. Володарская, Т.А. Арташкина.–Владивосток: изд-во ДВГУ, 1993.–196 с.  
 

Гадуков, Д. Юридическая клиника – ординатура для юристов // Высшая школа.–1998.–№7.

  Галант, К. Цели и методы клинического юридического образования [Электрон. ресурс] // Сайт «Література про юридичніклінік».–Режим доступа: http://www.lawclinic.kiev.ua/ukr/literature/11.htm [Дата обращения: 21 ноября 2004 г.].  
  Гинзбург, Я.С. Социально-психологическое сопровождение деловых игр // Игровое моделирование: Методология и практика.— Новосибирск: Наука, 1987.– С. 61–77.  
 

Доброхотова Е.Н. Модернизация высшего юридического образования в направлении усиления связи с практикой// Правоведение.– 2003.– №4.

 

Доброхотова, Е.Н. Роль юридических клиник в подготовке юристов XXI века (о методах и формах юридического образования в современной России) // Правоведение.–2000.–№4.

  Зиновьев, С.И. Учебный процесс в советской высшей школе / С.И. Зиновьев.–М: Высш.шк., 1975.–316 с.  
  Зинченко, В.П. Дистанционное образование: к постановке проблемы // Педагогика.–2000.–N 2.–С. 25-27.  
  Ильин, Г. От педагогической парадигмы к образовательной // Высшее образование в России.–2000.–№ 1.–С.64.  
  Как построено обучение на основе кейсов [Электрон. ресурс] // Сайт МБА.–Режим доступа: /MBAConsult.nsf/Display?OpenAgent&pagename=doc.html&menu=1&doc_id=E73BC4BBA8528801C3256C03002D96DA [Дата обращения:10 марта 2004 г.].  
  Карлов, Н. Вселенная образования : давно осознанная необходимость и склонность к учению [Электрон. ресурс] // Сайт «Электронный журнал «В России».–Режим доступа: /articles/200 /002.pdf 1 [Дата обращения:5 апреля 2004 г.].  
  Кузнецов, И.Н. Рефераты, контрольные, курсовые и дипломные работы: Метод.реком. По подготовке и оформлению / И.Н. Кузнецов, Л.В. Лойло.–Минск: «Завигар», 1998.–146 с.  
 

Лаврикова М.Ю. Этические проблемы в клиническом образовании студентов-юристов // Правоведение.–2000.–№4.

  Методы и формы организации самостоятельной работы студентов: Межвузов. научн.-метод. сб.–Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1985.–182 с.  
  Морозова, С.А. Методика преподавания права в школе / С.А. Морозова.–М.: Изд.дом «Новый учебник», 2002.–224 с.  
  Наумченко, И.Л. Самостоятельный учебный труд студентов / И.Л. Наумченко.–Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1984.–148 с.  
  Одинцова, Л.В.Основы информационной культуры: Учебное пособие.–3-е изд., перераб. и доп. /Л.В. Одинцова.–Владивосток: Изд-во Дальневосточ.ун-та, 2003.–144 с.  
  Организация самостоятельной работы студентов: Учебное пособие для студентов вуза/ Коллектив авторов/ Под ред. Л.И. Рублевой, Т.С. Табаченко.–Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2001.–124 с.  
  Певцова, Е.А. Теория и методика обучения праву: Учеб. Для студ. Высш.учеб. заведений /Е.А. Певцова.– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.–400 с.  
  Педагогический словарь [Электрон.ресурс] // Сайт «Словарь.ru».–Режим доступа /article.php?id=103132 [Дата обращения: 22.05.04]  
  Платов, В.Я.Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник / В.Я. Платов.— М.: Профиздат, 1991. – 156 с.  
  Полат, Е.С. Метод проектов // Сайт ИОСО РАО.–Режим доступа:/distant/project/meth%20project/metod%20pro.htm [Дата обращения 12 ноября 2004 г.].  
  Профессиональные навыки юриста: Опыт практического обучения.–М.: Дело, 2001.–416 с.  
  Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн.–СПб: Питер, 2000.–720 с.  
  Самоорганизация студентов первого курса.–Новосибирск: изд-во НГУ, 1990.–120 с.  
 

Семыкина, О.В. Диалог между студентом и преподавателем как способ разрешения этических проблем в клиническом воспитании // Правоведение.– 2000.–№4.

  Симоненко, В.Б. От индустриального к информационному обществу // Социально-политический журнал.–1995.–№4.  
  Смолянинова, О.Г. Дидактические возможности метода case-study в обучении студентов [Электрон. ресурс] // Сайт «Летняя школа «Общество в переходный период: социальные проблемы в фокусе в социологии».–Режим доступа: www.sociology.kharkov.ua/docs/problems/2.doc [Дата обращения: 12 мая 2004 г.].  
  Сонин, В.В. Рабочая тетрадь первокурсника по истории государства и права зарубежных стран / В.В. Сонин.–Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1993.–44 с.  
  Тарасевич, А.Л. Для Вас, первокурсники. Методические указания / А.Л.Тарасевич, В.В. Амосова, С.Д. Артюшкин.–СПб: изд-во СПбГУЭФ, 2004.–36 с.  
 

Туманова, Л. Сделать образование практическим (об опыте юридических клиник) // Российская юстиция.–1999.–№5.

  Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В.Я. Ляудис.–М.: изд-во МГУ, 1989.–240 с.  
  Хороший юрист – что добрый врач // Новости.–2004.–22 октября.  
  Через образование – к культуре мира, взаимопониманию и устойчивому развитию.–Международный симпозиум 21-24 марта 2000 г. Материалы симпозиума.–Режим доступа: /~nipkpro/izdanija/simpozium/nalivayko.htm [Дата обращения: 15 марта 2004г.].  

Глоссарий

Аннотация – это краткое изложение содержания книги или статьи.
Библиографическая справка о книге – записи о книге, содержащие библиографически правильно оформленные данные о книге: автор (фамилия, имя, отчество полностью), название, место издания, издательство, год издания, количество страниц, описывается краткое содержание книги, выводы, к которым приходит автор.
Деловая игра – это форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики. Данные игры – это основной прием на интерактивных занятиях. Студентам-участникам предлагается «сыграть» другого человека или «разыграть» определенную проблемную ситуацию.
Дистанционная технология обучения – это есть совокупность методов и средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий.
Дистанционное обучение – это обучение, при котором все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности преподавателя и студентов.
Доклад – это публичное изложение на определенную тему. Обычно доклад звучит на семинарском занятии. Тема доклада соответствует проблематике изучаемого раздела определенного курса.
Зачет – это форма промежуточной либо итоговой аттестации.
Знание – это проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности, адекватное её отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.
Инновация (нововведение) – это результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных решений и т.д., удовлетворяющих потребности человека и общества, вызывающих вместе с тем социальные и другие изменения.
Интерактивное обучение (от англ. interation – взаимодействие) – это обучение, построенное на взаимодействии студента с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта. Студент становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания. Преподаватель (ведущий) не даёт готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционным обучением здесь меняется взаимодействие преподавателя и студента: активность первого уступает место активности последнего, а задачей преподавателя становится создание условий для их инициативы. Преподаватель отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации.
Казус (лат. casus) – в преподавании права это отдельно взятое судебное дело или правовая ситуация как пример. При решении казусов студент обязан использовать и ссылаться на соответствующий нормативный материал.
Каталоги книг – ретроспективные библиографические указатели, аккумулирующие в себе расположенные по определенным правилам библиографические записи на документы, раскрывающие состав и содержание фонда библиотеки или информационного центра. Они бывают систематические, предметные, алфавитные.
Коллоквиум (с лат. colloquium – «собеседование») – это вид семинара, представляющий собой обсуждение под руководством преподавателя широкого круга проблем, относительно самостоятельного большого раздела курса. Одновременно это и форма контроля, разновидность устного экзамена, коллективного опроса, позволяющая в короткий срок выяснить уровень знаний большого количества студентов по разделу курса. Коллоквиум обычно проходит в форме дискуссии и требует обязательного активного участия всех присутствующих.
Компетентность – применение приобретенных знаний, навыков и качеств в профессиональной деятельности; это специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия. Быть компетентным – значит иметь набор специфических компетентностей разного уровня (наблюдать, быть глубоко осведомленным в предмете, самостоятельно ставить вопросы, писать деловые письма, доказывать собственную правоту, справляться с межличностными конфликтами и т.п.). Существуют «высшие компетентности», которые — вне зависимости от того, в какой конкретной сфере они проявляются, — предполагают наличие у человека высокого уровня инициативы, способности организовать других людей для достижения поставленных целей, готовность оценивать и анализировать социальные последствия своих действий и т.п.
Конспект – это детальная фиксация прочитанного. Конспектирование (conspectus – «обзор») позволяет глубже вникать в содержание, активизировать внимание, длительно удерживать в памяти изученное, точно формулировать в письменном виде свои мысли, оттачивает навыки литературного изложения и, наконец, повышает культуру речи. Каждая запись в конспекте придумывается с точки зрения знания и содержательной емкости. Она должна быть краткой, четкой, грамотной и образной. Конспект должен быть чист, без помарок, на первой странице обязательны заголовок источника (его библиографическое описание), план конспекта.
Контрольная работа – это определенные задания, составленные таким образом, чтобы выявить умение применять теоретические знания на практике. При подготовке к контрольной работе студент конструирует процесс обобщения полученных знаний – самостоятельно и творчески.
Лекция (от лат. lectio – чтение) – это систематическое, последовательное, монологическое изложение преподавателем учебного материала, теоретическая основа для самостоятельной работы студента; одна из основных, экономичных, эффективных и эмоционально наполненных форм учебных занятий. Традиционна для высшей школы, где на её основе формируются учебные курсы. Цикл лекций дает систематическое изложение изучаемого курса.
Литература – это совокупность произведений письменности в опубликованном и неопубликованном виде. В высшей школе под литературой в узком смысле понимается специальная литература по изучаемой проблеме или теме. Виды литературы: учебники и учебные пособия, монографии, статьи в научных и публицистических журналах, сборники научных работ, диссертации и авторефераты диссертаций.
Метод имитационных (ролевых, деловых) игр – это система обучения, при которой ведущей формой организации деятельности является деловая игра.
Метод кейс-проектов casestudy («разбор конкретных ситуаций»). Кейсы представляют собой документированные ситуации. В отличие от лекций, кейсы – сравнительно новый подход к обучению. Хотя, надо отметить, метод кейсов сходен с так называемым «методом Сократа», когда занятия проводятся в виде дискуссии.
Метод проектов – это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов. Образовательный проект – это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени – от одного занятия до нескольких месяцев.
Методы обучения – это система последовательных взаимосвязанных действий преподавателя и студентов, обеспечивающих усвоение содержания образования. Метод обучения характеризуется тремя признаками: обозначает цель обучения, способ усвоения, характер взаимодействия субъектов обучения.
Модульное обучение – это система организации учебных занятий. Студенты осваивают курс поэтапно, изучая материал в рамках модулей. Обычно модуль посвящен определенной проблеме, включает в себя несколько лекционных и семинарских занятий, коллоквиумы, выполнение домашнего задания, контрольные мероприятия. Оценки Вашей работы в рамках нескольких модулей складываются в совокупную оценку по предмету.
Монография – это научное исследование, посвященное одному вопросу, теме. Характеризуется монография единой тематикой, определенностью и развернутостью концепции, богатством фактического материала, расположение которого отражает логику развития авторской идеи.
Навык – это действие, сформированное путём повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.
Непериодические издания – это сборники научных статей в виде тематических сборников, хрестоматий научных работ, трудов научных съездов, конференций, советов, избранных трудов авторитетных ученых.
Непрерывное образование – это массовое образование в течение всей жизни человека. Традиционное образование, предполагавшее получение общих и профессиональных знаний в течение определенного периода обучения, сменяется образованием, обеспечивающим приобретение знаний в течение всей социально активной жизни. Непрерывное образование показало, что образование не сводится к обучению, поскольку непрерывное образование не может осуществляться посредством непрерывного обучения.
Образование – это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования; это комплекс из образовательного стандарта (некоторого представления планируемых результатов обучения, средств диагностики текущего состояния обучаемых (форма контроля знаний), набора моделей обучения (формы и методы обучения), критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий.
Периодическая печать – это повременно выходящие издания (журналы, газеты, сборники научных трудов). В научном плане данные издания служат целям обнародования результатов текущих научных исследований. Они оперативны, кратки, актуальны и доступны.
Промежуточный (периодический) контроль проводится, как правило, с целью концентрации внимания студентов на особо сложных вопросах изучаемой темы, раздела дисциплины или для стимуляции дополнительного повторения изучаемого материала, а также в конце каждого семестра. Формы и виды такого контроля также могут быть разнообразными, в зависимости от выбора преподавателя и возможностей студентов. Промежуточный вид контроля удобен для систематизации учебной деятельности студентов. Методы промежуточного контроля наиболее разнообразны (контрольная работа, реферат, тестирование, зачет и т.д.).
Рейтинговая система оценки знаний – это система промежуточного и итогового контроля обучения студентов, которая позволяет использовать разные формы отчетности студента по предмету и предполагает систему накопления условных единиц знаний в течение всего аттестуемого периода. В зависимости от количества баллов, полученных за каждый выполненный вид учебной деятельности, студент по завершении курса получает достаточно адекватную совокупную оценку.
Реферат – это письменная работа, в которой студент представляет свои изыскания. Он может быть двух видов: доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих материалов или изложение содержания научных работ, книг, статей (историографический обзор проблемы).
Самостоятельная работа студента – это индивидуальная или коллективная учебная деятельность, которая понимается в двух смыслах: 1) управляемый преподавателем процесс усвоения, закрепления, совершенствования знаний в объеме вузовской программы и приобретения учащимися соответствующих умений и навыков, которыми должен овладеть профессионал-специалист; 2) это средство организации и выполнения познавательной деятельности студента, которая определяется целями обучения.
Семинар (от лат. seminarium «рассадник»; «школа») – это особая форма совместной деятельности преподавателя и студентов, студентов между собой в результате которого происходит обмен мыслями, диалогическое общение на профессиональном языке. Семинар обычно посвящен детальному изучению отдельной темы, и, в отличие от лекции, проводится в каждой студенческой группе отдельно.
Сноска – это примечание к тексту, библиографическая справка, перевод, толкование, помещаемые в нижней части полосы книги (подстрочные сноски) или в конце книги под порядковым номером.
Тезисы – это основные положения книги и аргументы к ним. Тезисы бывают простые (перечисление основных положений) и сложные (выводы представлены в развернутом виде, содержатся их объяснение, аргументация, доказательства).
Тесты (англ. test – проба, испытание, исследование) – это стандартизированные задания, по результатам выполнения которых судят о психофизиологических и личностных характеристиках, а также знаниях, умениях и навыках испытуемого. Педагогический тест представляет собой систему заданий возрастающей трудности, специфической формы, которая позволяет качественно и эффективно измерить уровень и оценить структуру подготовленности учащихся.
Традиционная система образования – это технология получения знаний, умений и навыков, главным принципом которой является репродукция знания, то есть знания и способы передаются Вам в готовом виде, предназначены для воспроизводящего усвоения. Здесь основной акцент ставится на информированность личности. Характерной чертой традиционного обучения является его обращенность в прошлое, к тем кладовым социального опыта, где хранятся знания, организованные в специфическом виде учебной информации. Отсюда ориентация обучения на запоминание материала. При этом предполагается, что в результате обучения как сугубо индивидуализированного процесса присвоения информации последняя приобретает статус знания. Основу традиционного обучения составляют принципы научности (ложных знаний быть не может, могут быть только неполные), природосообразности (обучение определяется развитием учащегося, не форсируется), последовательности и систематичности, доступности (от известного – к неизвестному, от легкого – к трудному), прочности («повторение – мать учения»), сознательности и активности, принципа наглядности, связи теории с практикой, учета возрастных и индивидуальных особенностей. Положительные стороны – систематический характер обучения, упорядоченную, логически правильную подачу материала, организационную четкость, оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении.
Умение – это освоенные человеком способы выполнения действия, обеспечиваемые совокупностью приобретённых знаний и навыков.
Учебник – это книга, в которой систематически излагаются основы знаний в определённой области на уровне современных достижений науки и культуры; основной и ведущий вид учебной литературы.
Учебное пособие – это все материальные средства обучения, используемые в учебно-воспитательном процессе и предназначенные для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебной программой и изложенных в учебниках.
Учебно-методический комплекс (УМК) – это совокупность объединенных между собой единой концепцией учебников, методических пособий, учебных пособий, хрестоматий, практикумов, рабочих тетрадей, словарей.
Хрестоматия – это сборник систематически подобранных в учебных целях или для самообразования материалов по какой-либо отрасли знания.
Экзамены – examen – в переводе с латинского – «взвешивание», «испытание» – одна из традиционных форм итоговой аттестации студентов.
Юридическая клиника – это инновационная образовательная технология, которая строится ни преимущественном использовании интерактивных методик обучения; является сочетанием образовательной и профессионально-практической деятельности. По форме представляет собой организацию практической юридической помощи населению студентами-старшекурсниками. Юридическое клиническое образование дополняет традиционное академическое обучение выработкой у студентов практических навыков, необходимых им для будущей работы, а также воспитанием социальной осознанности и активности в обществе на основе реальной практической деятельности под руководством опытных преподавателей. Клиническое воспитание представляет собой процесс целенаправленного влияния на приобретение и развитие у студентов старших курсов юридических факультетов практических навыков, на формирование профессиональной мотивационно-ценностной сферы. Путь воспитания – выработка студентом-консультантом личной культуры поведения, то есть формирование индивидуального варианта поведения в конкретной практической ситуации, возникающей при осуществлении самостоятельной профессиональной деятельности.

Примечания

1 Малитиков Е.М. Учимся жить в XXI веке [Электрон. ресурс] // Сайт «Через образование – к культуре мира, взаимопониманию и устойчивому развитию.–Международный симпозиум 21-24 марта 2000 г. Материалы симпозиума».–Режим доступа: /~nipkpro/izdanija/simpozium/malitkov.htm

[Дата обращения: 15 марта 2004 г.].

2 Карлов Н. Вселенная образования : давно осознанная необходимость и склонность к учению [Электрон. ресурс] // Сайт «Электронный журнал «В России».–Режим доступа: /articles/200 /002.pdf 1 [Дата обращения:5 апреля 2004 г.].

3 Ильин Г. От педагогической парадигмы к образовательной // Высшее образование в России.–2000.–№ 1.–С.64

4 Малитиков Е.М. Указ. соч.–Режим доступа: /~nipkpro/izdanija/simpozium/malitkov.htm [Дата обращения: 15 марта 2004 г.].

5 Там же.

6 Малитиков Е.М. Указ. соч.–Режим доступа: /~nipkpro/izdanija/simpozium/malitkov.htm [Дата обращения: 15 марта 2004 г.].

7 Аналитический обзор состояния и международных тенденций развития систем образования (апрель-июнь 2004 г.)[Электрон. ресурс] // Сайт Центра проблем развития образования Белорусского государственного университета.–Режим доступа: /index18.html [Дата обращения: 21 ноября 2004 г.].

8 Парадигма – в широком смысле, это строго научная теория, воплощенная в системе понятий, выражающих существенные черты действительности; в узком смысле, это исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в науке в определенный исторический промежуток.

9 См.: Прил. 1.

10 Аналитический обзор международных тенденций развития высшего образования № 4 (июль – декабрь 2002 г.) [Электрон. ресурс] // Сайт Белорусского государственного университета.–Режим доступа: /index14.html [Дата обращения: 30 января 2004 г].

11 См.: Прил. 2.

12 Огромную благодарность мы приносим Яне Владимировне Гайворонской за помощь в проведении анкетирования и обработки данных. Опрос проводился в конце весеннего семестра 2004 г., то есть ребята уже освоили некоторые навыки самостоятельного учебного труда. Выборка была случайная: из 256 студентов (полный список учащихся) опрошены 188 чел., присутствовавших на занятиях. Данные, полученные при анализе анкет, конечно, не учитывают уровень подготовки оставшихся за пределами анкетирования 66 чел. (это люди, практически не посещающие занятия). Данные по факультетам различаются, лучшие навыки самостоятельного учения показали учащиеся международно-правового факультета, самый слабый уровень по многим параметрам самостоятельности показали студенты судебно-прокурорского факультета.

13 Но все те же 25,6% не видят в этом никакой необходимости.

14 8 % студентов вообще пишут, что им все равно, как должны выглядеть лекции!

15 Наумченко И.Л. Самостоятельный учебный труд студентов.–Саратов, 1984.–С.8.

16 Аналитический обзор международных тенденций развития высшего образования № 4 (июль – декабрь 2002 г.) // Сайт Центра проблем развития образования Белорусского государственного университета.– Режим доступа: /index14.html [Дата обращения: 29 марта 2004 г.].

17 Фундаментальные курсы кафедры теории и истории государства и права ЮИ ДВГУ представлены в методических пособиях: Самусенко Т.М., Гайворонская Я.В., Овчинников С.Н. Теория государства и права.–Владивосток, 2005; Сонин В.В. История государства и права зарубежных стран.–Владивосток, 1998; Исаева Т.С., Дорофеева М.А. История отечественного государства и права.–Владивосток, 2005.

18 креативность – способность к творческому труду, генерации идей.

19 Семенов Н.С. Понятие образовательного знания [Электрон. ресурс] // Сайт Центра проблем развития образования Белорусского государственного университета.–Режим доступа: /tekst/alm2/semenov.html [Дата обращения 2 февраля 2004 г.].

20 Эмпирический – основанный на опыте.

21 Аванесов В.С. Теория и методика педагогических измерений. Знания как предмет тестового контроля [Электрон. ресурс] // Сайт Аванесова Вадима Сергеевича.–Режим доступа: /Theory.9 (Дата обращения: 5 мая 2004 г.)

22 Аванесов В.С. Теория и методика педагогических измерений. Знания как предмет тестового контроля [Электрон. ресурс] // Сайт Аванесова Вадима Сергеевича.–Режим доступа: /Theory.9 (Дата обращения: 5 мая 2004 г.).

23 Идеологема – это необходимая и неотъемлемая составляющая компонента идеологии как системы ведущих идеалов и взглядов, в которых человек и общности осознают и оценивают свои отношения к бытию, к себе и к другим.

24 Цит. по: Аванесов В.С. Теория и методика педагогических измерений. Знания как предмет тестового контроля [Электрон. ресурс] // Сайт Аванесова Вадима Сергеевича.–Режим доступа: /Theory.9 (Дата обращения: 5 мая 2004 г.).

25 См., например: Памятники русского права. В 9-ти томах.–М., 1952; Российское законодательство X–XX вв. В 8-ми томах.–М., 1984.

26 Введение в правовую информатику.–М., 2000.–С.15, 40.

27 Педагогический словарь [Электрон.ресурс] // Сайт «Словарь.ru».–Режим доступа /article.php?id=103132 [Дата обращения: 22 мая 2004 г.].

28 Наумченко И.Л. Указ.соч.–С.24.

29 Педагогический словарь [Электрон. ресурс].–Режим доступа: /article.php?id=103203 [Дата обращения: 22 мая 2004 г.].

30 Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву.– М., 2003. –С.57.

31 Организация самостоятельной работы студентов.–Южно-Сахалинск, 2001.–С.6

32 См.: Одинцова Л.В. Основы информационной культуры.–Владивосток, 2003.

33 Одинцова Л.В. Указ.соч.–С.16.

34 Наумченко И.Л. Указ.соч.–С.25.

35 Одинцова Л.В. Указ.соч.–С.85.

36 Там же.–С.37.

37 Одинцова Л.В. Указ.соч.–С.66-85.

38 Наумченко И.Л. Указ.соч.–С.28.

39 Цит по: Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.–СПб., 2000.–С.413.

40 Наумченко И.Л. Указ.соч.–С.32.

41 Цит. по: Там же.–С.37.

42 Рубинштейн С.Л. Указ.соч.–С.324.

43 Цит. по: Наумченко И.Л. Указ.соч.–С.39.

44 Там же.–С.44.

45 Тарасевич А.Л. и др. Для Вас, первокурсники.–СПб., 2004.–С.30.

46 Певцова Е.А. Указ.соч. –С.388.

47 Зинченко В.П. Дистанционное образование: к постановке проблемы // Педагогика.–2000.–N 2.–С.23-34.

48 Современные образовательные технологии [Электрон. ресурс] // Сайт Центра проблем развития образования Белорусского государственного университета.–Режим доступа: /tekst/an4/1.html [Дата обращения 5 мая 2004 г.].

49 Аналитический обзор состояния и международных тенденций развития систем образования (апрель-июнь 2004 г.)[Электрон. ресурс] // Сайт Центра проблем развития образования Белорусского государственного университета.–Режим доступа: /index18.html [Дата обращения: 21 ноября 2004 г.].

50 Компетентность – применение приобретенных знаний, навыков и качеств в профессиональной деятельности. По Равену, компетентность – это специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия. Быть компетентным фотографом, ученым, пожарником, учителем, родителем и т.д. — значит иметь набор специфических компетентностей разного уровня (наблюдать, быть глубоко осведомленным в предмете, самостоятельно ставить вопросы, писать деловые письма, доказывать собственную правоту, справляться с межличностными конфликтами и т.п.). Кроме того, Равен говорит о так называемых «высших компетентностях», которые — вне зависимости от того, в какой конкретной сфере они проявляются, — предполагают наличие у человека высокого уровня инициативы, способности организовать других людей для достижения поставленных целей, готовность оценивать и анализировать социальные последствия своих действий и т.п.

51 Гафитулин М. С. Модель перспективного образования [Электрон. ресурс] // Сайт «Центр ОТСМ–ТРИЗ–технологии».–Режим доступа: /e/233012.htm [Дата обращения 21 июня 2004г.].

52 Различают навыки перцептивные, интеллектуальные, двигательные. Перцептивный навык – автоматизированное чувственное отражение свойств и характеристик хорошо знакомого, неоднократно воспринимавшегося ранее предмета. Интеллектуальный навык – это автоматизированный приём, способ решения встречавшейся ранее задачи. Под двигательным навыком понимается автоматизированное воздействие на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования, неоднократно осуществлявшегося ранее. Двигательные навыки включают в себя перцептивные и интеллектуальные и регулируются ими на основе автоматизированного отражения предмета, условий и порядка осуществления актов действия, направленного на преобразование реальных объектов. См.: Педагогический словарь [Электрон.ресурс] // Сайт «Словарь.ru».–Режим доступа: /article.php?id=22323 (Дата обращения: 22 мая 2004 г.).

53 Умения могут быть как практическими, так и умственными. В отличие от навыков, умение может образовываться и без специальных упражнений в выполнении какого-либо действия. В этих случаях оно опирается на знания и навыки, приобретённые ранее. Вместе с тем умения совершенствуются по мере овладения навыком. Их высокий уровень означает возможность пользоваться разными навыками для достижения одной и той же цели в зависимости от условий действия. Приобретённые человеком умения могут стать показателем уровня его общего умственного развития, качеств его ума. См.: Педагогический словарь [Электрон.ресурс] // Сайт «Словарь.ru».–Режим доступа: http:// /article.php?id=103020 [Дата обращения: 22 мая 2004 г.].

54 Профессиональные навыки юриста.–М., 2001.–С.83.

55 Профессиональные навыки юриста …–С.84.

56 Гафитулин М.С. Указ.соч.–Режим доступа: /e/233012.htm [Дата обращения 21 июня 2004 г.].

57 Мясникова О.К. Современное традиционное обучение. Личностно-ориентированное обучение [Электрон. ресурс]..–Режим доступа: /text/information_science/workshop/seminars/training_personality/introduction.htm [Дата обращения 21 июня 2004 г.].

58 Наливайко Н.В., Турченко В.Н. Кризис и надежды российского образования [Электрон.ресурс] // Сайт «Материалы международного симпозиума «Через образование – к культуре мира, взаимопониманию и устойчивому развитию», 21–24 марта 2000 г. Режим доступа: /~nipkpro/izdanija/simpozium/nalivayko.htm [Дата обращения 21 июня 2004 г.].

59 См.: Прил. 3.

60 См.: Кирилюк Л.Г. Коммуникация как способ конструирования знания [Электрон. ресурс] // Сайт Центра проблем развития образования Белорусского государственного университета.–Режим доступа: /tekst/alm2/kiriluk.html [Дата обращения 15 марта 2004 г.].

61 Ожегов С.И. Словарь русского языка.–М., 1970.–С.228.

62 Гусаковский М.А. Об образовательном знании [Электрон. ресурс] // Сайт Центра проблем развития образования Белорусского государственного университета.–Режим доступа /tekst/alm2/gusakov.html [Дата обращения 15 марта 2004г .].

63 Профессиональные навыки юриста...–С.81–82.

64 Аналитический обзор международных тенденций развития высшего образования № 5 (январь– июнь 2003 г. [Электрон. ресурс] // Сайт Центра проблем развития образования Белорусского государственного университета.–Режим доступа: /tekst/an5/1.html [Дата обращения 15 ноября 2004 г.].

65 Флоренский П.А. Первые шаги философии // Сочинения. Т.2.–М., 1996.–С.412.

66 Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. Курс лекций, прочитанных во ВХУТЕМАСе.–М., 1993.–С.93.

67 Зинченко В.П. Указ.соч.– С. 25-27.

68 Наумченко И.Л. Указ.соч.–С.48–50.

69 Кирилюк Л.Г. Коммуникация как способ конструирования знания [Электрон. ресурс] // Сайт Центра проблем развития образования Белорусского государственного университета.–Режим доступа: /tekst/alm2/kiriluk.html [Дата обращения 15 марта 2004 г.].

70 Гроздева В.И. Научно-практические основы планирования и организации самостоятельной работы студентов // Методы и формы организации самостоятельной работы студентов.–Саратов, 1985.–С.8.

71 Сонин В.В. Рабочая тетрадь первокурсника по истории государства и права зарубежных стран.–Владивосток, 1993.–С.4.

72 Профессиональные навыки юриста … –С.100.

73 Данные упомянутого во введении социологического опроса.

74 Аналитический обзор международных тенденций развития высшего образования № 4 (июль – декабрь 2002 г. [Электрон. ресурс] // Сайт Центра проблем развития образования Белорусского государственного университета.–Режим доступа: /tekst/an4/2.html [Дата обращения 15 апреля 2004 г.].

75 Карлов Н. Вселенная образования: давно осознанная необходимость и склонность к учению // Сайт «Электронный журнал « Исследование в России».–Режим доступа: /articles/200 /002.pdf 3; 002.pdf.7; 002.pdf.8; 002.pdf.9. [Дата обращения 5 июня 2004 г.].

76 Ноосфера (от греч. noos — разум и sphaira — шар) – это новый тип взаимодействия природы и общества, при котором деятельность человека становится решающим фактором развития биосферы. Понятие введено французскими учеными Э. Леруа и П. Тейяром де Шарденом (1927); учение о ноосфере развивалось В. И. Вернадским [Электрон.ресурс] // Краткий философский словарь. Сайт «Феномен.ru».–Режим доступа: /public/dictionary.php?article=535 [Дата обращения 3 июня 2005 г.]

77 Карлов В. Указ.соч.– 002.pdf.10.

78 Смолянинова О.Г. Дидактические возможности метода case-study в обучении студентов [Электрон. ресурс] // Сайт «Летняя школа «Общество в переходный период: социальные проблемы в фокусе в социологии».–Режим доступа: www.sociology.kharkov.ua/docs/problems/2.doc [Дата обращения: 12 мая 2004 г.].

79 Как построено обучение на основе кейсов [Электрон. ресурс] // Сайт МВА.–Режим доступа: /MBAConsult.nsf/Display?OpenAgent&pagename=doc.html&menu=1&doc_id=E73BC4BBA8528801C3256C03002D96DA [Дата обращения:10 марта 2004 г.].

80 Методология и принципы анализа кейсов представлены в Прил. 4.

81 Аналитический обзор международных тенденций развития высшего образования № 5 (январь– июнь 2003 г. [Электрон. ресурс] // Сайт Центра проблем развития образования Белорусского государственного университета.–Режим доступа: /tekst/an5/1.html [Дата обращения 15 ноября 2004 г.].

82 Полат Е.С. Метод проектов // Сайт ИОСО РАО.–Режим доступа:/distant/project/meth%20project/metod%20pro.htm [Дата обращения 12 ноября 2004 г.].

83 Аналитический обзор международных тенденций развития высшего образования № 4 (июль – декабрь 2002 г. [Электрон. ресурс] // Сайт Центра проблем развития образования Белорусского государственного университета.–Режим доступа: /tekst/an4/2.html [Дата обращения 15 апреля 2004 г.].

84 Аналитический обзор международных тенденций развития высшего образования № 5 (январь– июнь 2003 г. [Электрон. ресурс] // Сайт Центра проблем развития образования Белорусского государственного университета.–Режим доступа: /tekst/an5/1.html [Дата обращения 15 ноября 2004 г.].

85 Аналитический обзор международных тенденций развития высшего образования № 5 (январь– июнь 2003 г. [Электрон. ресурс] // Сайт Центра проблем развития образования Белорусского государственного университета.–Режим доступа: /tekst/an5/1.html [Дата обращения 15 ноября 2004 г.].

86 Аналитический обзор международных тенденций развития высшего образования № 4 (июль – декабрь 2002 г. [Электрон. ресурс] // Сайт Центра проблем развития образования Белорусского государственного университета.–Режим доступа: /tekst/an4/2.html [Дата обращения 15 апреля 2004 г.].

87 Методология работы с проектом обозначена в Прил. 5.

88 Аналитический обзор международных тенденций развития высшего образования № 5 (январь– июнь 2003 г. [Электрон. ресурс] // Сайт Центра проблем развития образования Белорусского государственного университета.–Режим доступа: /tekst/an5/1.html [Дата обращения 15 ноября 2004 г.].

89 Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение:–М., 1991.–С. 4; Гинзбург Я.С., Коряк Н.М. Социально-психологическое сопровождение деловых игр // Игровое моделирование: Методология и практика.–Новосибирск, 1987.–С. 63.

90 Профессиональные навыки юриста …–С.100–104.

91 Кирилюк Л.Г. Указ. соч.–Режим доступа: /tekst/alm2/kiriluk.html [Дата обращения 15 марта 2004 г.].

92 Певцова Е.А. Указ.соч.–С.157.

93 Многоуровневая система высшего и университетского образования [Электрон.ресурс] // Сайт «Аналитический обзор международных тенденций развития высшего образования. № 3 (январь – июнь 2002 г.)».– Режим доступа: /index13.html [Дата обращения 12 марта 2004 г.]

94 Многоуровневая система высшего и университетского образования [Электрон. ресурс] // Сайт Центра проблем развития образования Белорусского государственного университета.–Режим доступа: /index13.html [Дата обращения 12 марта 2004 г.].

95 Сроки зачетной недели могут варьироваться: плюс-минус неделя.

96 Педагогический словарь [Электрон.ресурс] // Сайт «Словарь.ru».–Режим доступа: /index.php?s=%DD [Дата обращения: 22 мая 2004 г.].

97 Там же.–Режим доступа: /index.php?s=%DD [Дата обращения: 22 мая 2004 г.].

98 По способу восприятия мира в концепции нейро-лингвистического программирования люди условно делятся на визуалистов, аудиалистов и кинестетиков. Визуалисты больше склонны воспринимать мир через образы, основной поток информации поступает к ним через зрение. У них – хорошая зрительная память. Про супервизуалистов говорят – «говорит, как с листа». Аудиалисты воспринимают мир больше через слух, хорошо запоминают озвученную информацию – с лекций, с семинаров, иногда читают себе вслух или проговаривают материал для лучшего запоминания. Кинестетикам необходимо запомнить информацию через ощущения, обычно кинестетики что-то пишут: конспекты, схемы. В идеале должны равнозначно работать все три канала – зрение, слух, осязание, но обычно есть преобладание одного чувства над другими. Считается, что человечество состоит из 45% визуалистов, 45% кинестетиков и только 10% аудиалистов.

99 Тарасов Е. Узелок на память.–Режим обращения: /media/viva/04_06/16.shtml [Дата обращения: 13 марта 2005 г.].

100 Большой юридический словарь [Электрон.ресурс] / Сайт «Yandex. Энциклопедии».–Режим доступа: /k.htm [Дата обращения 18 июня 2004 г.]. См.: Прил. 6.

101 Сонин В.В. Указ.соч.–С.5.

102 Педагогический словарь [Электрон.ресурс] // Сайт «Словарь.ru».–Режим доступа: /article.php?id=110303 [Дата обращения: 22 мая 2004 г.].

103 Аванесов В.С. Указ. соч.–Режим доступа: /Theory.4.html [Дата обращения 18 июня 2004 г.]

104 Аванесов В.С. Указ. соч.–Режим доступа: /Theory.4.html [Дата обращения 18 июня 2004 г.]

105 Аналитический обзор международных тенденций развития высшего образования № 3 (январь – июнь 2002 г.) [Электрон.ресурс] // Сайт Центра проблем развития образования Белорусского государственного университета.– Режим доступа: /index13.html [Дата обращения: 12 марта 2004 г.].

106 Многоуровневая система высшего и университетского образования [Электрон.ресурс] …Режим доступа: /index13.html [Дата обращения 12 марта 2004 г.]

107 Это общая схема, у каждого преподавателя она может быть модифицирована.

108 Данный раздел является частью статьи, написанной Т.М. Самусенко совместно с Е.Н. Абрамовой.

109 Алексеев С.С. Введение в специальность.–М., 1976.–С.73.

110 См.: Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие для педагогических ВУЗов и институтов повышения квалификации.– М., 1998. – С. 31.

111 О правовых консультациях («правовых клиниках») для населения на базе вузов, осуществляющих подготовку юридических кадров: приказ Министерства образования РФ от 30 сентября 1999 г. №433; О дополнении приложения к приказу Министерства образования РФ №433 от 30 сентября 1999 г. «О правовых консультациях («правовых клиниках») для населения, осуществляющих подготовку юридических кадров: приказ Министерства образования РФ от 7 августа 2001г. №2909.

112 Цит. по: Профессиональные навыки юриста: опыт практического обучения.– М., 2001.–С. 38-39).

113 Гадуков Д. Юридическая клиника – ординатура для юристов // Высшая школа.–1998.–№7.–С. 30.

114 Семыкина О.В. Диалог между студентом и преподавателем как способ разрешения этических проблем в клиническом воспитании // Правоведение.–2000.–№4.–С. 231.

115 Доброхотова Е.Н. Роль юридических клиник в подготовке юристов XXI века (о методах и формах юридического образования в современной России) // Правоведение.–2000.–№4. –С. 222.

116 См.: Вайнштейн В.Н. Юридическая клиника – новая форма учебной практики // Механизмы государственного и гражданского противодействия коррупции.–Владивосток, 1999.–С. 72.

117 Доброхотова Е.Н. Роль юридических клиник в подготовке юристов XXI века … –С. 227-228.

118 Доброхотова Е.Н. Модернизация высшего юридического образования в направлении усиления связи с практикой// Правоведение.–2003.–№4.– С.247.

119 Туманова Л. Сделать образование практическим (об опыте юридических клиник) // Российская юстиция.– 1999.– №5.– С. 54.

120 Лаврикова М.Ю. Этические проблемы в клиническом образовании студентов-юристов // Правоведение.– 2000.–№4.–С. 229.

121 Абрамова Е.Н., Самусенко Т.М. Юридическая клиника как форма соединения теории и практики в юридическом образовании (на примере юридической клиники «Эфора» ЮИ ДВГУ) // Юридическое образование, наука, практика: взаимодействие и перспективы.–Владивосток, 2003.–С. 9.

122 Организация самостоятельной работы студентов … С.53.

123 Организация самостоятельной работы студентов … С.51.

124 См. Прил. 7.

125 Это и есть пример сноски.

126 При описании научного стиля изложения активно использовался материал учебного пособия «Организация самостоятельной работы студентов» под ред. Л.И. Рублевой, Т.С. Табаченко, выпущенного Сахалинским государственным университетом в 2001 г.

127 См. выше правила оформления сносок.

128 См. Прил. 8

129 См. Прил . 9.

130 См. Прил. 10.

131 См. Прил. 11.

132 Наливайко Н.В., Турченко В.Н. Кризис и надежды российского образования [Электрон. ресурс] // Сайт «Через образование – к культуре мира, взаимопониманию и устойчивому развитию.–Международный симпозиум 21-24 марта 2000 г. Материалы симпозиума».–Режим доступа: /~nipkpro/izdanija/simpozium/nalivayko.htm [Дата обращения: 15 марта 2004 г.].

133 Симоненко В.Б. От индустриального к информационному обществу // Социально-политический журнал.–1995.–№4.–С.208.

134 Цит по: Ващекин Н.П., Мунтян М.А., Урсул А.Д. Постиндустриальное общество и устойчивое развитие Гл. 3. Стратегия устойчивого развития и концепция ноосферы. Наше общее будущее [Электрон. ресурс] // Сайт «Наследие».–Режим доступа: /global/17_1/postobsh/03.html [Дата обращения: 6 апреля 2004 г.]

135 Футурология (от лат. futurum – будущее и греч. logos – слово, учение) – это, в широком значении – общая концепция будущего Земли и человечества, в узком — область научных знаний, охватывающая перспективы социальных процессов, синоним прогнозирования и прогностики.

136 Ващекин Н.П., Мунтян М.А., Урсул А.Д. Указ.соч.– Режим доступа: /global/17_1/postobsh/03.html [Дата обращения: 6 апреля 2004 г.]

137 См. Прил. 12.

138Ващекин Н.П., Мунтян М.А., Урсул А.Д. Указ. соч..–Режим доступа: /global/17_1/postobsh/03.html [Дата обращения: 6 апреля 2004 г.]

139 Аналитический обзор международных тенденций развития высшего образования [Электрон. ресурс// Сайт Центра проблем развития образования Белорусского государственного университета.–Режим доступа: /index11.html [Дата обращения 15 апреля 2004 г.].

140 Из интервью МалкольмаВебба – генерального менеджера человеческих ресурсов компании "PetroFinaSA" (Бельгия).

141 Аналитический обзор состояния и международных тенденций развития систем образования (апрель-июнь 2004 г.)[Электрон. ресурс] // Сайт Центра проблем развития образования Белорусского государственного университета.–Режим доступа: /index18.html [Дата обращения: 21 ноября 2004 г.].

Приложение 1










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 190.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...