Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Становление сети организаторов туризма в России и зарубежных странах




Новый образ жизни стал немыслим без путешествий и спорта. На рубеже XIX и XX вв. зародился современный спорт, возникло Олимпийское движение. Мода на длительные путешествия, экскурсии и рыбалки привели к демократизации этикета, поведения, изменению костюма людей.

Это коснулось многих сфер жизни: общения полов, публичной деятель

Супруги Кюри на прогулке

150

 

ности, моды и т.д. Мода на специальную одежду для туристских путешествий и экскурсий становилась нормой. Например, описывая путешествие по Йосемитской долине, одна из туристок, Э. М. Секстон отметила: «Мужская одежда необходима…. Пробираться в юбке через кустарник — безнадежное дело» (53). Одежда становилась более демократичной, лишенной различных излишеств, а для туристов — шилась специально. Модерн, утвердившийся в мире в конце XIX в., был не просто новым стилем. Он был ценен не столько художественным качеством отдельных произведений, но тем значением, которое сыграл в жизни отдельных людей. Всем стало ясно, что мода на новое — это не всегда только одежда, это — образ жизни, поведения, мыслей. Туризм становился модным явлением. Возникла развитая сеть организаторов туризма в мире и России. Основой их формирования явилось: приобщение к новым видам туристской деятельности, увлечение новыми формами передвижения, просветительство, образование, занятие спортом и т.д.

Массовое распространение малых форм передвижения, в первую очередь велосипедов, вызвало рождение многочисленных клубов и кружков велоезды,возникших в 80-х гг. в Англии и других странах Европы и Америки. Безлошадным горожанам велосипед подарил в конце XIX в., когда еще не было авто, возможность совершать дальние экскурсии, знакомиться с бытом и нравами местного населения, с памятными и историческими местами. В 1880 году возникло Санкт-Петербургское общество велосипедистов-любителей, которое в числе других задач, ставило организацию «за чертой столицы — экскурсий и гонок».

В 1882 году состоялось первое в России большое путешествие группы велосипедистов: семь членов общества отправились к водопаду Иматра, находившемуся в 270 верстах от Петербурга. В 1883 году возникла идея создания подобного общества в Москве, 31 марта 1884 г. устав Московского велообщества был утвержден. Среди его организаторов были: Ю. Блок, И. Лерс, А. Фирсов, В. Шухов. Имя В. Шухова было известно москвичам, также как талантливого инженера, конструктора Шаболовской радиобашни.

Распространение велосипедов вызвало к жизни новые общества любителей прогулок. В 1886 году появились Рижское, Екатеринбургское, Варшавское. В 1887 году — Севастопольское, Харьковское, Одесское.

В 1889 году — Лодзинское и Ревельское, Рязанское. В 1892 году общества и клубы работали в 28 городах России, а к концу века их было более 80. Выходили специализированные иллюстрированные журналы: «Велосипед», «Самокат», «Велосипедист», «Циклист», на страницах которых печатались сведения о развитии и делах велосипедных обществ, описании маршрутов дальних путешествий, рекомендации и реклама.

Число велосипедистов росло с каждым днем. В 1892 году в Европе и Америке их насчитывалось около 100 тыс. человек.

151

 

Самые отважные велосипедисты отправлялись в дальние вояжи. Для многих было удивительным, что в них участвовали женщины. Так, Л. Акрынова, жена офицера Тифлисского гарнизона, в 1895 г. преодолела путь Военно-Грузинской дороги. В 1897 году жительница столицы Л. Лашеева отправилась путешествовать на велосипеде по Аргентине.

Широкое распространение и популярность велосипедных путешествий предопределили появление устойчивых организационных структур объединений велотуристов.

Поэтому закономерно, что в апреле 1895 г. в Санкт-Петербурге было основано Общество велосипедистов-туристов (ОВТ), имеющее Всероссийский статус. Но главное было в другом. Отныне Русский туринг-клуб, как еще именовалось данное общество, акцентировал внимание только на туристской деятельности, отделив себя от гонщиков-спортсменов.

Отделения клуба открылись в Москве, Киеве, Рига, других городах страны. Значительное внимание ОВТ уделяло совместным поездкам по осваиваемым маршрутам, их описанию, изучению, популяризации.

Общество быстро росло. В 1898 году были завязаны контакты с туристскими организациями зарубежных стран. Особенно важным явилось участие в заседаниях Международного конгресса туризма в Люксембурге, на котором была учреждена Международная лига туристских обществ.

Устав Лиги подписали семнадцать зарубежных туристских обществ. В январе 1899 г. ОВТ начало издавать первый в стране туристский журнал «Русский турист». В редакционной статье первого номера было напечатано обращение к читателям, в котором говорилось: «Мы будем рады печатать описания путешествий … лишь бы только эти путешествия давали нам какие-либо сведения … об условиях туризма в нашем Отечестве …»

(35). Журнал сыграл значительную роль в развитии туризма в стране. В нем публиковались отчеты о дальних путешествиях, приводились схемы маршрутов, отчеты о работе местных отделений Общества, результаты общения с зарубежными коллегами, условия размещения туристов в отдельных городах. Читатели знакомились с малознакомыми районами России и мира. Обществом издавались также «Дорожник» и «Ежегодник», представлявшие собой дорожно-справочные книжки для туристов.

В 1901 году Общество велосипедистов-туристов было преобразовано в Российское общество туристов (РОТ). В 1903 году, в период расцвета деятельности общества, его численность достигла 2061 человека. К 1914 году общая численность его членов доходила до 5 тыс. человек, но участие многих было номинальным. В этот же период впервые произошло широкое знакомство жителей ряда городов Российской империи со словами турист и туризм. В 1903 году число его членов, называвших себя туристами, достигло рекордной для Общества цифры — 2061. География влияния РОТ была велика. Члены РОТ проживали в 174 городах — от Санкт-Петербурга до Владивостока, а также в Турции, Тунисе, Италии, Японии и Корее.

152

 

Значительной численностью располагали отделения азиатской части империи: благовещенское, владивостокское, иркутское. Согласно уставу общества, там, где насчитывалось не менее 25 членов, образовывались комитеты.

Самым крупным являлся благовещенский комитет, насчитывавший более 550 человек.

В 1910—1912 годах сложилась система дальних путешествий. Только по европейской части страны предлагалось десять разнообразных маршрутов. Наибольшей популярностью пользовались маршруты в Крым и на Кавказ. Однако все большее внимание стали завоевывать туристские поездки в Финляндию, Прибалтику, на Урал. Средняя продолжительность таких путешествий равнялась 20—30 дням. За участие в коллективных экскурсиях начислялись зачетные баллы в зависимости от пройденного расстояния, и в конце года для тех, кто набрал наибольшее количество баллов, готовились специальные памятные жетоны общества.

Во время длительных путешествий приходилось не раз чинить велосипеды и подвергаться различным испытаниям. Особенно это выпало на долю россиянина О. Панкратова, который в 1911—1913 гг. совершил кругосветное путешествие на велосипеде. Его путь пролегал из Желтороссии (Харбин) через Сибирь и столицу — в Европу (Германия, Швейцария, Альпы, Греция, Италия). Из Англии он переправился на пароходе в Северную Америку, где совершил переход по пустыне Небраска и горы Сьерра-Невада. Добрался до Японии, откуда через Китай в июле 1913 г. финишировал в Харбине.

За этот выдающийся переход Международный союз велосипедистов наградил его бриллиантовой звездой.

Общество занималось издательской деятельностью, которая привела к значительным успехам. Общество издало восемь планов-схем городов страны, двадцать дорожных карт. Издание в стране чертежей, планов, карт активизировалось с конца XIX в., после принятия мер по регулированию деятельности печати. Данное направление дел было особенно плодотвор-ным. Статьи журнала «Русский турист» пользовались заслуженным успехом у читателей.

Явившись, по существу, первой организацией, преследовавшей сугубо туристские цели и имеющей разветвленную сеть по всей стране, оно приглашало посетить не только горы, но и другие районы России, другие страны. Поэтому отечественные администраторы туризма и ведут отсчет истории туризма России от возникновения РОТ, не считаясь с мнением исследователей, например, Г. Ф. Шаповала о том, что «туристско-экскурсионное дело в Российской империи зародилось во второй половине XVIII века» (36). Молодость науки «история туризма» и недостаточная исследованность ее отдельных вопросов, фактически утвердили в обществе поверхностную точку зрения на развитие отечественного туризма.

Активное наращивание экономического потенциала передовых стран мира привело к активизации всех форм общественной жизни.

153

 

Экономические союзы и страховые объединения дали толчок к реализации в жизни социума новых организационных структур. Это особенно проявлялось в России, где экономический бум сочетался с глубокими традициями российской просветительской деятельности. Получили конкретное оформление и активно действовали многочисленные научные, культурно-просветительские, благотворительные организации. Их многообразие в начале

XX в. говорило не только о направленности социальных и экономических интересов российского общества, но и о тех внутренних процессах и тенденциях, которые развивались в нем. Это касалось и развития туристской деятельности, все более завоевывающей общественное сознание.

Повышенный интерес к туристским поездкам и экскурсиям, возникший в различных слоях населения, явился толчком к созданию при многочисленных обществах, экскурсионных комиссий, бюро, комитетов.

Туризмом стали заниматься практически все заинтересованные организации. Те, многочисленные организации, которые представляли хозяйственно-экономические интересы страны, решали с помощью туризма широкий спектр научных и практических задач. К ним относились: Всероссийский союз по молочному хозяйству; Постоянное бюро Всероссийских съездов деятелей по культурной промышленности; Первое Российское Общество хозяйственного разведения промысловых животных и дичи; Российское Общество садоводства; Русское техническое Общество; Общество «Русское зерно»; Северное сельскохозяйственное Общество и другие.

Общества, возникшие на основе приоритетов в решении социального обустройства жизни: Всероссийский союз деятелей по увековечению памяти героев войны устройству школ-приютов для сирот павших воинов; Галицко-Русское благотворительное Общество; Общество попечения о беспризорных детях; Общество спасения на водах; Российское Общество защиты женщин и многочисленные другие социальные организации не обходились без использования туризма в воспитательных и практических целях.

Масштабы Российской империи объединили единомышленников, работавших над освоением ее территории. Этим занимались: Комитет морских экспедиций; Комитет помощи поморам русского севера; Порт-Амурский комитет; Русское географическое Общество; Общество любителей природы, целью деятельности которых были постоянные поездки, путешествия, пропаганда географических знаний.

Образовательные и творческие комитеты и организации: Устроительный комитет Всероссийского съезда художников; Общество возрождения художественной Руси; Общество ревнителей русской истории; Союз деятелей искусства; Общество для распространения просвещения между евреями в России; Лига образования; Общество взаимопомощи учащих и учивших; Общество распространения технических знаний и другие — организовывали многочисленные поездки и специализированные экскурсии.

154

 

Заботясь о росте своей популярности в массах, туризмом начали заниматься тред-юнионистские, профсоюзные организации, политические партии социал-демократического и либерального толка.

Экскурсионные комиссии, бюро и комитеты, действовавшие при большинстве из этих обществ и организаций, взяли на себя функции содействия экскурсионным группам и отдельным экскурсантам с целью решения своих практических задач. Наиболее частыми местами и районами посещения при организации поездок в России были: Москва, Петербург, Крым, Кавказ, Урал, Карелия, Южная Европа, Северная и Центральная Европа.

Важный вклад в формирование общеевропейского туристского поля внесла экскурсионная комиссия учебного отдела Общества распространения технических знаний, созданная в 1908 г. Основным направлением экскурсионной деятельности она избрала организацию выезда соотечественников за границу и до начала Первой мировой войны помогла побывать за рубежом более 7000 любителей путешествий. Продолжительность поездок в европейские страны: Англию, Францию, Германию, Швейцарию, Италию, Швецию и другие, — колебалась от 22 до 42 дней. Организовывались поездки и в Японию продолжительностью до двух месяцев. В состав экскурсионных групп входили в основном работники просвещения, чиновники. Стоимость путешествий была для них доступной. Так, например, 22-дневная экскурсия в Саксонию, Бранденбург, Богемию стоила в пределах 70—75 руб. (34). Рабочий-металлист, чья заработная плата составляла 10—12 руб., вряд ли бы ею воспользовался. А для людей с высшим образованием она была по карману.

К концу 1915 года в России существовало уже около 100 подобных организаций (37).

Подобная картина наблюдалась и в других странах мира: Австро-Венгрии, Франции, Североамериканских штатах. Североамериканский Сьерра-клуб, основанный в 1892 г., помогал всем желающим любоваться красотами Йосемитского национального парка. Он действовал на основе контактов с образовательными и профсоюзными организациями.

Туристские клубы возникали при обществах благотворительности, просветительских организациях, профсоюзах.

Кроме экскурсионных организаций при различных обществах появились частные туристские конторы, предлагавшие свои услуги при проведении экскурсий по стране и выезду за рубеж. Многие из них существовали недолго, но внесли свой вклад в развитие туризма. Это привело к широкому использованию туристского и экскурсионного дела в образовательных учреждениях.

Известно, что развитие туристско-экскурсионного дела в России было тесно связано с именами передовых для своего времени педагогов: Н. И. Новикова, В. Ф. Зуева, графа Бецкого и других. Еще в последней четверти XVIII в. высказывались идеи о целесообразности организации для

155

 

детей прогулок и экскурсий, определялось их место в учебном процессе. Эти взгляды нашли отражение в «Уставе народных училищ», принятом в 1786 г., и в «Школьном уставе», утвержденном в 1804 г. «Школьный устав» оговаривал, что надо устраивать не только прогулки (экскурсии) в природу, но и посещать мануфактуры, мастерские ремесленников.

Превращение туризма в полноправный вид деятельности людей, сделало свое дело. Во второй половине XIX — 10-е гг. XX в. происходит прорыв в передовой педагогической мысли. Передовые педагогики образовательных учебных заведений начали широко внедрять экскурсионное дело в педагогическую практику. В журналах: «Русский турист», «Велосипедист», «Экскурсионный вестник», «Школьные экскурсии и школьный музей», «Русский экскурсант», «Русская школа», «Записках Крымского горного клуба», «Ежегодниках РГО» и других туристских изданиях отводилась важная роль экскурсионному делу применительно совершенствования системы образования и воспитания учащихся.

Длительное время данное направление образовательной деятельности учащихся развивалось в основном энтузиастами. Тифлисская Александровская учительская школа, созданная в 1866 г., была в числе первых, где экскурсионная деятельность стала равноправной формой образовательного процесса. Возглавлявший ее Н. П. Захаров, считал экскурсии ценнейшим материалом по привитию учащимся прочных знаний не только по изучаемым дисциплинам, но по регионоведению и отчизноведению. Экскурсии совершались в составе нескольких классов. При посещении природных урочищ, древних селений, археологических раскопок, заводов, фабрик учащиеся под руководством преподавателей учились не только наблюдать различные предметы и явления, но и сравнивать, систематизировать, делать их описания. Результаты экскурсий анализировались.

Их материалы превращались в геологические, ботанические и этнографические коллекции. При изучении истории, ботаники, географии проведение экскурсий становилось обязательной частью программы.

Совершенствовалась методика школьно-экскурсионной работы. В начале века ею занимались В. В. Половцев, Е. А. Звягинцев, Д. Н. Кайгородов, Н. Г. Тарасов и другие известные просветители и методисты. Их труды опирались на научную базу, созданную выдающимися учеными и общественными деятелями: К. А. Тимирязевым, А. П. Крапинским, Д. И. Менделеевым, И. П. Павловым, Н. М. Пржевальским, Д. Н. Анучиным,

П. П. Семеновым-Тян-Шанским, Б. Е. Райковым и другими.

Вслед за Тифлисом педагогические коллективы гимназий и реальных училищ Симферополя, Екатеринодара, Екатеринослава, других городов стали внедрять проведение экскурсий в программы обучения. Это привело к тому, что 2 августа 1900 г. вышел циркуляр министра народного просвещения, который отменял летние каникулярные работы учеников и вводил взамен их оздоровительные прогулки и путешествия (38). С 1902 года

156

 

на железных дорогах империи для групп экскурсантов устанавливался льготный проезд в вагонах третьего класса, причем, при поездках на расстояние до пятидесяти километров, проезд был бесплатным.

Особое внимание экскурсионному делу учащихся стали уделять земские организации — органы местного самоуправления России. В годовых сметах их деятельности наряду с вопросами землеустройства, попечительства, содержания больниц и т.д. появилась графа «ученические экскурсии».

Вопросы развития экскурсоведения активно обсуждались на педагогических съездах и совещаниях в 1906—1915 гг.

В 1915—1916 годах происходил пересмотр учебных планов и программ школ низшего и среднего звена. Для высших начальных школ была составлена новая программа, в объяснительной записке к которой говорилось, что для каждого класса должны быть разработаны программа и план экскурсий.

Проводить их предполагалось в учебные часы. Таким образом, экскурсии, связанные с учебным материалом, признавались полноправным видом обучения, а туризм стал неотъемлемой частью образа жизни просвещенных масс.

Развитие видов туристской деятельности, формирование комплексности туризма — становилось приметой времени.Возможности, предоставленные человеку развитием технического прогресса, усложнение быта, совершенствование образа жизни и запросов личности — практически все изменения стали сказываться на формировании видов передвижения, а в итоге — видов туристской деятельности. Прежние, исторические виды передвижения: паломничество, бизнес, охота, развлечения и др. оформились во вновь образованный вид деятельности, стали его составляющими частями. Теперь это прочно ассоциировалось с туризмом. Несмотря на то что организацией паломничества, например, продолжали заниматься различные конфессии, религиозно-познавательный туризм и собственно паломничество заняли свое прочное место и в работе туристских компаний. Туризм стал обобщающим понятием для целенаправленного времяпрепровождения и отдыха. Это было особенно актуально в целях лечения и оздоровления людей.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 241.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...