Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Стимулы путешествий и туризма
Для стран Западной Европы и Северной Америки XIX век стал эпохой торжества индустриальной революции, которая одерживала одну победу за другой. Технический прогресс открыл перед человечеством новые пер- спективы. Начинается техногенный или машинный этап в развитии циви- лизационного прогресса. Машины начинают становиться самоценностью, без постоянного изобретения и усовершенствования которых, цивилизация существовать не может. Начинается непрерывное технологическое обнов- ление, основу которого составляет динамизм жизни общества и техниче- ский прогресс. Скорость технического прогресса стала возможной благодаря тесному союзу между машинной индустрией и наукой, ориентированной на практи- ческие цели. Этот союз, заложенный в Англии во второй половине XVIII в., в XIX в. оформился окончательно, создав огромные возможности для нара- щивания производства и для удовлетворения материальных нужд людей в принципиально новых масштабах. Технические новшества властно вторгались в совершенствование видов передвижения. Приспособления для удобства пассажиров в пути, навигационные приборы, использование парового двигателя, — стали властными приметами эпохи. Развивались и совершенствовались практи- чески все виды транспорта, в том числе городского. В июле 1829 г. омни- бусы Дж. Шиллиберга начали курсировать по улицам британской столи- цы. Немного позже появилась парижская конка, а в 1847 г. — московская линейка — десятиместный колесный, а зимой — санный экипаж с сидени- ями по бокам, запряженный лошадьми. Районы крупных городов стали ближе и доступней. Путешественники часто пользовались речным и морским транспор- том. В XVIII веке судостроение стало развиваться более быстрыми темпа- ми. Во второй половине XVIII — первой половине XIX в. основная масса речных судов двигалась на веслах, под парусом и с помощью бурлаков или конной тяги. В 1807 году на реке Гудзон появился первый в мире колес- ный пароход «Клермонт». В 1816 году на реке Пожве (район Перми) был построен первый русский речной пароход, началось пароходное движе- ние по Каме и Волге. Пароходные сообщения были открыты: в 1823 г. — на Днепре; в 1825 г. — на Северной Двине; в 1825 г. — на Оке; в 1838 г. — на Иртыше; в 1843 г. по Ангаре и Байкалу; в 1863 г. — по Енисею и Лене. С созданием в 1848 г. Сормовского завода судостроения процесс совершен- ствования движения ускорился. Началась механизация речного и морского транспорта. В Европу можно было и плыть, что считалось более легким, быстрым и при- ятным способом достигнуть заветной цели. Сначала парусные суда, 120
а с 1819 г. и пароходы отправлялись из Кронштадта в Англию, Германию, Скандинавию. Но уже с 1815 г. пароход «Елизавета» перевозил пассажиров на линии Петербург — Кронштадт. В 1819 году пароход «Саванна» пере- сек Атлантический океан в направлении из Америки в Европу, затратив на это 6 суток. Через восемь лет было открыто пароходное сообщение через Атлантику рейсами пароходов «Сириус» (18). В 1840-х годах из Петербурга можно было ежедневно отплыть в Любек, а раз в неделю — в Лондон. Путь занимал от четырех дней до двух недель: все зависело от погоды. Пассажиры иронизировали над скудностью удобств на борту. Но все же корабельный быт, при всей его аскетичности, был не сравним с тяготами ночевок на постоялых дворах. Регулярному морскому сообщению Лондона с Нью-Йорком предше- ствовало открытие пароходного движения с 1838 г. Тогда колесно-винто- вой пароход доставил из Америки в Европу 68 пассажиров. Развивались различные виды наземного транспорта. Так, для путешествий на большие расстояния использовался дормез. Дормез — это большая дорожная каре- та, приспособленная для сна в пути. Она была наиболее распространена в странах Восточной Европы. Однако самым распространенным наземным видом передвижения еще долго оставалось для путешественников «ехать на перекладных». Это озна- чало путешествовать по почтовым трактам, оборудованных специальными станциями — прообразу современных скоростных автострад. Чтобы менять лошадей на станциях, требовалась специальная бумага — подорожная. Ее обычно выписывали в местных полицейских участках. Если человек ехал «по личной надобности», за подорожную нужно было платить, если же по делам службы — платило государство. Недостатком подобного пере- движения был произвол чиновников на станциях. Историк Н. Карамзин, проделавший долгий путь по России и за ее пре- делами на перекладных, писал, что дорога его измучила, нигде не находи- лось хороших кибиток, «на каждой перемене держали слишком долго» (19). Плохие дороги, которыми особенно славились: Италия, Россия, Польша, также были причиной многочисленных переживаний. Существовал и осо- бый дорожный этикет. Н. Карамзин рассказывал, что его случайный попутчик дал ему множество советов, как вести себя в публичной коляске в Европе. Светские нравы позволяли и некоторые вольности в условиях дороги. Во время путешествия не было необходимости ни в представле- ниях, ни в строгом городском этикете. Не входя в фамильярности со спут- никами, нельзя было отказываться от вежливых сношений в период пре- бывания в вагоне, кибитке, пароходе. Даже строгие англичане сбрасывали свою чопорность и вступали в разговор (20). Железнодорожный транспорт сыграл значительную роль в развитии туристского движения. Его внедрение привело не только к революции в области общения между людьми, но явилось величайшим историческим 121
переворотом в формировании нового сознания. Его возникновение знаме- новало о наступлении современной эры, в котором туризм был базовым элементом по формированию нового восприятия мира, личности, ценно- стей жизни. Западноевропейские исследователи утверждают, что первый паровоз для железных дорог изобрел англичанин Джордж Стефенсон в 1814 г. (См.: Эволюция паровозостроения). Однако уже в 1764— 1766 гг. на Уральском заводе работала универсальная паровая машина И. И. Ползунова, а Петербург удивляла «самобеглая коляска» механика- изобретателя И. П. Кулибина. Тем не менее разработки Дж. Стефенсона были приняты за основу при постройке первой русской железной дороги. Паровоз Стефенсона. На фото поезд Ливерпуль — Манчестер (1830 г.) Первая железная дорога была построена в 1825 г. между Стоктоном и Дарлингтоном в Англии. К середине века здесь уже сложилась целая сеть железных дорог, которые совершили революцию в скоростях пере- движения, принципиально иного подхода во взглядах людей на путеше- ствие. В 1835 году общая протяженность железных дорог в мире составляла 2,5 тыс. км. Примечательно, что первая железнодорожная ветка в России «Санкт-Петербург — Царское Село» использовалась в основном для заго- родного отдыха, что было принципиально новым шагом в практике желез- нодорожного строительства. 30 октября 1837 г. по ней прошел первый поезд. Это событие, вызвавшее большой общественный резонанс, вошло в историю как факт значимого результата технического прогресса. Так, на другой день Корреспондент «С.-Петербургских новостей» с восторгом и удивлением писал: «Туда мы ехали с умеренной скоростью 21 версту в 32 минуты, но оттуда в 22 минуты; почти по версте в минуту, т.е. 60 верст в час, страшно подумать. Между тем вы сидите спокойно, вы не замечае- те этой быстроты, ужасающей воображение, только ветер свистит, только конь пышет огненною пеной, оставляя за собой белое облако пара. Какая же сила несет эти огромные экипажи с быстротою ветра в пустыне; какая сила уничтожает пространство, поглощает время? Эта сила — ум человеческий». 122
В 1838 году дорогу продолжили до Павловска и по ней регулярностали ходить паровозы с вагонами. Еще в 1843 г. началось и в 1851 г. закончилось строительство железной дороги Санкт-Петербург — Москва. 18 августа 1851 г. в Москву из столицы ушел царский поезд, а с ноября 1851 г. желез- нодорожное сообщение между городами стало регулярным. «Первый пассажирский поезд на Царскосельской железной дороге» (1837 г., неизвестный художник) Это была самая длинная двухпутная железная дорога в мире со слож- нейшими и совершенными мостами, станциями, депо, вокзалами, послу- жившая образцом для создания многих дорог мира. Строительство первой в США железнодорожной дороги было начато в конце 20-х гг. XIX в. Но уже к 1860 г. железнодорожные пути протяну- лись на 30626 миль. Первый паровоз здесь был построен Питером Купером. Первоначально основная масса дорог находилась на Восточном побережье. А в 1869 г. железная дорога соединила оба побережья США. Первая во Франции железная дорога, которая соединила в 1832 г. про- мышленные центры Лион и Сен-Этьен, имела большой успех. А 26 авгу- ста 1835 г. гудок паровоза услышали парижане: первый поезд отправился в столичное предместье Сен-Жермен, где расположен Версаль, загородная резиденция королей Франции. Данная дорога в основном также использо- валась любителями развлечений и отдыха. Рост культуры личности сопровождался ростом личной гигиены. В 50-е годы XVIII в. в землях Западной Германии появились первые зубные щетки. В Европе стал распространяться кусковой сахар, более практичными стали рецепты консервирования продуктов. Появились спички, мыло. Человек ста- новился все более защищенным, находясь вне дома, во время путешествия. Путешествия еще не стали образом жизни людей, но прикосновения к ним будоражили основы личности, знать о них — стало потребностью. Путешествия писателей с XVIII в. превратились в традицию, а увле- кательные романы, написанные под впечатлением посещения дальних 123
стран, стали наиболее востребованным видом литературных произведе- ний. Наибольшую известность приобрели: «Юлия, или Новая Элоиза» Ж.-Ж. Руссо, «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» Л. Стерна, «Страдания молодого Вертера» И. Гете, «Письма русского путешественника» Н. Карамзина и другие произведения, которыми зачи- тывалась вся просвещенная публика. О той роли, которую сыграла «лите- ратура путешествий» русских писателей в формировании представлений россиян о западе увлекательно рассказано в вышедшей в 2010 г. книге О. Н. Туманова «Деятельность русских писателей и публицистов по фор- мированию отношения российского общества к Западной Европе (конец XIX — начало ХХ вв.)»1. Яркие, красочные описания вдохновляли читателей посмотреть свои- ми глазами на описываемые страны, их неповторимый облик, культурные и природные достопримечательности. Путешествия заставляли по-новому посмотреть на окружающий мир и человечество, осваивать дороги, плоды науки и просвещения. Увеличение плотности застройки в больших городах мира и удоро- жание земли в центре городов привели к значительному сокращению, а во многих случаях и ликвидации приусадебных садов. Поэтому многие владельцы городских домов стали строить для себя дачи в пригородах. Это вошло в моду и стало атрибутом состоятельной жизни даже для тех, кто ранее их не имел. Поездки на дачи, за город, прогулки и экскурсии в близ- лежащие монастыри, села, фабрики, фермы, стали важной частью жизни знати и других сословий населения. Усиление личностного начала все более поддерживалось государством, приобретало естественное уважение. Страны Европы и Северной Америки продвигались по пути просвещения, укрепляя права и свободы обеспечен- ных слоев общества. В том числе и право свободно путешествовать. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 238. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |