Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Стимулы путешествий и туризма




Для стран Западной Европы и Северной Америки XIX век стал эпохой

торжества индустриальной революции, которая одерживала одну победу

за другой. Технический прогресс открыл перед человечеством новые пер-

спективы. Начинается техногенный или машинный этап в развитии циви-

лизационного прогресса. Машины начинают становиться самоценностью,

без постоянного изобретения и усовершенствования которых, цивилизация

существовать не может. Начинается непрерывное технологическое обнов-

ление, основу которого составляет динамизм жизни общества и техниче-

ский прогресс.

Скорость технического прогресса стала возможной благодаря тесному

союзу между машинной индустрией и наукой, ориентированной на практи-

ческие цели. Этот союз, заложенный в Англии во второй половине XVIII в.,

в XIX в. оформился окончательно, создав огромные возможности для нара-

щивания производства и для удовлетворения материальных нужд людей

в принципиально новых масштабах.

Технические новшества властно вторгались в совершенствование

видов передвижения. Приспособления для удобства пассажиров в пути,

навигационные приборы, использование парового двигателя, — стали

властными приметами эпохи. Развивались и совершенствовались практи-

чески все виды транспорта, в том числе городского. В июле 1829 г. омни-

бусы Дж. Шиллиберга начали курсировать по улицам британской столи-

цы. Немного позже появилась парижская конка, а в 1847 г. — московская

линейка — десятиместный колесный, а зимой — санный экипаж с сидени-

ями по бокам, запряженный лошадьми. Районы крупных городов стали

ближе и доступней.

Путешественники часто пользовались речным и морским транспор-

том. В XVIII веке судостроение стало развиваться более быстрыми темпа-

ми. Во второй половине XVIII — первой половине XIX в. основная масса

речных судов двигалась на веслах, под парусом и с помощью бурлаков или

конной тяги. В 1807 году на реке Гудзон появился первый в мире колес-

ный пароход «Клермонт». В 1816 году на реке Пожве (район Перми) был

построен первый русский речной пароход, началось пароходное движе-

ние по Каме и Волге. Пароходные сообщения были открыты: в 1823 г. —

на Днепре; в 1825 г. — на Северной Двине; в 1825 г. — на Оке; в 1838 г. —

на Иртыше; в 1843 г. по Ангаре и Байкалу; в 1863 г. — по Енисею и Лене.

С созданием в 1848 г. Сормовского завода судостроения процесс совершен-

ствования движения ускорился.

Началась механизация речного и морского транспорта. В Европу

можно было и плыть, что считалось более легким, быстрым и при-

ятным способом достигнуть заветной цели. Сначала парусные суда,

120

 

а с 1819 г. и пароходы отправлялись из Кронштадта в Англию, Германию,

Скандинавию. Но уже с 1815 г. пароход «Елизавета» перевозил пассажиров

на линии Петербург — Кронштадт. В 1819 году пароход «Саванна» пере-

сек Атлантический океан в направлении из Америки в Европу, затратив

на это 6 суток. Через восемь лет было открыто пароходное сообщение через

Атлантику рейсами пароходов «Сириус» (18).

В 1840-х годах из Петербурга можно было ежедневно отплыть в Любек,

а раз в неделю — в Лондон. Путь занимал от четырех дней до двух недель:

все зависело от погоды. Пассажиры иронизировали над скудностью удобств

на борту. Но все же корабельный быт, при всей его аскетичности, был

не сравним с тяготами ночевок на постоялых дворах.

Регулярному морскому сообщению Лондона с Нью-Йорком предше-

ствовало открытие пароходного движения с 1838 г. Тогда колесно-винто-

вой пароход доставил из Америки в Европу 68 пассажиров. Развивались

различные виды наземного транспорта. Так, для путешествий на большие

расстояния использовался дормез. Дормез — это большая дорожная каре-

та, приспособленная для сна в пути. Она была наиболее распространена

в странах Восточной Европы.

Однако самым распространенным наземным видом передвижения еще

долго оставалось для путешественников «ехать на перекладных». Это озна-

чало путешествовать по почтовым трактам, оборудованных специальными

станциями — прообразу современных скоростных автострад. Чтобы менять

лошадей на станциях, требовалась специальная бумага — подорожная. Ее

обычно выписывали в местных полицейских участках. Если человек ехал

«по личной надобности», за подорожную нужно было платить, если же

по делам службы — платило государство. Недостатком подобного пере-

движения был произвол чиновников на станциях.

Историк Н. Карамзин, проделавший долгий путь по России и за ее пре-

делами на перекладных, писал, что дорога его измучила, нигде не находи-

лось хороших кибиток, «на каждой перемене держали слишком долго» (19).

Плохие дороги, которыми особенно славились: Италия, Россия, Польша,

также были причиной многочисленных переживаний. Существовал и осо-

бый дорожный этикет. Н. Карамзин рассказывал, что его случайный

попутчик дал ему множество советов, как вести себя в публичной коляске

в Европе. Светские нравы позволяли и некоторые вольности в условиях

дороги. Во время путешествия не было необходимости ни в представле-

ниях, ни в строгом городском этикете. Не входя в фамильярности со спут-

никами, нельзя было отказываться от вежливых сношений в период пре-

бывания в вагоне, кибитке, пароходе. Даже строгие англичане сбрасывали

свою чопорность и вступали в разговор (20).

Железнодорожный транспорт сыграл значительную роль в развитии

туристского движения. Его внедрение привело не только к революции

в области общения между людьми, но явилось величайшим историческим

121

 

переворотом в формировании нового сознания. Его возникновение знаме-

новало о наступлении современной эры, в котором туризм был базовым

элементом по формированию нового восприятия мира, личности, ценно-

стей жизни. Западноевропейские исследователи утверждают, что первый

паровоз для железных дорог изобрел англичанин Джордж Стефенсон

в 1814 г. (См.: Эволюция паровозостроения). Однако уже в 1764—

1766 гг. на Уральском заводе работала универсальная паровая машина

И. И. Ползунова, а Петербург удивляла «самобеглая коляска» механика-

изобретателя И. П. Кулибина. Тем не менее разработки Дж. Стефенсона

были приняты за основу при постройке первой русской железной дороги.

Паровоз Стефенсона. На фото поезд Ливерпуль — Манчестер (1830 г.)

Первая железная дорога была построена в 1825 г. между Стоктоном

и Дарлингтоном в Англии. К середине века здесь уже сложилась целая

сеть железных дорог, которые совершили революцию в скоростях пере-

движения, принципиально иного подхода во взглядах людей на путеше-

ствие. В 1835 году общая протяженность железных дорог в мире составляла

2,5 тыс. км. Примечательно, что первая железнодорожная ветка в России

«Санкт-Петербург — Царское Село» использовалась в основном для заго-

родного отдыха, что было принципиально новым шагом в практике желез-

нодорожного строительства. 30 октября 1837 г. по ней прошел первый

поезд. Это событие, вызвавшее большой общественный резонанс, вошло

в историю как факт значимого результата технического прогресса. Так,

на другой день Корреспондент «С.-Петербургских новостей» с восторгом

и удивлением писал: «Туда мы ехали с умеренной скоростью 21 версту

в 32 минуты, но оттуда в 22 минуты; почти по версте в минуту, т.е. 60 верст

в час, страшно подумать. Между тем вы сидите спокойно, вы не замечае-

те этой быстроты, ужасающей воображение, только ветер свистит, только

конь пышет огненною пеной, оставляя за собой белое облако пара. Какая же

сила несет эти огромные экипажи с быстротою ветра в пустыне; какая сила

уничтожает пространство, поглощает время? Эта сила — ум человеческий».

122

 

В 1838 году дорогу продолжили до Павловска и по ней регулярностали

ходить паровозы с вагонами. Еще в 1843 г. началось и в 1851 г. закончилось

строительство железной дороги Санкт-Петербург — Москва. 18 августа

1851 г. в Москву из столицы ушел царский поезд, а с ноября 1851 г. желез-

нодорожное сообщение между городами стало регулярным.

«Первый пассажирский поезд на Царскосельской железной дороге»

(1837 г., неизвестный художник)

Это была самая длинная двухпутная железная дорога в мире со слож-

нейшими и совершенными мостами, станциями, депо, вокзалами, послу-

жившая образцом для создания многих дорог мира.

Строительство первой в США железнодорожной дороги было начато

в конце 20-х гг. XIX в. Но уже к 1860 г. железнодорожные пути протяну-

лись на 30626 миль. Первый паровоз здесь был построен Питером Купером.

Первоначально основная масса дорог находилась на Восточном побережье.

А в 1869 г. железная дорога соединила оба побережья США.

Первая во Франции железная дорога, которая соединила в 1832 г. про-

мышленные центры Лион и Сен-Этьен, имела большой успех. А 26 авгу-

ста 1835 г. гудок паровоза услышали парижане: первый поезд отправился

в столичное предместье Сен-Жермен, где расположен Версаль, загородная

резиденция королей Франции. Данная дорога в основном также использо-

валась любителями развлечений и отдыха.

Рост культуры личности сопровождался ростом личной гигиены. В 50-е

годы XVIII в. в землях Западной Германии появились первые зубные щетки.

В Европе стал распространяться кусковой сахар, более практичными стали

рецепты консервирования продуктов. Появились спички, мыло. Человек ста-

новился все более защищенным, находясь вне дома, во время путешествия.

Путешествия еще не стали образом жизни людей, но прикосновения

к ним будоражили основы личности, знать о них — стало потребностью.

Путешествия писателей с XVIII в. превратились в традицию, а увле-

кательные романы, написанные под впечатлением посещения дальних

123

 

стран, стали наиболее востребованным видом литературных произведе-

ний. Наибольшую известность приобрели: «Юлия, или Новая Элоиза»

Ж.-Ж. Руссо, «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии»

Л. Стерна, «Страдания молодого Вертера» И. Гете, «Письма русского

путешественника» Н. Карамзина и другие произведения, которыми зачи-

тывалась вся просвещенная публика. О той роли, которую сыграла «лите-

ратура путешествий» русских писателей в формировании представлений

россиян о западе увлекательно рассказано в вышедшей в 2010 г. книге

О. Н. Туманова «Деятельность русских писателей и публицистов по фор-

мированию отношения российского общества к Западной Европе (конец

XIX — начало ХХ вв.)»1.

Яркие, красочные описания вдохновляли читателей посмотреть свои-

ми глазами на описываемые страны, их неповторимый облик, культурные

и природные достопримечательности. Путешествия заставляли по-новому

посмотреть на окружающий мир и человечество, осваивать дороги, плоды

науки и просвещения.

Увеличение плотности застройки в больших городах мира и удоро-

жание земли в центре городов привели к значительному сокращению,

а во многих случаях и ликвидации приусадебных садов. Поэтому многие

владельцы городских домов стали строить для себя дачи в пригородах. Это

вошло в моду и стало атрибутом состоятельной жизни даже для тех, кто

ранее их не имел. Поездки на дачи, за город, прогулки и экскурсии в близ-

лежащие монастыри, села, фабрики, фермы, стали важной частью жизни

знати и других сословий населения.

Усиление личностного начала все более поддерживалось государством,

приобретало естественное уважение. Страны Европы и Северной Америки

продвигались по пути просвещения, укрепляя права и свободы обеспечен-

ных слоев общества. В том числе и право свободно путешествовать.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 238.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...