Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Индивидуальное задание на карточке




(Работа с гербарием.)

— Среди данных растений выберите растения луга, растения леса.

— Какие природные сообщества представлены следующими растениями и животными?

• Колокольчик, тимофеевка, клевер, пчела, перепел, коростель. (Луг.)

• Ель, сосна, береза, малина, земляника, кукушка, дятел, соболь, лось. (Лес.)

• Пшеница, кукуруза, рожь, картофель. (Поле.)

— Заполните таблицу «Животный мир луга».

Насекомые Птицы Звери
     

Работа в парах

- Давайте проверим друг у друга выполнение заданий 2, 3 на с. 78—79 рабочей тетради. У кого возникли вопросы?

- Какие условные знаки вы придумали в задании 7 на с. 81? (Интересные знаки можно показать у доски (нарисовать на доске).)

Сообщения учащихся

— Как вы ответили на вопрос задания 3 на с. 176? (Чтобы животные луга могли выбраться живыми с данного участка, следует косить от центра к краям.)

III. Самоопределение к деятельности

— Послушайте стихотворение и добавьте последнее слово.

Тихо плещется вода,

Ряска, лилии, рогоз,

Й кубышка, и тростник,

Есть беззубка, прудовик,

Водомерка вот бежит —

Бурно жизнь кипит в нем.

Это пресный... (водоем).

О чем будем говорить на уроке? (О жизни в водоемах.) (Учитель записывает на доске тему: «Жизнь в пресных водах».)

— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (Узнать о животных и растениях в водоемах, об их взаимо­связи.)

Что мы будем делать для достижения этой цели? (Работать по учебнику, в тетради, с атласом-определителем, в группах, парами, будем рассуждать, делать выводы, доказывать свою точку зрения.)

Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

IV. Открытие нового знания

Беседа

— Вспомним, что водоемы по происхождению делятся на две группы. Какие? (Водоемы бывают естественные и искус­ственные. А еще пресные и соленые.)

О каких водоемах мы будем говорить на уроке? (Пресные водоемы — это реки, озера, болота, ручей. Искусственные водоемы — пруд, канал, водохранилище.)

2. Работав парах

— Внимательно рассмотрите фотографию на с. 178 учебника. Опишите водоем по фотографии.(Учитель может вывесить картину водоема, продемонстриро­вать слайд. Заслушать рассказы 2—3 пар.)

3. Работав группах

— Какие растения растут в водоемах? (Ответы детей.)

— Давайте поближе познакомимся с этими растениями. Вы­полним задание 2 на с. 178 учебника. (Работа в группах с гербариями и атласами-определителями.)

— Что интересного узнали из атласа-определителя? (Кувшин­ку в народе называют белой водяной лилией, она нуждает­ся в охране. Кубышка растет не только в озерах и прудах, но и в реках, ее тоже надо охранять. Корни кубышек и кув­шинок находятся на дне водоема, а широкие листья плавают на поверхности.)

На берегах водоема растет череда (показ гербария), это лекар­ственное растение запоминается тем, что его семена - колючки, цепляющиеся за одежду. Стрелолист (показ гербария) можно узнать по листьям. Они похожи на стрелы с большими широкими наконечниками, в высоту растение достигает одного метра. А это сусак зонтичный и горец земноводный (показ гербария). В толще воды плавают мельчайшие водоросли, благодаря им вода в озере имеет зеленый оттенок.

— Выполним задание 1 на с. 82 рабочей тетради. (Ученики записывают названия растений водоема, которые

им удалось определить, подчеркивают те из них, которые дово­дилось видеть в природе.)

Самостоятельная работа

— Каким вы представляете животный мир водоема? Каких животных водоема вы можете назвать? (Ответы детей.)

— Выполним задание 3 на с. 178 учебника.

— Кто смог правильно назвать всех животных водоема?(Далее можно предложить ученикам поработать в парах и про­верить друг друга, как запомнили животных водоема: один пока­зывает иллюстрацию животного, другой называет, затем меня­ются ролями.)

5. Работа по учебникуС. 178-182

— Предлагаю прочитать статью в учебнике и узнать новую информацию о природном сообществе пресных вод.(Ученики читают статью.)

— Что нового вы узнали? (Ответы детей.)

— Как живут обитатели водоема? (Они живут сообща.)

Как поэтому можно назвать водоем? (Пресноводное сообще­ство.)

V. Первичное закрепление 1. Работа с загадками

Ползает наоборот —

Задом наперед,

Все под водой

Хватает клешней. (Рак.)

У родителей и деток

Вся одежда из монеток. (Рыбы.)

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно. (Сом.)

Хвостом виляет,

Зубаста, а не лает. (Щука.)

У кого глаза на рогах,

А дом на спине? (Улитка.)

Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)

Пестрая крякушка

Ловит лягушек. (Утка.)

Выполнение заданий в рабочей тетради

— Выполните задание 4 на с. 83.(Ученики исправляют ошибки в тексте. Коллективная про­верка.)

Как красиво и интересно наше озеро! Издалека заметны яркие жел­тые кубышки. Привлекают внимание растения с листьями, похожими на стрелы. Это стрелолист. По поверхности воды стремительно бегают клопы-водомерки. А по водным растениям медленно ползают раститель­ноядные улитки — прудовики и катушки.

VI. Физкультминутка

VII. Включение нового знания в систему знаний

1. Моделирование(Ученики в парах строят модель цепи питания (задание в учеб­нике на с. 184). Каждая пара по цепочке проговаривает цепь пи­тания, характерную для пресноводного сообщества.)

Выполнение заданий в рабочей тетради

— Выполните задание 6 на с. 84. Покажите на примерах, что в пресноводном сообществе все связаны между собой. (На­пример, растения (водоросли) выделяют в воду кислород, ко­торым дышат животные. Растениями водоема питаются животные. Рыбы питаются растениями и личинками насе­комых, а цапля —рыбой.)

Работа по учебнику

— Приведите примеры неправильного поведения человека уводы. (Ответы детей.)

— Прочитайте статью «Человек у воды» на с. 183. Какие при­меры вы еще можете назвать?(Ученики читают текст, приводят примеры неправильного поведения человека у воды.)

Выполнение заданий в рабочей тетради

— Выполните задание 7 на с. 85.(Ученики формулируют и записывают правила поведения у воды, соответствующие знакам, добавляют свое правило.)

— Какое собственное правило вы сформулировали и отобра­зили в рисунке? (Надо охранять редкие растения (кубышка и кувшинка), не ловить раков-санитаров, моллюсков-филь­тров, не губить головастиков и лягушек — будет много кома­ров и мошек.)

Работа в парах

— Составим рассказ о пресноводном сообществе по предло­женному плану на с. 165 учебника.(Заслушать 2-3 рассказа.)

— Прочитайте задание 3 на с. 184 учебника. Обсудим эту про­блему.(Ученики высказывают свои предположения.)— Предлагаю дома проверить свои предположения и найти точный ответ на поставленный вопрос. Где будете искать информацию? (Можно спросить у взрослых, посмотреть в литературе, в Интернете.)

6. Работа с CD (Просмотр презентации.)

VIII. Подведение итогов урока

— Какова была цель урока?

— Какие знания мы открыли? (Высказывания детей. Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 184 учебника.)

— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)

IX. Рефлексия

— Дополните предложение: «Теперь я знаю, что...»

— Где могут пригодиться в жизни новые знания?

— Что на уроке у вас хорошо получалось?

— Над чем еще надо поработать?

— Кого можно поблагодарить за урок? (Самооценка. Комментарий учителя.)

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 178—186 учебника.

2. Выполнить задания 2, 3, 5, 8 на с. 82—85 рабочей тетради.

____________________________

Тема: Экскурсия к водоему

Цели: познакомить с обитателями водоема; воспитывать бе­режное отношение к природе.

Формируемые УУД: познавательные — выполнять учебно-по­знавательные действия, делать обобщения, выводы; коммуни­кативные — работать в парах и малых группах; регулятивные -действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оце­нивать свои достижения; личностные — проявлять интерес к при­роде своего края.

Оборудование: фотоаппарат.

Ход урока

Беседа

— Вспомните правила поведения на экскурсии. Как надо ве­сти себя на водоеме? (Не шуметь, не толкаться, не рвать растения, не ловить насекомых и т. д.)

Наблюдения у водоема

Смотришь на воду — кажется, в ней

Нет ни мальков, ни окуней.

Вода ведь не просто течет и течет,

Она интересною жизнью живет!

— Давайте полюбуемся: как красив водоем, как блестит вода! Какое настроение навевает вам водная гладь пруда? (Нам радостно, спокойно, легко дышится.)

Посмотрите, как кругом тихо и мирно! Все линии и спокой­ные цвета плавно переходят друг в друга. Глаза и уши наши от­дыхают. Вдохните поглубже. Воздух чист, прозрачен и свеж! Он напоен ароматом береговых трав.

— Сейчас каждый из вас походит по берегу, рассмотрит ра­стения и все, что находится на берегу. Когда вы услышите хлопок в ладоши, вернетесь ко мне.

(Дети исследуют берег пруда, по сигналу возвращаются к пе­дагогу и встают в круг.)

— Расскажите, что интересного вы увидели. (Рассказы детей по цепочке.)

Водная гладь завораживает, манит к себе, восхищает пере­ливами красок. Так и хочется войти в это царство покоя и неги, познакомиться со всеми его обитателями. Кто они, эти удивитель­ные, сказочные жители водоема? Расскажите о них.

Стебли и листья у водных растений очень нежные, гибкие, совсем не защищены от высыхания. Отрывая листья или цветки, мы лишаем их влаги, и растение быстро увядает.

Конечно, водоем — это целое царство, представим себе, что в нем есть стражники, которые пытаются защитить его обитателей от незваных гостей. Посмотрите, на подходе к водоему, между ивами, стоят красавцы с большими резными листьями и белыми цветками, собранными в зонтики. Это вех ядовитый, поручейник и другие. Их нельзя даже трогать, а уж пробовать — и подавно! Даже засушенные, эти растения ядовиты.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 217.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...