Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Индивидуальное задание на карточке
(Работа с гербарием.) — Среди данных растений выберите растения луга, растения леса. — Какие природные сообщества представлены следующими растениями и животными? • Колокольчик, тимофеевка, клевер, пчела, перепел, коростель. (Луг.) • Ель, сосна, береза, малина, земляника, кукушка, дятел, соболь, лось. (Лес.) • Пшеница, кукуруза, рожь, картофель. (Поле.) — Заполните таблицу «Животный мир луга».
Работа в парах - Давайте проверим друг у друга выполнение заданий 2, 3 на с. 78—79 рабочей тетради. У кого возникли вопросы? - Какие условные знаки вы придумали в задании 7 на с. 81? (Интересные знаки можно показать у доски (нарисовать на доске).) Сообщения учащихся — Как вы ответили на вопрос задания 3 на с. 176? (Чтобы животные луга могли выбраться живыми с данного участка, следует косить от центра к краям.) III. Самоопределение к деятельности — Послушайте стихотворение и добавьте последнее слово. Тихо плещется вода, Ряска, лилии, рогоз, Й кубышка, и тростник, Есть беззубка, прудовик, Водомерка вот бежит — Бурно жизнь кипит в нем. Это пресный... (водоем). — О чем будем говорить на уроке? (О жизни в водоемах.) (Учитель записывает на доске тему: «Жизнь в пресных водах».) — Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (Узнать о животных и растениях в водоемах, об их взаимосвязи.) — Что мы будем делать для достижения этой цели? (Работать по учебнику, в тетради, с атласом-определителем, в группах, парами, будем рассуждать, делать выводы, доказывать свою точку зрения.) — Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы. IV. Открытие нового знания Беседа — Вспомним, что водоемы по происхождению делятся на две группы. Какие? (Водоемы бывают естественные и искусственные. А еще пресные и соленые.) — О каких водоемах мы будем говорить на уроке? (Пресные водоемы — это реки, озера, болота, ручей. Искусственные водоемы — пруд, канал, водохранилище.) 2. Работав парах — Внимательно рассмотрите фотографию на с. 178 учебника. Опишите водоем по фотографии.(Учитель может вывесить картину водоема, продемонстрировать слайд. Заслушать рассказы 2—3 пар.) 3. Работав группах — Какие растения растут в водоемах? (Ответы детей.) — Давайте поближе познакомимся с этими растениями. Выполним задание 2 на с. 178 учебника. (Работа в группах с гербариями и атласами-определителями.) — Что интересного узнали из атласа-определителя? (Кувшинку в народе называют белой водяной лилией, она нуждается в охране. Кубышка растет не только в озерах и прудах, но и в реках, ее тоже надо охранять. Корни кубышек и кувшинок находятся на дне водоема, а широкие листья плавают на поверхности.) На берегах водоема растет череда (показ гербария), это лекарственное растение запоминается тем, что его семена - колючки, цепляющиеся за одежду. Стрелолист (показ гербария) можно узнать по листьям. Они похожи на стрелы с большими широкими наконечниками, в высоту растение достигает одного метра. А это сусак зонтичный и горец земноводный (показ гербария). В толще воды плавают мельчайшие водоросли, благодаря им вода в озере имеет зеленый оттенок. — Выполним задание 1 на с. 82 рабочей тетради. (Ученики записывают названия растений водоема, которые им удалось определить, подчеркивают те из них, которые доводилось видеть в природе.) Самостоятельная работа — Каким вы представляете животный мир водоема? Каких животных водоема вы можете назвать? (Ответы детей.) — Выполним задание 3 на с. 178 учебника. — Кто смог правильно назвать всех животных водоема?(Далее можно предложить ученикам поработать в парах и проверить друг друга, как запомнили животных водоема: один показывает иллюстрацию животного, другой называет, затем меняются ролями.) 5. Работа по учебникуС. 178-182 — Предлагаю прочитать статью в учебнике и узнать новую информацию о природном сообществе пресных вод.(Ученики читают статью.) — Что нового вы узнали? (Ответы детей.) — Как живут обитатели водоема? (Они живут сообща.) — Как поэтому можно назвать водоем? (Пресноводное сообщество.) V. Первичное закрепление 1. Работа с загадками Ползает наоборот — Задом наперед, Все под водой Хватает клешней. (Рак.) У родителей и деток Вся одежда из монеток. (Рыбы.) На дне, где тихо и темно, Лежит усатое бревно. (Сом.) Хвостом виляет, Зубаста, а не лает. (Щука.) У кого глаза на рогах, А дом на спине? (Улитка.) Голубой аэропланчик Сел на белый одуванчик. (Стрекоза.) Пестрая крякушка Ловит лягушек. (Утка.) Выполнение заданий в рабочей тетради — Выполните задание 4 на с. 83.(Ученики исправляют ошибки в тексте. Коллективная проверка.) Как красиво и интересно наше озеро! Издалека заметны яркие желтые кубышки. Привлекают внимание растения с листьями, похожими на стрелы. Это стрелолист. По поверхности воды стремительно бегают клопы-водомерки. А по водным растениям медленно ползают растительноядные улитки — прудовики и катушки. VI. Физкультминутка VII. Включение нового знания в систему знаний 1. Моделирование(Ученики в парах строят модель цепи питания (задание в учебнике на с. 184). Каждая пара по цепочке проговаривает цепь питания, характерную для пресноводного сообщества.) Выполнение заданий в рабочей тетради — Выполните задание 6 на с. 84. Покажите на примерах, что в пресноводном сообществе все связаны между собой. (Например, растения (водоросли) выделяют в воду кислород, которым дышат животные. Растениями водоема питаются животные. Рыбы питаются растениями и личинками насекомых, а цапля —рыбой.) Работа по учебнику — Приведите примеры неправильного поведения человека уводы. (Ответы детей.) — Прочитайте статью «Человек у воды» на с. 183. Какие примеры вы еще можете назвать?(Ученики читают текст, приводят примеры неправильного поведения человека у воды.) Выполнение заданий в рабочей тетради — Выполните задание 7 на с. 85.(Ученики формулируют и записывают правила поведения у воды, соответствующие знакам, добавляют свое правило.) — Какое собственное правило вы сформулировали и отобразили в рисунке? (Надо охранять редкие растения (кубышка и кувшинка), не ловить раков-санитаров, моллюсков-фильтров, не губить головастиков и лягушек — будет много комаров и мошек.) Работа в парах — Составим рассказ о пресноводном сообществе по предложенному плану на с. 165 учебника.(Заслушать 2-3 рассказа.) — Прочитайте задание 3 на с. 184 учебника. Обсудим эту проблему.(Ученики высказывают свои предположения.)— Предлагаю дома проверить свои предположения и найти точный ответ на поставленный вопрос. Где будете искать информацию? (Можно спросить у взрослых, посмотреть в литературе, в Интернете.) 6. Работа с CD (Просмотр презентации.) VIII. Подведение итогов урока — Какова была цель урока? — Какие знания мы открыли? (Высказывания детей. Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 184 учебника.) — На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили? (Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.) IX. Рефлексия — Дополните предложение: «Теперь я знаю, что...» — Где могут пригодиться в жизни новые знания? — Что на уроке у вас хорошо получалось? — Над чем еще надо поработать? — Кого можно поблагодарить за урок? (Самооценка. Комментарий учителя.) Домашнее задание 1. Прочитать текст на с. 178—186 учебника. 2. Выполнить задания 2, 3, 5, 8 на с. 82—85 рабочей тетради. ____________________________ Тема: Экскурсия к водоему Цели: познакомить с обитателями водоема; воспитывать бережное отношение к природе. Формируемые УУД: познавательные — выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы; коммуникативные — работать в парах и малых группах; регулятивные -действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные — проявлять интерес к природе своего края. Оборудование: фотоаппарат. Ход урока Беседа — Вспомните правила поведения на экскурсии. Как надо вести себя на водоеме? (Не шуметь, не толкаться, не рвать растения, не ловить насекомых и т. д.) Наблюдения у водоема Смотришь на воду — кажется, в ней Нет ни мальков, ни окуней. Вода ведь не просто течет и течет, Она интересною жизнью живет! — Давайте полюбуемся: как красив водоем, как блестит вода! Какое настроение навевает вам водная гладь пруда? (Нам радостно, спокойно, легко дышится.) Посмотрите, как кругом тихо и мирно! Все линии и спокойные цвета плавно переходят друг в друга. Глаза и уши наши отдыхают. Вдохните поглубже. Воздух чист, прозрачен и свеж! Он напоен ароматом береговых трав. — Сейчас каждый из вас походит по берегу, рассмотрит растения и все, что находится на берегу. Когда вы услышите хлопок в ладоши, вернетесь ко мне. (Дети исследуют берег пруда, по сигналу возвращаются к педагогу и встают в круг.) — Расскажите, что интересного вы увидели. (Рассказы детей по цепочке.) Водная гладь завораживает, манит к себе, восхищает переливами красок. Так и хочется войти в это царство покоя и неги, познакомиться со всеми его обитателями. Кто они, эти удивительные, сказочные жители водоема? Расскажите о них. Стебли и листья у водных растений очень нежные, гибкие, совсем не защищены от высыхания. Отрывая листья или цветки, мы лишаем их влаги, и растение быстро увядает. Конечно, водоем — это целое царство, представим себе, что в нем есть стражники, которые пытаются защитить его обитателей от незваных гостей. Посмотрите, на подходе к водоему, между ивами, стоят красавцы с большими резными листьями и белыми цветками, собранными в зонтики. Это вех ядовитый, поручейник и другие. Их нельзя даже трогать, а уж пробовать — и подавно! Даже засушенные, эти растения ядовиты. |
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 217. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |