Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методы исследования мышления




1. Метод наблюдения (для исследования детского мышления) (эгоцентрическая речь).

В процессе диагностики мышления психолог обязательно использует метод косвенных наблюдений (то есть экспертная оценка того как испытуемый выполняет задание).

2. Эксперимент (эксперименты Леонтьева - «спички», «точки»), эксперименты Выготского - «эгоцентрическая речь»);

Вспомогательная задача – этот метод используется в эксперименте.

Диагностические методы изучения мышления.

Диагностические методы:

1.  стандартизированные – тесты на интеллект (тест Ровена, тест Векслера).

2. нестандартизованные – это методики, в которых нет жесткого количественного стандарта. В этих методиках разрешается сокращать количество использованных методик. Такого рода методики используются, чтобы сделать заключение о сохранности или нарушенности функции (в норме или не в норме). ( «Сходство», «Сравнение понятий», «Исключенпиелищнего» и др.)

 

ИНТЕЛЛЕКТ

- это общие умственные способности, которые обеспечивают успешностьпрежде всего в познавательной деятельности и других видах деятельности.

- это совокупность способностей к обучению (обучаемость).

К интеллекту также относится сумма имеющихся и приобретенных знаний и навыков.

Показатель IQ

IQ – это коэффициент интеллекта – это показатель интеллекта данного конкретного человека соответственно его возрастным нормам.

Интеллект – это комплекс способностей. Измерительные процедуры на интеллект измеряют вербальное мышление и оперирование с числовыми или абстрактными символами.

Факторы, влияющие на развитие и формирование интеллекта:

 1) Наследственный;

 2) Фактор окружения – социальный.К этому фактору относятся продолжительное обучение, средства коммуникации, отношение родителей к образованию и т.д.

3) Личностные характеристики человека:Мотивация, достижения, система ценностей, настойчивость, самореализация (умение освободится от эмоциональных трудностей).

Интеллект влияет на формирование, развитие личности:

· на самооценку;

· на защитные механизмы личности, то есть человек становится менее подвержен защитным искажениям. Люди с более высоким интеллектом в целом менее подвержены разного рода химическим зависимостям.

 

Факторы, негативно влияющие на интеллект:

· состояние здоровья, которое ухудшается с возрастом (на интеллект влияет не столько возраст, сколько состояние здоровья);

· сильные стрессовые факторы.

 Факторы, способствующие удержанию уровня интеллекта:

· тренировки, то есть задействованность интеллекта в профессиональной деятельности (образования и самообразования, интеллектуальные виды хобби).

 

 Основная литература

1.Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов.− М.: Смысл, 2010. – 532 с.

2.Немов Р.С. Психология. Кн.1,2,3 Общие основы психологии: Учебник для студентов высш.пед.заведений:В 3-х кн. − М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2011. – 688 с.(ЭБС)

 

 Дополнительная литература

1. Ж..Годфруа Что такое психология: В 2-х т.Т.1,2.Пер.с франц. – М.: Мир, 2006. – 496 с.*

2. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно-методическое пособие \ Под общ. РедМ.В.Гамезо. – М.: Ось-89, 2008. – 352 с.*

3.Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. – М., СПб: АСТ, МОСКВА, Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.- 838 с. (ЭБС)

4. Матюшкин А.М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций: учебное пособие. – М.:КДУ, 2009. – 190 с. (ЭБС)

 5. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. − СПб.: Питер, 2008. – 492 с.

6. Психологические исследования интеллекта и творчества. Материалы научной конференции, посвященной памяти Я. А. Пономарева и В. Н. Дружинина, ИП РАН, 7–8 октября 2010 г. / Под ред. А.Л. Журавлева, М.А. Холодной. - М.: ИП РАН, 2010. - 288 с.(ЭБС)

7. Современный психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК, 2007. – 490 с.*

8. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гип­пен­ рейтер, В.В. Петухова. − М.,МГУ, 2001. – 400 с.*

9. Филатов Ф.Р. Общая психология. − Ростов-на Дону: Феникс, 2006. – 448 с.

 

Лекция 6. ПАМЯТЬ (мнемические процессы)

Вопросы:

1. Определение памяти. Процессы памяти.

2. «Кривая забывания», по Г.Эббингаузу. Феномен реминисценции.

3. Развитие памяти в онтогенезе. Мнемические действия.

4. Методы изучения памяти.

 

Память- это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта и информации.

Основные процессы памяти:

1) Запоминание;

· произвольное;

· непроизвольное;

· механическое заучивание (дословное заучивание);

· логическая (запоминание и воспроизведение основных положений).

 

2) Сохранение и удержание информации в памяти;

· кратковременная (удерживает информацию от нескольких секунд до минут.Объем: 7±2 единицы);

· оперативная(так называемая обслуживающая память, «чернорабочая», то есть это та информация, которая сохраняется в памяти пока решается задача – может длится дольше чем кратковременная);

· долговременная (не ограничена по объему и по времени.Основная трудность – извлечение информации).

 

При характеристике какого-либо вида памяти оценивается два показателя:

объем;время действия.

 

3) Забывание

      «Кривая забывания», по Г. Эббингаузу, (для бессмысленного материала) -

с течение первых суток после заучивания забывание (стирание информации) происходит очень интенсивно – до 50%, в последующие дни забывание замедляется и остается в итоге примерно 25%-30% заученной информации. Для такой динамики характерна очень сильная интерференция(когда заучивается одна информация за другой).

 

 

Факторы, влияющие на забывание и на сохранение:

1.Значимость (мотив; степень участия информации в деятельности личности);

2.Объем запоминаемого материала или информации (обратно пропорциональная зависимость);

3.Лучше в памяти сохраняются основные положения;

4.Эмоциональный фактор (то, что приятно \ не приятно; информация с положительной эмоциональной окраской запоминается лучше, и наоборот с негативной окраской - хуже);

5.«Место в списке», эффект края.Информация начала и информация конца запоминается легче, чем информация середины.Основной объяснительный механизм - интерференция.

В начале нет предыдущей стирающей информации, а в конце нет последующей – в середине присутствуют обе.

6. Фактор участия информации в деятельности, П.И. Зинченко, А.А. Смирнов. Запоминание, включенное в какую-либо деятельность, оказывается наиболее эффективным.

Реминисценция – это эффект временного улучшения памяти, который имеет место на второй день после заучивания.

 

Мнемические действия (приемы для запоминания):

Связаны с мыслительной обработкой информации.

 1)Составление плана; 

2)Смысловая группировка; 3)Смысловые опорные пункты: - заглавия; - эпитеты; -примеры; -сравнения и т.д.

 4)Классификация материала; 5)Схематизация.

Готовые мнемотехнические приемы:

· «каждый охотник желает знать где сидит фазан»;

· КОМОЛИСТРЕНОЦИВЕРТОН (группировка).

 

Развитие памяти

- память развивается у детей от доминирования непроизвольной к доминированию произвольной;

- от непосредственной к опосредованной (от механической к логической);

- для младших школьников проще выполнить установку «запомнить», чем установку «запомнить с помощью чего либо»;

- память развивается от запоминания более простыми и менее эффективными способами к запоминанию более сложному и более эффективному;

- в процессе обучения память становится все более управляемой и произвольной.

Дивергентность непосредственного и опосредованного запоминания,по А.Н.Леонтьеву.

- любой материал, который можно запомнить механически запоминается именно так. В случае невозможности запомнить таким образом ученик начинает искать способ переработки информации. В этом случае непосредственная и опосредованная память функционируют независимо друг от друга (авторы:А.Н. Леонтьев, П.И. Зинченко, А.А. Смирнов).

Появление мнемических действий составляет сущность развития памяти, включаются мнемические приемы (чтобы запомнить быстро, прочно и много).

Методы диагностики памяти:

1). Метод диагностики кратковременной памяти (метод напряжения памяти; субтест «повторение цифр» Векслер, методика «заучивания 10 слов» Лурия);

 

2) Диагностика эффективности долговременной памяти (методика «заучивания 10 слов» Лурия, отсроченное воспроизведение; через час-два: норма – 70%);

         Лес Хлеб Окно Стул Вода Брат Конь Гриб Игла Мед

 

3).Методы изучения опосредованного запоминания (методика Леонтьева: с помощью картинок, «пиктограммы» Лурия);

Веселый праздник, развитие, богатство, ядовитый вопрос, глухая старушка, печаль, дружба, беззубый дед, сердитая учительница, надежда, любовь, мысль.

Тяжелая работа, разлука, сомнение, смелый поступок, слепой мальчик, болезнь, война, темная ночь, мальчик трус, страх, зависть, власть.

Вкусный ужин, богатство, справедливость, теплый вечер, девочке холодно, счастье, ум, голодный человек, больная женщина, отчаяние, сожаление, ожидание.

 

4).Диагностика оперативной памяти.

 

 Основная литература

1.Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов.− М.: Смысл, 2010. – 532 с.*

2.Немов Р.С. Психология. Кн.1,2,3 Общие основы психологии: Учебник для студентов высш.пед.заведений:В 3-х кн. − М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2011. – 688 с.*(ЭБС)

Дополнительная литература

1. Ж..Годфруа Что такое психология: В 2-х т.Т.1,2.Пер.с франц. – М.: Мир, 2006. – 496 с.*

2. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно-методическое пособие \ Под общ. РедМ.В.Гамезо. – М.: Ось-89, 2008. – 352 с.*

3.Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. – М., СПб: АСТ, МОСКВА, Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.- 838 с. (ЭБС)

4. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. − СПб.: ЛГУ , 2008. – 492 с.

5. Современный психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК, 2007. – 490 с.*

6. Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. − М.:МГУ, 2002. - 390 с.* (ЭБС)

7. Хрестоматия: Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. − М.: МГУ, 2001. – 350 с.*

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 201.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...