Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Уровень ид, содержание, принцип функционирования




          Ид\Оно – это инстанция бессознательного, Единственная психологическая функция ид – это порождение желаний. Это скрытая, недаступная и неорганизованная часть личности. Ид непосредственно не связан с внешним миром, не имеет прямого выхода в реальность \только через эго\, так как ид сам себя контролировать не может. Ид – это «котел кипящих желаний», по З.Фрейду.

          Ид состоит из всего, что наследуется : это инстинктивные желания – катексисы \возбуждения, стремящиеся к разрядке\, и наследуемый опыт поколений или архетипы,по Юнгу. Инстинктивные желания состоят из 2-х типов:1.либидозные, в широком смысле сексуальные \потребность в удовольствиях\, 2.агрессивные инстинктивные желания.

            У З.Фрейда инстинктивные желания – не биологическое понятие, а психологическое. Это желания, требующие немедленного удовлетворения,независимо от условий реальности, поэтому ид имеет выход в реальность только через уровень эго. Бессознательное\ид – субъективно, без ценностей, без этики, без нравственности. Оно,поЗ.Фрейду, бессмертно и не изменяется с течением времени. В онтогенезе вид изменяется только количество либидозной энергии. Энергия нарастает в дошкольном периоде и в пубертате,\ в связи с перестройкой эндокринной системы в генитальной стадии \. Ничто в ид не является прошлым, забытым. Инстинктивные желания ид не подчиняются законам логики, разума,- поэтому противоречивые желания могут сосуществовать вместе, одновременно.

Функция ид – освободить стремящиея к разрядке возбуждения, которые порождаются соматическими источниками. При реализации этого ид подчиняется принципу удовольствия \приятного\.Принцип удовольствия – это стремление превратить психику в полностью свободную от каких-либо воздуждений \– в предельном варианте это состояние Нирваны\, или вместо этого накапливать определенное количество возбуждений как можно более подавленных. Цель принципа удовольствия близка к инстинкту смерти,то есть всеобщей тенденции живой материи вернуться к неорганической неподвижности.

 

Стратегии снятия напряжений

Для ид другие люди – это средство и объект удовлетворения своих потребностей \симпатии или агрессии\.

      Некоторое снятие напряжений при отсутствии объекта или условий для удовлетворения потребности может осуществляться :

- через моторную \двигательную\ активность \Пр. колоть дрова, поиграть в футбол, помыть полы. Разрядка, расходование агрессивной или сексуальной энергии , в том числе в сочетании с получением удовольствия, в пр. с футболом.Например, когда нет возможности ответить на агрессию начальника из-за страха потерять работу. Или везвозвратная потеря любви – физическая гибель близкого любимого человека или уход, измена и т.д.

- Через фантазии – дневные или ночные. Дневные – это когда вы не смогли или не успели в конфликте сказать все, что хотели, ответь обидчику как хотелось бы. Остались в проигрыше. Тогда после конфликта вы еще какое-то время «договариваете» про себя все, что хотели сказать. \»После боя махать кулаками»\. Ночные фантазии – это сны, сновидения, которые помнятся человеку. Например, во сне вы увидели мертвым, или убиваете человека, который в реальной жизни вас «достает», обижает \например, начальник, или кто-то из сотрудников\, а вы не можете адекватно агрессивно ответить. Соответственно эта ваша агрессивная энергия вытесняется, скапливается в ид. И во сне ид удовлетворяет вашу агрессивную потребность, вы расправляетесь с этим человеком. То есть происходит доделывание, удовлетворение потребности в фантазии.

 

Детская сексуальность. Эдипов комплекс

 Ид – это врожденная структура. Соответственно сексуальность и агрессивность существуют в ребенке с первых месяцев жизни. Сексуальность в широком смысле – это поиск наслаждения. Эта потребность в удовольствии появляется очень рано, с первых минут жизни. Наслаждение - особое личное качество человеческого существа. Детская сексуальность – это потребность в получении любви, ласки и в первую очередь телесной от взрослых. Ребенок рождается пансексуальным, то есть любые прикосновения к любым частям тела доставляет ребенку наслаждение. Сексуальный инстинкт изначально выражен в акте сосания, поэтому, например, соска нужна ребенку. С ее помощью он себя успокаивает, получая удовольствие от сосания. Либидозная энергия еще не сфокусирована в эрогенных зонах. Первая зона фокусировки сексуальной энергии – рот, поэтому первый год жизни ребенка - это оральная стадия психосексуального развития. Рот – это первый орган, которым ребенок научается управлять и с помощью и через который ребенок получает удовольствие. Еда, выпивка, курение, кусание, причмокивание, чавканье, поцелуи, грызение ногтей и т.д. – это оральные привычки, оральные способы получения удовольствия. Сексуальность и агрессивность всегда идут рядом.(Напр.,агрессивное набрасывание на еду; сарказм.)

 

           Детская сексуальность отличается от взрослой

1. У ребенка другие - не гениталии эрогенные зоны, доставляющие удовольствие. Прежде всего рот.

2. Инфантильная сексуальность не приводит к сексуальному акту. Ее цели связаны с активностью, которая у взрослых предшествует сексуальному акту.

3. Инфантильная сексуальность аутоэротична. 

     Мать – первый либидозный объект для ребенка, и оральное единение с матерью становится целью. Это начало эмоциональной общности задолго до понимания.

     Эдипов комплекс \для мальчиков\ или комплекс Электры\для девочек\ - это выраженная симпатия, привязанность ребенка к родителю противоположного пола. Бессознательное желание, например, мальчика «обладать» матерью и оттеснить отца. Этот комплекс появляется в разной степени интенсивности на 3-4 годах жизни.

      Таким образом, ид – это резервуар инстинктивной, либидозной энергии.

              - Ид служит удовлетворению либидозных побуждений в соответствии с принципом удовольствия.

             - Ид – аморален и алогичен.

             - Ид обладает филогенетической памятью \архетипы К.Юнга\.  

 

Основная литература

1.Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов.− М.: Смысл, 2010. – 532 с.*

2.Немов Р.С. Психология. Кн.1,2,3 Общие основы психологии: Учебник для студентов высш.пед.заведений:В 3-х кн. − М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2011. – 688 с.*(ЭБС)

 

Дополнительная литература

1. Ж..Годфруа Что такое психология: В 2-х т.Т.1,2.Пер.с франц. – М.: Мир, 2006. – 496 с.*

2. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно-методическое пособие \ Под общ. РедМ.В.Гамезо. – М.: Ось-89, 2008. – 352 с.*

3.Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. – М., СПб: АСТ, МОСКВА, Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.- 838 с. (ЭБС)

4. Психология личности. Тексты / Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. − М.:МГУ, 2001. − 288 с.

5. Психологические исследования личности. Сборник работ молодых ученых. / Под ред. Е.А. Чудина.- М.: ИП РАН, 2005. - 248 с.

6. Современный психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК, 2007. – 490 с.*

7. Хрестоматия: Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. − М.: МГУ, 2001. – 350 с.*

8. Филатов Ф.Р. Общая психология. − Ростов-на Дону: Феникс, 2006. – 448 с.

9. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. СПб., ЕВРОЗНАК, 2005. – 608 с.

Уровни ЭГО и СУПЕР-ЭГО.

Вопросы:

3. Уровень эго\я. Содержание уровня эго. Принцип функционирования.

4. Защитные механизмы эго.

5. Стадии психосексуального развития.

6. Уровень супер-эго. Содержание уровня супер-эго.

    Основная цель уровня эго (я) – мыслить, сознавать, руководствоватьсяпринципом реальности, хотя принцип удовольствия (ид) для эго остается, но он уже не основной. Эго является переключателеммежду ид и реальностью и между ид и супер-эго, и занимает центральную позицию в личности. Ид не имеет прямого выхода в реальность, так как не контролирует себя. Эго принимает решение разрешать удовлетворять удовое желание в данный момент или не разрешать, исходя из анализа, сканирования реальной ситуации – существуют или нет условия и объект дляудовлетворения желания - «принцип реальности». Если условий или объекта нет, то эго не разрешает удовлетворять желание ид и включает защитные механизмы. Защитные механизмы представляют собой разного рода искажения – либо желания\мотивации\ вплоть до подавления, либо ситуации\отрицание, игнорирование или преувеличение\,либо переадресовка, инверсия либидозной энергии с объекта удовлетворения потребности на другой более безопасный (замещение),или социально приемлемый (сублимация). Защиты включаются бессознательно.Эго отвечает за все контакты с внешним миром.Эго как бы административный центр,который управляет остальными силами личности.

         Эго – это организованная часть личности. Эго включает в себя все психические, интеллектуальные процессы – ощущения, восприятия, внимание, память, мышление. Это нейтральная часть эго. Личностной конфликтной частью эго являются защитные механизмы, с помощью которых эго осуществляет личностную, поведенческую регуляцию.

Функции эго.Первичная функция – это охранять жизнь индивида от опасностей внешнего мира. Эго учит либо адаптироваться к окружающему миру, либо изменять его посредством активности\деятельности. Цель эго – повышать контроль над требованиями инстинктов ид, так как немедленное удовлетворение инстинктов может быть опасным для жизни. Эго решает – предоставить ли инстинкту получить удовлетворение в данное время, в данных обстоятельствах.

      Эго хорошо приспособленного человека синтезирует силы из ид, из супер-эго и из внешнего мира в гармоничный союз в соответствии с принципом реальности. Цель принципа реальности –тормозить разрядкуидового возбуждения (желания) до тех пор, пока не откроется подходящий объект или условия внешней среды для его удовлетворения. То есть это некоторый окольный (отсроченный) путь к конечной цели – приятного удовлетворения. Когда мысли конгруэнтны с действительностью, эго открывает «выпускные ворота» к моторной системе и осуществляет соответствующее действие.

       Между эго и ид нет природного противоречия. Они работают в единстве – эго старается удовлетворить желание ид в соответствии с принципом реальности. Эго не имеет своей собственной энергии и должно занимать ее у ид. Связи эго с ид находятся под влиянием супер-эго, которое в некоторой степени является реакцией формирования против ид. Эго вынуждают к затруднительной позиции – службе 2-м «хозяевам», которые не ладят друг с другом.

        «Принцип реальности» связан со способностью отдавать предпочтение будущему вместо немедленного удовлетворения. Ребенок уже на первом году жизни может представить себе, простроить логику: «Когда я веду себя определенным образом, окружающие реагируют соответствующим образом». Так ребенок начинает регулировать свое поведение и управлять другими для удовлетворения потребностей. Ребенок начинает осознавать (зачатки эго), что чтобы уменьшить напряжение,- во внешнем мире должны произойти какие-либо события. В результате возникает стремление к объектам\людям с целью удовлетворения желаний (потребность в стимуляции).

         Новорожденный обладает инстинктивными желаниями \либидо, ид\ и первичным нарциссизмом.Первичный нарциссизм – это обращенность либидо в большей степени на себя, чем на объекты внешнего мира. Сексуальные цели этого периода аутоэротичны,то есть связаны с любовью к себе. Ребенок ощущает себя всемогущим, так как его потребности удовлетворяются как само собой разумеющееся – магический характер удовлетворения.

           Психоаналитики выделили 4 стадии развития чувства реальности (Ференци,1913): 1)«Бессознательное величие» - состояние до рождения (пренатальный период), когда удовлетворяются все желания ребенка;

2) «Магическое галлюцинаторное величие» - период сразу после рождения, когда ребенок чувствует, что стоит ему чего-либо пожелать, и все это появится;

3)  «Магическое величие жестов»- несколько позднее ребенок обучается преодолевать разочарование криком и жестом;

4)  «Магия мыслей и слов» - наконец, он придает магическое значение мыслям и словам.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 226.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...