Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Изучение продуктов деятельности.




ОБЩАЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

(с практикумом)

                                               ФГОС ВО

Уровень основной образовательной программы    бакалавриат

Направление подготовки  050400.62 Психолого-педагогическое образование

Профили                                «Психология образования», «Психология-социальная

                                                  педагогика»

ОПК-1: учитывать общие, специфические закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях 

ОПК-2: готовность применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях

Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ. 

ПСИХИКА КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ. МЕТОДЫ НАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ.

ЛЕКЦИЯ 1

ВОПРОСЫ

1.Психика как предмет научной психологии. Определение психики. Составляющие психики.

2. Методы научной психологии.

4. Эксперимент – определение, основные параметры эксперимента. Ограничения использования эксперимента в психологии.

3. Тесты, критерии научности тестов. Виды тестов.

 

Основная литература:

1.Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов.− Москва: Смысл, 2010.

2.Немов Р.С. Психология. Кн.1. Общие основы психологии: Учебник для студентов высш.пед.заведений: В 3-х кн. − Москва: ВЛАДОС, 2011.

3.Ж..Годфруа Что такое психология: В 2-х т.Т.1,2.Пер.с франц. – Москва: Мир, 2006.

4.В.Н. Дружинин Экспериментальная психология. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008.

 

 

Родоначальником научной психологии является В. ВУНДТ (1832 - 1920) - Германия, Лейпцигский университет.

В 1874 г. в работе «Физиологическая психология» назвал психологию самостоятельной наукой. Он систематизировал все научные данные и доказал, что психология имеет свой предмет, метод, область применения.

  В 1879 году он открыл первую в мире психологическую лабораторию.

  1889 г. – 1-й Международный психологический Конгресс в Париже. 1890 г. – 1-й номер Психологического журнала.

  Им были поставлены первые психологические эксперименты. Экспериментально исследуя познавательные процессы, В. Вундт открыл объем внимания 

единицы ≈ 6 – 7 единиц для любой модальности.

Первые два десятилетия ПРЕДМЕТОМ научной психологии было СОЗНАНИЕ.

  В. Вундт использовал метод ИНТРОСПЕКЦИИ (самонаблюдения) - самоотчеты испытуемых о своих переживаниях в процессе выполнения задания.

Учениками В. Вундта были И.М.СЕЧЕНОВ, В.М. БЕХТЕРЕВ, Н.Н.ЛАНГЕ, А.П.НЕЧАЕВ.

Г.И. ЧЕЛПАНОВ создал 1-й в России Институт Психологии.

С.Л. РУБИНШТЕЙН один из основателей отечественной психологии –

 в 1943 г. создал в МГУ кафедру, а затем отделение психологии. 1940 г. – фундаментальный труд «Основы общей психологии».

 

Психика в понимании В.Вундта – «совокупность всего нами внутренне переживаемого – наших представлений, чувствований, хотений – слагающихся в одно общее целое в нашем сознаниии при постепенном развитии возвышающихся до сознательного мышления и нравственно свободной воли».(«Лекции о душе человека и животных» 1892 г.)

 

 

ПСИХИКАэто высшая форма отражения субъектом (человеком) объективного мира в виде адекватного образа или представления и регуляции на его (образа) основе поведения и деятельности. Материальным субстратом (от лат. substratum — основа, фундамент) психики является высшая нервная деятельность.

(А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский)

Стадии развития психики по А.Н. Леонтьеву И К.Э. ФАБРИ в филогенезе:

1.стадия элементарной сенсорной психики(раздражимость, ощущения);(черви, улитки, моллюски и др. беспозвоночные). Жесткие врожденные программы.

Стадия перцептивной психики

2.1восприятие – отражение действительности в форме образов предметов (низшие позвоночные – рыбы и др. );

2.2.высшая стадия – элементарные формы мышления, поведение на основе научения, интеллектуальное поведение(высшие позвоночные – птицы, млекопитающие).

 

В онтогенезе, по Ж.Пиаже, 4 стадии развития интеллекта:

1) сенсомоторный; 2) дооперационный или символический; 3) конкретных мыслительных операций; 4) формальных мыслительных операций.

Составляющие психики(М.С. Роговин)

1.сознательное; 2. бессознательное;

1.произвольная регуляция; 2. непроизвольная регуляция.

Произвольность – (контролируемые действия) – это когда человек ставит себе цель или задачу и подчиняет себя ей, то есть это то, что подчинено волевым усилиям.

Непроизвольные – к ним относятся автоматизмы и то, что происходит само собой и без постановки цели.

 

СОЗНАНИЕ –высший уровень психического отражения и высший уровень саморегуляции.

Основные характеристики сознания: активность и интенциональность (направленность), способность к рефлексии, мотивационно-ценностные характеристики. Данные свойства сознания определяют возможность формирования в процессе онтогенеза человека самосознания или я-концепции.

Л.С.Выготскийутверждал, что высшие психические функции человека (произвольное внимание, произвольная память и логическое мышление и др.) или сознание имеют социальную природу. Высшие психические функции – произвольны, опосредованы, социальны.

   Процесс превращения интерпсихологических отношений в интрапсихологическиеЛ.С.Выготский назвал интериоризацией.Входе чего внешние средства-знаки превращаются во внутренние – образы, внутренняя речь и др.

Сознание невозможно вне общества. Развитие сознания и самосознания в онтогенезе состоит в усвоении общественно-исторического опыта в процессе обучения и воспитания.

Бессознательные явления и процессы были введены в научную психологию З. Фрейдом (1856 - 1939), но значительно позднее «сознания» В. Вундта.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – это такая форма отражения действительности, при которой не отдается отчет в совершаемых действиях, утрачивается полнота ориентировки во времени и действии. Это психические процессы, человек их не осознает. (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский)

      К бессознательному относятся: сны; автоматизированные действия; неосознаваемые мотивы; реакции, которые вызываются очень слабыми или подпороговыми раздражителями; феномены больной психики (галлюцинации или бред); гипноз (воздействие).

МЕТОДЫ НАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ

1.Наблюдение.Интроспекция. Описательный метод.

2.Эксперимент:лабораторный, естественный, констатирующий(выявление существующих особенностей и уровней развития соответствующих качеств и их взаимосвязей), формирующий(планомерное формирование требуемого психического процесса или качества личности).

3.Психодиагностические методы– тесты, проективные методики.

Беседа.

Анкетирование.

Социометрия.

Изучение продуктов деятельности.

 

Виды наблюдения

1.Сплошное (систематическое) и частичное.

2. Включенное, невключенное.

3. В естественных или лабораторных условиях.

4. Экспертное (косвенные наблюдения).

  ЭКСПЕРИМЕНТ- этоспланированное и управляемое субъектом исследование, в ходе которого экспериментатор воздействует на изолированный объект (объекты) и регистрирует его состояния. (В.Н. Дружинин)

  Проводится с целью проверки гипотезы о причинно-следственной связи между воздействием (независимой переменной) и изменениями состояния объекта (зависимой переменной).

  Независимая переменная– некое условие, изменение которого приводит к изменению других переменных.

Зависимая переменная–любой психологический параметр, наблюдаемый или измеряемый как ответ на действие независимой переменной. Зависимая переменная становится зависимой от изменений, вызванных влиянием экспериментатора на независимую переменную.

 

ЭКСПЕРИМЕНТ требует

должно проводиться сравнение по крайней мере между 2-мя группами испытуемых. 

Те испытуемые, которые подвергаются некоторым воздействиям, называются экспериментальной группой.

Другие испытуемые, которые не получили воздействия, образуют контрольную группу.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 209.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...