Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОГРАНИЧЕНИЯ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЭКСПЕРИМЕНТА В ПСИХОЛОГИИ




1)Испытуемыене должны участвовать в опасных для их здоровья исследовательских процедурах.

2) Испытуемые должны быть заранее информированы о тех аспектах исследования, от которых может зависеть их согласие участвовать в эксперименте. Они имеют право отказать от участия в любой момент. Это принцип добровольного осведомленного участия.

3)В эксперименте возможно использование ложного объяснения в задании. Позднее исследователь разъяснить испытуемым идею эксперимента.

4)Информация об испытуемом является абсолютно конфиденциальной.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ – стандартизированная измерительная процедура, направленная на выявление и оценку степени выраженности какого-либо параметра.

ТРЕБОВАНИЯ К ТЕСТАМ

(А. Анастази, А.А. Бодалев, В.В. Столин)

1.Стандартизация- стандарт инструкции, стандарт процеруры, стандарт обработки – ключи, наличие нормативных интервалов, заключение.

2.Надежность- это когда при повторной диагностике одной и той же методикой одних и тех же испытуемых результаты должны быть одними и теми же или почти идентичными.

3.Валидность- тест измеряет то, на что он заявлен.

 

ВИДЫ ТЕСТОВ

1.Проективные методики (диагностируют личность, преимущественно нестандартизированныеикак правило, предполагают контент-анализ – качественный анализ текста ответа испытуемого). Вербальные («Незаконченные предложения» Д.Сакс, С.Леви, Форер; «Сказки» Л.Дюсс) и невербальные(рисуночные методики, тест Люшера).

    А) Ассоциативные(НП, Роршах и др.), б) интерпретационные (ТАТ, в котором требуется истолковать социальные ситуации, изображенные на картинках), в) экспрессивные(рисуночные методики).

 

2.Психометрические стандартизированные- методики, в которых количественно определяется уровень психологического параметра. 

· тесты на достижения (диагностика познавательных процессов), тесты на интеллект;

· тесты на специальные способности (музыкальные, художественные);

· тесты на профессиональные интересы и склонности;

· личностные тесты;

· патологические тесты (выявление нарушений психики).

 

Стратегии использования психологических методов

1.комплексное исследование- когда для исследования используются две и более методик;

2.лонгитюдный способ использования методики - в течение длительного времени делаются замеры на одном и том же испытуемом или группе испытуемых в течение длительного времени с целью исследования процессов формирования, развития и изменения каких-либо психологических параметров.

3.Сравнительный метод исследования–изучение одних и тех же параметров у разных групп испытуемых.

 

Дополнительная литература

1. Ж..Годфруа Что такое психология: В 2-х т.Т.1,2.Пер.с франц. – М.: Мир, 2006. – 496 с.*

2. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно-методическое пособие \ Под общ. РедМ.В.Гамезо. – М.: Ось-89, 2008. – 352 с.*

3.Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. – М., СПб: АСТ, МОСКВА, Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.- 838 с. (ЭБС)

4.Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2000. – 511 с.

5. Современный психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК, 2007. – 490 с.*

6. Психологический словарь. / Под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского – М., 2002. – 431 с.

 

 

     Раздел 2. ПРОЦЕДУРА И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА 

Лекция 2. 

Вопросы:

1. Определение и основные параметры эксперимента.

2. Этические принципы планирования и осуществления экспериментальной процедуры.

3. Основные составляющие программы экспериментального исследования. Предмет  исследования, выборка, экспериментальная, контрольная группы, рабочая гипотеза.

4. Планы экспериментов.

Экспериментальный метод является единственным способом установить причинно-следственные отношения – т.е. определить, вызывает ли изменение одной переменной изменения другой переменной.

Эксперимент - это спланированное и управляемое субъектом исследование, в ходе которого экспериментатор воздействует на изолированный объект (объекты) и регистрирует его состояния.(В.Н. Дружинин).

Экспериментпроводится с целью  проверки гипотезы о причинно-следственной связи между воздействием (независимой переменной) и изменениями состояния объекта (зависимой переменной).

В психологии эксперимент - совместная деятельность испытуемого и экспериментаторапо изучению психических особенностей испытуемого путем наблюдения за его поведением при проведении экспериментальных заданий (В.Н. Дружинин).

 

Независимая переменная – некое условие, изменение которого приводит к изменению других переменных.

Зависимая переменная- любой психологический параметр, наблюдаемый или измеряемый как ответ на действие независимой переменной.Зависимая переменная становится зависимой от изменений, вызванных влиянием экспериментатора на независимую переменную.

 

         Эксперимент должен принимать в расчет множество факторов, которые могут повлиять на точность и научную значимость результатов. Все переменные и условия, могущие повлиять на то, что мы измеряем, следует исключить, или они должны удерживаться на постоянном уровне.

Случайное распределениегарантирует, что у всех объектов имеются равные шансы быть отнесенными к любому условию или группе.Т.е. любые характеристики испытуемого, которые могли бы оказать влияние на эксперимент, имеют равные шансы.

Рандомизация\определяющая характеристика\ - предположение, что все субъекты в начале эксперимента одинаковы, за исключением независимой переменной.

 

Эксперимент требует, чтобы проводилось сравнение по крайней мере между 2-мя группами испытуемых.

Те испытуемые, которые подвергаются некоторым воздействиям, называются экспериментальной группой. Другие испытуемые, которые не получили воздействия, образуют контрольную группу.Затем проводится сравнение субъектов из обеих групп с целью проверки, оказало ли экспериментальное воздействие влияние на выбранную зависимую переменную.

 

Ограничения в использовании эксперимента в психологии

(этические принципы, выдвинутые Американской психологической ассоциацией в 1981 г.): (В.Н. Дружинин)

1)испытуемые не должны участвовать в опасных для их здоровья исследовательских процедурах.

2)Испытуемые должны быть заранее информированы о тех аспектах исследования, от которых может зависеть их согласие участвовать в эксперименте. Они имеют право отказать от участия в любой момент. Это принцип добровольного осведомленного участия.

3)В эксперименте возможно использование ложного объяснения в задании.Позднее исследователь разъяснит испытуемым идею эксперимента.

4)Информация об испытуемом является абсолютно конфиденциальной.

 

          Еще одно ограничениеэксперимента – в том, что он часто бывает искусственным, и его результаты не могут быть перенесены на другие условия и ситуации.

           Еще одна трудность в проведении эксперимента - возможны непреднамеренные артефакты. Например, как только участники узнают, что они находятся в условиях эксперимента или о целях эксперимента – их поведение может измениться \ по той причине, что за ними наблюдают\.

            Кроме того, пристрастия и предубеждения самого экспериментатора могут стать источником ошибок в исследовании, так как он будет влиять на поведение испытуемых.

 

 

МЕТОДОЛОГИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА

Наиболее важная часть эксперимента – постановка проблемы.Проблемаэто некая наблюдаемая закономерность, требующая либо точного подтверждения, любо опровержения.

          Научная проблема подразумевает формирование предмета исследования, она задает направление исследования.

Рабочая гипотеза– этопредположение относительно того, что и под влиянием чего изменяется. Например, воздействие тренинга на определенные качества личности участников \снижение тревожности, повышение толерантности, повышение уверенности в себе, снижение личностных защит и др.\

 

Виды рабочей гипотезы:

1) конкурирующая гипотезапредполагает, что значимое изменение происходит;

2) нулевая гипотеза предполагает, что значимого изменения нет.

         Гипотеза сужает объем исследования до конкретных феноменов и конкретных методик.

После формулирования гипотезы наступает этап планирования эксперимента.

Эксперимент является средством проверки(каузальной)гипотезы(о причинных связях).

Существует 3 необходимыхусловия для подтверждения связи между 2-мя переменными:

1)временная последовательность – причина должная предшествовать по времени эффекту;

2)экспериментальное воздействие должно быть статистически связано с эффектом. Т.е. различия в показателях до и после экспериментального воздействия должно быть достоверным (напр., по t-критерию);

3)не должно быть правдоподобного альтернативного объясненияэффекта помимо предполагаемой причины.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 412.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...