Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ОГРАНИЧЕНИЯ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЭКСПЕРИМЕНТА В ПСИХОЛОГИИ
1)Испытуемыене должны участвовать в опасных для их здоровья исследовательских процедурах. 2) Испытуемые должны быть заранее информированы о тех аспектах исследования, от которых может зависеть их согласие участвовать в эксперименте. Они имеют право отказать от участия в любой момент. Это принцип добровольного осведомленного участия. 3)В эксперименте возможно использование ложного объяснения в задании. Позднее исследователь разъяснить испытуемым идею эксперимента. 4)Информация об испытуемом является абсолютно конфиденциальной. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ – стандартизированная измерительная процедура, направленная на выявление и оценку степени выраженности какого-либо параметра. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕСТАМ (А. Анастази, А.А. Бодалев, В.В. Столин) 1.Стандартизация- стандарт инструкции, стандарт процеруры, стандарт обработки – ключи, наличие нормативных интервалов, заключение. 2.Надежность- это когда при повторной диагностике одной и той же методикой одних и тех же испытуемых результаты должны быть одними и теми же или почти идентичными. 3.Валидность- тест измеряет то, на что он заявлен.
ВИДЫ ТЕСТОВ 1.Проективные методики (диагностируют личность, преимущественно нестандартизированныеикак правило, предполагают контент-анализ – качественный анализ текста ответа испытуемого). Вербальные («Незаконченные предложения» Д.Сакс, С.Леви, Форер; «Сказки» Л.Дюсс) и невербальные(рисуночные методики, тест Люшера). А) Ассоциативные(НП, Роршах и др.), б) интерпретационные (ТАТ, в котором требуется истолковать социальные ситуации, изображенные на картинках), в) экспрессивные(рисуночные методики).
2.Психометрические стандартизированные- методики, в которых количественно определяется уровень психологического параметра. · тесты на достижения (диагностика познавательных процессов), тесты на интеллект; · тесты на специальные способности (музыкальные, художественные); · тесты на профессиональные интересы и склонности; · личностные тесты; · патологические тесты (выявление нарушений психики).
Стратегии использования психологических методов 1.комплексное исследование- когда для исследования используются две и более методик; 2.лонгитюдный способ использования методики - в течение длительного времени делаются замеры на одном и том же испытуемом или группе испытуемых в течение длительного времени с целью исследования процессов формирования, развития и изменения каких-либо психологических параметров. 3.Сравнительный метод исследования–изучение одних и тех же параметров у разных групп испытуемых.
Дополнительная литература 1. Ж..Годфруа Что такое психология: В 2-х т.Т.1,2.Пер.с франц. – М.: Мир, 2006. – 496 с.* 2. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно-методическое пособие \ Под общ. РедМ.В.Гамезо. – М.: Ось-89, 2008. – 352 с.* 3.Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. – М., СПб: АСТ, МОСКВА, Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.- 838 с. (ЭБС) 4.Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2000. – 511 с. 5. Современный психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК, 2007. – 490 с.* 6. Психологический словарь. / Под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского – М., 2002. – 431 с.
Раздел 2. ПРОЦЕДУРА И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА Лекция 2. Вопросы: 1. Определение и основные параметры эксперимента. 2. Этические принципы планирования и осуществления экспериментальной процедуры. 3. Основные составляющие программы экспериментального исследования. Предмет исследования, выборка, экспериментальная, контрольная группы, рабочая гипотеза. 4. Планы экспериментов. Экспериментальный метод является единственным способом установить причинно-следственные отношения – т.е. определить, вызывает ли изменение одной переменной изменения другой переменной. Эксперимент - это спланированное и управляемое субъектом исследование, в ходе которого экспериментатор воздействует на изолированный объект (объекты) и регистрирует его состояния.(В.Н. Дружинин). Экспериментпроводится с целью проверки гипотезы о причинно-следственной связи между воздействием (независимой переменной) и изменениями состояния объекта (зависимой переменной). В психологии эксперимент - совместная деятельность испытуемого и экспериментаторапо изучению психических особенностей испытуемого путем наблюдения за его поведением при проведении экспериментальных заданий (В.Н. Дружинин).
Независимая переменная – некое условие, изменение которого приводит к изменению других переменных. Зависимая переменная- любой психологический параметр, наблюдаемый или измеряемый как ответ на действие независимой переменной.Зависимая переменная становится зависимой от изменений, вызванных влиянием экспериментатора на независимую переменную.
Эксперимент должен принимать в расчет множество факторов, которые могут повлиять на точность и научную значимость результатов. Все переменные и условия, могущие повлиять на то, что мы измеряем, следует исключить, или они должны удерживаться на постоянном уровне. Случайное распределение – гарантирует, что у всех объектов имеются равные шансы быть отнесенными к любому условию или группе.Т.е. любые характеристики испытуемого, которые могли бы оказать влияние на эксперимент, имеют равные шансы. Рандомизация\определяющая характеристика\ - предположение, что все субъекты в начале эксперимента одинаковы, за исключением независимой переменной.
Эксперимент требует, чтобы проводилось сравнение по крайней мере между 2-мя группами испытуемых. Те испытуемые, которые подвергаются некоторым воздействиям, называются экспериментальной группой. Другие испытуемые, которые не получили воздействия, образуют контрольную группу.Затем проводится сравнение субъектов из обеих групп с целью проверки, оказало ли экспериментальное воздействие влияние на выбранную зависимую переменную.
Ограничения в использовании эксперимента в психологии (этические принципы, выдвинутые Американской психологической ассоциацией в 1981 г.): (В.Н. Дружинин) 1)испытуемые не должны участвовать в опасных для их здоровья исследовательских процедурах. 2)Испытуемые должны быть заранее информированы о тех аспектах исследования, от которых может зависеть их согласие участвовать в эксперименте. Они имеют право отказать от участия в любой момент. Это принцип добровольного осведомленного участия. 3)В эксперименте возможно использование ложного объяснения в задании.Позднее исследователь разъяснит испытуемым идею эксперимента. 4)Информация об испытуемом является абсолютно конфиденциальной.
Еще одно ограничениеэксперимента – в том, что он часто бывает искусственным, и его результаты не могут быть перенесены на другие условия и ситуации. Еще одна трудность в проведении эксперимента - возможны непреднамеренные артефакты. Например, как только участники узнают, что они находятся в условиях эксперимента или о целях эксперимента – их поведение может измениться \ по той причине, что за ними наблюдают\. Кроме того, пристрастия и предубеждения самого экспериментатора могут стать источником ошибок в исследовании, так как он будет влиять на поведение испытуемых.
МЕТОДОЛОГИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА Наиболее важная часть эксперимента – постановка проблемы.Проблема– это некая наблюдаемая закономерность, требующая либо точного подтверждения, любо опровержения. Научная проблема подразумевает формирование предмета исследования, она задает направление исследования. Рабочая гипотеза– этопредположение относительно того, что и под влиянием чего изменяется. Например, воздействие тренинга на определенные качества личности участников \снижение тревожности, повышение толерантности, повышение уверенности в себе, снижение личностных защит и др.\
Виды рабочей гипотезы: 1) конкурирующая гипотеза – предполагает, что значимое изменение происходит; 2) нулевая гипотеза – предполагает, что значимого изменения нет. Гипотеза сужает объем исследования до конкретных феноменов и конкретных методик. После формулирования гипотезы наступает этап планирования эксперимента. Эксперимент является средством проверки(каузальной)гипотезы(о причинных связях). Существует 3 необходимыхусловия для подтверждения связи между 2-мя переменными: 1)временная последовательность – причина должная предшествовать по времени эффекту; 2)экспериментальное воздействие должно быть статистически связано с эффектом. Т.е. различия в показателях до и после экспериментального воздействия должно быть достоверным (напр., по t-критерию); 3)не должно быть правдоподобного альтернативного объясненияэффекта помимо предполагаемой причины.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 488. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |