Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные переменные, влияющие на достоверность




Экспериментальных данных

 

Внутренняявалидностьдействительно ли именно это экспериментальное воздействие привело к изменениям внутри данного эксперимента.

 

Факторы, которые могут дать эффекты:\внешние переменные\:

1) фон- события, которые могут происходить между 1-м и 2-м замерами;

2) естественное развитие – изменение испытуемых, вследствии течения времени \ напр., усталость…\

3) инструментальная погрешность- изменения в калибровке применяемых тестов или изменения, характеризующие экспериментатора \могут вызвать изменения в результатах замера\.

4) статистическая регрессия – возникает, когда группы формируются на основе крайних показателей;

5) отбор испытуемых - неэквивалентность групп по составу, вызывающей появление ошибки в результатах;

6) отсев в ходе эксперимента – неравномерность выбывания испытуемых из сравниваемых групп.

 

Внешняя валидность-это возможность обобщения вывода, то есть на какие популяции, ситуации и др. независимые переменные могут быть распространены результаты эксперимента.

Факторы, которые могут дать эффекты:

           1) реактивный эффект - возможное увеличение или уменьшение сензитивности испытуемых к экспериментальному воздействию.

           2) взаимодействие фактора отбора и экспериментального воздействия \ напр., без достаточной мотивации эффект от тренингового воздействия может быть крайне незначительным\;

           3) условия организации эксперимента, вызывающие реакцию испытуемого на эксперимент – в других условиях результаты эксперимента могут не подтвердиться;

            4) взаимная интерференция экспериментальных воздействий - когда одни и те же испытуемые подвергаются нескольким воздействиям.

 

Планы экспериментов

1)Исследование единичного случая- это однократное исследование на единственной группе, подвергшейся воздействию. Здесь практически отсутствует контроль за внешней и внутренней валидностью. Не представляет научной ценности. Часто применяется в педагогике.

 

2) План с предварительным и итоговым тестированием на одной группе. На достоверность результатов этого плана влияет множество факторов: фон, естественное развитие, изменение реактивности, инструментальная погрешность, статистическая регрессия. Этот план часто используется в качестве пилотажного исследованиядля апробации методик измерения и экспериментального воздействия.

 

3) Сравнение статистических групп.Этот план, где для установления эффекта экспериментального воздействия группа, подвергшаяся такому воздействию, сравнивается с группой, не получившей воздействия \контрольная группа\.

 

4) План с предварительным и итоговым тестированием и контрольной группой.План истинно научный. В этом плане используются 2-е группы испытуемых – экспериментальная и контрольная. Тестовые замеры производятся в каждой группе 2 раза – до и после экспериментального воздействия. Этот план обеспечивает контроль возможного действия практически всех факторов.

Основная литература

1.Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов.− М.: Смысл, 2010. – 532 с.*

2.Немов Р.С. Психология. Кн.1,2,3 Общие основы психологии: Учебник для студентов высш.пед.заведений:В 3-х кн. − М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2011. – 688 с.*(ЭБС)

 3. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие. − СПб: Питер, 2008.- 319 с.* (50 экз.)

 

Дополнительная литература

1. Ж..Годфруа Что такое психология: В 2-х т.Т.1,2.Пер.с франц. – М.: Мир, 2006. – 496 с.*

2. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно-методическое пособие \ Под общ. ред М.В.Гамезо. – М.: Ось-89, 2008. – 352 с.*

3. Р.Готтсданкер Основы психологического эксперимента: Учебное пособие. – М.: МГУ, 2006. – 464 с.

4.Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. – М., СПб: АСТ, МОСКВА, Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.- 838 с. (ЭБС)

5. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология. Практикум: Учеб.пособие. – М., Наука, 2006. – 315 с.

6. Современный психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК, 2007. – 490 с.*

7. Филатов Ф.Р. Общая психология. − Ростов-на Дону: Феникс, 2006. – 448 с.

 

 

Раздел 3. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Лекция 3. ОЩУЩЕНИЕ. ВОСПРИЯТИЕ

Вопросы:

1.Определение ощущения, виды ощущений. Чувствительность, пороги ощущений. Адаптация.

2.Определение восприятия. Виды восприятий, свойства. Законы гештальтпсихологии в восприятии. Иллюзии восприятия.

 

       Познавательные\когнитивные психические процессы: ощущения; восприятие; внимание; память; мышление; воображение.

 

ОЩУЩЕНИЕ

- это простейший психический процесс отражения отдельных свойств предметов и внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств человека.

У человека 5сенсорных систем: зрение; слух; тактильные ощущения; обоняние; вкус.

Классификация ощущений

1. по модальностям (зрительная – 90% всей получаемой информации; слуховая – 90%; осязание\тактильная; обонятие; вкус – кончик языка – сладкое, боковые части – кислое, корень языка - горькое);

2. Ч. Шеррингтона:

· экстероцептивные (поступают из вне: зрение, слух):

 1)контактные; 2)дистантные;

· интероцептивные (изнутри: голод, мышечные явления);

· проприоцептивные (ощущения отражающие движения нашего тела).

    Человеческий глаз способен различать 7,5 млн цветовых оттенков (по проф. М.С. Роговину). В повседневной жизни мы используем 2-3 дес. цветов.

Специалисты по цвету различают примерно 100 оттенков черного.

Чувствительность и пороги ощущений

   Чтобы раздражитель вызвал у человека ощущения необходимо, чтобы он имел определенную силу.

   Та минимальная сила раздражителя способная вызвать ощущения называется нижнимпорогом ощущения. Чем меньше эта величина, тем ниже порог и тем выше чувствительность.Это абсолютная чувствительность.

Верхний порог ощущения – эта та максимальная величина раздражителя сверх которой раздражение перестает ощущаться.

     Пороги ощущений и соответственно абсолютная чувствительность у разных людей различная – индивидуальные особенности: одни более чувствительные, другие – менее.

Величина порога (чувствительность) зависит - от возраста (по мере старения пороги чувствительности повышаются, чувствительность снижается);

- от характера деятельности (возможна тренировка или наоборот, снижение чувствительности из-за постоянного действия сильных раздражителей);

- от функционального состояния (болезненное состояние или состояние утомления снижают чувствительность);

- от характера раздражителя;

- разные части тела имеют разную чувствительность (кончики пальцев, лицо имеют высокую чувствительность по сравнению, например, со спиной).

Дифференцированная чувствительность характеризуется дифференцированным порогом ощущения.

Дифференцированный порог – эта та минимальная разница интенсивности двух однородных раздражителей, которую человек способен ощутить. Пример: два груза: 500 и 510 гр.

Подпороговые раздражители – раздражители такой силы, которую человек не может ощутить.

    Зависимость силы ощущений от силы раздражителяописывается   психофизическим законом Вебера-Фехнера –

    Чем больше интенсивность исходного раздражителя, тем больше ее надо увеличить, чтобы получить едва заметную разницу в ощущениях. Например, груз в 100 г. достаточно увеличить на 10 г., чтобы возникло ощущение утяжеления. А вот груз в 1000 г. нужно увеличить уже примерно на 100 г., чтобы возникло ощущение утяжеления (изменения).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 215.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...