Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Адаптация как изменение чувствительности
«+» позитивная (чувствительность повышается), Пример: постепенно различаем предметы в темноте; «-»негативная (снижение чувствительности в результате воздействия слабых раздражителей). Сенсибилизация – это повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и/или упражнений. Чувствительность одного анализатора с может изменяться под воздействием другого. Например, цветовая чувствительность зрительного анализатора повышается при слабых звуковых раздражителяхи наоборот снижается при сильных звуковых раздражителях. Общая закономерность: слабые раздражители повышают чувствительность, сильные – снижают. Синестезия – это возникновение ощущения характерного для одного анализатора под влиянием раздражителя другого (редкий феномен: при звуковых мелодиях возникает картинка). Это редкий феномен. Синестезией обладали, например, композиторы Римский-Корсаков, Скрябин, художник Чюрленис. ВОСПРИЯТИЕ Восприятие (перцепция) – это отражение в сознании человека целостных предметов (не отдельных свойств) и явлений в совокупности их свойств при непосредственном их воздействии на органы чувств. Результатом этого процесса является перцептивный образ. Пример: отдельные ноты – ощущение, мелодия - восприятие. Восприятие, по Ж.Пиаже, представляет собой процесс выделяющий одни стороны объекта в ущерб другим – это понятие фигура-фон. Процесс восприятия определяется не единичными ощущениями, а всем полем действующих на организм раздражителей или структурой воспринимаемой ситуацию в целом. Свойства восприятия 1.Предметность, то есть отнесенность перцептивного образа к определенному объекту; 2.Целостность, то есть образ всегда целостен, закончен; 3.Константность и постоянство, то есть мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине; 4.Осмысленность, то есть осознание того, что воспринимается; 5.Избирательность, то есть преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими (неизбежна). Она определяется, в первую очередь, мотивацией человека (интересно или важно); Апперцепция – влияние прошлого опыта на восприятие. Свойства восприятия, определяющие его продуктивность: · объемвосприятия – количество объектов, которое может переработать человек в единицу времени; · быстрота или скорость; · точность и полнота перцептивного образа; · надежность– это длительность восприятия с требуемой скоростью. По этим показателям оценивается уровень перцептивных способностей человека. Виды восприятия I. В зависимости от особенностей воспринимаемого объекта: (аспекты: когнитивные и эмоциональные): · предметов;речи;музыки;социальная перцепция; II. В зависимости от преобладающего органа чувств (по модальности): · зрительная;осязательная/тактильная;слуховая;вкусовая;обонятельная. III. По формам существования материи: · пространства;времени;движения. IV. По продолжительности перцептивного процесса: · симультанное – одномоментное восприятие; · сукцессивное– развернутое во времени.
Предмет или фигура и фон восприятия Необходимым условием восприятия является выделение предмета или фигуры из фона. Каждая часть воспринимаемого объекта зависит от того, в каком окружении она находится. Фон может искажать фигуру. Пример: горизонтальная линия кажется короче вертикальной. Гештальтпсихология – это направление исследовало закономерности восприятия и были открыты так называемые «законы гештальта», то есть факторы восприятия обеспечивающие выделение фигуры из фона: I. Общий закон – «закон хорошей формы»: Он означает тенденцию воспринимаемого образа принимать всегда хорошую форму, то есть законченную, простую, упорядоченную. II. Так называемый «фактор сходства»: Фигуры сходные по каким либо элементам (цвету, величине, форме) восприятия объединяются и группируются. III. Фактор близости: Близко расположенные фигуры обычно объединяются. IV. Фактор «общей судьбы»: Фигуры могут объединятся общим характером изменений. V. Фактор «замкнутости»: Замкнутая фигура воспринимается лучше. VI. Фактор «группировки без остатка»: Несколько фигур стараются группировать таким образом, чтобы не оставалось одной отдельно стоящей фигуры. Фактор апперцепции -– влияние прошлого опыта на восприятие. Гештальт– это такая структура, которая при изменении одного элемента будет изменена вся. Иллюзии восприятия – это свойства нормальной, здоровой психики – это искажение восприятия, возникающее при непосредственном воздействии объекта на органы чувств. Галлюцинации – явления больной психики, они возникают при отсутствии объектов внешней действительности. Наибольшее количество иллюзий относятся к восприятию пространства: 1. Зрительные иллюзии переоценки вертикальных линий в сравнении с горизонтальными. 2. Неправильное восприятие величины предмета: а) иллюзия контраста:Когда предмет воспринимается как больший или меньший в зависимости от окружающих предметов. б) иллюзия геометрической перспективы: Одинаковые предметы кажутся разными по величине, если они воспринимаются как находящиеся в известном удалении друг от друга. Предмет расположенный ближе кажется меньше, а дальний больше своей действительной величины.
Закон восприятия Величина предметов оценивается не по действительным размерам, а в соответствии с оценками расстояния на котором эти предметы находятся. Иллюзия восприятия времени «Счастливые часов не наблюдают» - эмоции искажают оценку временного интервала.Невротические состояния также уменьшают оценку временного интервала. Возрастной фактор также влияет на оценку времени: дети дошкольного возраста и младшие школьники могут искажать оценку временного интервала на 100%. Наблюдение – это организованное, целенаправленное планомерное восприятие объектов окружающего мира. Признаки:1)наличие цели;2)план наблюдения (выделение критериев наблюдения);3)систематичность;4)активный характер. Наблюдательность – это характеристика, которую нужно развивать. Основная литература 1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов.− М.: Смысл, 2010. – 532 с.* Гл. 7, 8. 2. Немов Р.С. Психология. Кн.1,2,3 Общие основы психологии: Учебник для студентов высш.пед.заведений:В 3-х кн. − М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2011. – 688 с.*(ЭБС)
Дополнительная литература 1. Ж..Годфруа Что такое психология: В 2-х т.Т.1,2.Пер.с франц. – М.: Мир, 2006. – 496 с.* 2. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно-методическое пособие \ Под общ. РедМ.В.Гамезо. – М.: Ось-89, 2008. – 352 с.* 3.Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. – М., СПб: АСТ, МОСКВА, Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.- 838 с. (ЭБС) 4. Современный психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК, 2007. – 490 с.* 5. Филатов Ф.Р. Общая психология. − Ростов-на Дону: Феникс, 2006. – 448 с.
Лекция 4. ВНИМАНИЕ Вопросы: 1.Определение внимания. Виды внимания. Свойства внимания.2. 2.Возрастные особенности внимания. 3. Методы изучения внимания.
ВНИМАНИЕ (аттенционные способности) – это концентрация или сосредоточение сознания на каком-либо объекте или деятельности. Внимание – это динамический аспект психических процессов, то есть внимание повышает продуктивность любой деятельности. Внимание не всеми психологами признается как самостоятельный психический процесс. Свойства внимания 1. Объем внимания - то количество единиц информации, которые могут быть одновременно восприняты с одинаковой степенью ясности и отчетливости, то есть могут быть воспроизведены. Объем внимания был экспериментально выявлен В. Вундтом и равен 7 ± 2 единицы. Объем кратковременной памяти равен объему внимания. 2. Избирательность- обусловлена ограниченностью объема внимания, то есть в одно и тоже время психика может перерабатывать ограниченное количество информации; Внимание различает информацию на значимую и незначимую или релевантную и нерелевантную, на фигуровую и фоновую. Предвнимание (бдительность, фон) – по У.Найсеру. 3. Колебание внимания - это непроизвольный перевод фокуса внимания на другой объект или деятельность; Колебания обусловлены: · значимостью информации; · интересом; · утомляемостью нервных центров.
4. Переключение внимания - это произвольный перевод фокуса внимания на другой объект или деятельность; Скорость переключения зависит от: · уровня сложности переключаемых деятельностей; · от целей переключения (полное и неполное).
4.Распределение внимания - это рассредоточение внимания на две или больше видов деятельности. Эффективность распределения зависит от: · уровня сложности деятельности; · автоматизированности; · тренировки. Виды внимания 1.Произвольное (ПВ)- тот вид внимания, который формируется социумом (культурное); 2.Непроизвольное -врожденное (натуральное). 3.Послепроизвольное внимание (введен Добрыниным). Произвольное внимание- это активное, целенаправленное сосредоточение сознания на какой-либо деятельности, которое связано с волевыми усилиями.Основные характеристики ПВ: целенаправленность;организованность;повышенная устойчивость. Произвольность,в целом, - это способность подчинять себя задаче (мотив – «надо!»). Механизм формированияПВ - ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ(«вращивание внутрь»)переход внешнего опосредования во внутреннее. То есть формирование новой внутренней функции. Основными развивающими факторамиПВ являются:общение;развивающие виды деятельности:развивающие игры;учебная деятельность (все познавательные виды деятельности). Контрольная функция внимания, по П.Я. Гальперину– это способность контролировать свои действия и результаты своей деятельности. Функция контроля формируется у ребенка постепенно из следующих трех умений (преимущественно в учебной деятельности): 1.принятие постоянно усложняющихся инструкций; 2.удержание инструкций на протяжении всего занятия; 3.навыки самоконтроля. Контроль формируется сначала во внешнем плане, на основе заранее составленного плана, с помощью установленных критериев. И постепенно из внешнего действия переходить во внутреннее через сокращение и автоматизированность – интериоризация. Непроизвольное внимание (НВ) - это внимание, которое не требует волевых усилий, вызывается действием раздражителя. Этот вид внимания малоэффективен. Характеристики НП:возникает не специально;наступает внезапно (сразу после воздействия раздражителя);скоропроходящее (длится недолго, время действия раздражителя); Внешние факторы НВ:1.Интенсивность (сила раздражителя); 2.Новизна объекта; 3.Необычность;4.Динамичность (огонь, водопад).этот вид внимания малоэффективен. Непроизвольное внимание может вызывать актуальная потребность человека в данный момент времени (голод, жажда). Послепроизвольное внимание - это когда внимание, первоначально поддерживается волевыми усилиями, переходит в послепроизвольное, с ним связана наиболее интенсивная плодотворная умственная деятельность («надо!» → «хочу!»). Внимание и возраст Основная линия развития внимания в онтогенезе связана с формированием произвольного культурного внимания через интериоризацию внешнего опосредования во внутреннюю функцию. Параллелограмм А.Н.Леонтьева - 2 линии развития внимания: - одна – развитие натурального непосредственного внимания от дошкольного к подростковому и юношескому возрасту; - другая - интенсивное развитие культурного, сначала внешне опосредованного внимания (ст. дошкольный и младший школьный возраст), затем через интериоризацию оно становится внутренней функцией – культурным произвольным вниманием. Первоначально (1-й год жизни) внимание ребенка непроизвольно, полностью зависит от внешних причин, от простейших потребностей и интересов. Постепенно повышается устойчивость внимания. Уже к 2-3-м годам ребенок внимательно может (и достаточно долго) слушать сказки и рассказы взрослых, смотреть мультфильмы или смотреть компьютерные развивающие фильмы-занятия (в течение часа). То есть дошкольный возраст – это интенсивное развитие ПВ через игры, развивающие занятия. На развивающих занятиях дети учатся принимать словесное задание и переводить его в самоприказ. Объем внимания еще очень небольшой, невысокая концентрация внимания, высокая отвлекаемость, низкая устойчивость внимания, слабое распределение. Поступление в школу – существенные сдвиги в развитии произв. внимания, так как учебная деятельность предъявляет высокие требования к вниманию и является развивающей.. Но во внимании мл.школьников еще много детскости. Поэтому учителю нужно использовать специальные приемы, упражнения для поддержания внимания ребенка на уроке. Это – эмоциональная насыщенность, большой объем образного материала, разнообразия содержания и видов деятельности и др. На одном уроке учитель совершает 15-17 переходов от одного вида деятельности к другому (слушают, считают, пишут, отвечают на вопросы…). Без постоянного управления вниманием детей уроки в начальных классах невозможны. От 3-4 класса к 7-му количество ошибок на внимание снижается более чем в 2-ва раза.В подростковых классах заметно возрастает способность к продолжтельной интенсивной работе. Количество ошибок «на внимание» снижается более чем в 2-а раза. В то же время повышенная эмоциональность и резкие колебания настроения очень затрудняют работу в подростковых классах. На юность и зрелостьприходитсявершина развития внимания. Человек способен к величайшей интенсивности и сосредоточенности внимания и к наивысшим достижениям в практической и интеллектуальной деятельности. В старости- после 70-80-ти лет в тенденции и в зависимости от состояния здоровьяснижаются устойчивость, сосредоточенность внимания, объем и продуктивность.Основной компенсаторный механизм (удерживание функции на определенном уровне) – тренировка. Методики изучения внимания 1. Объем внимания: · тахистоскоп (прибор с фиксированным временем проецирования); Ø стимульный материал в виде:изображение предметов (для детей);в виде цифр, чисел (предъявляется испытуемому на некоторое время экспозиция и требуется воспроизвести информацию тут же). 2. Концентрация внимания: · точность диагностирования любой методикой на внимание (методика Шульте, «Шифровка», «Корректурная проба»); · основной показатель концентрации внимания – это количество ошибок; · методика «Перепутанные линии». Оценка концентрации внимания по наблюдению. Ошибки на невнимательность в письменных работах (преимущественно в арифметических операциях) – показатель снижения концентрации внимания. · возможность выполнять работу с мелкими деталями (без раздражения).
Устойчивость внимания. Возможность долго работать (умственно) при помехах (радио, телевидение). Диагностируется «корректурной пробой» не менее 10 минут. Устойчивость определяется: 1.по динамике продуктивности выполнения задания; 2.по динамике ошибок. Определение устойчивости по наблюдению (косвенные наблюдения или экспертная оценка): · снижение внимания к концу задания (отвлекаемость); · нравится или раздражает напряженная работа; · когда преимущественно появляются ошибки в письменной работе (если к концу – показатель утомляемости).
4. Распределение внимания: · методики – «Красно-черные таблицы»Ф. Горбова; · экспериментальные методики, когда испытуемому нужно одновременно выполнить два задания (слушать рассказ (для пересказа) и одновременно выполнять простые арифметические задачи).
По наблюдению: Ø легко или трудно делать одновременно два дела; Ø не раздражает ли это; Ø при просмотре фильма замечаются ли второстепенные детали.
5. Переключение внимания: · корректурная проба с переключением (со сменой задания); · на сколько легко человеку врабатываться в новую деятельность и насколько быстро он переходит от одного занятия к другому. На скорость переключения влияет: 1.уровень сложности деятельностей; 2.уровень их значимости.
Продуктивность внимания – это количество перерабатываемой информации в единицу времени (Шульте, корректурная проба).
Лекция 5. МЫШЛЕНИЕ Вопросы: 1. Определение мышления. Качества мышления. Функции мышления. 2. Стадии развития мышления, по Ж.Пиаже. Эгоцентризм и синкретизм детского мышления. 3. Концепции процесса мышления. 4. Методы изучения мышления. 5. Понятие интеллекта. Коэффициент интеллекта. Мышление - это социально обусловленный, связанный с речью процесс поиска и открытия существенно нового, то есть это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, по А.В.Брушлинскому Мышление – это выбор из ряда альтернатив на основе логики рассуждения Основные качества мышления: · поиск и открытие существенно нового; Ø продуктивное мышление (творческое); Ø репродуктивное (стереотипное); · наличие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и конкретизация); · мышление опосредовано прежде всего речью (внутренняя речь – по Л.С.Выготскому), кроме того образами и знаками. · мышление социально обусловлено, то есть оно развивается в общении и деятельности; · мышление тесно связано с практической деятельностью («мысль зарождается из действия» - А. Валлон «От действия к мысли»). Мыслительные операции сначала формируются во внешнем плане, а затем становятся внутренними, то есть происходит процесс интериоризации. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 267. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |