Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Адаптация как изменение чувствительности




«+» позитивная (чувствительность повышается),

Пример: постепенно различаем предметы в темноте;

«-»негативная (снижение чувствительности в результате воздействия слабых раздражителей).

   Сенсибилизация – это повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и/или упражнений. Чувствительность одного анализатора с может изменяться под воздействием другого. Например, цветовая чувствительность зрительного анализатора повышается при слабых звуковых раздражителяхи наоборот снижается при сильных звуковых раздражителях. Общая закономерность: слабые раздражители повышают чувствительность, сильные – снижают.

   Синестезия – это возникновение ощущения характерного для одного анализатора под влиянием раздражителя другого (редкий феномен: при звуковых мелодиях возникает картинка). Это редкий феномен.

   Синестезией обладали, например, композиторы Римский-Корсаков, Скрябин, художник Чюрленис.

ВОСПРИЯТИЕ

  Восприятие (перцепция) – это отражение в сознании человека целостных предметов (не отдельных свойств) и явлений в совокупности их свойств при непосредственном их воздействии на органы чувств. Результатом этого процесса является перцептивный образ.

Пример: отдельные ноты – ощущение, мелодия - восприятие.

  Восприятие, по Ж.Пиаже,  представляет собой процесс выделяющий одни стороны объекта в ущерб другим – это понятие фигура-фон. Процесс восприятия определяется не единичными ощущениями, а всем полем действующих на организм раздражителей или структурой воспринимаемой ситуацию в целом.

Свойства восприятия

1.Предметность, то есть отнесенность перцептивного образа к определенному объекту;

2.Целостность, то есть образ всегда целостен, закончен;

3.Константность и постоянство, то есть мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине;

4.Осмысленность, то есть осознание того, что воспринимается;

5.Избирательность, то есть преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими (неизбежна). Она определяется, в первую очередь, мотивацией человека (интересно или важно);

Апперцепция – влияние прошлого опыта на восприятие.

Свойства восприятия, определяющие его продуктивность:

· объемвосприятия – количество объектов, которое может переработать человек в единицу времени;

· быстрота или скорость;

· точность и полнота перцептивного образа;

· надежность– это длительность восприятия с требуемой скоростью.

   По этим показателям оценивается уровень перцептивных способностей человека.

Виды восприятия

I. В зависимости от особенностей воспринимаемого объекта:

(аспекты: когнитивные и эмоциональные):

· предметов;речи;музыки;социальная перцепция;

II. В зависимости от преобладающего органа чувств (по модальности):

· зрительная;осязательная/тактильная;слуховая;вкусовая;обонятельная.

III. По формам существования материи:

· пространства;времени;движения.

IV. По продолжительности перцептивного процесса:

· симультанное – одномоментное восприятие;

· сукцессивное– развернутое во времени.

 

Предмет или фигура и фон восприятия

Необходимым условием восприятия является выделение предмета или фигуры из фона. Каждая часть воспринимаемого объекта зависит от того, в каком окружении она находится. Фон может искажать фигуру.

Пример: горизонтальная линия кажется короче вертикальной.

Гештальтпсихология – это направление исследовало закономерности восприятия и были открыты так называемые «законы гештальта», то есть факторы восприятия обеспечивающие выделение фигуры из фона:

I. Общий закон – «закон хорошей формы»:

Он означает тенденцию воспринимаемого образа принимать всегда хорошую форму, то есть законченную, простую, упорядоченную.

II. Так называемый «фактор сходства»:

Фигуры сходные по каким либо элементам (цвету, величине, форме) восприятия объединяются и группируются.

III. Фактор близости:

Близко расположенные фигуры обычно объединяются.

IV. Фактор «общей судьбы»:

Фигуры могут объединятся общим характером изменений.

V. Фактор «замкнутости»:

Замкнутая фигура воспринимается лучше.

VI. Фактор «группировки без остатка»:

Несколько фигур стараются группировать таким образом, чтобы не оставалось одной отдельно стоящей фигуры.

Фактор апперцепции -– влияние прошлого опыта на восприятие.

Гештальт– это такая структура, которая при изменении одного элемента будет изменена вся.

Иллюзии восприятия – это свойства нормальной, здоровой психики – это искажение восприятия, возникающее при непосредственном воздействии объекта на органы чувств.

  Галлюцинации – явления больной психики, они возникают при отсутствии объектов внешней действительности.

Наибольшее количество иллюзий относятся к восприятию пространства:

1. Зрительные иллюзии переоценки вертикальных линий в сравнении с горизонтальными.

2. Неправильное восприятие величины предмета:

а) иллюзия контраста:Когда предмет воспринимается как больший или меньший в зависимости от окружающих предметов.

б) иллюзия геометрической перспективы:

Одинаковые предметы кажутся разными по величине, если они воспринимаются как находящиеся в известном удалении друг от друга. Предмет расположенный ближе кажется меньше, а дальний больше своей действительной величины.

 

 

Закон восприятия

Величина предметов оценивается не по действительным размерам, а в соответствии с оценками расстояния на котором эти предметы находятся.

Иллюзия восприятия времени

«Счастливые часов не наблюдают» - эмоции искажают оценку временного интервала.Невротические состояния также уменьшают оценку временного интервала.

Возрастной фактор также влияет на оценку времени: дети дошкольного возраста и младшие школьники могут искажать оценку временного интервала на 100%.

Наблюдение – это организованное, целенаправленное планомерное восприятие объектов окружающего мира.

Признаки:1)наличие цели;2)план наблюдения (выделение критериев наблюдения);3)систематичность;4)активный характер.

Наблюдательность – это характеристика, которую нужно развивать.

Основная литература

1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов.− М.: Смысл, 2010. – 532 с.* Гл. 7, 8.

2. Немов Р.С. Психология. Кн.1,2,3 Общие основы психологии: Учебник для студентов высш.пед.заведений:В 3-х кн. − М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2011. – 688 с.*(ЭБС)

 

 Дополнительная литература

1. Ж..Годфруа Что такое психология: В 2-х т.Т.1,2.Пер.с франц. – М.: Мир, 2006. – 496 с.*

2. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно-методическое пособие \ Под общ. РедМ.В.Гамезо. – М.: Ось-89, 2008. – 352 с.*

3.Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. – М., СПб: АСТ, МОСКВА, Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.- 838 с. (ЭБС)

4. Современный психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК, 2007. – 490 с.*

5. Филатов Ф.Р. Общая психология. − Ростов-на Дону: Феникс, 2006. – 448 с.

 

 

Лекция 4. ВНИМАНИЕ

Вопросы:

1.Определение внимания. Виды внимания. Свойства внимания.2. 2.Возрастные особенности внимания.

3. Методы изучения внимания.

 

ВНИМАНИЕ (аттенционные способности) – это концентрация или сосредоточение сознания на каком-либо объекте или деятельности.

Внимание – это динамический аспект психических процессов, то есть внимание повышает продуктивность любой деятельности.

Внимание не всеми психологами признается как самостоятельный психический процесс.

Свойства внимания

1. Объем внимания - то количество единиц информации, которые могут быть одновременно восприняты с одинаковой степенью ясности и отчетливости, то есть могут быть воспроизведены.

Объем внимания был экспериментально выявлен В. Вундтом и равен 7 ± 2 единицы.

Объем кратковременной памяти равен объему внимания.

2. Избирательность- обусловлена ограниченностью объема внимания, то есть в одно и тоже время психика может перерабатывать ограниченное количество информации;

Внимание различает информацию на значимую и незначимую или релевантную и нерелевантную, на фигуровую и фоновую.

Предвнимание (бдительность, фон) – по У.Найсеру.

3. Колебание внимания - это непроизвольный перевод фокуса внимания на другой объект или деятельность;

Колебания обусловлены:

· значимостью информации;

· интересом;

· утомляемостью нервных центров.

 

4. Переключение внимания - это произвольный перевод фокуса внимания на другой объект или деятельность;

Скорость переключения зависит от:

· уровня сложности переключаемых деятельностей;

· от целей переключения (полное и неполное).

 

4.Распределение внимания - это рассредоточение внимания на две или больше видов деятельности.

Эффективность распределения зависит от:

· уровня сложности деятельности;

· автоматизированности;

· тренировки.

Виды внимания

1.Произвольное (ПВ)- тот вид внимания, который формируется социумом (культурное);

2.Непроизвольное -врожденное (натуральное).

3.Послепроизвольное внимание (введен Добрыниным).

Произвольное внимание- это активное, целенаправленное сосредоточение сознания на какой-либо деятельности, которое связано с волевыми усилиями.Основные характеристики ПВ: целенаправленность;организованность;повышенная устойчивость.

Произвольность,в целом, - это способность подчинять себя задаче

(мотив – «надо!»).

Механизм формированияПВ - ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ(«вращивание внутрь»)переход внешнего опосредования во внутреннее. То есть формирование новой внутренней функции.

Основными развивающими факторамиПВ являются:общение;развивающие виды деятельности:развивающие игры;учебная деятельность (все познавательные виды деятельности).

Контрольная функция внимания, по П.Я. Гальперину– это способность контролировать свои действия и результаты своей деятельности.

Функция контроля формируется у ребенка постепенно из следующих трех умений (преимущественно в учебной деятельности):

1.принятие постоянно усложняющихся инструкций;

2.удержание инструкций на протяжении всего занятия;

3.навыки самоконтроля.

Контроль формируется сначала во внешнем плане, на основе заранее составленного плана, с помощью установленных критериев. И постепенно из внешнего действия переходить во внутреннее через сокращение и автоматизированность – интериоризация.

Непроизвольное внимание (НВ) - это внимание, которое не требует волевых усилий, вызывается действием раздражителя. Этот вид внимания малоэффективен.

Характеристики НП:возникает не специально;наступает внезапно (сразу после воздействия раздражителя);скоропроходящее (длится недолго, время действия раздражителя);

Внешние факторы НВ:1.Интенсивность (сила раздражителя); 2.Новизна объекта; 3.Необычность;4.Динамичность (огонь, водопад).этот вид внимания малоэффективен.

Непроизвольное внимание может вызывать актуальная потребность человека в данный момент времени (голод, жажда).

Послепроизвольное внимание - это когда внимание, первоначально поддерживается волевыми усилиями, переходит в послепроизвольное, с ним связана наиболее интенсивная плодотворная умственная деятельность («надо!» → «хочу!»).

Внимание и возраст

Основная линия развития внимания в онтогенезе связана с формированием произвольного культурного внимания через интериоризацию внешнего опосредования во внутреннюю функцию.

Параллелограмм А.Н.Леонтьева - 2 линии развития внимания:

- одна – развитие натурального непосредственного внимания от дошкольного к подростковому и юношескому возрасту;

- другая - интенсивное развитие культурного, сначала внешне опосредованного внимания (ст. дошкольный и младший школьный возраст), затем через интериоризацию оно становится внутренней функцией – культурным произвольным вниманием.

   Первоначально (1-й год жизни) внимание ребенка непроизвольно, полностью зависит от внешних причин, от простейших потребностей и интересов. Постепенно повышается устойчивость внимания. Уже к 2-3-м годам ребенок внимательно может (и достаточно долго) слушать сказки и рассказы взрослых, смотреть мультфильмы или смотреть компьютерные развивающие фильмы-занятия (в течение часа).

    То есть дошкольный возраст – это интенсивное развитие ПВ  через игры, развивающие занятия. На развивающих занятиях дети учатся принимать словесное задание и переводить его в самоприказ. Объем внимания еще очень небольшой, невысокая концентрация внимания, высокая отвлекаемость, низкая устойчивость внимания, слабое распределение.

Поступление в школу – существенные сдвиги в развитии произв. внимания, так как учебная деятельность предъявляет высокие требования к вниманию и является развивающей.. Но во внимании мл.школьников еще много детскости. Поэтому учителю нужно использовать специальные приемы, упражнения для поддержания внимания ребенка на уроке. Это – эмоциональная насыщенность, большой объем образного материала, разнообразия содержания и видов деятельности и др. На одном уроке учитель совершает 15-17 переходов от одного вида деятельности к другому (слушают, считают, пишут, отвечают на вопросы…). Без постоянного управления вниманием детей уроки в начальных классах невозможны.

От 3-4 класса к 7-му  количество ошибок на внимание снижается более чем в 2-ва раза.В подростковых классах заметно возрастает способность к продолжтельной интенсивной работе. Количество ошибок «на внимание» снижается более  чем в 2-а раза. В то же время повышенная эмоциональность и резкие колебания настроения очень затрудняют работу в подростковых классах.

    На юность и зрелостьприходитсявершина развития внимания. Человек способен к величайшей интенсивности и сосредоточенности внимания и к наивысшим достижениям в практической и интеллектуальной деятельности.

В старости- после 70-80-ти лет в тенденции и в зависимости от состояния здоровьяснижаются устойчивость, сосредоточенность  внимания, объем и продуктивность.Основной компенсаторный механизм (удерживание функции на определенном уровне) – тренировка.

Методики изучения внимания

1. Объем внимания:

· тахистоскоп (прибор с фиксированным временем проецирования);

Ø стимульный материал в виде:изображение предметов (для детей);в виде цифр, чисел (предъявляется испытуемому на некоторое время экспозиция и требуется воспроизвести информацию тут же).

2. Концентрация внимания:

· точность диагностирования любой методикой на внимание (методика Шульте, «Шифровка», «Корректурная проба»);

· основной показатель концентрации внимания – это количество ошибок;

· методика «Перепутанные линии».

Оценка концентрации внимания по наблюдению.

  Ошибки на невнимательность в письменных работах (преимущественно в арифметических операциях) – показатель снижения концентрации внимания.

· возможность выполнять работу с мелкими деталями (без раздражения).

 

Устойчивость внимания. 

Возможность долго работать (умственно) при помехах (радио, телевидение).

Диагностируется «корректурной пробой» не менее 10 минут.

Устойчивость определяется:

1.по динамике продуктивности выполнения задания;

2.по динамике ошибок.

Определение устойчивости по наблюдению (косвенные наблюдения или экспертная оценка):

· снижение внимания к концу задания (отвлекаемость);

· нравится или раздражает напряженная работа;

· когда преимущественно появляются ошибки в письменной работе (если к концу – показатель утомляемости).

 

4. Распределение внимания:

· методики – «Красно-черные таблицы»Ф. Горбова;

· экспериментальные методики, когда испытуемому нужно одновременно выполнить два задания (слушать рассказ (для пересказа) и одновременно выполнять простые арифметические задачи).

 

По наблюдению:

Ø легко или трудно делать одновременно два дела;

Ø не раздражает ли это;

Ø при просмотре фильма замечаются ли второстепенные детали.

 

5. Переключение внимания:

· корректурная проба с переключением (со сменой задания);

· на сколько легко человеку врабатываться в новую деятельность и насколько быстро он переходит от одного занятия к другому.

На скорость переключения влияет:

1.уровень сложности деятельностей;

2.уровень их значимости.

 

Продуктивность внимания – это количество перерабатываемой информации в единицу времени (Шульте, корректурная проба).

 

 

Лекция 5. МЫШЛЕНИЕ

    Вопросы:

1. Определение мышления. Качества мышления. Функции мышления.

2. Стадии развития мышления, по Ж.Пиаже. Эгоцентризм и синкретизм детского мышления.

3. Концепции процесса мышления.

4. Методы изучения мышления.

5. Понятие интеллекта. Коэффициент интеллекта.

Мышление - это социально обусловленный, связанный с речью процесс поиска и открытия существенно нового, то есть это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, по А.В.Брушлинскому

      Мышление – это выбор из ряда альтернатив на основе логики рассуждения

Основные качества мышления:

· поиск и открытие существенно нового;

Ø продуктивное мышление (творческое);

Ø репродуктивное (стереотипное);

· наличие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и конкретизация);

· мышление опосредовано прежде всего речью (внутренняя речь – по Л.С.Выготскому), кроме того образами и знаками.

· мышление социально обусловлено, то есть оно развивается в общении и деятельности;

· мышление тесно связано с практической деятельностью («мысль зарождается из действия» - А. Валлон «От действия к мысли»). Мыслительные операции сначала формируются во внешнем плане, а затем становятся внутренними, то есть происходит процесс интериоризации.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 224.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...