Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лекция 8. Гуманистические концепции личности. Личностно-центрированный подход к исследованию личности К.Роджерса.




Вопросы:

1.Определение я-концепции. Структуры я-концепции

2.Понятие и содержание неконгруэнтности как механизма фрустрации.

3.Понятие и содержание личностного роста. Условия для личностного роста. Препятствия росту.

4.Принципы построения длительных отношений, по К.Роджерсу.

Основные понятия

Подход базируется на предположении о том, что люди используют свой опыт для определения себя (кто я? какой я?);

Поле опыта – уникально для каждого, включает в себя события, факты, ощущения, воздействия. Это частный субъективный мир, который никогда полностью не соответствует реальности.

Я-концепция – сознательное и бессознательно представление человека о себе. Формируется на основе: - прошлого опыта; - опыта настоящего; - ожиданий будущего.

Структуры

·  1) Я – реальное; Я – идеальное; Я – глазами других (Я – социальное);

·  2) Когнитивная составляющая (качества, приписываемые себе: кто я? какой я?);

· Эмоционально-оценочная составляющая (степень принятия себя);

· Поведенческая составляющая.

·

Конгруэнтность и неконгруэнтность (соответствие и несоответствие).                           

Конгруэнтность – подлинность, искренность, аутентичность (осознавание без искажения, ограничена по агрессивности, соответствии Я – реального, Я – идеального и Я - социального).

 

 

Диагностика зон неконгруэнтности:

- список качеств, которые оцениваются по 10-бальной шкале и выявляется соответствие (или несоответствие - неконгруэнтность) показаний Я - реального и Я – идеального;

- задание: написать то, что в себе не устраивает (в 2-3 предложениях).

Маленькие дети, по обыкновению, демонстрируют соответствие Я – реального Я - идеальному, но это чревато проявлением агрессии и эгоизма.

Организмическая самооценка – ощущение и состояние в теле.

Психологическое консультирование работает с симптомами неконгруэнтности. Психолог в процессе анализа помогает клиенту осознать свои действия и чувства.

Неконгруэнтность может ощущаться как напряженность, тревожность, замешательство.

Иерархия:

- человек, должен быть способен определить и отделить собственные побуждения от навязанных;

- те желания, которые могут быть у человека, также могут являться амбивалентными (несовместимыми: «-», когда человек отрицает свои эмоции и побуждения);

- неконгруэнтность разного рода является основой механизма невроза, фрустрации.

Потребность в самоактуализации – потребность в максимальном развитии своих способностей (компетенций) в социально приемлемом русле.

Личностный (психологический) рост.

В гуманистической психологии постулируется позитивный взгляд на природу человека.

Естественное движение происходит от конфликта к его разрешению.

1.  Преодоление себя; самосовершенствование

2. Это работа на принятие себя, своего Я, то есть движение к конгруэнтности. Чем легче человек принимает себя, тем легче он принимает других.

Препятствие«личностного роста», по К.Роджерсу, возникает в детстве и является нормальным аспектом развития.«Отчуждение».

Ребенок с момента осознавания себя сильно зависит от любви и позитивного её выражения со стороны взрослых.Ребенок начинает действовать так, чтобы получить одобрение и любовь со стороны родителей.Ребенок начинает представлять себя как созданного чтобы удовлетворять потребности других (эгоизм родителей).

В этом случае происходит частичная потеря собственной индивидуальности, идентичности - механизм отчуждения от своего собственного Я, по К. Роджерсу.

Чрезмерная зависимость от мнения родителей может привести к:

1. Пожизненная зависимость от родителей;

2. Выбор другого человека как объекта зависимости.

Ошибка: формирование зависимости от оценки родителей.

Условия, необходимые для личностного роста (ребенка):

1. Эмпатия (сопереживание в трудных ситуациях);

2. Принятие ребенка со всеми его недостатками (видеть ребенка таким каков он есть, не давать волю чувству неудовлетворенности и желанию изменить его, ребенок не должен опасаться быть отвергнутым);

Ребенок должен быть уверен в том, что к нему положительно относятся не зависимо от его успехов и неудач. Не надо сравнивать ребенка с другими детьми, вызывая болезненное чувство неадекватности.

Искренность, неподдельность в общении (конгруэнтность).

Должно ограничиваться раздражение. Я предъявляю все чувства по поводу проблемной ситуации. Основное препятствие, мешающие общению, это наша естественная тенденция оценивать. Оценка – блокирует диалог.

Умение слушать другого человека – трудная задача, ибо слушая другого человека внимательнее себя можно растворится в нем.

Активное слушание предполагает обратную связь.

Безоценочная обратная связь – дается максимально доброжелательно. Взаимодействие с другими людьми дает возможность открыть свое Я. Больше принятия – меньше защитных искажений.

Принципы построения длительных близких отношений (на примере брака):

«Наилучшие браки заключаются между людьми, которые конгруэнтны сами и способны на подлинное принятие других» К. Роджерс.

Основные элементы отношений

Постоянно поддерживаемое обязательство.

Брак должен рассматриваться не как контракт, а как продолжающийся процесс.Отношения – это работа как ради своего удовлетворения, так и для удовлетворения другого. Это процесс постоянно изменяющийся.

2. Открытое общение и выражение чувств (ограничение агрессии).Роджерс настаивал на полном, открытом общении.

Две фазы общения

- выражение эмоций;

- открытость к переживанию ответа (готовность принять непонимание, враждебное чувство).

Необходимо устанавливать и поддерживать этот уровень взаимодействия, а не быть всего лишь вежливым, тактичным.

Непринятие ролей.

Проблема развивается из попыток удовлетворить желания других (отчуждение).Если брак основан на нереалистичных ожиданиях (экспектациях) и образах себя и другого, то такой брак внутренне неустойчив.

Способность разделить образ жизни партнера.

Попытка обнаружить и принять собственную полную природу. Если я могу быть реальным, то есть могу позволить себе выражать весь спектр чувств (гнев, страх, любовь), жить по своим ценностям, быть достаточно свободным, то я смогу помочь моему партнеру следовать своим собственным путем, который я смогу разделить и принять.

Людям лучше решать самим, что им следует делать с поддержкой других, чем если другие решают за них, что им следует делать с поддержкой других.

Эмпатическое понимание – проникновение в частный, субъективный мир другого через сопереживание и проверка правильно ли наше понимание его позиций и переживаний. Эмпатическое понимание проверяется обратной связью, спрашивая другого правильно ли его поняли.

Полно функционирующая личность (самость) постоянно изменяется.

Свойства

- открытость опыту, то есть способность полностью проживать и реализовываться в каждом моменте жизни;

- доверие внутренним побуждениям, интуиции.

Такая личность постоянно находится в процессе самоактуализации.

К.Роджерс отрицает, что человек по природе агрессивен и считает, что каждый человек имеет в себе способность понимать и различать факторы своей жизни, которые приносят ему несчастье и боль, и способен преодолеть эти факторы самостоятельно.  

 

Основная литература

1.Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов.− М.: Смысл, 2010. – 532 с.*

2.Немов Р.С. Психология. Кн.1,2,3 Общие основы психологии: Учебник для студентов высш.пед.заведений:В 3-х кн. − М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2011. – 688 с.*(ЭБС)

 

Дополнительная литература

1. Ж..Годфруа Что такое психология: В 2-х т.Т.1,2.Пер.с франц. – М.: Мир, 2006. – 496 с.*

2. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно-методическое пособие \ Под общ. РедМ.В.Гамезо. – М.: Ось-89, 2008. – 352 с.*

3.Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. – М., СПб: АСТ, МОСКВА, Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.- 838 с. (ЭБС)

4. Психология личности. Тексты / Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. − М.:МГУ, 2001. − 288 с.

5. Психологические исследования личности. Сборник работ молодых ученых. / Под ред. Е.А. Чудина.- М.: ИП РАН, 2005. - 248 с.

6. Современный психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК, 2007. – 490 с.*

7. Хрестоматия: Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. − М.: МГУ, 2001. – 350 с.*

8. Филатов Ф.Р. Общая психология. − Ростов-на Дону: Феникс, 2006. – 448 с.

 

 ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 311.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...