Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Лекция 8. Гуманистические концепции личности. Личностно-центрированный подход к исследованию личности К.Роджерса.
Вопросы: 1.Определение я-концепции. Структуры я-концепции 2.Понятие и содержание неконгруэнтности как механизма фрустрации. 3.Понятие и содержание личностного роста. Условия для личностного роста. Препятствия росту. 4.Принципы построения длительных отношений, по К.Роджерсу. Основные понятия Подход базируется на предположении о том, что люди используют свой опыт для определения себя (кто я? какой я?); Поле опыта – уникально для каждого, включает в себя события, факты, ощущения, воздействия. Это частный субъективный мир, который никогда полностью не соответствует реальности. Я-концепция – сознательное и бессознательно представление человека о себе. Формируется на основе: - прошлого опыта; - опыта настоящего; - ожиданий будущего. Структуры · 1) Я – реальное; Я – идеальное; Я – глазами других (Я – социальное); · 2) Когнитивная составляющая (качества, приписываемые себе: кто я? какой я?); · Эмоционально-оценочная составляющая (степень принятия себя); · Поведенческая составляющая. · Конгруэнтность и неконгруэнтность (соответствие и несоответствие). Конгруэнтность – подлинность, искренность, аутентичность (осознавание без искажения, ограничена по агрессивности, соответствии Я – реального, Я – идеального и Я - социального).
Диагностика зон неконгруэнтности: - список качеств, которые оцениваются по 10-бальной шкале и выявляется соответствие (или несоответствие - неконгруэнтность) показаний Я - реального и Я – идеального; - задание: написать то, что в себе не устраивает (в 2-3 предложениях). Маленькие дети, по обыкновению, демонстрируют соответствие Я – реального Я - идеальному, но это чревато проявлением агрессии и эгоизма. Организмическая самооценка – ощущение и состояние в теле. Психологическое консультирование работает с симптомами неконгруэнтности. Психолог в процессе анализа помогает клиенту осознать свои действия и чувства. Неконгруэнтность может ощущаться как напряженность, тревожность, замешательство. Иерархия: - человек, должен быть способен определить и отделить собственные побуждения от навязанных; - те желания, которые могут быть у человека, также могут являться амбивалентными (несовместимыми: «-», когда человек отрицает свои эмоции и побуждения); - неконгруэнтность разного рода является основой механизма невроза, фрустрации. Потребность в самоактуализации – потребность в максимальном развитии своих способностей (компетенций) в социально приемлемом русле. Личностный (психологический) рост. В гуманистической психологии постулируется позитивный взгляд на природу человека. Естественное движение происходит от конфликта к его разрешению. 1. Преодоление себя; самосовершенствование 2. Это работа на принятие себя, своего Я, то есть движение к конгруэнтности. Чем легче человек принимает себя, тем легче он принимает других. Препятствие«личностного роста», по К.Роджерсу, возникает в детстве и является нормальным аспектом развития.«Отчуждение». Ребенок с момента осознавания себя сильно зависит от любви и позитивного её выражения со стороны взрослых.Ребенок начинает действовать так, чтобы получить одобрение и любовь со стороны родителей.Ребенок начинает представлять себя как созданного чтобы удовлетворять потребности других (эгоизм родителей). В этом случае происходит частичная потеря собственной индивидуальности, идентичности - механизм отчуждения от своего собственного Я, по К. Роджерсу. Чрезмерная зависимость от мнения родителей может привести к: 1. Пожизненная зависимость от родителей; 2. Выбор другого человека как объекта зависимости. Ошибка: формирование зависимости от оценки родителей. Условия, необходимые для личностного роста (ребенка): 1. Эмпатия (сопереживание в трудных ситуациях); 2. Принятие ребенка со всеми его недостатками (видеть ребенка таким каков он есть, не давать волю чувству неудовлетворенности и желанию изменить его, ребенок не должен опасаться быть отвергнутым); Ребенок должен быть уверен в том, что к нему положительно относятся не зависимо от его успехов и неудач. Не надо сравнивать ребенка с другими детьми, вызывая болезненное чувство неадекватности. Искренность, неподдельность в общении (конгруэнтность). Должно ограничиваться раздражение. Я предъявляю все чувства по поводу проблемной ситуации. Основное препятствие, мешающие общению, это наша естественная тенденция оценивать. Оценка – блокирует диалог. Умение слушать другого человека – трудная задача, ибо слушая другого человека внимательнее себя можно растворится в нем. Активное слушание предполагает обратную связь. Безоценочная обратная связь – дается максимально доброжелательно. Взаимодействие с другими людьми дает возможность открыть свое Я. Больше принятия – меньше защитных искажений. Принципы построения длительных близких отношений (на примере брака): «Наилучшие браки заключаются между людьми, которые конгруэнтны сами и способны на подлинное принятие других» К. Роджерс. Основные элементы отношений Постоянно поддерживаемое обязательство. Брак должен рассматриваться не как контракт, а как продолжающийся процесс.Отношения – это работа как ради своего удовлетворения, так и для удовлетворения другого. Это процесс постоянно изменяющийся. 2. Открытое общение и выражение чувств (ограничение агрессии).Роджерс настаивал на полном, открытом общении. Две фазы общения - выражение эмоций; - открытость к переживанию ответа (готовность принять непонимание, враждебное чувство). Необходимо устанавливать и поддерживать этот уровень взаимодействия, а не быть всего лишь вежливым, тактичным. Непринятие ролей. Проблема развивается из попыток удовлетворить желания других (отчуждение).Если брак основан на нереалистичных ожиданиях (экспектациях) и образах себя и другого, то такой брак внутренне неустойчив. Способность разделить образ жизни партнера. Попытка обнаружить и принять собственную полную природу. Если я могу быть реальным, то есть могу позволить себе выражать весь спектр чувств (гнев, страх, любовь), жить по своим ценностям, быть достаточно свободным, то я смогу помочь моему партнеру следовать своим собственным путем, который я смогу разделить и принять. Людям лучше решать самим, что им следует делать с поддержкой других, чем если другие решают за них, что им следует делать с поддержкой других. Эмпатическое понимание – проникновение в частный, субъективный мир другого через сопереживание и проверка правильно ли наше понимание его позиций и переживаний. Эмпатическое понимание проверяется обратной связью, спрашивая другого правильно ли его поняли. Полно функционирующая личность (самость) постоянно изменяется. Свойства - открытость опыту, то есть способность полностью проживать и реализовываться в каждом моменте жизни; - доверие внутренним побуждениям, интуиции. Такая личность постоянно находится в процессе самоактуализации. К.Роджерс отрицает, что человек по природе агрессивен и считает, что каждый человек имеет в себе способность понимать и различать факторы своей жизни, которые приносят ему несчастье и боль, и способен преодолеть эти факторы самостоятельно.
Основная литература 1.Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов.− М.: Смысл, 2010. – 532 с.* 2.Немов Р.С. Психология. Кн.1,2,3 Общие основы психологии: Учебник для студентов высш.пед.заведений:В 3-х кн. − М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2011. – 688 с.*(ЭБС)
Дополнительная литература 1. Ж..Годфруа Что такое психология: В 2-х т.Т.1,2.Пер.с франц. – М.: Мир, 2006. – 496 с.* 2. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно-методическое пособие \ Под общ. РедМ.В.Гамезо. – М.: Ось-89, 2008. – 352 с.* 3.Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. – М., СПб: АСТ, МОСКВА, Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.- 838 с. (ЭБС) 4. Психология личности. Тексты / Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. − М.:МГУ, 2001. − 288 с. 5. Психологические исследования личности. Сборник работ молодых ученых. / Под ред. Е.А. Чудина.- М.: ИП РАН, 2005. - 248 с. 6. Современный психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК, 2007. – 490 с.* 7. Хрестоматия: Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. − М.: МГУ, 2001. – 350 с.* 8. Филатов Ф.Р. Общая психология. − Ростов-на Дону: Феникс, 2006. – 448 с.
ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 311. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |