Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
РАЗДЕЛ I ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ 10 страница
1974.
112
Леонтьев А. Н. Основы теории речевой деятельности. М,
Как известно, психофизические, исследования внесли очень важный вклад в учение об ощущениях, но извест- но также, что исследования эти закрепляли субъектии- но-эмпирическое понимание ощущений и логически не- избежно приводили к выводам в духе физиологического идеализма.
Нужно заметить, что тот же самый подход и соот- ветственно та же самая принципиальная схема сохрани- лись и в дальнейших исследованиях восприятия, в част- ности в гештальтпсихологии. Наконец, в бихевиоризме, т. е. применительно к исследованию поведения, он вы- разился в знаменитой схеме «стимул — реакция», ко- торая до сих пор остается исходной для позитивистских психологических концепций, более всего распространен- ных сейчас в зарубежной психологии.
Ограниченность подхода, о котором идет речь, сос- стоит в том, что для него существуют, с одной стороны, вещи, объекты, а с другой — пассивный, подвергающий- ся воздействиям субъект. Иначе говоря, подход этот отвлекается от того содержательного процесса, в кото- ром осуществляются реальные связи субъекта с пред- метным миром,— от его деятельности...
Существуют многие попытки преодолеть теоретиче- ские трудности, создаваемые в психологии тем «посту- латом непосредственности», как называет его Д. Н. Уз- надзе, который лежит в основе рассматриваемого под- хода. Так, подчеркивается, например, что эффекты внешних воздействий определяются не непосредственно самими воздействиями, а зависят от их преломления субъектом. С. Л. Рубинштейн в свое время выразил эту мысль в формуле о том, что внешние причины действу- ют через внутренние условия. Можно, однако, интерпре- тировать эту формулу по-разному, в зависимости от то- го, что подразумевается под внутренними условиями. Если подразумевается изменение внутренних состояний субъекта, то этим в сущности не вносится ничего но- вого. Ведь любой объект способен изменять свои со- стояния и соответственно по-разному обнаруживать се- бя во взаимодействии с другими объектами. На раз- мягченном грунте будут отпечатываться следы, на сле- жавшемся — нет, голодное животное будет реагировать на пищу, конечно, иначе, чем сытое, а у человека, на- учившегося читать, полученное им письмо вызовет, ко- нечно, другое поведение, чем у человека неграмотного. Другое дело, если под внутренними условиями понима-
7--123 113
ются особенности активных со стороны субъекта прб. цессов. Но тогда главный вопрос заключается в том что же представляют собой эти процессы, опосред^ ствующие воздействия предметного мира, отражающе. гося в голове человека.
Принципиальный ответ на этот вопрос состоит в том что это процессы, осуществляющие реальную жизнь че- ловека в окружающем мире, его общественное бытие во всем богатстве и многобразии его форм, т. е. его дея- тельность...
Но что же мы разумеем, когда говорим о деятельно- сти?
Если иметь в виду деятельность человека, то можно сказать, что деятельность есть как бы молярная едини- ца его индивидуального бытия, осуществляющая то или иное жизненное его отношение, подчеркнем: не элемент бытия, а именно единица, т. е. целостная неаддитивная система, обладающая многоуровневой организацией. Всякая предметная деятельность отвечает потребности, но всегда опредмеченной в мотиве; ее главными обра- зующими являются цели и соответственно отвечающие им действия, средства и способы их выполнения и, на- конец, те психофизиологические функции, реализующие деятельность, которые часто составляют ее естественные предпосылки и накладывают на ее протекание извест- ные ограничения, часто перестраиваются в ней и даже ею порождаются.
Может ли, однако, так понимаемая деятельность быть предметом изучения психологии?
Ее различные стороны могут служить предметом изучения разных наук. Сейчас для нас важно лишь од- но: что деятельность не может быть изъята из научно- го психологического изучения и что перед психологией она выступает как процесс, в котором порождается пси- хическое отражение мира в голове человека, т. е. про- исходит переход отражаемого в психическое отражение, а с другой стороны, как процесс, который в свою оче- редь сам управляется психическим отражением.
Рассмотрим самый простой процесс — процесс вос- приятия упругости предмета. Этот процесс внешнедви- гательный, с помощью которого я вступаю в практиче- ский контакт, в практическую связь с внешним предме- том и который может быть даже непосредственно нап- равлен на осуществление практического действия, на- пример, на его деформацию. Возникающий при этом
114
образ — это, конечно, психический образ, и соответст- венно он является бесспорным предметом психологиче- ского изучения. Но беда заключается в том, что, для то- го чтобы понять природу образа, я должен изучить про- цесс, его порождающий, а это в данном случае есть процесс внешний и практический. Хочу я этого или не хочу, соответствует или не соответствует это моим тео- ретическим взглядам, я все же вынужден включить в предмет моего психологического исследования практи- ческое действие...
Для того чтобы возможно более упростить изложен- ное, мы взяли для анализа самый грубый случай — по- рождение слепка-ощущения элементарного свойства ве- щественного предмета в условиях практического кон- такта с ним. Нетрудно, однако, понять, что в принципе так же обстоит дело в любой человеческой деятельно- сти, даже в такой, как, например, деятельность воздей- ствия человека на других людей.
Итак, введение в психологию категории предметной деятельности ведет не к подмене предмета психологи- ческого исследования, а к его демистификации. Психо- логия неизменно включала в предмет своего исследова- ния внутренние деятельности, деятельности сознания. Вместе с тем, она долгое время игнорировала вопрос о происхождении этих деятельностей, т. е. об их действи- тельной природе. Перед психологией вопрос этот был поставлен, как известно, Сеченовым, который придавал ему приципиальное значение. Сейчас в современной психологии положение о том, что внутренние мысли- тельные процессы происходят из внешних, стало едва ли не общепризнанным. Идею интериоризации внешних процессов — правда, в грубо механистическом ее пони- мании — мы находим в начале века у бихевиористов;
конкретные исследования этого процесса в онтогенезе и в ходе функционального развития были предприняты У нас Л. С. Выготским, а в зарубежной психологии — Пиаже и рядом других авторов. При всем несходстве общетеоретических позиций, с которых велись эти ис- ^едования, в одном пункте они сходятся: первоначаль- но внутренние психические процессы имеют форму вешних процессов с внешними предметами: превраща- ясь во внутренние, эти внешние процессы не просто ме- няют свою форму, но подвергаются и известной транс- формации, обобщаются, становятся более сокращенны- ми и т. д. Все это, конечно, так, но нужно принять во 7* 115
внимание два положения, которые представляются ка- питально важными.
Первое заключается в том, что внутренняя деятель- ность есть подлинная деятельность, которая сохраняет общую структуру человеческой деятельности, в какой бы форме она ни протекала. Утверждение общности строения внешней, практической и внутренней, умствен- ной деятельности имеет то значение, что оно позволяет понять постоянно происходящий между ними обмен звеньями; так, например, те или иные умственные дей- ствия могут входить в структуру непосредственно прак- тической, материальной деятельности, и, наоборот, внешнедвигательные операции могут обслуживать вы- полнение умственного действия в структуре, скажем, чисто познавательной деятельности.
Второе положение состоит в том, что и внутренняя деятельность, деятельность сознания, как и любая во- обще предметная человеческая деятельность, тоже не может быть выключена из общественного процесса. Достаточно сказать, что только в обществе человек находит и предмет потребности, которой эта его дея тельность отвечает, и цели, которые он преследует, и средства, необходимые для достижения этих целей....
До сих пор речь шла о деятельности в общем, о со- бирательном значении этого понятия. Реально же мы всегда имеем дело с отдельными деятельностями, каж- дая из которых отвечает определенной потребности субъекта, стремится к предмету этой потребности, уга- сает в результате ее удовлетворения и воспроизводится вновь, может быть, уже в других условиях и по отно шению к изменившемуся предмету .
Основными «образующими» отдельных человеческих деятельностей являются осуществляющие их действия. Действием мы называем процесс, подчиненный пред- ставлению о том результате, который должен быть до- стигнут, т. е. процесс, подчиненный сознательной цели. Подобно тому, как понятие мотива соотносительно с понятием деятельности, понятие цели соотносительно с понятием действия....
Как уже говорилось, деятельность не является адди- тивным процессом. Соответственно действия — это не особые «отдельности», которые включаются в состав деятельности. Человеческая деятельность существует как действие или цепь действий. Например, трудовая деятельность существует в трудовых действиях, учеб-
116
пая деятельность — в учебных действиях, деятельность общения — в действия (актах) общения и т. д. Если из деятельности мысленно вычесть действия, ее осу- ществляющие, то от деятельности вообще ничего не ос- тается. Это же можно выразить и иначе: когда перед нами развертывается конкретный процесс — внешний или внутренний, то со стороны мотива он выступает в качестве деятельности человека, а как подчиненный цели — в качестве действия или системы, цепи дейст- вий.
Вместе с тем, деятельность и действие представляют собой подлинные и притом не совпадающие между со- бой реальности. Одно и то же действие может осущест- влять разные деятельности, может переходить из одной деятельности в другую; оно, таким образом, обнаружи- вает свою относительную самостоятельность. Обратим- ся снова к грубой иллюстрации: допустим, что у меня возникла цель — прибыть в пункт А, и я это делаю; по- нятно, это данное действие может иметь совершенно разные мотивы, т. е. реализовывать совершенно разные деятельности. Очевидно, конечно, и обратное, а именно, что один и тот же мотив может порождать разные це- ли и соответственно разные действия.
В связи с выделением понятия действия как важ- нейшей «образующей» человеческой деятельности нуж- но принять во внимание, что сколько-нибудь разверну- тая деятельность предполагает достижение ряда кон- кретных целей, из числа которых некоторые связаны между собой жесткой последовательностью. Иначе го- воря, деятельность обычно осуществляется некоторой совокупностью действий, подчиняющихся частным це- лям, которые могут выделяться из общей цели; при этом специальный случай состоит в том, что роль об- Щей цели выполняет осознанный мотив, превращаю- щийся благодаря его осознанию в мотив-цель....
Всякая цель — даже такая, как «достичь пункта А»,— объективно существует в некоторой предметной ситуации. Конечно, для сознания субъекта цель может выступить в абстракции от этой ситуации. Но его дей- ствие не может абстрагироваться от нее — даже только в воображении. Поэтому, помимо своего интенциональ- ного аспекта (что должно быть достигнуто), действие имеет и свой операционный аспект (как, каким спосо- бом это может быть достигнуто), который определяет- ^ не самой по себе целью, а предметными условиями
117
ее достижения. Иными словами, осуществляющее дей- ствие отвечает задаче; задача — это и есть цель, дан- ная в определенных условиях. Поэтому действие имеет особую сторону, особую ее «образующую», а именно способы, какими оно осуществляется. Способы осуще- ствления действия мы называем операциями.
Термины «действие» и «операция» часто не разли- чаются. Однако в контексте анализа деятельности их четкое различение совершенно необходимо. Действия, как уже было сказано, соотносительны целям, опера- ции — условиям. Допустим, что цель остается той же самой, условия же, в которых она дана, изменяются;
тогда меняется только и именно операционный состав действия или (и это крайний случай) действие может оказаться вовсе невозможным, и задача остается не- разрешенной. Наконец, главное, что заставляет особо выделить операции, заключается в том, что операции, как правило, вырабатываются, обобщаются и фикси- руются общественно-исторически, так что каждый от- дельный индивид обучается операциям, усваивает и применяет их....
Действия и операции имеют разное происхождение, разную динамику и разную судьбу. Генезис действия лежит в обмене деятельностями, «интрапсихологиза- ция» которого и порождает действие. Всякая же опера- ция есть результат преобразования действия, происхо- дящего в результате его включения в другое действие и наступающей его «технизации». Самой простой иллю- страцией этого процесса может служить фоомирование операций, выполнения которых требует управление ав- томобилем. Первоначально каждая операция, например переключение передач, формируется как действие, под- чиненное именно этой цели и имеющее свою сознатель- ную «ориентировочную основу» (П. Я. Гальперин). В дальнейшем это действие включается в другое дей- ствие, имеющее сложный операционный состав, напри- мер в изменение режима движения автомобиля. Теперь переключение передач становится одним из способов его выполнения — операцией, его реализующей, и оно уже не может осуществляться в качестве целенаправ- ленного сознательного процесса. Его цель уже реально не выделяется и не может выделяться водителем; для него переключение передач психологически как бы вов- се перестает существовать. Он делает другое: трогает автомобиль с места, берет крутые подъемы, ведет ав-
118
томобиль накатом, останавливает его в заданном месте ц т. п. В самом деле, эти операции могут вообще не ка- саться водителя и выполняться вместо него автоматом. Судьба операции рано или поздно становится функци- ей машины...
Итак, в общем потоке деятельности, который обра- зует человеческую жизнь в ее высших, опосредствован- ных психическим отражением проявлениях, анализ вы- деляет, во-первых, отдельные деятельности — по крите- рию различия побуждающих их мотивов. Далее выде- ляются действия — процессы, подчиняющиеся созна- тельным целям. Наконец, это операции, которые непо- средственно зависят от условий достижения'конкретной цели.
Эти «единицы» человеческой деятельности и обра- зуют ее макроструктуру. Особенности анализа, который приводит к их выделению, состоят не в расчленении живой деятельности на элементы, а в раскрытии харак- теризующих ее отношений. Такой системный анализ одновременно исключает возможность какого бы то ни было удвоения изучаемой реальности: речь идет не о разных процессах, а скорее о разных плоскостях аб- стракции. Этим и объясняется, что по первому взгляду невозможно судить о том, имеем ли мы дело в каждом данном случае, например, с действием или с операцией. К тому же деятельность представляет собой в высшей степени динамическую систему, которая характеризует- ся постоянно происходящими трансформациями. Дея- тельность может утратить мотив, вызвавший ее к жиз- ни, и тогда она превратится в действие, реализующее, может быть, совсем другое отношение к миру — другую деятельность; наоборот, действие может приобрести са- мостоятельную побудительную силу и стать особой дея- тельностью; наконец, действие может трансформиро- ваться в способ достижения цели, в операцию, способ- ную реализовать различные действия.
Динамизм, подвижность структурных единиц дея- тельности выражается, с другой стороны, в том, что каждая из них может становиться более дробной или, наоборот, включать в себя единицы прежде относитель- но самостоятельные. Так, в ходе достижения выделив- шейся общей цели может происходить выделение про- межуточных целей, в результате чего целостное дро- бится на ряд отдельных последовательных действий;
это особенно характерно для случаев, когда действие 119
протекает в условиях, затрудняющих его выполнение с помощью уже сформировавшихся операций. Противо- положный процесс состоит в укрупнении структурных единиц деятельности. Это случай, когда объективно до- стигаемые промежуточные результаты перестают выде- ляться субъектом, сознаваться им в форме целей....
Существуют отдельные деятельности, все компонен- ты которых являются существенно внутренними; такой может быть, например, познавательная деятельность. Более частный случай состоит в том, что внутренняя деятельность, отвечающая познавательному мотиву, реализуется существенно внешними по своей форме про- цессами; это могут быть либо внешние действия, либо внешнедвигательные операции, но никогда не отдель- ные их части. То же относится и к внешней деятельно- сти: некоторые из осуществляющих внешнюю деятель- ность действий и операций могут иметь форму внутрен- них, умственных процессов, но опять-таки именно толь- ко как действия или операции в их неделимости....
Деятельность субъекта опосредствуется и регулиру- ется психическим отражением реальности. То, что в предметном мире выступает для субъекта как мотивы, цели и условия его деятельности, должно быть им так или иначе воспринято, представлено, понято, удержано и воспроизведено его памятью; это же относится к про- цессам его деятельности и к самому субъекту — к ею состояниям, свойствам, особенностям. Таким образом, анализ деятельности приводит нас к традиционным те- мам психологии. Однако теперь, логика исследования оборачивается так: проблема психических проявлений человека превращается в проблему их происхождения, их порождения жизнью....
Трудовая деятельность запечатлевается в своем про- дукте. Происходит... переход деятельности в форму по- коящегося свойства; при этом регулирующий деятель- ность психический образ (представление) воплощается в предмете — ее продукте. Теперь во внешней эксте- риоризованной форме своего бытия этот исходный об- раз сам становится предметом восприятия: он осозна- ется.
Процесс осознания может, однако, реализоваться лишь в том случае, если предмет выступит перед субъ- ектом именно как запечатлевший в себе образ, т. е. своей идеальной стороной. Выделение, абстрагирование этой стороны первоначально происходит в процессеязы-
120
«ового общения, в актах словесного означения; словес- но означенное и становится осознанным, а сам язык ста- новится субстратом сознания.
Выразим это иначе. Люди в своей общественной по природе деятельности производят и свое сознание. Оно кристаллизуется в ее продуктах, в мире человеческих предметов, присваиваемых индивидами, хотя никакой физический или химический анализ их вещественного состава не может, разумеется, в них обнаружить его так же, как не может его обнаружить и в человеческом мозге. За субъективными явлениями сознания лежит действительность человеческой жизни, предметность человеческой деятельности.
Конечно, указанные условия и отношения, порож- дающие человеческое сознание, характеризуют лишь условия его первоначального становления. Впослед- ствии в связи с выделением и развитием духовного про- изводства, обогащением и технизацией языка сознание людей освобождается от своей прямой связи с их про- изводственной деятельностью. Круг сознаваемого все более расширяется, так что сознание становится у чело- века всеобщей, универсальной формой психического от- ражения.
Д. И. Фельдштейн
j ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ'
| ...Деятельность растущего человека представляет собой сложную систему, где разные виды, типы, формы находятся в иерархических связях, усложнение которых происходит по мере общего развития деятельности. К одной из важнейших закономерностей этого развития относится постоянный процесс расширения сферы дея- тельности, совокупности различных ее видов, в которые включен, функционирует, существует индивид, форми- руясь как личность.
Изучение механизма движения деятельности приве- ло к установлению другой важнейшей закономерности—
'Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в он- 'госснезе. М., 1989.
121
наличия и единства двух взаимосвязанных сторон дея- тельности.
Уже само методологически обоснованное понимание человека как целостного существа, субъекта общест- венных отношений, требует рассмотрения деятельности не просто в качестве средства, способа объективирова- ния субъективного отношения личности к миру вещей т. е. практической деятельности, отделяемой от обще^ ния, а как ее противоречивого единства с «самоизмене- нием» и «изменением других», актуально утверждаемым в процессе человеческого общения. Отсюда и деятель- ное отношение людей к природе (производство), и вза- имодействие людей, их деятельное отношение друг к другу (общение) представляют собой два основных ви- да человеческой деятельности, тесно взаимосвязанных друг с другом.
Показательно, что практически все отечественные психологи, изучающие процесс развития деятельности ребенка, на основе которой развивается психика, фор- мируется личность, выделяют «отношение к миру ве- щей» и «отношение к миру людей» как две стороны су- ществования единого, неделимого процесса деятельно- сти.
В качестве этих взаимосвязанных сторон деятельно- сти выступают предметная (практическая и познава- тельная) деятельность и деятельность, направленная на развитие взаимоотношений с людьми, обществом. Л. С. Выготский называл их главными моментами дея- тельности, определяющими особенности психических процессов; Б. Г. Ананьев употреблял термин «основные формы деятельности»...; по А. Н. Леонтьеву — это ли- нии развития'деятельности...; в терминологии Д. Б. Эль- конина — группы деятельности... Выделение этих двух сторон деятельности определяется не только теоретиче- ским анализом, но и эмпирическим материалом, кото- рый свидетельствует об их реальном существовании...
Существуя в неразрывном единстве, обе стороны деятельности имеют свою особую функциональную на- грузку, свой особый характер, свою определяемую спе- цифическими закономерностями линию внутреннего раз- вития, свой продукт — результат этого развития. В предметно-практической деятельности ребенок усваи- вает знания, умения, навыки, присваивает человеческий опыт, что обеспечивает преимущественное формирова- ние интеллектуальной активности. В деятельности по
122
усвоению норм человеческих взаимоотношений ребенок пытается включиться и на определенном уровне вклю- чается в систему этих отношений, как бы «примеряя» себя к обществу, что обеспечивает преимущественно формирование его социальной активности.
В основе развития единого, неделимого процесса деятельности лежит исходное диалектическое противо- речие между тем, что имеет объективное значение для жизнедеятельности человека и отражается им как субъ- ективно значимое, и наличной действительностью. Отра- жаясь в соответствующем переживании, это противоре- чие образует поле мотивации, которое детерминирует и целенаправляет многоплановую деятельность, обеспечи- вая процесс ее самодвижения.
Именно различие двух сторон единого процесса раз- вития деятельности обусловливает особый характер это- го процесса самодвижения, который осуществляется че- рез зарождение и разрешение многоплановых противо- речий, которые снимаются за счет изменения типа дея- тельности, оказывая определяющее воздействие на раз- витие психики, становление личности. Поочередное вы- движение на первый план то одной, то другой стороны деятельности вызывает смену периодов становления личности в онтогенезе, усиливая то ее интеллектуаль- ную, то социальную активность. «Определенные сторо- ны... личности,— как замечал Л. С. Выготский,— вы- двигаются как бы в центр развития, они растут особен- но усиленно... До этого и после этого они... сдвигаются на периферию развития. Значит, каждая сторона в раз- витии ребенка имеет свой оптимальный период разви- тия...», связанный с актуализацией определенной сто- роны деятельности.
В жизни современного ребенка имеются шесть генетически преемственных типов ведущей деятельно- сти: непосредственно-эмоциональное общение — у мла- денцев, манипулятивная деятельность — у ребенка в раннем детстве (преддошкольный возраст), игровая — У дошкольников, учебная — у младших школьников, социально признаваемая и социально одобряемая — у подростка и учебно-профессиональная деятельность — У старшеклассника. Общение, игра и социально призна- ваемая деятельность — реальные формы проявления Деятельности по усвоению норм взаимоотношений. А. Н. Леонтьев называл их фазами преимущественного Развития взаимоотношений с людьми, обществом... Ма- 12-3
нипулятивная, учебная, учебно-профессиональная дея- тельности представляют формы проявления другой сто- роны деятельности — предметной (практической и по- знавательной).
Несмотря на то, что каждый ведущий тип существу- ет и проявляется в двух аспектах, отношения к миру ве- щей и к окружающим людям образуют разные, хотя и взаимосвязанные линии развития. Первоначально, как отмечал А. Н. Леонтьев, эти две стороны деятельности «слиты для ребенка между собой, но дальше происхо- дит их раздвоение, и они образуют разные, хотя и вза- имосвязанные, линии развития, переходящие друг в друга»...
Поэтому важно выявить общие и отличительные мо- менты в обеих сторонах деятельности, рассмотрев как особенности их внутреннего развития на разных воз- растных ступенях, так и взаимосвязь каждой из сторон в различные периоды онтогенеза, что дает возможность раскрыть процесс формирования личностных новообра- зований.
Материалы многочисленных психологических иссле- дований убеждают, что в результате развития опреде- ленной стороны деятельности, ее насыщения, увеличе- ния объема и формирования соответствующей системы отношений, внутри нее формируются компоненты, кото- рые все больше и больше с ней не согласуются, порож- дая новую ситуацию, новую позицию ребенка, объек- тивно создавая условия для появления в итоге другой стороны деятельности. Так, в предметно-практической деятельности развивается преимущественно интеллек- туальная сфера, но насыщение ее, усвоение накоплен- ного опыта, обусловливают динамику мотивационно- потребностной, аффективной сферы личности, что при- водит к возникновению новообразований, которые на- ходятся в противоречии с породившей их стороной дея- тельности.
Необходимо обратить внимание на исключительную динамичность переходов ребенка от одной стороны дея- тельности к другой в результате быстрого насыщения, быстрого накопления в детских возрастах соответствую- щего опыта и усвоения системы отношений, требующих реализации в противоположной стороне деятельности.
В этом процессе отчетливо видна закономерность, условно называемая нами закономерностью «обратного действия». Она прослеживается на всех ступенях онто-
124
генеза. Например, в игровой деятельности дошкольника, представляющей одну из форм деятельности по усвое- нию норм взаимоотношений, возникают такие новооб- разования, как воображение и символическая функция, относящиеся к другой стороне деятельности — познава- тельной.
У младшего школьника актуализируется предметно- практическая, познавательная деятельность, выражаю- щаяся в конкретной форме ведущей в этом возрастном периоде учебной деятельности. На ее основе формиру- ется познавательная активность ребенка, а возникаю- щие в результате ее развития новообразования — про- извольность психических-процессов, рефлексия на соб- ственные действия, собственное поведение — лежат в другой плоскости, в деятельности по усвоению норм взаимоотношений, так как рефлексия, «поворот» учеб- ной деятельности на себя вызывает потребность в раз- вертывании отношений.
В подростковом возрасте формируется самосознание как осознание себя в обществе, усиливается социальная активность. Но, развиваясь в социально признаваемой и социально одобряемой деятельности, весь смысл ко- торой заключается в реализации себя для другого, эта потребность подростка перерастает в потребность стар- шего школьника в самореализации, вступая в противо- речие с той ситуацией, которая организуется в деятель- ности взаимоотношений, ибо самореализация объектив но может произойти только в предметно-практической деятельности, что и актуализирует учебную деятель- ность старшеклассников.
|