Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

РАЗДЕЛ I ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ 10 страница




1974.

112

Леонтьев А. Н. Основы теории речевой деятельности. М,

Как известно, психофизические, исследования внесли
очень важный вклад в учение об ощущениях, но извест-
но также, что исследования эти закрепляли субъектии-
но-эмпирическое понимание ощущений и логически не-
избежно приводили к выводам в духе физиологического
идеализма.

Нужно заметить, что тот же самый подход и соот-
ветственно та же самая принципиальная схема сохрани-
лись и в дальнейших исследованиях восприятия, в част-
ности в гештальтпсихологии. Наконец, в бихевиоризме,
т. е. применительно к исследованию поведения, он вы-
разился в знаменитой схеме «стимул — реакция», ко-
торая до сих пор остается исходной для позитивистских
психологических концепций, более всего распространен-
ных сейчас в зарубежной психологии.

Ограниченность подхода, о котором идет речь, сос-
стоит в том, что для него существуют, с одной стороны,
вещи, объекты, а с другой — пассивный, подвергающий-
ся воздействиям субъект. Иначе говоря, подход этот
отвлекается от того содержательного процесса, в кото-
ром осуществляются реальные связи субъекта с пред-
метным миром,— от его деятельности...

Существуют многие попытки преодолеть теоретиче-
ские трудности, создаваемые в психологии тем «посту-
латом непосредственности», как называет его Д. Н. Уз-
надзе, который лежит в основе рассматриваемого под-
хода. Так, подчеркивается, например, что эффекты
внешних воздействий определяются не непосредственно
самими воздействиями, а зависят от их преломления
субъектом. С. Л. Рубинштейн в свое время выразил эту
мысль в формуле о том, что внешние причины действу-
ют через внутренние условия. Можно, однако, интерпре-
тировать эту формулу по-разному, в зависимости от то-
го, что подразумевается под внутренними условиями.
Если подразумевается изменение внутренних состояний
субъекта, то этим в сущности не вносится ничего но-
вого. Ведь любой объект способен изменять свои со-
стояния и соответственно по-разному обнаруживать се-
бя во взаимодействии с другими объектами. На раз-
мягченном грунте будут отпечатываться следы, на сле-
жавшемся — нет, голодное животное будет реагировать
на пищу, конечно, иначе, чем сытое, а у человека, на-
учившегося читать, полученное им письмо вызовет, ко-
нечно, другое поведение, чем у человека неграмотного.
Другое дело, если под внутренними условиями понима-

7--123                                                  113


 ются особенности активных со стороны субъекта прб.
цессов. Но тогда главный вопрос заключается в том
что же представляют собой эти процессы, опосред^
ствующие воздействия предметного мира, отражающе.
гося в голове человека.

Принципиальный ответ на этот вопрос состоит в том
что это процессы, осуществляющие реальную жизнь че-
ловека
в окружающем мире, его общественное бытие
во всем богатстве и многобразии его форм, т. е. его дея-
тельность...

Но что же мы разумеем, когда говорим о деятельно-
сти?

Если иметь в виду деятельность человека, то можно
сказать, что деятельность есть как бы молярная едини-
ца его индивидуального бытия, осуществляющая то или
иное жизненное его отношение, подчеркнем: не элемент
бытия, а именно единица, т. е. целостная неаддитивная
система, обладающая многоуровневой организацией.
Всякая предметная деятельность отвечает потребности,
но всегда опредмеченной в мотиве; ее главными обра-
зующими являются цели и соответственно отвечающие
им действия, средства и способы их выполнения и, на-
конец, те психофизиологические функции, реализующие
деятельность, которые часто составляют ее естественные
предпосылки и накладывают на ее протекание извест-
ные ограничения, часто перестраиваются в ней и даже
ею порождаются.

Может ли, однако, так понимаемая деятельность
быть предметом изучения психологии?

Ее различные стороны могут служить предметом
изучения разных наук. Сейчас для нас важно лишь од-
но: что деятельность не может быть изъята из научно-
го психологического изучения и что перед психологией
она выступает как процесс, в котором порождается пси-
хическое отражение мира в голове человека, т. е. про-
исходит переход отражаемого в психическое отражение,
а с другой стороны, как процесс, который в свою оче-
редь сам управляется психическим отражением.

Рассмотрим самый простой процесс — процесс вос-
приятия упругости предмета. Этот процесс внешнедви-
гательный, с помощью которого я вступаю в практиче-
ский контакт, в практическую связь с внешним предме-
том и который может быть даже непосредственно нап-
равлен на осуществление практического действия, на-
пример, на его деформацию. Возникающий при этом

114

образ — это, конечно, психический образ, и соответст-
венно он является бесспорным предметом психологиче-
ского изучения. Но беда заключается в том, что, для то-
го чтобы понять природу образа, я должен изучить про-
цесс, его порождающий, а это в данном случае есть
процесс внешний и практический. Хочу я этого или не
хочу, соответствует или не соответствует это моим тео-
ретическим взглядам, я все же вынужден включить в
предмет моего психологического исследования практи-
ческое действие...

Для того чтобы возможно более упростить изложен-
ное, мы взяли для анализа самый грубый случай — по-
рождение слепка-ощущения элементарного свойства ве-
щественного предмета в условиях практического кон-
такта с ним. Нетрудно, однако, понять, что в принципе
так же обстоит дело в любой человеческой деятельно-
сти, даже в такой, как, например, деятельность воздей-
ствия человека на других людей.

Итак, введение в психологию категории предметной
деятельности ведет не к подмене предмета психологи-
ческого исследования, а к его демистификации. Психо-
логия неизменно включала в предмет своего исследова-
ния внутренние деятельности, деятельности сознания.
Вместе с тем, она долгое время игнорировала вопрос о
происхождении этих деятельностей, т. е. об их действи-
тельной природе. Перед психологией вопрос этот был
поставлен, как известно, Сеченовым, который придавал
ему приципиальное значение. Сейчас в современной
психологии положение о том, что внутренние мысли-
тельные процессы происходят из внешних, стало едва ли
не общепризнанным. Идею интериоризации внешних
процессов — правда, в грубо механистическом ее пони-
мании — мы находим в начале века у бихевиористов;

конкретные исследования этого процесса в онтогенезе
и в ходе функционального развития были предприняты
У нас Л. С. Выготским, а в зарубежной психологии —
Пиаже и рядом других авторов. При всем несходстве
общетеоретических позиций, с которых велись эти ис-
^едования, в одном пункте они сходятся: первоначаль-
но внутренние психические процессы имеют форму
вешних процессов с внешними предметами: превраща-
ясь во внутренние, эти внешние процессы не просто ме-
няют свою форму, но подвергаются и известной транс-
формации, обобщаются, становятся более сокращенны-
ми и т. д. Все это, конечно, так, но нужно принять во
7*                                          115


 внимание два положения, которые представляются ка-
питально важными.

Первое заключается в том, что внутренняя деятель-
ность есть подлинная деятельность, которая сохраняет
общую структуру человеческой деятельности, в какой
бы форме она ни протекала. Утверждение общности
строения внешней, практической и внутренней, умствен-
ной деятельности имеет то значение, что оно позволяет
понять постоянно происходящий между ними обмен
звеньями; так, например, те или иные умственные дей-
ствия могут входить в структуру непосредственно прак-
тической, материальной деятельности, и, наоборот,
внешнедвигательные операции могут обслуживать вы-
полнение умственного действия в структуре, скажем,
чисто познавательной деятельности.

Второе положение состоит в том, что и внутренняя
деятельность, деятельность сознания, как и любая во-
обще предметная человеческая деятельность, тоже не
может быть выключена из общественного процесса.
Достаточно сказать, что только в обществе человек
находит и предмет потребности, которой эта его дея
тельность отвечает, и цели, которые он преследует, и
средства, необходимые для достижения этих целей....

До сих пор речь шла о деятельности в общем, о со-
бирательном значении этого понятия. Реально же мы
всегда имеем дело с отдельными деятельностями, каж-
дая из которых отвечает определенной потребности
субъекта, стремится к предмету этой потребности, уга-
сает в результате ее удовлетворения и воспроизводится
вновь, может быть, уже в других условиях и по отно
шению к изменившемуся предмету .

Основными «образующими» отдельных человеческих
деятельностей являются осуществляющие их действия.
Действием мы называем процесс, подчиненный пред-
ставлению о том результате, который должен быть до-
стигнут, т. е. процесс, подчиненный сознательной цели.
Подобно тому, как понятие мотива соотносительно с
понятием деятельности, понятие цели соотносительно с
понятием действия....

Как уже говорилось, деятельность не является адди-
тивным процессом. Соответственно действия — это не
особые «отдельности», которые включаются в состав
деятельности. Человеческая деятельность существует
как действие или цепь действий. Например, трудовая
деятельность существует в трудовых действиях, учеб-

116

пая деятельность — в учебных действиях, деятельность
общения — в действия (актах) общения и т. д. Если
из деятельности мысленно вычесть действия, ее осу-
ществляющие, то от деятельности вообще ничего не ос-
тается. Это же можно выразить и иначе: когда перед
нами развертывается конкретный процесс — внешний
или внутренний, то со стороны мотива он выступает в
качестве деятельности человека, а как подчиненный
цели — в качестве действия или системы, цепи дейст-
вий.

Вместе с тем, деятельность и действие представляют
собой подлинные и притом не совпадающие между со-
бой реальности. Одно и то же действие может осущест-
влять разные деятельности, может переходить из одной
деятельности в другую; оно, таким образом, обнаружи-
вает свою относительную самостоятельность. Обратим-
ся снова к грубой иллюстрации: допустим, что у меня
возникла цель — прибыть в пункт А, и я это делаю; по-
нятно, это данное действие может иметь совершенно
разные мотивы, т. е. реализовывать совершенно разные
деятельности. Очевидно, конечно, и обратное, а именно,
что один и тот же мотив может порождать разные це-
ли и соответственно разные действия.

В связи с выделением понятия действия как важ-
нейшей «образующей» человеческой деятельности нуж-
но принять во внимание, что сколько-нибудь разверну-
тая деятельность предполагает достижение ряда кон-
кретных целей, из числа которых некоторые связаны
между собой жесткой последовательностью. Иначе го-
воря, деятельность обычно осуществляется некоторой
совокупностью действий, подчиняющихся частным це-
лям, которые могут выделяться из общей цели; при
этом специальный случай состоит в том, что роль об-
Щей цели выполняет осознанный мотив, превращаю-
щийся благодаря его осознанию в мотив-цель....

Всякая цель — даже такая, как «достичь пункта
А»,— объективно существует в некоторой предметной
ситуации. Конечно, для сознания субъекта цель может
выступить в абстракции от этой ситуации. Но его дей-
ствие не может абстрагироваться от нее — даже только
в воображении. Поэтому, помимо своего интенциональ-
ного аспекта (что должно быть достигнуто), действие
имеет и свой операционный аспект (как, каким спосо-
бом это может быть достигнуто), который определяет-
^ не самой по себе целью, а предметными условиями

117


 ее достижения. Иными словами, осуществляющее дей-
ствие отвечает задаче; задача — это и есть цель, дан-
ная в определенных условиях. Поэтому действие имеет
особую сторону, особую ее «образующую», а именно
способы, какими оно осуществляется. Способы осуще-
ствления действия мы называем операциями.

Термины «действие» и «операция» часто не разли-
чаются. Однако в контексте анализа деятельности их
четкое различение совершенно необходимо. Действия,
как уже было сказано, соотносительны целям, опера-
ции — условиям. Допустим, что цель остается той же
самой, условия же, в которых она дана, изменяются;

тогда меняется только и именно операционный состав
действия или (и это крайний случай) действие может
оказаться вовсе невозможным, и задача остается не-
разрешенной. Наконец, главное, что заставляет особо
выделить операции, заключается в том, что операции,
как правило, вырабатываются, обобщаются и фикси-
руются общественно-исторически, так что каждый от-
дельный индивид обучается операциям, усваивает и
применяет их....

Действия и операции имеют разное происхождение,
разную динамику и разную судьбу. Генезис действия
лежит в обмене деятельностями, «интрапсихологиза-
ция» которого и порождает действие. Всякая же опера-
ция есть результат преобразования действия, происхо-
дящего в результате его включения в другое действие
и наступающей его «технизации». Самой простой иллю-
страцией этого процесса может служить фоомирование
операций, выполнения которых требует управление ав-
томобилем. Первоначально каждая операция, например
переключение передач, формируется как действие, под-
чиненное именно этой цели и имеющее свою сознатель-
ную «ориентировочную основу» (П. Я. Гальперин).
В дальнейшем это действие включается в другое дей-
ствие, имеющее сложный операционный состав, напри-
мер в изменение режима движения автомобиля. Теперь
переключение передач становится одним из способов
его выполнения — операцией, его реализующей, и оно
уже не может осуществляться в качестве целенаправ-
ленного сознательного процесса. Его цель уже реально
не выделяется и не может выделяться водителем; для
него переключение передач психологически как бы вов-
се перестает существовать. Он делает другое: трогает
автомобиль с места, берет крутые подъемы, ведет ав-

118

томобиль накатом, останавливает его в заданном месте
ц т. п. В самом деле, эти операции могут вообще не ка-
саться водителя и выполняться вместо него автоматом.
Судьба операции рано или поздно становится функци-
ей машины...

Итак, в общем потоке деятельности, который обра-
зует человеческую жизнь в ее высших, опосредствован-
ных психическим отражением проявлениях, анализ вы-
деляет, во-первых, отдельные деятельности — по крите-
рию различия побуждающих их мотивов. Далее выде-
ляются действия — процессы, подчиняющиеся созна-
тельным целям. Наконец, это операции, которые непо-
средственно зависят от условий достижения'конкретной
цели.

Эти «единицы» человеческой деятельности и обра-
зуют ее макроструктуру. Особенности анализа, который
приводит к их выделению, состоят не в расчленении
живой деятельности на элементы, а в раскрытии харак-
теризующих ее отношений. Такой системный анализ
одновременно исключает возможность какого бы то ни
было удвоения изучаемой реальности: речь идет не о
разных процессах, а скорее о разных плоскостях аб-
стракции. Этим и объясняется, что по первому взгляду
невозможно судить о том, имеем ли мы дело в каждом
данном случае, например, с действием или с операцией.
К тому же деятельность представляет собой в высшей
степени динамическую систему, которая характеризует-
ся постоянно происходящими трансформациями. Дея-
тельность может утратить мотив, вызвавший ее к жиз-
ни, и тогда она превратится в действие, реализующее,
может быть, совсем другое отношение к миру — другую
деятельность; наоборот, действие может приобрести са-
мостоятельную побудительную силу и стать особой дея-
тельностью; наконец, действие может трансформиро-
ваться в способ достижения цели, в операцию, способ-
ную реализовать различные действия.

Динамизм, подвижность структурных единиц дея-
тельности выражается, с другой стороны, в том, что
каждая из них может становиться более дробной или,
наоборот, включать в себя единицы прежде относитель-
но самостоятельные. Так, в ходе достижения выделив-
шейся общей цели может происходить выделение про-
межуточных целей, в результате чего целостное дро-
бится на ряд отдельных последовательных действий;

это особенно характерно для случаев, когда действие
119


 протекает в условиях, затрудняющих его выполнение с
помощью уже сформировавшихся операций. Противо-
положный процесс состоит в укрупнении структурных
единиц деятельности. Это случай, когда объективно до-
стигаемые промежуточные результаты перестают выде-
ляться субъектом, сознаваться им в форме целей....

Существуют отдельные деятельности, все компонен-
ты которых являются существенно внутренними; такой
может быть, например, познавательная деятельность.
Более частный случай состоит в том, что внутренняя
деятельность, отвечающая познавательному мотиву,
реализуется существенно внешними по своей форме про-
цессами; это могут быть либо внешние действия, либо
внешнедвигательные операции, но никогда не отдель-
ные их части. То же относится и к внешней деятельно-
сти: некоторые из осуществляющих внешнюю деятель-
ность действий и операций могут иметь форму внутрен-
них, умственных процессов, но опять-таки именно толь-
ко как действия или операции в их неделимости....

Деятельность субъекта опосредствуется и регулиру-
ется психическим отражением реальности. То, что в
предметном мире выступает для субъекта как мотивы,
цели и условия его деятельности, должно быть им так
или иначе воспринято, представлено, понято, удержано
и воспроизведено его памятью; это же относится к про-
цессам его деятельности и к самому субъекту — к ею
состояниям, свойствам, особенностям. Таким образом,
анализ деятельности приводит нас к традиционным те-
мам психологии. Однако теперь, логика исследования
оборачивается так: проблема психических проявлений
человека превращается в проблему их происхождения,
их порождения жизнью....

Трудовая деятельность запечатлевается в своем про-
дукте. Происходит... переход деятельности в форму по-
коящегося свойства; при этом регулирующий деятель-
ность психический образ (представление) воплощается
в предмете — ее продукте. Теперь во внешней эксте-
риоризованной форме своего бытия этот исходный об-
раз сам становится предметом восприятия: он осозна-
ется.

Процесс осознания может, однако, реализоваться
лишь в том случае, если предмет выступит перед субъ-
ектом именно как запечатлевший в себе образ, т. е.
своей идеальной стороной. Выделение, абстрагирование
этой стороны первоначально происходит в процессеязы-

120

«ового общения, в актах словесного означения; словес-
но означенное и становится осознанным, а сам язык ста-
новится субстратом сознания.

Выразим это иначе. Люди в своей общественной по
природе деятельности производят и свое сознание. Оно
кристаллизуется в ее продуктах, в мире человеческих
предметов, присваиваемых индивидами, хотя никакой
физический или химический анализ их вещественного
состава не может, разумеется, в них обнаружить его
так же, как не может его обнаружить и в человеческом
мозге. За субъективными явлениями сознания лежит
действительность человеческой жизни, предметность
человеческой деятельности.

Конечно, указанные условия и отношения, порож-
дающие человеческое сознание, характеризуют лишь
условия его первоначального становления. Впослед-
ствии в связи с выделением и развитием духовного про-
изводства, обогащением и технизацией языка сознание
людей освобождается от своей прямой связи с их про-
изводственной деятельностью. Круг сознаваемого все
более расширяется, так что сознание становится у чело-
века всеобщей, универсальной формой психического от-
ражения.

Д. И. Фельдштейн

j ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ'

| ...Деятельность растущего человека представляет
собой сложную систему, где разные виды, типы, формы
находятся в иерархических связях, усложнение которых
происходит по мере общего развития деятельности. К
одной из важнейших закономерностей этого развития
относится постоянный процесс расширения сферы дея-
тельности, совокупности различных ее видов, в которые
включен, функционирует, существует индивид, форми-
руясь как личность.

Изучение механизма движения деятельности приве-
ло к установлению другой важнейшей закономерности—

'Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в он-
'госснезе. М., 1989.

121


 наличия и единства двух взаимосвязанных сторон дея-
тельности.

Уже само методологически обоснованное понимание
человека как целостного существа, субъекта общест-
венных отношений, требует рассмотрения деятельности
не просто в качестве средства, способа объективирова-
ния субъективного отношения личности к миру вещей
т. е. практической деятельности, отделяемой от обще^
ния, а как ее противоречивого единства с «самоизмене-
нием» и «изменением других», актуально утверждаемым
в процессе человеческого общения. Отсюда и деятель-
ное отношение людей к природе (производство), и вза-
имодействие людей, их деятельное отношение друг к
другу (общение) представляют собой два основных ви-
да человеческой деятельности, тесно взаимосвязанных
друг с другом.

Показательно, что практически все отечественные
психологи, изучающие процесс развития деятельности
ребенка, на основе которой развивается психика, фор-
мируется личность, выделяют «отношение к миру ве-
щей» и «отношение к миру людей» как две стороны су-
ществования единого, неделимого процесса деятельно-
сти.

В качестве этих взаимосвязанных сторон деятельно-
сти выступают предметная (практическая и познава-
тельная) деятельность и деятельность, направленная
на развитие взаимоотношений с людьми, обществом.
Л. С. Выготский называл их главными моментами дея-
тельности, определяющими особенности психических
процессов; Б. Г. Ананьев употреблял термин «основные
формы деятельности»...; по А. Н. Леонтьеву — это ли-
нии развития'деятельности...; в терминологии Д. Б. Эль-
конина — группы деятельности... Выделение этих двух
сторон деятельности определяется не только теоретиче-
ским анализом, но и эмпирическим материалом, кото-
рый свидетельствует об их реальном существовании...

Существуя в неразрывном единстве, обе стороны
деятельности имеют свою особую функциональную на-
грузку, свой особый характер, свою определяемую спе-
цифическими закономерностями линию внутреннего раз-
вития, свой продукт — результат этого развития. В
предметно-практической деятельности ребенок усваи-
вает знания, умения, навыки, присваивает человеческий
опыт, что обеспечивает преимущественное формирова-
ние интеллектуальной активности. В деятельности по

122

усвоению норм человеческих взаимоотношений ребенок
пытается включиться и на определенном уровне вклю-
чается в систему этих отношений, как бы «примеряя»
себя к обществу, что обеспечивает преимущественно
формирование его социальной активности.

В основе развития единого, неделимого процесса
деятельности лежит исходное диалектическое противо-
речие между тем, что имеет объективное значение для
жизнедеятельности человека и отражается им как субъ-
ективно значимое, и наличной действительностью. Отра-
жаясь в соответствующем переживании, это противоре-
чие образует поле мотивации, которое детерминирует и
целенаправляет многоплановую деятельность, обеспечи-
вая процесс ее самодвижения.

Именно различие двух сторон единого процесса раз-
вития деятельности обусловливает особый характер это-
го процесса самодвижения, который осуществляется че-
рез зарождение и разрешение многоплановых противо-
речий, которые снимаются за счет изменения типа дея-
тельности, оказывая определяющее воздействие на раз-
витие психики, становление личности. Поочередное вы-
движение на первый план то одной, то другой стороны
деятельности вызывает смену периодов становления
личности в онтогенезе, усиливая то ее интеллектуаль-
ную, то социальную активность. «Определенные сторо-
ны... личности,— как замечал Л. С. Выготский,— вы-
двигаются как бы в центр развития, они растут особен-
но усиленно... До этого и после этого они... сдвигаются
на периферию развития. Значит, каждая сторона в раз-
витии ребенка имеет свой оптимальный период разви-
тия...», связанный с актуализацией определенной сто-
роны деятельности.

В жизни современного ребенка имеются шесть
генетически преемственных типов ведущей деятельно-
сти: непосредственно-эмоциональное общение — у мла-
денцев, манипулятивная деятельность — у ребенка в
раннем детстве (преддошкольный возраст), игровая —
У дошкольников, учебная — у младших школьников,
социально признаваемая и социально одобряемая — у
подростка и учебно-профессиональная деятельность —
У старшеклассника. Общение, игра и социально призна-
ваемая деятельность — реальные формы проявления
Деятельности по усвоению норм взаимоотношений.
А. Н. Леонтьев называл их фазами преимущественного
Развития взаимоотношений с людьми, обществом... Ма-
12-3


 нипулятивная, учебная, учебно-профессиональная дея-
тельности представляют формы проявления другой сто-
роны деятельности — предметной (практической и по-
знавательной).

Несмотря на то, что каждый ведущий тип существу-
ет и проявляется в двух аспектах, отношения к миру ве-
щей и к окружающим людям образуют разные, хотя и
взаимосвязанные линии развития. Первоначально, как
отмечал А. Н. Леонтьев, эти две стороны деятельности
«слиты для ребенка между собой, но дальше происхо-
дит их раздвоение, и они образуют разные, хотя и вза-
имосвязанные, линии развития, переходящие друг в
друга»...

Поэтому важно выявить общие и отличительные мо-
менты в обеих сторонах деятельности, рассмотрев как
особенности их внутреннего развития на разных воз-
растных ступенях, так и взаимосвязь каждой из сторон
в различные периоды онтогенеза, что дает возможность
раскрыть процесс формирования личностных новообра-
зований.

Материалы многочисленных психологических иссле-
дований убеждают, что в результате развития опреде-
ленной стороны деятельности, ее насыщения, увеличе-
ния объема и формирования соответствующей системы
отношений, внутри нее формируются компоненты, кото-
рые все больше и больше с ней не согласуются, порож-
дая новую ситуацию, новую позицию ребенка, объек-
тивно создавая условия для появления в итоге другой
стороны деятельности. Так, в предметно-практической
деятельности развивается преимущественно интеллек-
туальная сфера, но насыщение ее, усвоение накоплен-
ного опыта, обусловливают динамику мотивационно-
потребностной, аффективной сферы личности, что при-
водит к возникновению новообразований, которые на-
ходятся в противоречии с породившей их стороной дея-
тельности.

Необходимо обратить внимание на исключительную
динамичность переходов ребенка от одной стороны дея-
тельности к другой в результате быстрого насыщения,
быстрого накопления в детских возрастах соответствую-
щего опыта и усвоения системы отношений, требующих
реализации в противоположной стороне деятельности.

В этом процессе отчетливо видна закономерность,
условно называемая нами закономерностью «обратного
действия». Она прослеживается на всех ступенях онто-

124

генеза. Например, в игровой деятельности дошкольника,
представляющей одну из форм деятельности по усвое-
нию норм взаимоотношений, возникают такие новооб-
разования, как воображение и символическая функция,
относящиеся к другой стороне деятельности — познава-
тельной.

У младшего школьника актуализируется предметно-
практическая, познавательная деятельность, выражаю-
щаяся в конкретной форме ведущей в этом возрастном
периоде учебной деятельности. На ее основе формиру-
ется познавательная активность ребенка, а возникаю-
щие в результате ее развития новообразования — про-
извольность психических-процессов, рефлексия на соб-
ственные действия, собственное поведение — лежат в
другой плоскости, в деятельности по усвоению норм
взаимоотношений, так как рефлексия, «поворот» учеб-
ной деятельности на себя вызывает потребность в раз-
вертывании отношений.

В подростковом возрасте формируется самосознание
как осознание себя в обществе, усиливается социальная
активность. Но, развиваясь в социально признаваемой
и социально одобряемой деятельности, весь смысл ко-
торой заключается в реализации себя для другого, эта
потребность подростка перерастает в потребность стар-
шего школьника в самореализации, вступая в противо-
речие с той ситуацией, которая организуется в деятель-
ности взаимоотношений, ибо самореализация объектив
но может произойти только в предметно-практической
деятельности, что и актуализирует учебную деятель-
ность старшеклассников.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 232.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...