Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
РАЗДЕЛ I ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ 8 страница
Беспомощность младенца и отсутствие у него внеси- туативных (внутренних, но не органических) побужде- ний определяют и поведение взрослых по отношению к
1 Тот факт, что самыми элементарными формами психической жизни (ее истоками) являются эмоции, вполне объясним, так как для ребенка, почти лишенного инстинктивных способов удовлетво- рения своих потребностей и удовлетворяющего их через взрослого, биологически более важными являются ориентация в состоянии своих потребностей, чем в окружающей действительности, и своевре- менная сигнализация об этом. Переживание представляет собой средство такой ориентации.
2 Ситуативность свойственна не только детям первого года жизни. Она присуща в несколько ином виде детям раннего, до- школьного и даже школьного возраста. Ситуативность преодоле- вается лишь постепенно и ее преодоление в значительной степени является свидетельством формирования личности ребенка. Послед- нее мы попытаемся показать в дальнейшем изложении.
90
детям этого возраста. Они навязывают им свою волю, выполняя положенный режим сна, питания,' прогулок. У годовалых детей, как правило, не спрашивают, хотят ли они гулять, спать, есть.
Но в начале второго года жизни наступает момент;
когда ребенок перестает покорно подчиняться взросло- му, а взрослый уже не может управлять его поведени- ем при помощи организации внешних воздействий. На- блюдения обнаруживают, что одновременно с этим дети становятся способными действовать не только под влия- нием непосредственно воспринимаемых впечатлений, но и под влиянием всплывающих в их памяти образов и представлений.
По-видимому, это закономерно, так как в этот пери- од память начинает играть в психическом развитии ре- бенка все большую роль, занимает доминирующее по- ложение и тем самым перестраивает структуру детско- го сознания и его поведение. / Таким образом, центральным, т. е. личностным но- вообразованием первого года жизни является возник- новение аффективно-заряженных представлений, кото- рые и побуждают поведение ребенка вопреки воздей- ствиям внешней среды. Мы будем называть их «моти- вирующими представлениями»
Появление мотивирующих представлений принципи- ально изменяет поведение ребенка и все его взаимоот- ношения с окружающей действительностью. Их нали- чие освобождает ребенка от скованности данной кон- кретной ситуацией, от диктата внешних воздействий (в том числе идущих и от взрослого человека), короче го- поря, они превращают его в субъекта, хотя сам ребенок пока еще этого и не осознает. Однако взрослые уже не могут с этим не считаться. Напряженность новых по- требностей настолько велика, что не учет их, а тем бо- лее прямое подавление являются причиной фрустрации ребенка, часто определяющей его дальнейшие взаимо- отношения со взрослыми, а следовательно, и дальней- шее формирование личности.
В указанный период происходит переход ребенка от существа, уже ставшего субъектом (т. е. сделавшего первый шаг н.а пути формирования личности), к сущест- ^У, осознающему себя как субъекта, иначе говоря, к ^зникновению того системного новообразования, кото- рое принято связывать с появлением слова «Я».
Весь этот переход осуществляется в условиях, во
91
многом отличных от тех, которые определяли жизнь и деятельность младенца. Прежде всего, дети раннего возраста благодаря успехам предшествующего развития в младенческом возрасте начинают занимать совсем иное место в окружающем их мире людей и предметов. Это уже не беспомощные, не безответные существа, они сами продвигаются в пространстве, могут сами действо- вать, удовлетворять многие свои потребности, становят- ся способными к первичным формам речевого общения, иначе говоря, могут уже осуществлять деятельность, не опосредствованную взрослыми людьми.
В этот период познавательная деятельность ребенка обращается уже не только на внешний мир, но и на самого себя.
Процесс самопознания, по-видимому, начинается с познания себя как субъекта действия. Можно часто на- блюдать, как ребенок этого возраста любит по многу раз повторять одно и то же движение, внимательно про- слеживая и контролируя те изменения, которые оно (точнее, он с его помощью) производит ('например, от- крывает и закрывает дверь, передвигает предметы, тол- кает их, чтобы они упали и пр.). Именно это помогает ребенку почувствовать себя чем-то иным, в отличие от окружающих предметов, и таким образом выделить се- бя в качестве особого предмета (субъекта действия).
Однако самопознание на втором и даже на третьем году жизни продолжает оставаться для самого ребенка (субъективно) познанием как бы внешнего ему самому «предмета».
Трудно без специальных исследований понять пси- хологический «механизм» перехода от собственного име- ни к местоимению Я, т. е. механизм перехода от са- мопознания к самосознанию. Но нам представляется не- сомненным, что в так называемую «систему—Я» вхо- дят и рациональные, и аффективные компоненты, и прежде всего отношение к самому себе. -:' После возникновения «системы — Я» в психике ре- бенка возникают и другие новообразования. Самыми значительными из них являются самооценка и связан- ное с ней стремление соответствовать требованиям взрослых, быть «хорошими».
По-видимому, в первичной самооценке почти пол- ностью отсутствует рациональный компонент, она воз- никает на почве желания ребенка получить одобрение
92
взрослого и таким образом сохранить эмоциональное благополучие.
Наличие одновременно существующих сильных, но противоположно направленных аффективных тенденций (делать согласно собственному желанию и соответство- вать требованиям взрослых) создает у ребенка неиз- бежный внутренний конфликт и тем самым усложняет его внутреннюю психическую жизнь. Уже на этом этапе развития противоречие между «хочу» и «надо» ставит ребенка перед необходимостью выбора, вызывает про- тивоположные эмоциональные переживания, создает ам- бивалентное отношение к взрослым и определяет про- тиворечивость его поведения (Сорокина, 1977).
Однако в ранние периоды (до- 6—7 лет) дети еще не отдают себе отчета в том, какое место они занимают в жизни, и у них отсутствует сознательное стремление его изменить. Если у них возникают новые возможности, не находящие реализации в рамках того образа жизни, которые они ведут, тогда они переживают неудовлетво- ренность, вызывающую у них бессознательный протест и сопротивление, что и находит свое выражение в кри- зисах 1 года и 3 лет.
В отличие от этого у детей 6—7-летнего возраста в Связи с продвижением их в общем психическом разви- тии (о чем мы подробно будем говорить ниже) появля- ется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое, более «взрослое» положение в жизни и выпол- нять новую,-важную не только для них самих, но и для окружающих людей деятельность. В условиях всеобще- го школьного обучения это, как правило, реализуется в стремлении к социальному положению школьника и к учению как новой социально значимой деятельности. Конечно, иногда это стремление имеет и другое кон- кретное выражение: например, стремление выполнять те или иные поручения взрослых, взять на себя какие- то их обязанности, стать помощниками в семье и т. д. Но психологическая сущность этих стремлений остает- ся той же самой—старшие дошкольники начинают стремиться к новому положению в системе доступных им общественных отношений и к новой общественно значимой деятельности (Божович, 1951, 1968).
Появление такого стремления подготавливается всем ходом психического развития ребенка и возникает на том уровне, когда ему становится доступным сознание себя не только как субъекта действия (что была харак-
93
терным для предшествующего этапа развития), но и как субъекта в системе человеческих отношений. Иначе го- воря, у ребенка появляется осознание своего социаль- ного Я.
Новый уровень самосознания, возникающий на по- роге школьной жизни ребенка, наиболее адекватно вы- ражается в его «внутренней позиции», образующейся в результате того, что внешние воздействия, преломляясь через структуру ранее сложившихся у ребенка психо- логических особенностей, как-то им обобщаются и скла- дываются в особое центральное личностное новообра- зование, характеризующее личность ребенка в целом. Возникновение такого новообразования становится пе- реломным пунктом на протяжении всего онтогенетиче- ского развития ребенка.
В дальнейшем, при переходе от одного возрастного этапа к другому, психологическое содержание указан- ного новообразования будет различным, так как иными являются те внутренние психические процессы, на ос- нове которых возникает переживание ребенком своего объективного положения. Но во всех случаях оно будет отражать степень удовлетворенности ребенка занимае- мым им положением, наличие или отсутствие у него пе- реживания эмоционального благополучия, а также по- рождать у него соответствующие потребности и стрем- ления.
Наличие внутренней позиции характеризует не толь- ко процесс формирования личности в онтогенезе. Раз возникнув, эта позиция становится присущей человеку на всех этапах его жизненного пути и также определя- ет его отношение и к себе, и к занимаемому им поло- жению в жизни.
Какие же процессы психического развития в до- школьном возрасте приводят к указанному новообразо ванию? Как оно подготавливается и какими специфиче- ски возрастными чертами характеризуется?
В условиях повседневного поведения и общения-со взрослыми, а также в практике ролевой игры у ребен- ка-дошкольника формируется некоторое обобщенное знание многих социальных норм, но это знание еще до конца не осознаваемо самим ребенком и непосредствен- но спаяно с его положительными или отрицательными эмоциональными переживаниями. Иначе говоря, первые этические инстанции представляют собой пока еще от- носительно простые системные образования, являющие-
94
^Я тем не менее зародышами тех нравственных чувств, на основе которых в дальнейшем формируются уже вполне зрелые нравственные чувства и нравственные убеждения.
Нравственные инстанции порождают у дошкольни- ков нравственные мотивы поведения, которые, согласно экспериментальным данным (Эльконин, 1960), могут быть по своему воздействию более сильными, чем мно- гие другие непосредственные, в том числе и элементар- ные потребности.
У детей дошкольного возраста возникает не просто соподчинение мотивов, а относительно устойчивое, вне- ситуативное их соподчинение. Вместе с тем во главе возникшей иерархии становятся специфически человече- ские, т. е. опосредствованные по своей структуре, моти- вы.
Дошкольники в ряде случаев уже могут преодоле- вать другие свои желания и действовать по нравствен- ному мотиву «надо». Но это возможно не потому, что в этом возрасте дети уже умеют сознательно управлять своим поведением, а потому, что их нравственные чув- ства обладают большей побудительной силой, чем дру- гие мотивы. Это и позволяет им побеждать конкуриру- ющие с ними мотивы в стихийной, не управляемой са- мим ребенком схватке. Иначе говоря, детей старшего дошкольного возраста характеризует своеобразная «не- произвольная произвольность», которая обеспечивает устойчивость их поведения и создает единство их лич- ности.
Когда мы говорим, что ребенок сначала осознает себя как субъекта действия, а затем как социального субъекта (субъекта взаимоотношений), то в этом слу- чае следует иметь в виду, что это «осознание» носит у Детей не столько рациональный, сколько чувственный (интуитивный) характер. Поэтому и «мировоззрение» Дошкольника точнее надо было бы назвать не столько «мировоззрением», сколько, пользуясь выражением И. М. Сеченова, «целостным мироощущением».
Несостоятельными являются и все теории подрост- кового возраста, которые пытаются объяснить психоло- •'ию подростка, исходя из каких-либо внешних по отно- шению к психическому развитию факторов. Ведь факто- ры и биологического, и социального порядка не опреде- ляют развитие прямо; они включаются в сам процесс
95
развития, становясь внутренними компонентами возни кающих при этом психологических новообразований.
На основании имеющихся в литературе данных и собственных исследований, мы полагаем, что кризис подросткового возраста связан с возникновением в этот период нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростка спо- собности и потребности познать самого себя как лич- ность, обладающую именно ей, в отличие от всех дру- гих людей, присущими качествами. Это порождает ^ подростка стремление к самоутверждению, самовыра жению (т. е. стремление проявлять себя в тех качест- вах личности, которые он считает ценными) и самовос- питанию. Депривация указанных выше потребностей и составляет основу кризиса подросткового возраста.
Попробуем проследить те изменения в психике детей младшего школьного возраста, которые подводят к воз- никновению в переходный период указанного выше си- стемного новообразования.
Учебная деятельность и, главное, сам процесс усво ения знаний, предъявляющий новые требования к мыш- лению дошкольника, словом, учебная деятельность в целом становится в младшем школьном возрасте веду- щей, т. е. той, в которой формируются основные психо- логические новообразования этого периода: теоретиче- ские формы мышления, познавательные интересы, спо- собность управлять своим поведением, чувство ответст- венности и многие другие качества ума и характера школьника, отличающие его от детей дошкольного воз- раста. При этом главную роль играет развитие мышле- ния, происходящее в ходе усвоения научных знаний.
Конечно, не только развитие мышления определяет возникновение специфической для подростков формы самосознания. Этому способствуют и те новые обстоя- тельства, которые отличают образ жизни подростка от образа жизни детей младшего школьного возраста. Прежде всего это повышенные требования к подростку со стороны взрослых, товарищей, общественное мнение которых определяется уже не столько успехами школь- ника в учении, сколько многими другими чертами его личности, взглядами, способностями, характером, уме- нием соблюдать «кодекс нравственности», принятый среди подростков. Все это порождает мотивы, побужда- ющие подростка обратиться к анализу самого себя и к сравнению себя с другими. Так у него постепенно фор-
96
тируются ценностные ориентации, складываются отно- сительно устойчивые образцы поведения, которые в от- личие от образцов детей младшего школьного возраста представлены уже не столько в виде образа конкретно- го человека, сколько в определенных требованиях, ко- торые подростки предъявляют к людям и к самому се- бе.
- Материалы исследования показали, что общими для всех подростков независимо от различий в их социали- зации являются те психологические особенности, в ос- нове которых лежит развитие рефлексии, порождающие потребность понять самого себя и быть на уровне соб- ственных к себе требований, т. е. достигнуть избранно- го образца. А неумение удовлетворить эти потребности определяет целый «букет» психологических особенно- стей, специфичных для подросткового кризиса.
В связи с учением, возмужанием, накоплением жиз- ненного опыта и, следовательно, продвижением в об- щем психическом развитии у школьников к началу пе- реходного возраста формируются новые, более широ- кие интересы, возникают различные увлечения и появ- ляется стремление занять иную, более самостоятель- ную, более «взрослую» позицию, которая связана с та- ким поведением и такими качествами личности, кото- рые, как им кажется, не могут найти своей реализации в «обыденной», школьной жизни.
Кризис переходного периода протекает значительно легче, если уже в этом возрасте у школьника возника- ют относительно постоянные личностные интересы или какие-либо другие устойчивые мотивы поведения.
Личностные интересы в отличие от эпизодических (ситуативных) характеризуются своей «ненасыщае- мостью»: чем больше они удовлетворяются, тем более устойчивыми и напряженными становятся. Таковыми являются, например, познавательные интересы, эсте- тические потребности и пр. Удовлетворение таких инте- ресов связано с активным поиском (или созиданием) предмета их удовлетворения. Это толкает подростков к постановке все новых и новых целей, часто выходящих за пределы наличной ситуации и даже за пределы се- годняшнего дня.
Таким образом, наличие у подростка устойчивых личностных интересов делает его целеустремленным, а следовательно, внутренне более собранным и органи- зованным. Он как бы обретает волю.
6—123 97
Переходный критический период завершается воз- никновением особого личностного новообразования, ко- торое можно обозначить термином «самоопределение». С точки зрения самосознания субъекта оно... конкрети^ зируется в новой, общественно значимой позиции.
Самоопределение формируется во второй фазе под- росткового возраста (16—17 лет), в условиях скорого окончания школы, связанного с необходимостью так или иначе решить проблему своего будущего.
От мечтаний подростка, связанных с будущим, само- определение отличается тем, что оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта; тем, что оно предполагает учет своих возмож- ностей и внешних обстоятельств; опирается на форми- рующееся мировоззрение подростка и связано с выбо- ром профессии.
С. Л. Рубинштейн НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ'
Человек не изолированное, в себе замкнутое веще- ство, которое жило бы и развивалось из самого себя Он связан с окружающим его миром и нуждается в нем. Самое существование его как организма предпо- лагает обмен веществ между ним и природой. Для под- держания своего существования человек нуждается в находящихся вне его веществах и продуктах; для его продолжения в других, себе подобных, человек нужда- ется в другом человеке. В процессе исторического раз- вития круг того, в чем человек нуждается, все расши- ряется. Эта объективная нужда, отражаясь в психике человека, испытывается им как потребность. Потреб- ность — это, таким образом, испытываемая человеком нужда в чем-то, лежащем вне его; в ней проявляется связь человека с окружающим миром... Помимо пред- метов..., без которых его существование или вообще. или на данном уровне невозможно, существуют еще другие, наличие которых, не будучи объективно в стро
'Рубинштейн С. Л Основы общей психологии 2-е изд М, 1946.
98
гом смысле необходимым и не испытываясь субъектив- но как потребность, представляет для человека интерес. Над потребностями и интересами возвышаются идеалы.
Испытываемая или осознаваемая человеком зависи- мость его от того, в чем он нуждается или в чем он за- интересован, что является для него потребностью, ин- тересом, порождает направленность на соответствую- щий предмет. В отсутствие того, в чем у человека име- ется потребность или заинтересованность, человек ис- пытывает более или менее мучительное напряжение, тяготящее его беспокойство, от которого он, естествен- но, стремится освободиться. Отсюда зарождается сна- чала более или менее неопределенная, динамическая тенденция, которая выступает как стремление, когда уже сколько-нибудь отчетливо вырисовывается та точ- ка, на которую она направлена. По мере того как тен- денции опредмечиваются, т. е. определяется предмет, на который они направляются, они осознаются и стано- вятся все более сознательными мотивами деятельности, более или менее адекватно отражающими объективные движущие силы деятельности человека. Поскольку тен- денция обычно вызывает деятельность, направленную на удовлетворение вызвавшей ее потребности или ин- тереса, с ней обычно связываются намечающиеся, но заторможенные двигательные моменты, которые усили- вают динамический, направленный характер тенденций.
Проблеманаправленности — это прежде всего во- прос одинамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, са- ми, в свою очередь, определяясь ее целями и задачами. Направленность включает два тесно между собой свя- занных момента: а) предметногосодержания, посколь- ку направленность — это всегда направленность на что-то, на какой-то более или менее определенный пред- мет, и б)напряжения, которое при этом возникает....
Динамические тенденции в конкретной форме вы- ступили в современной психологии впервые у Фрейда— в виде влечений. В бессознательном влечении не осо- знан объект, на который оно направлено. Поэтому объ- ект представляется несущественным во влечении, а са- мая направленность, выражающаяся во влечении, вы- ступает как нечто, будто бы заложенное в индивиде са- мом по себе, в его организме и идущее изнутри, из его глубин. Так изображается природа динамических тен- 6* 99
денций в учении о влечениях у Фрейда, и этаих трац. товка сказалась на учении о динамических тенденциду в современном учении о мотивации. Между тем, удр направленность, выражающаяся во влечениях, факти. чески порождается потребностью в чем-то, находящем. ся вне индивида. И всякая динамическая тенденция, вы ражая направленность человека, всегда заключает в себе более или менее осознанную связь индивида с чем-то, находящимся вне его, взаимоотношение внут- реннего и внешнего. Но в одних случаях, как это имеет место во влечениях, связанных с закрепленным в орга- низме раздражителем, на передний план выступает все же линия, идущая изнутри, от внутреннего к внешнему;
в других случаях, наоборот, эта двусторонняя в конеч- ном счете зависимость или соотношение устанавлива- ется, направляясь сначала извне во внутрь. Так это происходит, когда общественно значимые цели и зада- чи, которые ставятся обществом перед индивидом и им принимаются, становятся личностно значимыми для не- го. Общественно значимое, должное, закрепляясь в ре- гулирующих общественную жизнь нормах права и нрав- ственности, становясь и личностно значимым.и для чело- века, порождает в нем динамические тенденции иногда большой действенной силы,тенденции долженствоса- ния, отличные от первоначальныхтенденций влечения по своему источнику и содержанию, но аналогичные с ними по их динамическому эффекту. Должное в извест- ном смысле противостоит тому, что непосредственно влечет, поскольку в качестве должного нечто при- емлется не в силу того, что оно меня влечет, что мне этого непосредственно хочется. Но это не означает, что между ними непременно образуется антагонизм, что должному я подчиняюсь лишь как некоей внешней, иду- щей извне силе, принуждающей меня поступать вопре ки моим влечениям ,и желаниям. Все дело в том, что должное не потому становится значимой для меня целью, что мне это непосредственно хочется, а я пото- му этого хочу — иногда всем своим существом, до са- мых сокровенных глубин его,— что я осознал общест- венную значимость этой цели и ее осуществление ста- ло моим кровным, личным делом, к которому меня вле- чет иногда с силой, превосходящей силу элементарных, только личностных влечений. В возможности такой об- ратимости этой -зависимости между значимостью цели и влечением, стремлением, волей заключается самая
100 ,._ . ._ .
специфическая и своеобразная черта направленности „еловека и тенденций, которые ее образуют....
В отличие от интеллектуалистической психологии, „се выводившей из идей, из представлений, мы выдви- гаем, отводя ей определенное... место, проблему тенден- ций, установок, потребностей и интересов, как много- образных проявлений направленности личности. Одна- ко мы при этом расходимся в ее разрешении с течения- ми современной зарубежной психологии, которые ищут источник мотивации лишь в недоступных сознанию тем- ных «глубинах» тенденции, не меньше, если не больше, ч,ем с интеллектуалистической психологией, которая эту проблему игнорировала.
Мотивы человеческой деятельности являются отра- жением более или менее адекватно преломленных в со- знании объективных движущих сил человеческого пове- дения. Сами потребности и интересы личности возника- ют и развиваются из изменяющихся и развивающихся взаимоотношений человека с окружающим его миром. Потребности и интересы человека поэтому историчны;
они развиваются, изменяются, перестраиваются; разви- тие и перестройка уже имеющихся потребностей и ин- тересов сочетаются с проявлением, зарождением и раз- витием новых. Таким образом, направленность лично- сти выражается в многообразных, все расширяющихся и обогащающихся тенденциях, которые служат источ- ником многообразной и разносторонней деятельности. В процессе этой деятельности мотивы, из которых она исходит, изменяются, перестраиваются и обогащаются все новым содержанием.
И. С. Кон
ПОСТОЯНСТВО ЛИЧНОСТИ:
МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ'
Идея личного тождества, постоянства основных черт и структуры личности — центральный постулат, аксио- ма теории личности. Но подтверждается л'и эта аксио- ма эмпирически? В конце 60-х годов американский пси-
Кон И. С. В поисках себя. М„ 1984.
Д01
холог У. Мишел, проанализировав данные эксперимен- тальной психологии, пришел к выводу, что нет.
Так называемые «черты личности», устойчивость ко- торых измеряли психологи, не особые онтологические сущности, а условные конструкты, за которыми нередко стоят весьма расплывчатые поведенческие или мотива- ционные синдромы, причем различение постоянных, устойчивых «черт» и изменчивых, текучих психологиче- ских «состояний» (застенчивость — устойчивая черта личности, а смущение или спокойствие —.временные со- стоя'ния) в значительной мере условно. Если принять во внимание также условность психологических изме- рений, изменчивость ситуаций, фактор времени и дру- гие моменты, то постоянство большинства «личностных черт», за исключением разве что интеллекта, выглядит весьма сомнительным. Возьмем ли мы отношение лю- дей к авторитетным старшим и к сверстникам, мораль- ное поведение, зависимость, внушаемость, терпимость к противоречиям или самоконтроль —-всюду изменчи- вость превалирует над постоянством,
Поведение одного и того же человека в различных ситуациях может быть совершенно разным, поэтому на основании того, как поступил тот или иной индивид.в определенной ситуации, нельзя достаточно точно про- гнозировать вариации его поведения в иной ситуации. У. Мишел полагает так же, что нет оснований считать, будто настоящее и будущее поведение личности пол- ностью обусловлено ее прошлым. Традиционная психо- динамическая концепция видит в личности беспомощ- ную жертву детского опыта, закрепленного в виде же- стких, неизменных свойств. Признавая на словах слож- ность и уникальность человеческой жизни, эта концеп- ция фактически не оставляет места для самостоятель- ных творческих решений, которые человек принимает с учетом особенных обстоятельств своей жизни в каж- дый данный момент. Однако психология не может не учитывать необычайную адаптивность человека, его способность переосмысливать и изменять себя.
Эта критика «индивидуалистической», асоциальной психологии во многом справедлива.Но если индивиды не имеют относительно устойчивого поведения, отлича- ющего их от других людей, то само понятие личности становится бессмысленным.
Оппоненты Мишела указывали, что «психические черты» — не «кирпичики», из которых якобы «состоит» 102
личность и (или) ее поведение, а обобщенные диспози- ции (состояния), предрасположенность думать, чувство- вать и вести себя определенным образом. Не предопре- деляя единичных поступков, зависящих скорее от спе- цифических ситуативных факторов, такие «черты лич- ности» оказывают влияние на общий стиль поведения индивида в долгосрочной перспективе, внутренне взаи- модействуя и друг с другом, и с ситуацией. Например, тревожность — это склонность испытывать страх или беспокойство в ситуации, где присутствует какая-то уг- роза, общительность — склонность к дружественному поведению в ситуациях, включающих общение и т. д.
|