Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
РАЗДЕЛ I ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ 9 страница
«Черты личности» не являются статичными или про- сто реактивными, они включают динамические мотива- ционные тенденции, склонность искать или создавать ситуации, благоприятствующие их проявлению. Инди- вид, обладающий чертой интеллектуальной открытости, старается читать книги, посещает лекции, обсуждает новые идеи, тогда как человек, интеллектуально закры- тый, этого обычно не делает. Внутренняя диспозицион- ная последовательность, проявляющаяся в разных по- веденческих формах, имеет и возрастную специфику. Одна и та же тревожность может у подростка прояв- ляться преимущественно в напряженных отношениях со сверстниками, у взрослого — в чувстве профессиональ- ной неуверенности, у старика — в гипертрофированном страхе болезни и смерти.
Зная психологические свойства индивида, нельзя с уверенностью предсказать, как он поступит в какой-то конкретной ситуации (это зависит от множества при- чин, лежащих вне его индивидуальности), но такое зна- ние эффективно для объяснения и предсказания спе- цифического поведения людей данного типа или пове- дения данного индивида в более или менее длительной перспективе.
Возьмем, например, такую черту, как честность. Можно ли считать, что человек, проявивший честность в одной ситуации, окажется честным и в другой? Види- мо, нельзя. В исследовании Г. Хартшорна и М. Мэя фиксировалось поведение одних и тех же детей (испы- туемыми были свыше 8 тысяч детей) в разных ситуаци- ях: пользование шпаргалкой в классе, обман при вы- полнении домашнего задания, жульничество в игре, хи- щение денег, ложь, фальсификация результатов спор- тивных соревнований и т. д. Взаимные корреляции 23
1'03
подобных тестов оказались очень низкими, приводя к мысли, что проявление честности в одной ситуации име- ет низкую предсказательную ценность для другой еди- ничной ситуации. Но стоило ученым соединить несколь- ко тестов в единую шкалу, как она сразу же обрела высокую прогностическую ценность, позволяя предска- зать поведение данного ребенка почти в половине экс- периментальных ситуаций. Так же рассуждаем мы и в обыденной жизни: судить о человеке по одному поступ- ку наивно, но несколько однотипных поступков — это уже нечто...
Экспериментальная психология судит о постоянстве или изменчивости личности по определенным тестовым показателям. Однако дименсиональное постоянство мо- жет объясняться не только неизменностью измеряемых черт, но и другими причинами, например тем, что че- ловек разгадал замысел психологов 'или помнит свои прошлые ответы. Не легче зафиксировать и преемст- венность поведения. Пытаясь предсказать или объяс- нить поведение индивида особенностями его прошлого (ретродикция), нужно учитывать, что «одно и то же» по внешним признакам поведение может иметь в раз- ном возрасте совершенно .разный психологический смысл. Если, например, ребенок мучает кошку, это еще не значит, 'что он обязательно вырастет жестоким. Кро- ме того, существует так называемый «дремлющий» или «отсроченный» эффект, когда какое-то качество долгое время существует в виде скрытого предрасположения и проявляется лишь на определенном этапе развития че- ловека, причем в разных возрастах по-разному; Напри- мер, свойства поведения подростка, по которым можно предсказать уровень его психического здоровья в 30 лет, иные, нежели те, по которым прогнозируется психиче- ское здоровье 40-летних.
Любая теория развития личности постулирует нали- чие в этом процессе определенных последовательных фаз или стадий. Но существуют по крайней мере пять разных теоретических моделей индивидуального разви- тия.Одна модель предполагает, что, хотя темпы разви- тия разных индивидов неодинаковы и поэтому они до- стигают зрелости в разном возрасте (принцип гетеро- хронности), конечный результат и критерии зрелости для всех одинаковы.Другая модель исходит из того, что период развития и роста жестко ограничен хроно- логическим возрастом: то, что было упущено в детстве,
104
позже наверстать невозможно, и индивидуальные осо- бенности взрослого человека можно предсказать уже в детстве.Третья модель, отталкиваясь от того, что про- должительность периода роста и развития у разных лю- дей неодинакова, полагает невозможным предсказать свойства взрослого человека по его раннему детству;
индивид, отставший на одной стадии развития, может вырваться вперед на другой.Четвертая модель акцен- тирует внимание на том, что развитие гетерохронно не только в межнациональном, но и в интраиндивиду- альном смысле: разные подсистемы организма и лично- сти достигают пика развития разновременно,, поэтому взрослый стоит в одних отношениях выше, а в дру- гих — ниже ребенка. Пятая модель подчеркивает прежде всего специфические для каждой фазы развития индивида внутренние противоречия, способ разреше- ния которых предопределяет возможности следующего этапа (такова теория Э. Эриксона).
Но ведь, кроме теорий, есть эмпирические данные. Пока психология развития ограничивалась сравнитель- но-возрастными исследованиями, проблема постоянства личности не могла обсуждаться предметно. Но в пос- ледние десятилетия широкое распространение получили лонгитюдные исследования, прослеживающие развитие одних и тех же людей на протяжении длительного вре- мени.
Общий вывод всех лонгитюдов —устойчивость, по- стоянство и преемственность индивидуально-личностных черт на всех стадиях развития выражены сильнее, чем изменчивость. Однако преемственность личности и ее свойств не исключает их развития и изменения, причем соотношения того и другого зависят от целого ряда ус- ловий.
Прежде всего степень постоянства или изменчиво- сти индивидуальных свойств связана с их собственной природой и предполагаемой детерминацией.
Биологически стабильные черты, обусловленные ге- нетически или возникшие в начальных стадиях онтоге- неза, устойчиво сохраняются на протяжении всей жиз- ни и теснее связаны с полом, чем с возрастом.Куль- турно-обусловленные черты значительно более измен- чивы, причем сдвиги, которые в сравнительно-возраст- ных исследованиях кажутся зависящими от возраста, на самом деле часто выражают социально-историче- ские различия.Биокультурные черты, подчиненные
105
двойной детерминации, варьируют в зависимости кд,, от биологических, так и от социально-культурных усло- вий.
По данным многих исследований, наибольшей ста- бильностью обладаюткогнитивные свойства, в частно- сти, так называемые первичные умственные способно- сти и свойства, связанные с типом высшей нервной деятельности (темперамент, экстраверсия или интровер- сия, эмоциональная реактивность и невротизм).
Многолетнее постоянство многих поведенческих и мотивационных синдромов также не вызывает сомне- ний. Например, описание тремя разными воспитатель- ницами поведения одних и тех же детей в 3, 4 и 7 лет оказалось очень сходным. Оценка несколькими одно- классниками степени агрессивности (склонность зате- вать драки и т. д.) 200 мальчиков-шестиклассников ма- ло изменилась три года спустя. «Многие формы поведе- ния 6—10-летнего ребенка и отдельные формы его пове- дения между 3 и 6 годами уже позволяют достаточно определенно предсказать теоретически связанные с ними формы поведения молодого взрослого. Пассивный уход из стрессовых ситуаций, зависимость от семьи, вспыль- чивость, любовь к умственной деятельности, коммуни- кативная тревожность, полоролевая идентификация и сексуальное поведение взрослого связаны с его анало- гичными, в разумных пределах, поведенческими диспо- зициями в первые школьные годы» (Каган И., Мосс X.).
Высокое психическое постоянство наблюдается и у взрослых. У 53 женщин, тестированных в 30-летнем и вторично в 70-летнем возрасте, устойчивыми оказались 10 из 16 измерений. По данным П. Коста и Р. Мак-Крэ, мужчины от 17 до 85 лет, трижды тестированные с ин- тервалом в 6—12 лет, не обнаружили почти никаких сдвигов в темпераменте и многих других показателях. Лонпитюдными исследованиями установлено также, что такие черты, как активность, переменчивость настрое- ний, самоконтроль и уверенность в себе, зависят как от «личностных синдромов», так и от социальных факто- ров (образование, профессия, социальное положение и т. п.) гораздо больше, чем от возраста; но одни и те же черты у одних людей сравнительно постоянны, а у дру- гих изменчивы. К числу устойчивых личностных черт относятся, как свидетельствуют данные разных иссле-
106
дований, потребность в достижении и творческий стиль мышления.
У мужчин самыми устойчивыми оказались такие черты, как пораженчество, готовность примириться с неудачей, высокий уровень притязаний, интеллектуаль- ные интересы, изменчивость настроений, а у женщин — эстетическая реактивность, жизнерадостность, настойчи- вость, желание дойти до пределов возможного. ' Однако разной степенью изменчивости отличаются не только личностные черты, но и индивиды. Поэтому правильнее ставить не вопрос «Остаются ли люди не- изменными?», а «Какие люди изменяются, какие — нет и почему?» Сравнивая взрослых людей с тем, какими они были в 13—14 лет, Д. Блок статистически выделил пять мужских и шесть женских типов развития лично- сти.
Некоторые из этих типов отличаются большим по- стоянством психических черт. Так, мужчины, облада- ющие упругим, эластичным «Я», в 13—14 лет отлича- лись от сверстников надежностью, продуктивностью, честолюбием и хорошими способностями, широтой ин- тересов, самообладанием, прямотой, дружелюбием, фи- лософскими интересами и сравнительной удовлетворен- ностью собой. Эти свойства они сохранили и в 45 лет, утратив лишь часть былого эмоционального тепла и от- зывчивости. Такие люди высоко центят независимость и объективность и имеют высокие показатели по таким шкалам, как домина нтность, принятие себя, чувство благополучия, интеллектуальная эффективность и пси- хологическая настроенность ума.
Весьма устойчивы и черты неуравновешенных муж- чин со слабым самоконтролем, для которых характер- ны импульсивность и непостоянство. Подростками они отличались бунтарством, болтливостью, любовью к рис- кованным поступкам и отступлениями от принятого об- раза мышления, раздражительностью, негативизмом, агрессивностью, слабой контролируемостью. Понижен- ный самоконтроль, склонность драматизировать свои жизненные ситуации, непредсказуемость и экспрессив- ность характеризуют их и во взрослом возрасте. Они чаще, чем остальные мужчины, меняли свою работу.
Принадлежащие к третьему мужскому типу — с ги- пертрофированным контролем — в подростковом возра- сте отличались повышенной эмоциональной чувстви- тельностью, самоуглубленностью, склонностью к реф-
107
лексии. Эти мальчики плохо чувствовали себя в неоп- ределенных ситуациях, не умели быстро менять роли, легко отчаивались в успехе, были зависимы и недо- верчивы. Перевалив за сорок, они остались столь же ранимыми, склонными уходить от потенциальных фру- страций, испытывать жалость к себе, напряженными и зависимыми и т. п. Среди них самый высокий процент холостяков....
Некоторые другие люди, напротив, сильно меняются от юности к зрелости. Таковы, например, мужчины, у которых бурная, напряженная юность сменяется спо- койной, размеренной жизнью в зрелые годы, и женщп- ны-«интеллектуалки», которые в юности поглощены ум- ственными поисками и кажутся эмоционально суше, холоднее своих ровесниц, а затем преодолевают комму- никативные трудности, становятся мягче, теплее и т. д.
Об устойчивости личностных синдромов, связанных с самоконтролем и «силой Я», свидетельствуют и позд- нейшие исследования. Лонгитюдное исследование 116 детей (59 мальчиков и 57 девочек), тестированных в 3, 4, 5, 7 и 11 лет, показало, что 4-летние мальчики, проя- вившие в краткосрочном лабораторном эксперименте сильный самоконтроль (способность отсрочить удовлет- ворение своих непосредственных желаний, противосто- ять соблазну и т. п.), в более старших возрастах, семь лет спустя, описываются экспертами как способные контролировать свои эмоциональные импульсы, внима- тельные, умеющие сосредоточиться, рефлексивные, склонные к размышлению, надежные и т. п. Напротив, мальчики, у которых эта способность была наименее развита, и в старших возрастах отличаются слабым са- моконтролем: беспокойны, суетливы, эмоционально эк- спрессивны, агрессивны, раздражительны и неустойчи- вы, а в стрессовых ситуациях проявляют незрелость. Взаимосвязь между самоконтролем и способностью от- срочить получение удовольствия существует и у дево- чек, но у них она выглядит сложнее.
Хотя стабильность многих индивидуально-личност- ных черт можно считать доказанной, нельзя не огово- риться, что речь идет преимущественно опсиходинами- ческих свойствах, так или иначе связанных с особенно- стями нервной системы. А как обстоит дело ссодержа- нием личности, с ее ценностными ориентациями, убеж- дениями, мировоззренческой направленностью, т. е. та- кими чертами, в которых индивид не просто реализует
Ю8
заложенные в нем потенции, но осуществляет свой са- мостоятельный выбор? Влияние разнообразных факто- ров среды, от всемирно-исторических событий до, ка- залось бы, случайных, но тем не менее судьбоносных встреч, в этом случае колоссально. Обычно люди высо- ко ценят постоянство жизненных планов и установок. Человек-монолит априорно вызывает больше уважения, нежели человек-флюгер. Но всякий априоризм — вещь коварная. Твердость убеждений, как точно заметил В. О. Ключевский, может отражать не только последо- вательность мышления, но и инерцию мысли.
От чего же зависит сохранение, изменение и разви- тие личности не в онтогенетическом, а в более широком и емком биографическом ключе? Традиционная психо- логия знает три подхода к проблеме.Биогенетическая ориентация полагает, что, поскольку развитие челове- ка, как и всякого другого организма, есть онтогенез с заложенной в нем филогенетической программой, его основные закономерности, стадии и свойства одинако- вы, хотя социокультурные и ситуативные факторы и на- кладывают свой отпечаток на форму их протекания Социогенетическая ориентация ставит во главу угла процессы социализации, научения в широком смысле слова, утверждая, что возрастные изменения зависят прежде всего от сдвигов в общественном положении, системе социальных ролей, прав и обязанностей, коро- че — структуре социальной деятельности индивида Персонологическая ориентация выдвигает на первый план сознание и самосознание субъекта, полагая, что основу развития личности, в отличие от развития орга- низма, составляет творческий процесс формирования и реализации ее собственных жизненных целей и ценно- стей. Поскольку каждая из этих моделей (реализация биологически заданной программы, социализация и со- знательное самоосуществление) отражает реальные стороны развития личности, спор по принципу «или- или» не имеет смысла. «Развести» эти модели по раз- ным «носителям» (организм, социальный индивид, лич- ность) также невозможно, ибо это означало бы жесто- кое, однозначное разграничение органических, соци- альных и психических свойств индивида, против кото Рого выступает вся современная наука.
Теоретическое решение проблемы заключается, по- видимому, в том, что личность, как и культура, есть си- стема, которая на всем протяжении своего развития 109
приспосабливается к своей внешней и внутренней среде и одновременно более или менее целенаправленно и ак- тивно изменяет ее, адаптируя к своим осознанным по- требностям...
Но соотношение генетически заданного, социально воспитанного и самостоятельно достигнутого принципи- ально неодинаково у разных индивидов, в различных видах деятельности и социально-исторических ситуаци- ях. А если свойства и поведение личности не могут быть выведены ни из какой отдельной системы детер- минант, то рушится и идея единообразного протекания возрастных процессов. Так альтернативная постановка вопроса — возраст определяет свойства личности или, напротив, тип личности обусловливает возрастные свой- ства — сменяется идеейдиалектического взаимодейст- вия того и другого, причем опять-таки не вообще, а в пределах конкретной сферы деятельности, в определен- ных социальных условиях.
Соответственно усложняется и системавозрастных категорий, которые имеют не одну, как считали раньше, а три системы отсчета — индивидуальное равзитие, возрастная стратификация общества и возрастная сим- волика культуры. Понятие «время жизни», «жизненный цикл» и «жизненный путь» часто употребляются как синонимы. Но содержание их существенно различно.
Время жизни, ее протяженность, обозначает просто временной интервал между рождением и смертью. Про- должительность жизни имеет важные социальные и психологические последствия. От нее во многом зави- сит, например, длительность сосуществования поколе- ний, продолжительность первичной социализации детей и т. д. Тем не менее «время жизни» — понятие фор- мальное, обозначающее лишь хронологические рамки индивидуального существования, безотносительно к его содержанию.
Понятие«жизненный цикл» предполагает, что те- чение жизни подчинено известной закономерности, а его этапы, подобно временам года, образуют постепен- ный круговорот. Идея цикличности человеческой жиз- ни, подобно природным процессам,— один из древней- ших образов нашего сознания. Многие биологические и социальные возрастные процессы действительно явля- ются циклическими. Организм человека проходит пос- ледовательность рождения, роста, созревания, старения и смерти. Личность усваивает, выполняет и затем по-
110
степенно оставляет определенный набор социальных ролей (трудовых, семейных, родительских), а потом тот же цикл повторяют ее потомки. Цикличность характе- ризует и смену поколений в обществе. Не лишены эври- стической ценности и аналогии между восходящей и нисходящей фазами развития. Однако понятие жизнен- ного цикла предполагает некоторую замкнутость, за- вершенность процесса, центр которого находится в нем самом. Между тем, развитие личности осуществляется в широком взаимодействии с другими людьми и социаль- ными институтами, что не укладывается в циклическую схему. Даже если каждый отдельный аспект ее или компонент представляет собой некоторый цикл (биоло- гический жизненный цикл, семейный цикл, професссио- нально-трудовой цикл), индивидуальное развитие — не сумма вариаций на заданную тему, а конкретная исто- рия, где многое делается заново, методом проб и оши- бок.
Понятие«жизненный путь» как раз и подразумевает единство многих автономных линий развития, которые сходятся, расходятся или пересекаются, но не могут быть поняты отдельно друг от друга и от конкретных социально-исторических условий. Его изучение обяза- тельно должно бытьмеждисциплинарным — психолого- социолого-историческим...
РАЗДЕЛ III
РАЗВИТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ
А. Н. Леонтьев ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'
Важность категории деятельности не требует дока- зательства... Внесение в психологическую науку катего- рии деятельности (Tatig-Keit)... имеет поистине ключе- вое значение для решения таких капитальных проблем, как проблема сознания человека, его генезиса, его ис- торического и онтогенетического развития, проблема его внутреннего строения. Оно, наконец, единственно от- крывает возможность создать единую научную систе- му психологических знаний...
Первый вопрос, на котором я остановлюсь,— это вопрос о значении категории деятельности для понима- ния детерминации психики, сознания человека.
В психологии известны два подхода к этой большой проблеме. Один из них постулирует прямую зависи- мость явлений сознания от тех или иных воздействий на рецепирующие системы человека. Подход этот с классической, так сказать, ясностью нашел свое выра- жение в психофизике и физиологии органов чувств прошлого столетия. Главная задача, на которую были направлены усилия исследователей, состояла в том, чтобы установить количественные зависимости ощуще- ний как элементов сознания от физических параметров раздражителей, воздейстзующих на органы чувств. Та- ким образом, исходной для этих исследований служи- ла следующая принципиальная схема: «раздражп- 7 ель—субъективное переживание».
|