Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

РАЗДЕЛ I ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ 9 страница




«Черты личности» не являются статичными или про-
сто реактивными, они включают динамические мотива-
ционные тенденции, склонность искать или создавать
ситуации, благоприятствующие их проявлению. Инди-
вид, обладающий чертой интеллектуальной открытости,
старается читать книги, посещает лекции, обсуждает
новые идеи, тогда как человек, интеллектуально закры-
тый, этого обычно не делает. Внутренняя диспозицион-
ная последовательность, проявляющаяся в разных по-
веденческих формах, имеет и возрастную специфику.
Одна и та же тревожность может у подростка прояв-
ляться преимущественно в напряженных отношениях со
сверстниками, у взрослого — в чувстве профессиональ-
ной неуверенности, у старика — в гипертрофированном
страхе болезни и смерти.

Зная психологические свойства индивида, нельзя с
уверенностью предсказать, как он поступит в какой-то
конкретной ситуации (это зависит от множества при-
чин, лежащих вне его индивидуальности), но такое зна-
ние эффективно для объяснения и предсказания спе-
цифического поведения людей данного типа или пове-
дения данного индивида в более или менее длительной
перспективе.

Возьмем, например, такую черту, как честность.
Можно ли считать, что человек, проявивший честность
в одной ситуации, окажется честным и в другой? Види-
мо, нельзя. В исследовании Г. Хартшорна и М. Мэя
фиксировалось поведение одних и тех же детей (испы-
туемыми были свыше 8 тысяч детей) в разных ситуаци-
ях: пользование шпаргалкой в классе, обман при вы-
полнении домашнего задания, жульничество в игре, хи-
щение денег, ложь, фальсификация результатов спор-
тивных соревнований и т. д. Взаимные корреляции 23

1'03


 подобных тестов оказались очень низкими, приводя к
мысли, что проявление честности в одной ситуации име-
ет низкую предсказательную ценность для другой еди-
ничной ситуации. Но стоило ученым соединить несколь-
ко тестов в единую шкалу, как она сразу же обрела
высокую прогностическую ценность, позволяя предска-
зать поведение данного ребенка почти в половине экс-
периментальных ситуаций. Так же рассуждаем мы и в
обыденной жизни: судить о человеке по одному поступ-
ку наивно, но несколько однотипных поступков — это
уже нечто...

Экспериментальная психология судит о постоянстве
или изменчивости личности по определенным тестовым
показателям. Однако дименсиональное постоянство мо-
жет объясняться не только неизменностью измеряемых
черт, но и другими причинами, например тем, что че-
ловек разгадал замысел психологов 'или помнит свои
прошлые ответы. Не легче зафиксировать и преемст-
венность поведения. Пытаясь предсказать или объяс-
нить поведение индивида особенностями его прошлого
(ретродикция), нужно учитывать, что «одно и то же»
по внешним признакам поведение может иметь в раз-
ном возрасте совершенно .разный психологический
смысл. Если, например, ребенок мучает кошку, это еще
не значит, 'что он обязательно вырастет жестоким. Кро-
ме того, существует так называемый «дремлющий» или
«отсроченный» эффект, когда какое-то качество долгое
время существует в виде скрытого предрасположения и
проявляется лишь на определенном этапе развития че-
ловека, причем в разных возрастах по-разному; Напри-
мер, свойства поведения подростка, по которым можно
предсказать уровень его психического здоровья в 30 лет,
иные, нежели те, по которым прогнозируется психиче-
ское здоровье 40-летних.

Любая теория развития личности постулирует нали-
чие в этом процессе определенных последовательных
фаз или стадий. Но существуют по крайней мере пять
разных теоретических моделей индивидуального разви-
тия.Одна модель предполагает, что, хотя темпы разви-
тия разных индивидов неодинаковы и поэтому они до-
стигают зрелости в разном возрасте (принцип гетеро-
хронности), конечный результат и критерии зрелости
для всех одинаковы.Другая модель исходит из того,
что период развития и роста жестко ограничен хроно-
логическим возрастом: то, что было упущено в детстве,

104

позже наверстать невозможно, и индивидуальные осо-
бенности взрослого человека можно предсказать уже в
детстве.Третья модель, отталкиваясь от того, что про-
должительность периода роста и развития у разных лю-
дей неодинакова, полагает невозможным предсказать
свойства взрослого человека по его раннему детству;

индивид, отставший на одной стадии развития, может
вырваться вперед на другой.Четвертая модель акцен-
тирует внимание на том, что развитие гетерохронно не
только в межнациональном, но и в интраиндивиду-
альном смысле: разные подсистемы организма и лично-
сти достигают пика развития разновременно,, поэтому
взрослый стоит в одних отношениях выше, а в дру-
гих — ниже ребенка. Пятая модель подчеркивает
прежде всего специфические для каждой фазы развития
индивида внутренние противоречия, способ разреше-
ния которых предопределяет возможности следующего
этапа (такова теория Э. Эриксона).

Но ведь, кроме теорий, есть эмпирические данные.
Пока психология развития ограничивалась сравнитель-
но-возрастными исследованиями, проблема постоянства
личности не могла обсуждаться предметно. Но в пос-
ледние десятилетия широкое распространение получили
лонгитюдные исследования, прослеживающие развитие
одних и тех же людей на протяжении длительного вре-
мени.

Общий вывод всех лонгитюдов —устойчивость, по-
стоянство и преемственность индивидуально-личностных
черт на всех стадиях развития выражены сильнее, чем
изменчивость.
Однако преемственность личности и ее
свойств не исключает их развития и изменения, причем
соотношения того и другого зависят от целого ряда ус-
ловий.

Прежде всего степень постоянства или изменчиво-
сти индивидуальных свойств связана с их собственной
природой и предполагаемой детерминацией.

Биологически стабильные черты, обусловленные ге-
нетически или возникшие в начальных стадиях онтоге-
неза, устойчиво сохраняются на протяжении всей жиз-
ни и теснее связаны с полом, чем с возрастом.Куль-
турно-обусловленные черты
значительно более измен-
чивы, причем сдвиги, которые в сравнительно-возраст-
ных исследованиях кажутся зависящими от возраста,
на самом деле часто выражают социально-историче-
ские различия.Биокультурные черты, подчиненные

105


 двойной детерминации, варьируют в зависимости кд,,
от биологических, так и от социально-культурных усло-
вий.

По данным многих исследований, наибольшей ста-
бильностью обладаюткогнитивные свойства, в частно-
сти, так называемые первичные умственные способно-
сти и свойства, связанные с типом высшей нервной
деятельности (темперамент, экстраверсия или интровер-
сия, эмоциональная реактивность и невротизм).

Многолетнее постоянство многих поведенческих и
мотивационных синдромов также не вызывает сомне-
ний. Например, описание тремя разными воспитатель-
ницами поведения одних и тех же детей в 3, 4 и 7 лет
оказалось очень сходным. Оценка несколькими одно-
классниками степени агрессивности (склонность зате-
вать драки и т. д.) 200 мальчиков-шестиклассников ма-
ло изменилась три года спустя. «Многие формы поведе-
ния 6—10-летнего ребенка и отдельные формы его пове-
дения между 3 и 6 годами уже позволяют достаточно
определенно предсказать теоретически связанные с ними
формы поведения молодого взрослого. Пассивный уход
из стрессовых ситуаций, зависимость от семьи, вспыль-
чивость, любовь к умственной деятельности, коммуни-
кативная тревожность, полоролевая идентификация и
сексуальное поведение взрослого связаны с его анало-
гичными, в разумных пределах, поведенческими диспо-
зициями в первые школьные годы» (Каган И., Мосс
X.).

Высокое психическое постоянство наблюдается и у
взрослых. У 53 женщин, тестированных в 30-летнем и
вторично в 70-летнем возрасте, устойчивыми оказались
10 из 16 измерений. По данным П. Коста и Р. Мак-Крэ,
мужчины от 17 до 85 лет, трижды тестированные с ин-
тервалом в 6—12 лет, не обнаружили почти никаких
сдвигов в темпераменте и многих других показателях.
Лонпитюдными исследованиями установлено также, что
такие черты, как активность, переменчивость настрое-
ний, самоконтроль и уверенность в себе, зависят как от
«личностных синдромов», так и от социальных факто-
ров (образование, профессия, социальное положение и
т. п.) гораздо больше, чем от возраста; но одни и те же
черты у одних людей сравнительно постоянны, а у дру-
гих изменчивы. К числу устойчивых личностных черт
относятся, как свидетельствуют данные разных иссле-

106

дований, потребность в достижении и творческий стиль
мышления.

У мужчин самыми устойчивыми оказались такие
черты, как пораженчество, готовность примириться с
неудачей, высокий уровень притязаний, интеллектуаль-
ные интересы, изменчивость настроений, а у женщин —
эстетическая реактивность, жизнерадостность, настойчи-
вость, желание дойти до пределов возможного.
' Однако разной степенью изменчивости отличаются
не только личностные черты, но и индивиды. Поэтому
правильнее ставить не вопрос «Остаются ли люди не-
изменными?», а «Какие люди изменяются, какие — нет
и почему?» Сравнивая взрослых людей с тем, какими
они были в 13—14 лет, Д. Блок статистически выделил
пять мужских и шесть женских типов развития лично-
сти.

Некоторые из этих типов отличаются большим по-
стоянством психических черт. Так, мужчины, облада-
ющие упругим, эластичным «Я», в 13—14 лет отлича-
лись от сверстников надежностью, продуктивностью,
честолюбием и хорошими способностями, широтой ин-
тересов, самообладанием, прямотой, дружелюбием, фи-
лософскими интересами и сравнительной удовлетворен-
ностью собой. Эти свойства они сохранили и в 45 лет,
утратив лишь часть былого эмоционального тепла и от-
зывчивости. Такие люди высоко центят независимость
и объективность и имеют высокие показатели по таким
шкалам, как домина нтность, принятие себя, чувство
благополучия, интеллектуальная эффективность и пси-
хологическая настроенность ума.

Весьма устойчивы и черты неуравновешенных муж-
чин со слабым самоконтролем, для которых характер-
ны импульсивность и непостоянство. Подростками они
отличались бунтарством, болтливостью, любовью к рис-
кованным поступкам и отступлениями от принятого об-
раза мышления, раздражительностью, негативизмом,
агрессивностью, слабой контролируемостью. Понижен-
ный самоконтроль, склонность драматизировать свои
жизненные ситуации, непредсказуемость и экспрессив-
ность характеризуют их и во взрослом возрасте. Они
чаще, чем остальные мужчины, меняли свою работу.

Принадлежащие к третьему мужскому типу — с ги-
пертрофированным контролем — в подростковом возра-
сте отличались повышенной эмоциональной чувстви-
тельностью, самоуглубленностью, склонностью к реф-

107


 лексии. Эти мальчики плохо чувствовали себя в неоп-
ределенных ситуациях, не умели быстро менять роли,
легко отчаивались в успехе, были зависимы и недо-
верчивы. Перевалив за сорок, они остались столь же
ранимыми, склонными уходить от потенциальных фру-
страций, испытывать жалость к себе, напряженными и
зависимыми и т. п. Среди них самый высокий процент
холостяков....

Некоторые другие люди, напротив, сильно меняются
от юности к зрелости. Таковы, например, мужчины, у
которых бурная, напряженная юность сменяется спо-
койной, размеренной жизнью в зрелые годы, и женщп-
ны-«интеллектуалки», которые в юности поглощены ум-
ственными поисками и кажутся эмоционально суше,
холоднее своих ровесниц, а затем преодолевают комму-
никативные трудности, становятся мягче, теплее и т. д.

Об устойчивости личностных синдромов, связанных
с самоконтролем и «силой Я», свидетельствуют и позд-
нейшие исследования. Лонгитюдное исследование 116
детей (59 мальчиков и 57 девочек), тестированных в 3,
4, 5, 7 и 11 лет, показало, что 4-летние мальчики, проя-
вившие в краткосрочном лабораторном эксперименте
сильный самоконтроль (способность отсрочить удовлет-
ворение своих непосредственных желаний, противосто-
ять соблазну и т. п.), в более старших возрастах, семь
лет спустя, описываются экспертами как способные
контролировать свои эмоциональные импульсы, внима-
тельные, умеющие сосредоточиться, рефлексивные,
склонные к размышлению, надежные и т. п. Напротив,
мальчики, у которых эта способность была наименее
развита, и в старших возрастах отличаются слабым са-
моконтролем: беспокойны, суетливы, эмоционально эк-
спрессивны, агрессивны, раздражительны и неустойчи-
вы, а в стрессовых ситуациях проявляют незрелость.
Взаимосвязь между самоконтролем и способностью от-
срочить получение удовольствия существует и у дево-
чек, но у них она выглядит сложнее.

Хотя стабильность многих индивидуально-личност-
ных черт можно считать доказанной, нельзя не огово-
риться, что речь идет преимущественно опсиходинами-
ческих
свойствах, так или иначе связанных с особенно-
стями нервной системы. А как обстоит дело ссодержа-
нием
личности, с ее ценностными ориентациями, убеж-
дениями, мировоззренческой направленностью, т. е. та-
кими чертами, в которых индивид не просто реализует

Ю8

заложенные в нем потенции, но осуществляет свой са-
мостоятельный выбор? Влияние разнообразных факто-
ров среды, от всемирно-исторических событий до, ка-
залось бы, случайных, но тем не менее судьбоносных
встреч, в этом случае колоссально. Обычно люди высо-
ко ценят постоянство жизненных планов и установок.
Человек-монолит априорно вызывает больше уважения,
нежели человек-флюгер. Но всякий априоризм — вещь
коварная. Твердость убеждений, как точно заметил
В. О. Ключевский, может отражать не только последо-
вательность мышления, но и инерцию мысли.

От чего же зависит сохранение, изменение и разви-
тие личности не в онтогенетическом, а в более широком
и емком биографическом ключе? Традиционная психо-
логия знает три подхода к проблеме.Биогенетическая
ориентация полагает, что, поскольку развитие челове-
ка, как и всякого другого организма, есть онтогенез с
заложенной в нем филогенетической программой, его
основные закономерности, стадии и свойства одинако-
вы, хотя социокультурные и ситуативные факторы и на-
кладывают свой отпечаток на форму их протекания
Социогенетическая ориентация ставит во главу угла
процессы социализации, научения в широком смысле
слова, утверждая, что возрастные изменения зависят
прежде всего от сдвигов в общественном положении,
системе социальных ролей, прав и обязанностей, коро-
че — структуре социальной деятельности индивида
Персонологическая ориентация выдвигает на первый
план сознание и самосознание субъекта, полагая, что
основу развития личности, в отличие от развития орга-
низма, составляет творческий процесс формирования и
реализации ее собственных жизненных целей и ценно-
стей. Поскольку каждая из этих моделей (реализация
биологически заданной программы, социализация и со-
знательное самоосуществление) отражает реальные
стороны развития личности, спор по принципу «или-
или» не имеет смысла. «Развести» эти модели по раз-
ным «носителям» (организм, социальный индивид, лич-
ность) также невозможно, ибо это означало бы жесто-
кое, однозначное разграничение органических, соци-
альных и психических свойств индивида, против кото
Рого выступает вся современная наука.

Теоретическое решение проблемы заключается, по-
видимому, в том, что личность, как и культура, есть си-
стема, которая на всем протяжении своего развития
109


 приспосабливается к своей внешней и внутренней среде
и одновременно более или менее целенаправленно и ак-
тивно изменяет ее, адаптируя к своим осознанным по-
требностям...

Но соотношение генетически заданного, социально
воспитанного и самостоятельно достигнутого принципи-
ально неодинаково у разных индивидов, в различных
видах деятельности и социально-исторических ситуаци-
ях. А если свойства и поведение личности не могут
быть выведены ни из какой отдельной системы детер-
минант, то рушится и идея единообразного протекания
возрастных процессов. Так альтернативная постановка
вопроса — возраст определяет свойства личности или,
напротив, тип личности обусловливает возрастные свой-
ства — сменяется идеейдиалектического взаимодейст-
вия
того и другого, причем опять-таки не вообще, а в
пределах конкретной сферы деятельности, в определен-
ных социальных условиях.

Соответственно усложняется и системавозрастных
категорий,
которые имеют не одну, как считали раньше,
а три системы отсчета — индивидуальное равзитие,
возрастная стратификация общества и возрастная сим-
волика культуры. Понятие «время жизни», «жизненный
цикл» и «жизненный путь» часто употребляются как
синонимы. Но содержание их существенно различно.

Время жизни, ее протяженность, обозначает просто
временной интервал между рождением и смертью. Про-
должительность жизни имеет важные социальные и
психологические последствия. От нее во многом зави-
сит, например, длительность сосуществования поколе-
ний, продолжительность первичной социализации детей
и т. д. Тем не менее «время жизни» — понятие фор-
мальное, обозначающее лишь хронологические рамки
индивидуального существования, безотносительно к его
содержанию.

Понятие«жизненный цикл» предполагает, что те-
чение жизни подчинено известной закономерности, а
его этапы, подобно временам года, образуют постепен-
ный круговорот. Идея цикличности человеческой жиз-
ни, подобно природным процессам,— один из древней-
ших образов нашего сознания. Многие биологические и
социальные возрастные процессы действительно явля-
ются циклическими. Организм человека проходит пос-
ледовательность рождения, роста, созревания, старения
и смерти. Личность усваивает, выполняет и затем по-

110

степенно оставляет определенный набор социальных
ролей (трудовых, семейных, родительских), а потом тот
же цикл повторяют ее потомки. Цикличность характе-
ризует и смену поколений в обществе. Не лишены эври-
стической ценности и аналогии между восходящей и
нисходящей фазами развития. Однако понятие жизнен-
ного цикла предполагает некоторую замкнутость, за-
вершенность процесса, центр которого находится в нем
самом. Между тем, развитие личности осуществляется в
широком взаимодействии с другими людьми и социаль-
ными институтами, что не укладывается в циклическую
схему. Даже если каждый отдельный аспект ее или
компонент представляет собой некоторый цикл (биоло-
гический жизненный цикл, семейный цикл, професссио-
нально-трудовой цикл), индивидуальное развитие — не
сумма вариаций на заданную тему, а конкретная исто-
рия, где многое делается заново, методом проб и оши-
бок.

Понятие«жизненный путь» как раз и подразумевает
единство многих автономных линий развития, которые
сходятся, расходятся или пересекаются, но не могут
быть поняты отдельно друг от друга и от конкретных
социально-исторических условий. Его изучение обяза-
тельно должно бытьмеждисциплинарным — психолого-
социолого-историческим...


 РАЗДЕЛ III

РАЗВИТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КАК ОСНОВА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
И ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

А. Н. Леонтьев
ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

Важность категории деятельности не требует дока-
зательства... Внесение в психологическую науку катего-
рии деятельности (Tatig-Keit)... имеет поистине ключе-
вое значение для решения таких капитальных проблем,
как проблема сознания человека, его генезиса, его ис-
торического и онтогенетического развития, проблема его
внутреннего строения. Оно, наконец, единственно от-
крывает возможность создать единую научную систе-
му психологических знаний...

Первый вопрос, на котором я остановлюсь,— это
вопрос о значении категории деятельности для понима-
ния детерминации психики, сознания человека.

В психологии известны два подхода к этой большой
проблеме. Один из них постулирует прямую зависи-
мость явлений сознания от тех или иных воздействий
на рецепирующие системы человека. Подход этот с
классической, так сказать, ясностью нашел свое выра-
жение в психофизике и физиологии органов чувств
прошлого столетия. Главная задача, на которую были
направлены усилия исследователей, состояла в том,
чтобы установить количественные зависимости ощуще-
ний как элементов сознания от физических параметров
раздражителей, воздейстзующих на органы чувств. Та-
ким образом, исходной для этих исследований служи-
ла следующая принципиальная схема: «раздражп-
7 ель—субъективное переживание».










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 213.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...