Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Лекция 1. Основы экологического права
Экологические системы как объект правового регулирования. Источники эколо-гического права. Содержание экологического права. Объекты охраны окружа-ющей среды. Ответственность за экологические правонарушения. Понятие, принципы и виды возмещения вреда, причиненного экологическим правонаруше-нием. Порядок его возмещения.
Экологическая система страны—это совокупность экологических систем,каждая из которых обладает своей неповторимой целостной обособленностью от других и неразрывной взаимосвязью с остальными.
Правовое регулирование экологической системы страны включает регулиро-вание, использование и охрану:
– экологической системы страны в целом;
– отдельных экологических систем, входящих в экологическую систему страны;
– отдельных природных объектов (земля, недра, леса и иная растительность,
животный мир, микроорганизмы, поверхностные, подземные воды, генетиче-ский фонд, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы, природные ланд-шафты и др.), природных ресурсов континентального шельфа, которые являют-ся первичными элементами экологической системы страны и составляющих ее экологических систем.
Экологическое право–это система правовых норм,регулирующих экологи-ческие (природоохранительные) общественные отношения в целях сохранения и оздоровления окружающей природной среды, обеспечения рационального ис-пользования и воспроизводства природных ресурсов, их эффективной охраны и защиты, а также обеспечения экологической безопасности, экологических прав и интересов граждан и юридических лиц.
Система экологического права представляет собой совокупность образующих его норм права, объединенных в институты (институт права государственной и других форм собственности на природные объекты, институт права эколого- 58 пользования и др.). В зависимости от роли и значимости в системе экологиче-ского права институты организованы в две системы, представляющие Общую и Особенную части. В Общую часть входят основные положения, регулирующие экологические отношения. Особенная часть включает институты, регулирую-щие эколого-правовой режим землепользования, пользование недрами, водо-пользование и др.
Источник экологического права–нормативный акт,содержащий эколого-правовые нормы и регулирующий отношения в области использования окружа-ющей среды (экологопользования).
Виды источников экологического права;
1) по юридической силе:
– законы — нормативные акты, принимаемые представительным и законода-
тельным органом Российской Федерации — Федеральным Собранием Россий-ской Федерации;
– подзаконные акты — документы правового характера, принимаемые Прави-
тельством Российской Федерации, правительствами республик, входящих в со-став Российской Федерации, представительными и законодательными органами субъектов Федерации, министерствами и ведомствами, а также иными органами и должностными лицами, имеющими право на принятие таких актов;
2) по предмету регулирования:
– общие источники экологического права, предмет регулирования которых ши-
рок и охватывает как экологические общественные отношения, так и иные, не относящиеся к сфере экологии;
– специальные источники, предметом регулирования которых являются только экологические или преимущественно экологические общественные отношения;
3) по направленности правового регулирования:
– материальные источники, предметом регулирования которых являются эколо-
гические общественные отношения, складывающиеся по поводу использования тех или иных природных объектов;
– процессуальные источники, которые направлены на регулирование процедуры обеспечения экологопользования, являются формой его обеспечения; 59 4) по степени значимости в регулировании экологических отношений:
– основные нормативно-правовые акты – источники действующего законода-
тельства, представляющие собой закрепленные в них правила общего характера, распространяемые на неопределенный круг лиц, регулирующие наиболее общие отношения экологопользования;
– вспомогательные нормативно-правовые акты – источники, имеющие технико-
юридический характер и позволяющие правильно применять тот или иной нор-мативно-правовой акт к регулируемому отношению;
7. источники, содержащиеся в международно-правовых договорах. Общепри-
знанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором, в котором участвует Российская Федерация, уста-новлены иные правила, чем те, которые содержатся в национальном законода-тельстве, то применяются правила международного договора при условии его ратификации в установленном порядке. Судебная и арбитражная практика (ру-ководящие разъяснения Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации) не относятся к числу ис-точников экологического права, но они оказывают определенное влияние на со-вершенствование экологических отношений.
экологическим правонарушениямотносятся: – несоблюдение стандартов, норм и иных нормативов качества окружающей природной среды; – невыполнение обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы и требований, содержащихся в заключениях экологической экспер-
тизы, а также предоставление заведомо неправильных и необоснованных экс-пертных заключений;
– нарушение экологических требований при планировании, технико-
экологическом обосновании, проектировании и эксплуатации предприятий, со-оружений и иных объектов;
60 – загрязнения окружающей природной среды и причинение вследствие этого вреда здоровью человека, растительному и животному миру, имуществу граж-
дан и юридических лиц;
– порча, повреждение, уничтожение природных объектов, в том числе памятни-
ков природы, истощение и разрушение природно-заповедных комплексов и естественных экологических систем;
– невыполнение обязательных мер по восстановлению нарушенной окружаю-
щей природной среды и воспроизводству природных ресурсов;
– неподчинение предписаниям органов, осуществляющих государственный эко-
логический контроль;
– нарушение экологических требований по обезвреживанию, переработке, ути-
лизации, складированию или захоронению производственных и бытовых отхо-дов;
– нарушение различных видов нормативов предельно допустимых уровней ра-
диационного, шумового, биологического и иного вредного воздействия на окружающую природную среду;
– незаконное расходование средств экологических фондов на цели, не связан-
ные с природоохранительной деятельностью, и др.
и зависимости от степени общественной опасности и наступивших вредных последствий (причинения вреда жизни и здоровью человека, окружающей при-
родной среде, ущерба природным ресурсам, объектам и отдельным компонен-там), а также субъектов экологических правонарушений могут наступить сле-дующие виды юридической ответственности: уголовная, административная, гражданско-правовая (материальная), дисциплинарная.
Дисциплинарная ответственностьпредусмотрена за противоправное,ви-новное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником его трудовых обязанностей, связанных с выполнением планов и мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также за нарушение требований экологического законодательства, вытекающих из трудовой функции работника.
61 \endash виновным лицам могут быть применены следующие виды дисциплинарной ответственности (взысканий): замечание, выговор, строгий выговор, увольне-
ние.
Административная ответственностьприменяется специально уполномо-ченными на то органами и должностными лицами: административными комис-сиями, органами санитарно-эпидемиологического надзора, органами охраны водных ресурсов, органами рыбоохраны и др.
Административная ответственность имеет ряд специфических особенностей:
\endash может наступать только за правонарушения, указанные в Кодексе об админи-
стративных правонарушениях;
\endash субъектами ответственности могут быть любые лица (как юридические, так и физические), которые в соответствии с законом ответственны за администра-
тивные проступки;
и применяется в соответствии с компетенцией специально уполномоченного органа или должностного лица;
и применяется в определенном процессуальном порядке;
и налагаются только предусмотренные законом взыскания;
и наложение взысканий не освобождает виновных от устранения допущенных нарушений и возмещения причиненного вреда, включая упущенную выгоду.
общим экологическим преступлениям относятся нарушения законодатель-
ства о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Рос-сийской Федерации и др.
Экологические преступления специального характера можно разделить на три вида:
\endash преступления, посягающие на общественные отношения в сфере охраны и рационального использования земли и ее недр;
\endash преступления в сфере охраны и рационального использования фауны;
\endash преступления в сфере охраны и рационального использования флоры.
Административная ответственность в сфере экологопользования дифференци-руется на следующие виды экологических правонарушений:
62 – незаконные сделки с природными объектами (недрами, водами, лесами, жи-
вотным миром);
– самовольное экологопользование;
– нецелевое использование природных объектов;
– нарушение правил экологопользования;
– осуществление производственно-хозяйственной деятельности, наносящей вред природным объектам.
Уголовная ответственностьпредусматривается за совершение преступле-ний в области охраны окружающей среды и природопользования. Уголовным кодексом Российской Федерации экологические преступления разделяются на две группы: общего и специального характера.
К общим экологическим преступлениям относятся нарушения законодатель-ства о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Рос-сийской Федерации и др.
Основные особенности уголовной ответственности за нарушение природополь-зования:
– наступает за деяния в экологической сфере, имеющие наивысшую обществен-
ную опасность;
– применяется только судом;
– возможна только в отношении вменяемых физических лиц, достигших опре-
деленного возраста.
Основные особенности уголовной ответственности за нарушение природополь-зования:
– наступает за деяния в экологической сфере, имеющие наивысшую обществен-
ную опасность;
– применяется только судом;
– возможна только в отношении вменяемых физических лиц, достигших опре-
деленного возраста.
Материальная (гражданско-правовая) ответственностьпредусмотрена вотношении юридических лиц и граждан, причинивших вред окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружаю- 63 щей среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использо-
ванием природных ресурсов, разрушением естественных экосистем и другими
экологическими правонарушениями, которые обязаны возместить его в полном
объеме.
Под вредом понимается реальный ущерб и упущенная выгода. Причем мате-
риальный ущерб возмещается независимо от привлечения виновного к другим
видам юридической ответственности.
Специальная ответственность применяется органами управления природо-
пользованием в случаях, особо предусмотренных законом, и в целях пресечения
нарушений правил природопользования.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 244. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |