Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Лекция 2. Система органов исполнительной власти. Основные принципы государственного управления.
К центральным органам государственного управления, или органам исполни-тельной власти, в России относятся федеральные министерства и ведомства (государственные комитеты, федеральные службы, российские агентства, феде-ральные комиссии, федеральные надзоры и т.п.). Названные органы присущи любой стране мира и тоже являются субъектами административного права.
Федеральные министерствапризваны руководить порученными им отрас-лями управления на территории России. Они несут ответственность за состоя-ние и дальнейшее развитие порученных им отраслей управления, научно-технического процесса, наиболее полное удовлетворение потребностей страны во всех видах продукции этих отраслей.
Министерства образуются и упраздняются, а также реорганизуются Прези-дентом РФ. Они действуют на основании положений, утверждаемых Президен-том РФ, где определяются задачи, функции, компетенция и сфера деятельности, структура, управление и другие необходимые вопросы.
46 Федеральные ведомства–разновидность центральных органов государ-ственного управления, осуществляющих управление в более узкой сфере, чем министерства. Они создаются для выполнения каких-либо специальных испол-нительных, контрольных, разрешительных, надзорных или иных функций. Ве-домства образуются, упраздняются и реорганизуются Президентом РФ, а руко-водители назначаются и освобождаются от должности Председателем Прави-тельства РФ. Они также действуют на основании положений, утверждаемых Президентом РФ.
Основные принципы государственного управления
До сих пор мы рассматривали понятия и признаки государственного управле-ния, систему субъектов управленческой деятельности, в частности органы госу-дарственного управления. Но всякая деятельность, в том числе и государствен-ное управление, протекает в каких-то формах.
Таким образом, форма государственного управления – это внешнее вы-ражение деятельности органов государственного управления в процессе испол-нительной и распорядительной деятельности. Она дает представление, как практически осуществляются управленческие функции.
Под методами государственного управления понимаются способы воз-действия на поведение, деятельность управляемых. В них проявляются все ос-новные качества, присущие данному виду деятельности: властность, односто-ронность велений субъектов управления и т.д.
Убеждение –непосредственное влияние на сознание,волю и эмоцииуправляемых посредством разъяснения им содержания, необходимости приня-тия, реализации управленческих решений, призыва исполнять их, а также мате-риального и идеологического стимулирования исполнения.
Принуждение–пресечение противоправного поведения и наказание.Се-годня метод убеждения малоэффективен, или не так эффективен, как раньше, все большую роль получает административное принуждение (наказание).
Под административной ответственностью понимаются применение госу-дарственными органами и должностными лицами мер административного взыс-кания к гражданам и организациям за административные правонарушения на основе и в порядке, установленном административным правом.
Лекция 3. Основания и порядок привлечения к административной от-ветственности. Виды административной ответственности
Основание административной ответственности.Основанием администра-тивной ответственности является административное правонарушение (админи-стративный проступок), иногда преступление и дисциплинарный проступок.
Понятие административного правонарушениядано в ст. 2.1КоАПа. Основные юридические признаки административного проступка: - противоправность (действие, запрещенное законодательством); - виновность (наличие вины); - наказуемость (только то, за которое предусмотрена санкция); - общественная опасность или антиобщественность.
47 Административный проступок–деяние,не только нарушающее нормы ад-министративного права, но и других отраслей права: гражданского, трудового, земельного, финансового.
Административный проступок отличается от других видов правонарушений. От преступления – тем, что имеет меньшую общественную опасность, может быть предусмотрен как законом, так подзаконным актом, другими санкциями и порядком производства.
Объектом административного проступкаявляются общественные отноше-ния, урегулированные правовыми нормами и охраняемые административными санкциями.
Административную ответственностьмогут нести как физические,так июридические лица.
Административные наказания являются одним из видов административно-принудительных мер. Ст. 3.1 КоАПа устанавливает, что административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонару-шений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Статья 3.2 КоАПа устанавливает следующие виды административных наказа-ний:
1. Предупреждение. 2. Административный штраф.
3. Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непо-средственным объектом административного правонарушения.
4. Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосред-ственно объектом административного правонарушения.
5. Лишение специального права, предоставленного физическому лицу.
6. Административный арест – содержание нарушителя в условиях изоляции от общества, устанавливается на срок до 15-ти суток.
7. Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства.
8. Дисквалификация.
48 РАЗДЕЛ 8. ОСНОВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕ- ДЕРАЦИИ
Муниципальное право - право местного самоуправления. Понятие, функции и принципы местного самоуправления в Российской Федерации. Органы местного самоуправления. Основы деятельности местного самоуправления. Полномочия органов местного самоуправления. Гарантии правомочий местного самоуправ-ления.
Лекция 1. Муниципальное право–комплексная отрасль,соединяющая раз-нородные институты профилирующих и специальных отраслей: конституцион-ного, административного, хозяйственного, финансового, земельного, экологиче-ского права. В России становлением муниципального права занимаются госу-дарствоведы, а в зарубежных странах им занимаются административисты. Это различие основано на огромном прикладном значении теоретических разрабо-ток в решении задач по организации процессов по управлению муниципальны-ми образованиями.
Принцип народовластия (ст. 3 Конституции РФ 1993 г.) определяет, что народ является единственным источником власти в Российской Федерации и может осуществлять ее:
– непосредственно; – через органы государственной власти; – через органы местного самоуправления.
Муниципальное право–отрасль права,регулирующая общественные отно-шения, складывающиеся в процессе организации и деятельности муниципаль-ных (местных) органов, а также реализации форм непосредственной демокра-тии. Предметом правового регулирования данной отрасли права являются однородные отношения, возникающие в процессе реализации населением права на местное самоуправление. При этом классифицируют и выделяют следующие группы отношений:
– возникающие в процессе осуществления принадлежащей народу власти (при использовании форм непосредственной демократии);
– возникающие в процессе формирования органов местного самоуправления; связанные с разделением полномочий между представительным и исполни-тельным органами местного самоуправления;
– возникающие в процессе деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью, формированию и исполне-нию местного бюджета, установлению и взиманию местных налогов и сбо-ров, иные отношения в сферах управленческой и контрольной деятельности;
– по поводу обязательств муниципальных органов перед органами государ-ственной власти и обратных обязательств;
– договорные отношения по взаимным обязательствам муниципальных орга-нов;
– связанные с организацией и деятельностью особых муниципальных органов (органов территориального общественного самоуправления).
Каждая материальная отрасль права для решения собственных, специфиче-
ских задач правового регулирования использует определенные методы правово-го регулирования. Муниципальное право, будучи комплексной отраслью, ис-
49 пользует методы, присущие разным отраслям права. Поэтому правовое регули-рование в нем основано на сочетании частноправового (диспозитивного) и пуб-лично-правового (императивного) методов. В целом для местного самоуправле-ния как публично-правового института характерно преобладание публично-правовых методов, хотя предметная деятельность органов местного самоуправ-ления по реализации их компетенции регулируется частноправовыми методами.
Теорией государства и права выделяются три основных способа правового регулирования:
1) дозволение – предоставление лицу права на определенное собственное по-ведение, совершение тех или иных действий;
2) запрещение – возложение на лицо обязанности воздерживаться от опреде-ленного поведения, от совершения тех или иных действий;
3) обязывание (предписание) – возложение на лицо обязанности определенно-го поведения, совершения тех или иных активных действий.
Муниципальное право имеет свою систему, т. е. совокупность правовых ин-ститутов, объединяющих нормы, регулирующих однородные правоотношения.
Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации с учетом национальных, региональных, исторических, культурных и иных особенностей. Наибольшее влияние на формирование местного само-управления имеют региональные особенности. Однако при одинаковой концеп-ции местного самоуправления в пределах России в разных регионах есть своя специфика. Поэтому целесообразно выделение специальной части, в которую включаются нормы, регулирующие отношения местного самоуправления.
Муниципальное право имеет две группы источников: нормативно-правовые акты и муниципально-правовые договоры.
Муниципально-правовые договоры–это двусторонние или многосторон-ние соглашения, регулирующие отношения, связанные с осуществлением мест-ного самоуправления, наделением органов местного самоуправления отдельны-ми государственно-властными полномочиями. Муниципально-правовые дого-воры (соглашения) могут заключаться между органами государственной власти
и местного самоуправления, между самими органами местного самоуправления, между органами местного самоуправления и другими субъектами права. Важно правильно выделять содержание договора, т. е. круг регулируемых отношений.
Нормативно-правовые акты–это односторонние властные,волевые дей-ствия непосредственно населения, органа власти или его должностного лица по исполнению закона, направленные на возникновение, изменение или прекраще-ние правовых норм и/или правоотношений.
В соответствии с Конституцией в Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и поэтому наделяются своей компетенцией. Таким образом, нормативные акты, регулиру-ющие вопросы местного самоуправления, могут приниматься на трех террито-риальных уровнях. Характеризуя пределы самостоятельности каждого террито-риального уровня, федеральный закон указывает вопросы государственного значения и вопросы местного значения. По общему правилу, вопросы государ-
50
ственного значения разрешаются органами государственной власти, вопросы местного значения – органами местного самоуправления.
Местное самоуправление регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными актами федеральных органов государственной власти Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации, положениями (уставами) о местном само-управлении, иными локальными актами.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправ-ления в Российской Федерации» наиболее важен для становления и развития местного самоуправления в Российской Федерации, формирования законода-тельства о местном самоуправлении. Этот закон подписан Президентом Россий-ской Федерации 28 августа 1995 г. и вступил в силу с 1 сентября 1995 г. Феде-ральный закон определяет: общие принципы организации местного самоуправ-ления в Российской Федерации; правовые основы местного самоуправления; организационно-правовые формы его осуществления; его финансово-экономические основы; основные принципы и подходы к определению полно-мочий органов местного самоуправления в решении вопросов местного значе-ния.
На уровне местного самоуправления наиболее важным представляется устав муниципального образования, принимаемый непосредственно населением или представительным органом местного самоуправления. Среди других норматив-ных актов местного самоуправления выделяют решения, принимаемые непо-средственно населением, и акты органов местного самоуправления. Акты орга-нов местного самоуправления могут иметь различные наименования и содержа-ние:
– постановление – нормативный акт или акт, имеющий общее значение;
– регламент – процессуальный акт, регулирующий порядок деятельности пред– ставительного или исполнительного органа местного самоуправления;
– положение – акт систематизирующего или тематического содержания, утвер-ждаемый распорядительным актом.
Часто муниципальное право называют правом местного самоуправления. По-этому важно уяснить, что такое местное самоуправление, какова его сущность. Само понятие местного самоуправления является сложным, многоплановым. Для его раскрытия необходимо выделить четыре основных аспекта, которые ха-рактеризуют сущность местного самоуправления как самостоятельного инсти-тута гражданского общества. Местное самоуправление рассматривается как:
1) одна из основ конституционного строя Российской Федерации;
2) право граждан Российской Федерации на осуществление местного само-управления;
3) самостоятельная деятельность населения по решению вопросов местного значения;
4) одна из форм народовластия, выражающая власть народа.
Под органами местного самоуправления понимаются:
51 – выборные: представительный орган местного самоуправления, глава муници-пального образования и иные выборные должностные лица местного само-управления;
– иные органы и должностные лица местного самоуправления, предусмотрен-ные уставом муниципального образования.
Федеральный закон закрепляет равные права граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, нацио-нальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объедине-ниям.
Под местным самоуправлением понимается самостоятельная деятельность населения по решению вопросов местного значения. Такое понимание зафикси-ровано в Конституции Российской Федерации, ст. 130 которой устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоя-тельное решение населением вопросов местного значения. Конституция не определяет конкретного перечня этих вопросов, а называет некоторые из них. Так, согласно ст. 132 органы местного самоуправления самостоятельно управ-ляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охра-ну общественного порядка, решают иные вопросы местного значения.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона к вопросам местного значе-ния относятся: 1) принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением; 2) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; 3) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения; 4) комплексное социально-экономическое развитие муниципального образо-вания; 5) содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежи-лых помещений; 6) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений до-школьного, основного общего и профессионального образования; 7) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здраво-охранения, обеспечение санитарного благополучия населения; 8) охрана общественного порядка, организация и содержание муниципаль-ных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их де-ятельностью; 9) регулирование планировки и застройки территорий муниципальных обра-зований; 10) создание условий для жилищного и социально-культурного строитель-ства; 11) контроль за использованием земель на территории муниципального обра-зования;
52 12) регулирование использования водных объектов местного значения, ме-сторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
13) и др.
Местное самоуправление является одной из форм народовластия, через кото-рую выражается власть народа.
Самостоятельность муниципальной власти выражается в обособленности местного самоуправления от государства и его структур, что закреплено в ст. 12 Конституции Российской Федерации: «Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти». Структура этих органов в соответствии со ст. 131 Конституции Российской Федерации определяется населением самостоятельно. Свое правовое закрепление структура местной вла-сти получает в уставе муниципального образования.
Гарантии местного самоуправления–это совокупность приемов,средствили способов реализации права на местное самоуправление. Кроме собственно юридических гарантий выделяют и неюридические гарантии: социальные, эко-номические, политические и др. Особое место занимает реализация права на су-дебную защиту, в том числе в Конституционном суде Российской Федерации.
53 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 356. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |