Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
МОНТЕССОРИ-ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14
Как и в большинстве стран мира, Монтессори-движение в России прошло три основных этапа. Для первого этапа (1910-1930-е гг.) характерен начальный всплеск интереса к идеям Монтессори, восторженное принятие их и попытки реализовать их в практике дошкольного воспитания. Появляются первые российские курсы для педагогов, поскольку получить серьезное систематическое Монтессори-образование за рубежом не удается практически никому. Однако столь же быстро возникает противоположная волна критики, в разной степени связанной с обсуждением реальных проблем нового педагогического направления или же с его соответствием пролетарским идеалам. Отметим, что дискуссии в основном носили теоретический характер, лишь в небольшой степени опираясь на отдельные практические примеры. Экспериментальных научных исследований проведено не было. Широкого распространения концепция Монтессори на этом этапе не получила. Усиление антидемократических тенденций в обществе быстро привело к фактическому запрещению этого направления. Лишь единицы отваживались развивать его. Так, например, Ю. И. Фаусек адаптировала и разрабатывала речевые материалы Монтессори вплоть до своей кончины в блокадном Ленинграде. Второй этап (1940-1980-е гг.) можно назвать латентным периодом развития Монтессори-движения в России. Об идеях итальянского педагога в широких педагогических кругах надолго забыли, упоминая о них лишь в негативном ключе. Однако отдельные идеи получают развитие и применение. С конца 1980-х - начала 1990-х гт. Монтессори-движение переживает третий этап - период возрождения.Существенными отличиями его от первого периода являются: 1) иная политическая ситуация, характеризующаяся демократическими тенденциями в обществе, свободой слова, развитием частного предпринимательства, плюрализмом в различных сферах жизни; 2) наличие традиций Монтессори-движения в мире, возможность прямых контактов с зарубежными коллегами, возможность познакомить с опытом зарубежных Монтессори-садов и школ «из первых рук» широкий круг отечественных специалистов через семинары и видеофильмы; 3) наличие российских специалистов, прошедших серьезную профессиональную подготовку за рубежом; 4) введение курсов Монтессори-педагогики в учебные планы вузов и колледжей.
Этот период можно также подразделить на два этапа. Первый этап - до конца 1990-х гг. - восприятие опыта зарубежных коллег и обращение к опыту России первой трети XX в. Это этап «движения вширь». С конца 1990-х гг. начинается второй этап - «движение вглубь», т.е. углубленное осмысление наследия Монтессори, первые научные исследования и серьезные учебные пособия. На этом этапе назрела необходимость сравнительных экспериментальных исследований эффективности системы Монтессори на российской почве. Охарактеризуем теперь все эти периоды подробнее. Историей идей Монтессори в России первой трети XX в. занимались такие исследователи, как М. В. Богуславский, И. И. Дьяченко, М.Н.Якимова. Мы кратко остановимся на основных событиях периода 1910-1930-х гг. В самом начале 1910-х гг. идеи М. Монтессори проникают в Россию через прессу и рассказы очевидцев. Первый детский сад, в котором реализуются эти идеи, открывает в 1913 г. в Коммерческом училище Санкт-Петербурга Ю.И.Фаусек. Его директор С. И. Сазонов поддержал начинания Фаусек и даже помог ей вместе с группой других педагогов посетить интернациональный курс Монтессори в Риме. С тех пор вплоть до последних дней жизни она посвятила себя работе с детьми по Монтессори, пропаганде и развитию идей итальянского педагога. В течение следующих лет — в предреволюционные и первые послереволюционные годы - в России возник ряд детских учреждений Монтессори. Среди них - Яснополянская школа, руководимая Т.Л.Сухотиной (Толстой), детский сад в Лесном под Петербургом, детский сад для детей рабочих при Народном доме графини Паниной, детский сад при Педагогическом институте в Петербурге, детский сад в Москве под руководством выпускницы интернациональных курсов Монтессори в Риме А. П. Выгодской, «Кельинский дом» на Девичьем поле в Москве А.А.Перроте и др. По данным М.Н.Якимовой, к 1928 г. их насчитывалось около 20. Подготовка специалистов проводилась в Женском педагогическом институте (ныне РГПУ им. А. И. Герцена), в Институте дошкольного образования, преобразованном из бывших Фребелевских курсов. Наряду с ними действовали семестровые Монтессорские курсы под руководством С. И. Сазонова, различные вопросы педагогики Монтессори обсуждались на семинарах в Обществе свободного воспитания, работал Научный кружок по методу Монтессори при Институте дошкольного образования в Петербурге. Ю. И. Фаусек читала отдельные лекции. В начале 1910-х гг. книга М. Монтессори «Метод научной педагогики» переводится на разные языки, распространяется во многих странах, среди которых - Россия и выдерживает несколько не полностью идентичных друг другу изданий. Например, в 1913 и 1915 гг. В 1916 г. вышла ее книга «Руководство к моему методу» в переводе Р.Ландсберг, а в 1922 г. - 2 работы, посвященные математическому образованию, в переводе Ю.Фаусек - «Арифметика в детском саду» и «Геометрия в элементарной школе Монтессори». Обсуждению, пропаганде и критике ее идей был в этот период посвящен целый ряд статей и брошюр. Среди их авторов - Э.Александрович, Г.С.Ивантер, В.В.Лермонтов, Н.Лубенец, Л. О. Петцель, С. Ф. Русова, С. И. Сазонов, А. В. Суровцева, Т. Л. Сухотина, В.В.Таубман, Е. И.Тихеева, Ю. И.Фаусек, Л.И.Чулицкая, Л. К.Шлегер, П.О.Эфрусси, Е. Н.Янжул. Изучая оценки идей Монтессори, данные российскими учеными первой трети XX века, И.И.Дьяченко выделяет три методологические проблемы, вокруг которых группировались мнения. В дореволюционный период проблема соответствия содержания воспитательно-образовательной работы возрастным особенностям ребенка дошкольного возраста ставилась Е.Янжул, Е. И.Тихеевой, П. П. Блонским и другими специалистами. Проблему реализации декларируемых целей, задач, принципов с помощью материалов, форм и способов работы с ними рассматривали Э.Александрович, Н.Лубенец, Е.И.Тихеева, А.Шуберт. После революции стала актуальна также проблема соответствия воспитательно- образовательной работы идеологическим требованиям эпохи. Согласно И.И.Дьяченко, в этот период отношение к идеям педагогов, на первый план выдвинувших свободу ребенка, в том числе к идеям Монтессори, достаточно быстро менялось. Если в период с 1918 по начало 1920-х гг. преобладало подчеркнуто положительное отношение к ним, то с принятыми в 1924 г. «Основных положений педагогической работы в дошкольных учреждениях» оно постепенно стало приобретать негативный характер. Печально знаменитое постановление 1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомпросов» надолго положило конец попыткам воспитания свободной личности в России. С этого времени о концепции Монтессори в России надолго забыли. Лишь в 1960-1980-е гг., хотя и на общем фоне негативного отношения к ней, стало возможным использование отдельных ее идей и материалов. Наибольшую известность получило сенсорное воспитание по Монтессори, которое в 1960- 1970 гг. было положено в основу широко известной ныне системы сенсорного воспитания, разработанной Л. А. Венгером и его школой. В 1980-е гг. буквы из шершавой бумаги для обучения детей письму применяла учительница московской школы № 109 Е. Н. Потапова. Этот период Монтессори-движения в России можно назвать латентным. Возрождение Монтессори-педагогики в России начинается с конца 1980-х - начала 1990-х гг. Это сложный многоплановый процесс, продолжающийся вплоть до настоящего времени. Не претендуя на полноту изложения, мы кратко коснемся лишь тех событий, с которыми близко сталкивались или же принимали в них непосредственное участие. Процесс демократизации социальной жизни, начавшийся в эпоху перестройки и продолжающийся в постперестроечный период, затронул и сферу образования. Гласность и плюрализм мнений в обществе во второй половине 1980-х гг. подготовили почву для коренных преобразований в системе образования. Единообразие постепенно уступило место различным педагогическим подходам, течениям, инновациям. Так, в самом начале 1990-х гг. в Москве в детском саду № 1488 педагогического комплекса, созданного Е.Ямбургом, была открыта группа Монтессори. Ее основала и длительное время работала в ней воспитателем 3. И. Марцинкене. Летом 1991 г. педагог и журналист «Учительской газеты» Е.А.Хилтунен при помощи голландских коллег организовала в Крыму первый Международный фестиваль новых школ, на который съехались учителя-новаторы со всего тогдашнего Советского Союза. О нем был снят фильм, впоследствии показанный по центральному телевидению. Одним из значительных событий фестиваля стала презентация системы Монтессори двумя голландскими учителями с большим опытом работы по этой системе - Э. Ван Сантен и Л.Роод. В августе 1991 г. Э.Ван Сантен и Е.Хилтунен подписали договор о сотрудничестве, и совместная работа началась. Планировалось открытие детских садов, семинаров для педагогов и организация производства Монтессори-материалов в России. В этот период Е.А.Хилтунен опубликовала в «Учительской газете» ряд статей о системе Монтессори. Они как бы ознаменовали возвращение и новый этап развития этой системы в России. Е. Хилтунен, а также педагог В.Кондакова и психолог Д.Сороков проводили активную работу по пропаганде идей Монтессори, и осенью 1991 г. они открыли модельную Монтессори-группу детского сада и организовали циклы семинаров для воспитателей, учителей, руководителей образовательных учреждений, родителей, студентов. Слушатели приезжали со всех концов страны. Занятия проводили Монтессори-учителя из Голландии и Германии - X. Кеттлер, М.Кляйн, Л.Роод, У.Роэл, Э.Ван Сантен. С российской стороны в них участвовали педагоги, психологи, исследователи М.Богуславский, М.Буторина, А.Губин, В.Кондакова, Л.Миледина, Е. Печникова, М. Радионова, Д. Сороков, Е. Хилтунен. Семинары вызвали широкий общественный резонанс. Власти также не остались в стороне от набирающего силу Монтессори-движения. В первой половине 1990-х гг. Министерством образования РФ и Министерством образования и наук Нидерландов подписан Меморандум о сотрудничестве в гуманитарных областях, на основании которого был разработан проект «Метрополис». В рамках проекта осуществлялось сотрудничество голландских специалистов с педагогами Волгограда, Красноярска, Москвы и Череповца. Активное участие в этой работе принял коллектив московского Учебно-педагогического комплекса № 7 «Маросейка». Серьезным препятствием в работе было слабое знание российскими педагогами содержания и методов работы по Монтессори. Сначала они преимущественно использовали опыт, накопленный отечественным Монтессори-движением в 1910- 1930-е гг. и пропагандируемый отдельными зарубежными изданиями, но этого было недостаточно. Овладеть методикой за время коротких семинаров было невозможно. Необходимо было не только воочию увидеть западные Монтессори-сады и школы, но прежде всего самим научиться профессионально работать с детьми. С этими проблемами сталкивались начинающие Монтессори-педагоги во всем мире. Первыми посланцами России на зарубежных Монтессори-курсах стали Е.Хилтунен и М. Сорокова. В 1992/93 учебном году они окончили годичные курсы Международной Ассоциации Монтессори в Мюнхене (Германия). Затем в последующие годы эти курсы окончили целый ряд воспитателей и учителей из России, среди них Т.Афанасьева, Н.Безбородова, АЗевальд, Л.Гребенников, О. Красикова, С. Сумнительная и др. В рамках проекта «Метрополис» группы педагогов из Волгограда, Красноярска, Москвы и Череповца, среди которых были преподаватели УПК № 7 «Маросейка», прошли стажировку в Амстердамском университете. В 1992-1993 гг. в Москве существовало несколько инициативных групп, пропагандирующих идеи М. Монтессори. Одна из них, возглавляемая Ю.Пасс, возникла вокруг издательства «Линка-Пресс». Она организовывала семинары для педагогов с участием американских коллег, среди которых большую роль сыграла Монтессори-учитель и консультант Американского общества МонтессориД. Йао. В 1993 -1995 гг. Д. Йао читала лекции и проводила семинары в Москве, а также в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Перми. Она консультировала воспитателей детских садов Москвы и Нижнего Новгорода. Позже стал выходить интересный журнал «Обруч», в котором вплоть до настоящего времени периодически появляется информация о системе Монтессори и событиях Монтессори-движения в России и за рубежом. Позже статьи о теоретических и практических вопросах системы Монтессори стали публиковать специальные журналы «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», а также популярные издания - «Домовой», «Мой кроха и я» и т.п. Другую группу возглавила Е. Хилтунен. В учебно-воспитательном комплексе № 1641 Москвы, под руководством Е.Хилтунен и при ее непосредственном участии было создано несколько Монтессори-групп и начат эксперимент по организации Монтессори- начальной школы. Е.Хилтунен работала с детьми, адаптировала Монтессори-материалы для обучения детей русскому языку, читала лекции и проводила семинары для педагогов в РИПКРО, организовывала конференции для российских педагогов. Она сумела увлечь и вдохновить целый ряд педагогов. Так, например, Монтессори-учитель Е. Литвяк разработала много новых материалов для «космического воспитания», а психолог и педагог Е. Максимова придумала целый комплекс упражнений для работы с детьми в кругу. В 1992 г. по инициативе Д. Г. Сорокова, М. Г. Сороковой, К. Е. Сумнительного и С. И. Сумнительной был создан Московский Монтессори-центр, который проводил большую работу в разных направлениях. Его основной целью стали адаптация, распространение и развитие Монтессори-педагогики в России, а главной задачей - создание двухгодичных очно-заочных Монтессори-курсов, на которых педагоги могли бы получить полноценное Монтессори-образование, освоить теорию и методику и научиться профессионально работать с детьми по Монтессори. В содержание курса входили также психология и отчасти медицина. Работа проводилась при содействии мюнхенской Академии развивающей реабилитации и Международной ассоциации Монтессори. В ней приняли участие также сотрудники кафедры Медицинской академии последипломного образования, возглавляемой В.А.Доскиным. Преподавателями курса были как отечественные, так и зарубежные специалисты. С российской стороны читали лекции и проводили семинары кандидаты и доктора наук М.В.Богуславский, Г. Б. Корнетов, Д. Г. Сороков, М. Г. Сорокова, Р.В.Тонкова-Ямпольская. Среди коллег из Германии были профессора К.Аурин, Т.Хелльбрюгге, Монтессори-учителя П.Гебхард-Зееле и Л.Хеффельс, Монтессори-воспитатели М.Рот (ЛМ/-тренер), И.Заутер, К.Роскнехт, Монтессори-терапевты Л. Андерлик, А. Гирш. Первыми ласточками стали выпускники курса из Архангельска, Астрахани, Вологды, Глазова (Удмуртия), Екатеринбурга, Златоуста, Казани, Китежа, Коврова, Краснодара, Красноярска, Курска, Магнитогорска, Москвы, Находки, Нижнего Новгорода, Омска, Оренбурга, Пскова и других городов. этот же период в России возникли общественные организации, пропагандирующие и распространяющие идеи Монтессори. В 1992 г. была создана Межрегиональная альтернативная Монтессори-ассоциация (МАМА), президентом которой стал Д. Г. Сороков, а вице-президентом — М.В.Богуславский. Под эгидой ассоциации стал издаваться сборник «Альманах МАМА», в котором публиковались статьи отечественных и зарубежных специалистов. Так, например, в его 1-м выпуске опубликованы статьи М.Богуславского, А.Дубровского, Г.Корнетова, Г.Любиной, Марио Монтессори, Д. Сорокова, М. Сороковой, Б. Стенлунд, Т. Хелль-брюгге. В 1994 г. в Москве под эгидой ассоциации прошла первая международная научно-практическая конференция «Проблемы и особенности развития Монтессори-педагогики в культурах разных стран». В ней приняли участие представители из Индии, Германии, Голландии, России, США, Финляндии. Другая Монтессори-ассоциация была основана в середине 1990-х С. Возчиковым и Л. Климановой. Она проводит семинары по подготовке Монтес-сори-педагогов, ведет работу с детскими садами, организует конференции и круглые столы. В первой половине 1990-х гг. курсы Монтессори-педагогики получают распространение в педагогических вузах и колледжах Москвы, в институтах повышения квалификации и переподготовки работников образования. Спецкурсы и спецсеминары проводятся в вузах и колледжах Красноярска, Мурманска, Туапсе, Бреста, Ровно и многих других городов России, Украины, Белоруссии. Кафедра дошкольного воспитания и начального обучения Новокузнецкого института повышения квалификации реализовала программу, подготовленную М. Н.Якимовой. Это лишь единичные примеры всего многообразия учебных заведений, включивших в учебные планы курсы Монтессори-педагогики. Государственные органы управления образованием по-разному относятся к современному Монтессори-движению. Часто они занимают нейтральную позицию, осуществляя контроль за состоянием дел в детском саду. Нам известны случаи сопротивления нововведениям или же, наоборот, поддержки Монтессори-детских садов. Так, например, в первой половине 1990-х гг. Московский комитет образования (тогда департамент) выделил средства на закупку нескольких комплектов фирменных голландских Монтессори-материалов и направил их в отдельные детские сады, школы и педучилища Москвы. По нашему мнению, позиция руководства зависит не столько от региона, сколько от конкретных условий в городе, районе, детском саду и в первую очередь от индивидуальных предпочтений и желания руководителей, от наличия педагогов-энтузиастов и материальных средств, а также от начальных результатов деятельности Монтессори-группы. Самым главным результатом этой широкомасштабной деятельности стало появление многочисленных Монтессори-групп преимущественно в детских садах. Не будет преувеличением сказать, что такие сады возникли по всей России. Все они в различной степени реализуют идеи Монтессори, многие дополняют их идеями отечественных педагогов и современными дидактическими материалами. Это не всегда оправданно, но в то же время имеется ряд интересных примеров такого подхода. Заведующие и. воспитатели сталкиваются с целым рядом проблем объективного и субъективного характера. Среди которых недостаточная профессиональная подготовка педагогов, малый практический опыт и неуверенность в своих силах; острый недостаток материальных средств на покупку материалов и обучение педагогов; отсутствие материальных стимулов к работе, низкая зарплата; относительная изолированность Монтессори-детских садов друг от друга и от учебных центров; сложные взаимоотношения внутри коллектива между педагогами и заведующей, внутри коллектива педагогов-монтессорианцев, между монтессорианцами и немонтессорианцами; не менее сложные взаимоотношения Монтессори-детского сада с окрестными начальными школами и властями; завышенные ожидания родителей; снижение интереса педагогов при столкновении с серьезными трудностями. Однако есть целый ряд детских садов, успешно преодолевших эти трудности. Наконец, скажем несколько слов о научных исследованиях в этой области. Если в 1940 - 1970-е гг. в научно-педагогической литературе преобладали критические отзывы о системе Монтессори, то с начала 1990-х гг. они носят преимущественно панегирический характер. Отчасти это обусловлено всеобщим постперестроечным упоением свободой слова и демократическими преобразованиями, увлечением новыми педагогическими идеями и течениями, ранее недоступными. Не будем забывать, что система Монтессори - лишь один из возможных подходов в педагогике, и он, как и другие подходы, требует экспериментального изучения. В последнее время появился ряд научных исследований, посвященных отдельным аспектам системы Монтессори, но все они носят преимущественно теоретический характер. Мы полагаем, что сейчас особенно необходимы сравнительные экспериментальные исследования уровня развития различных психических функций детей, воспитывающихся и обучающихся по Монтессори и по другим образовательным программам. Подчеркнем, что не с целью выявления «хороших» и «плохих» программ, но для более глубокого осознания возможностей конкретного подхода и качества Монтессори-образования в России, а также для оказания научно-методической помощи воспитателям. Особо отметим попытки определить место системы Монтессори в движении педагогических реформ конца XIX - начала XX в., предпринятые в русле фундаментальной академической науки. Ведущими отечественными учеными был предложен ряд классификаций идей и концепций педагогов того времени. Так Б. М. Бим-Бад относит систему Монтессори к антропологическому течению в педагогике, а А.Н.Джуринский связывает ее идеи с экспериментальной педагогикой. М.В.Богуславский и Г.Б.Корнетов считают ее представителем «свободного воспитания». В более поздней работе Г. Б. Корнетов включает систему Монтессори в так называемую «манипулятивную педагогику». На наш взгляд, с конца 1990-х гг. Монтессори-движение в России переходит от первого (воспринимающего) этапа ко второму - этапу осознания. На первом этапе в сжатые сроки осуществлялось знакомство с зарубежным опытом, овладение новыми профессиональными приемами, попытки реализовать идеи Монтессори по образцу зарубежных коллег, первые попытки адаптировать и разработать новые материалы «в духе Монтессори», расширить и дополнить возможности Монтессори-материалов за счет поиска новых возможностей их применения и современных дидактических материалов, а также стремление привлечь опыт Монтессори-движения начала XX в. Для его участников был характерен большой энтузиазм. В настоящее время волна повышенного интереса в обществе к идеям Монтессори спала. Не все образовательные учреждения и организации, возникшие в начале 1990-х гг., сохранились до сих пор, некоторые прекратили деятельность. Однако многие Монтессори-сады окрепли и успешно работают. Проявляется также тенденция к осмыслению как теоретических положений, так и результатов опыта работы Монтессори-садов, проводятся научные исследования, появились учебные пособия. Надеемся, что на этот раз система Монтессори обосновалась в нашей стране прочно.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 572. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |