Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

МОНТЕССОРИ-ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ




Как и в большинстве стран мира, Монтессори-движение в Рос­сии прошло три основных этапа.

Для первого этапа (1910-1930-е гг.) характерен начальный всплеск интереса к идеям Монтессори, восторженное принятие их и попытки реализовать их в практике дошкольного воспитания. Появляются первые российские курсы для педагогов, поскольку получить серьезное систематическое Монтессори-образование за рубежом не удается практически ни­кому. Однако столь же быстро возникает противоположная волна критики, в разной степени связанной с обсуждением реальных проблем нового педагогического направления или же с его соот­ветствием пролетарским идеалам. Отметим, что дискуссии в ос­новном носили теоретический характер, лишь в небольшой сте­пени опираясь на отдельные практические примеры. Экспериментальных научных исследований проведено не было. Широкого рас­пространения концепция Монтессори на этом этапе не получила. Усиление антидемократических тенденций в обществе быстро привело к фактическому запрещению этого направления. Лишь единицы отваживались развивать его. Так, например, Ю. И. Фаусек адаптировала и разрабатывала речевые материалы Монтессо­ри вплоть до своей кончины в блокадном Ленинграде.

Второй этап (1940-1980-е гг.) можно назвать латентным пе­риодом развития Монтессори-движения в России. Об идеях ита­льянского педагога в широких педагогических кругах надолго за­были, упоминая о них лишь в негативном ключе. Однако отдель­ные идеи получают развитие и применение.

С конца 1980-х - начала 1990-х гт. Монтессори-движение пере­живает третий этап - период возрождения.Существенными отли­чиями его от первого периода являются:

 1) иная политическая ситуация, характеризующаяся демократическими тенденциями в обществе, свободой слова, развитием частного предприниматель­ства, плюрализмом в различных сферах жизни;

2) наличие тради­ций Монтессори-движения в мире, возможность прямых контак­тов с зарубежными коллегами, возможность познакомить с опы­том зарубежных Монтессори-садов и школ «из первых рук» ши­рокий круг отечественных специалистов через семинары и ви­деофильмы;

3) наличие российских специалистов, прошедших серьезную профессиональную подготовку за рубежом;

 4) введение курсов Монтессори-педагогики в учебные планы вузов и кол­леджей.

 

Этот период можно также подразделить на два этапа. Первый этап - до конца 1990-х гг. - восприятие опыта зарубежных коллег и обращение к опыту России первой трети XX в. Это этап «движе­ния вширь». С конца 1990-х гг. начинается второй этап - «движе­ние вглубь», т.е. углубленное осмысление наследия Монтессори, первые научные исследования и серьезные учебные пособия. На этом этапе назрела необходимость сравнительных эксперименталь­ных исследований эффективности системы Монтессори на рос­сийской почве.

Охарактеризуем теперь все эти периоды подробнее.

Историей идей Монтессори в России первой трети XX в. зани­мались такие исследователи, как М. В. Богуславский, И. И. Дья­ченко, М.Н.Якимова. Мы кратко остановимся на основных событиях периода 1910-1930-х гг.

В самом начале 1910-х гг. идеи М. Монтессори проникают в Рос­сию через прессу и рассказы очевидцев. Первый детский сад, в котором реализуются эти идеи, открывает в 1913 г. в Коммерче­ском училище Санкт-Петербурга Ю.И.Фаусек.

Его директор С. И. Сазонов поддержал начинания Фаусек и даже помог ей вме­сте с группой других педагогов посетить интернациональный курс Монтессори в Риме. С тех пор вплоть до последних дней жизни она посвятила себя работе с детьми по Монтессори, пропаганде и развитию идей итальянского педагога. В течение следующих лет — в предреволюционные и первые послереволюционные годы - в России возник ряд детских учреждений Монтессори. Среди них - Яснополянская школа, руководимая Т.Л.Сухотиной (Толстой), детский сад в Лесном под Петербургом, детский сад для детей рабочих при Народном доме графини Паниной, детский сад при Педагогическом институте в Петербурге, детский сад в Москве под руководством выпускницы интернациональных курсов Мон­тессори в Риме А. П. Выгодской, «Кельинский дом» на Девичьем поле в Москве А.А.Перроте и др. По данным М.Н.Якимовой, к 1928 г. их насчитывалось около 20.

Подготовка специалистов проводилась в Женском педагоги­ческом институте (ныне РГПУ им. А. И. Герцена), в Институте до­школьного образования, преобразованном из бывших Фребелевских курсов. Наряду с ними действовали семестровые Монтессорские курсы под руководством С. И. Сазонова, различные вопросы педагогики Монтессори обсуждались на семинарах в Обществе свободного воспитания, работал Научный кружок по методу Мон­тессори при Институте дошкольного образования в Петербурге. Ю. И. Фаусек читала отдельные лекции.

В начале 1910-х гг. книга М. Монтессори «Метод научной педа­гогики» переводится на разные языки, распространяется во многих странах, среди которых - Россия и выдерживает несколько не полностью идентичных друг другу изданий. Например, в 1913 и 1915 гг. В 1916 г. вышла ее книга «Руководство к моему методу» в переводе Р.Ландсберг, а в 1922 г. - 2 работы, посвященные мате­матическому образованию, в переводе Ю.Фаусек - «Арифметика в детском саду» и «Геометрия в элементарной школе Монтессори».

Обсуждению, пропаганде и критике ее идей был в этот пери­од посвящен целый ряд статей и брошюр. Среди их авторов - Э.Александрович, Г.С.Ивантер, В.В.Лермонтов, Н.Лубенец, Л. О. Петцель, С. Ф. Русова, С. И. Сазонов, А. В. Суровцева, Т. Л. Су­хотина, В.В.Таубман, Е. И.Тихеева, Ю. И.Фаусек, Л.И.Чулицкая, Л. К.Шлегер, П.О.Эфрусси, Е. Н.Янжул.

Изучая оценки идей Монтессори, данные российскими уче­ными первой трети XX века, И.И.Дьяченко выделяет три методологические проблемы, вокруг которых группировались мне­ния. В дореволюционный период проблема соответствия содержа­ния воспитательно-образовательной работы возрастным особен­ностям ребенка дошкольного возраста ставилась Е.Янжул, Е. И.Тихеевой, П. П. Блонским и другими специалистами. Проблему реа­лизации декларируемых целей, задач, принципов с помощью ма­териалов, форм и способов работы с ними рассматривали Э.Алек­сандрович, Н.Лубенец, Е.И.Тихеева, А.Шуберт.

После револю­ции стала актуальна также проблема соответствия воспитательно- образовательной работы идеологическим требованиям эпохи. Со­гласно И.И.Дьяченко, в этот период отношение к идеям педаго­гов, на первый план выдвинувших свободу ребенка, в том числе к идеям Монтессори, достаточно быстро менялось.

Если в период с 1918 по начало 1920-х гг. преобладало подчеркнуто положительное отношение к ним, то с принятыми в 1924 г. «Основных положе­ний педагогической работы в дошкольных учреждениях» оно по­степенно стало приобретать негативный характер. Печально зна­менитое постановление 1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомпросов» надолго положило конец попыткам вос­питания свободной личности в России.

С этого времени о концепции Монтессори в России надолго забыли. Лишь в 1960-1980-е гг., хотя и на общем фоне негатив­ного отношения к ней, стало возможным использование отдель­ных ее идей и материалов. Наибольшую известность получило сен­сорное воспитание по Монтессори, которое в 1960- 1970 гг. было положено в основу широко известной ныне системы сенсорного воспитания, разработанной Л. А. Венгером и его школой. В 1980-е гг. буквы из шершавой бумаги для обучения детей письму применяла учительница московской школы № 109 Е. Н. Потапова. Этот пери­од Монтессори-движения в России можно назвать латентным.

Возрождение Монтессори-педагогики в России начинается с конца 1980-х - начала 1990-х гг. Это сложный многоплановый процесс, продолжающийся вплоть до настоящего времени. Не претендуя на полноту изложения, мы кратко коснемся лишь тех событий, с которыми близко сталкивались или же принимали в них непосредственное участие.

Процесс демократизации социальной жизни, начавшийся в эпоху перестройки и продолжающийся в постперестроечный пе­риод, затронул и сферу образования. Гласность и плюрализм мне­ний в обществе во второй половине 1980-х гг. подготовили почву для коренных преобразований в системе образования. Единообра­зие постепенно уступило место различным педагогическим подхо­дам, течениям, инновациям. Так, в самом начале 1990-х гг. в Мос­кве в детском саду № 1488 педагогического комплекса, созданно­го Е.Ямбургом, была открыта группа Монтессори. Ее основала и длительное время работала в ней воспитателем 3. И. Марцинкене.

Летом 1991 г. педагог и журналист «Учительской газеты» Е.А.Хилтунен при помощи голландских коллег организовала в Крыму первый Международный фестиваль новых школ, на кото­рый съехались учителя-новаторы со всего тогдашнего Советского Союза. О нем был снят фильм, впоследствии показанный по цен­тральному телевидению. Одним из значительных событий фести­валя стала презентация системы Монтессори двумя голландскими учителями с большим опытом работы по этой системе - Э. Ван Сантен и Л.Роод.

В августе 1991 г. Э.Ван Сантен и Е.Хилтунен подписали договор о сотрудничестве, и совместная работа нача­лась. Планировалось открытие детских садов, семинаров для педаго­гов и организация производства Монтессори-материалов в России.

В этот период Е.А.Хилтунен опубликовала в «Учительской га­зете» ряд статей о системе Монтессори. Они как бы ознаменовали возвращение и новый этап развития этой системы в России. Е. Хилтунен, а также педагог В.Кондакова и психолог Д.Сороков про­водили активную работу по пропаганде идей Монтессори, и осе­нью 1991 г. они открыли модельную Монтессори-группу детского сада и организовали циклы семинаров для воспитателей, учите­лей, руководителей образовательных учреждений, родителей, сту­дентов. Слушатели приезжали со всех концов страны. Занятия про­водили Монтессори-учителя из Голландии и Германии - X. Кет­тлер, М.Кляйн, Л.Роод, У.Роэл, Э.Ван Сантен.

С российской стороны в них участвовали педагоги, психологи, исследователи М.Богуславский, М.Буторина, А.Губин, В.Кондакова, Л.Миледина, Е. Печникова, М. Радионова, Д. Сороков, Е. Хилтунен. Се­минары вызвали широкий общественный резонанс.

Власти также не остались в стороне от набирающего силу Мон­тессори-движения. В первой половине 1990-х гг. Министерством образования РФ и Министерством образования и наук Нидерлан­дов подписан Меморандум о сотрудничестве в гуманитарных об­ластях, на основании которого был разработан проект «Метрополис». В рамках проекта осуществлялось сотрудничество голланд­ских специалистов с педагогами Волгограда, Красноярска, Мос­квы и Череповца. Активное участие в этой работе принял коллек­тив московского Учебно-педагогического комплекса № 7 «Маро­сейка».

Серьезным препятствием в работе было слабое знание россий­скими педагогами содержания и методов работы по Монтессори. Сначала они преимущественно использовали опыт, накопленный отечественным Монтессори-движением в 1910- 1930-е гг. и про­пагандируемый отдельными зарубежными изданиями, но этого было недостаточно. Овладеть методикой за время коротких семинаров было невозможно. Необходимо было не только воочию увидеть запад­ные Монтессори-сады и школы, но прежде всего самим научить­ся профессионально работать с детьми. С этими проблемами стал­кивались начинающие Монтессори-педагоги во всем мире.

Первыми посланцами России на зарубежных Монтессори-курсах стали Е.Хилтунен и М. Сорокова. В 1992/93 учебном году они окончили годичные курсы Международной Ассоциации Монтес­сори в Мюнхене (Германия). Затем в последующие годы эти кур­сы окончили целый ряд воспитателей и учителей из России, сре­ди них Т.Афанасьева, Н.Безбородова, АЗевальд, Л.Гребенни­ков, О. Красикова, С. Сумнительная и др. В рамках проекта «Метрополис» группы педагогов из Волгограда, Красноярска, Москвы  и Череповца, среди которых были преподаватели УПК № 7 «Ма­росейка», прошли стажировку в Амстердамском университете.

В 1992-1993 гг. в Москве существовало несколько инициатив­ных групп, пропагандирующих идеи М. Монтессори. Одна из них, возглавляемая Ю.Пасс, возникла вокруг издательства «Линка-Пресс». Она организовывала семинары для педагогов с участием американских коллег, среди которых большую роль сыграла Монтессори-учитель и консультант Американского общества Монтес­сориД. Йао. В 1993 -1995 гг. Д. Йао читала лекции и прово­дила семинары в Москве, а также в Екатеринбурге, Нижнем Нов­городе, Перми. Она консультировала воспитателей детских садов Москвы и Нижнего Новгорода.

Позже стал выходить интересный журнал «Обруч», в котором вплоть до настоящего времени периодически появляется инфор­мация о системе Монтессори и событиях Монтессори-движения в России и за рубежом. Позже статьи о теоретических и практиче­ских вопросах системы Монтессори стали публиковать специаль­ные журналы «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», а также популярные издания - «Домовой», «Мой кроха и я» и т.п.

Другую группу возглавила Е. Хилтунен. В учебно-воспитатель­ном комплексе № 1641 Москвы, под руководством Е.Хилтунен и при ее непосредственном участии было создано несколько Монтессори-групп и начат эксперимент по организации Монтессори-

начальной школы. Е.Хилтунен работала с детьми, адаптировала Монтессори-материалы для обучения детей русскому языку, чи­тала лекции и проводила семинары для педагогов в РИПКРО, организовывала конференции для российских педагогов. Она су­мела увлечь и вдохновить целый ряд педагогов. Так, например, Монтессори-учитель Е. Литвяк разработала много новых материа­лов для «космического воспитания», а психолог и педагог Е. Мак­симова придумала целый комплекс упражнений для работы с деть­ми в кругу.

В 1992 г. по инициативе Д. Г. Сорокова, М. Г. Сороковой, К. Е. Сумнительного и С. И. Сумнительной был создан Москов­ский Монтессори-центр, который проводил большую работу в разных направлениях. Его основной целью стали адаптация, рас­пространение и развитие Монтессори-педагогики в России, а глав­ной задачей - создание двухгодичных очно-заочных Монтессори-курсов, на которых педагоги могли бы получить полноценное Монтессори-образование, освоить теорию и методику и научиться про­фессионально работать с детьми по Монтессори. В содержание курса входили также психология и отчасти медицина. Работа проводи­лась при содействии мюнхенской Академии развивающей реаби­литации и Международной ассоциации Монтессори. В ней приня­ли участие также сотрудники кафедры Медицинской академии последипломного образования, возглавляемой В.А.Доскиным.

Преподавателями курса были как отечественные, так и зару­бежные специалисты. С российской стороны читали лекции и про­водили семинары кандидаты и доктора наук М.В.Богуславский, Г. Б. Корнетов, Д. Г. Сороков, М. Г. Сорокова, Р.В.Тонкова-Ямпольская. Среди коллег из Германии были про­фессора К.Аурин, Т.Хелльбрюгге, Монтессори-учителя П.Гебхард-Зееле и Л.Хеффельс, Монтессори-воспитатели М.Рот (ЛМ/-тренер), И.Заутер, К.Роскнехт, Монтессори-терапевты Л. Андерлик, А. Гирш. Первыми ласточками стали выпуск­ники курса из Архангельска, Астрахани, Вологды, Глазова (Уд­муртия), Екатеринбурга, Златоуста, Казани, Китежа, Коврова, Краснодара, Красноярска, Курска, Магнитогорска, Москвы, На­ходки, Нижнего Новгорода, Омска, Оренбурга, Пскова и других городов.

 этот же период в России возникли общественные организа­ции, пропагандирующие и распространяющие идеи Монтессори. В 1992 г. была создана Межрегиональная альтернативная Монтессори-ассоциация (МАМА), президентом которой стал Д. Г. Соро­ков, а вице-президентом — М.В.Богуславский.

Под эгидой ассо­циации стал издаваться сборник «Альманах МАМА», в котором публиковались статьи отечественных и зарубежных специалистов. Так, например, в его 1-м выпуске опубликованы статьи М.Богу­славского, А.Дубровского, Г.Корнетова, Г.Любиной, Марио Монтессори, Д. Сорокова, М. Сороковой, Б. Стенлунд, Т. Хелль-брюгге. В 1994 г. в Москве под эгидой ассоциации прошла первая международная научно-практическая конференция «Проблемы и особенности развития Монтессори-педагогики в культурах раз­ных стран». В ней приняли участие представители из Индии, Гер­мании, Голландии, России, США, Финляндии. Другая Монтессори-ассоциация была основана в середине 1990-х С. Возчиковым и Л. Климановой. Она проводит семинары по подготовке Монтес-сори-педагогов, ведет работу с детскими садами, организует кон­ференции и круглые столы.

В первой половине 1990-х гг. курсы Монтессори-педагогики по­лучают распространение в педагогических вузах и колледжах Моск­вы, в институтах повышения квалификации и переподготовки ра­ботников образования. Спецкурсы и спецсеминары проводятся в вузах и колледжах Красноярска, Мурманска, Туапсе, Бреста, Ровно и многих других городов России, Украины, Белоруссии. Кафедра дошкольного воспитания и начального обучения Новокузнецкого института повышения квалификации реализовала программу, под­готовленную М. Н.Якимовой. Это лишь единичные примеры всего многообразия учебных заведений, включивших в учебные планы курсы Монтессори-педагогики.

Государственные органы управления образованием по-разно­му относятся к современному Монтессори-движению. Часто они занимают нейтральную позицию, осуществляя контроль за состоя­нием дел в детском саду. Нам известны случаи сопротивления нововведениям или же, наоборот, поддержки Монтессори-детских садов. Так, например, в первой половине 1990-х гг. Москов­ский комитет образования (тогда департамент) выделил средства на закупку нескольких комплектов фирменных голландских Монтессори-материалов и направил их в отдельные детские сады, шко­лы и педучилища Москвы. По нашему мнению, позиция руковод­ства зависит не столько от региона, сколько от конкретных усло­вий в городе, районе, детском саду и в первую очередь от инди­видуальных предпочтений и желания руководителей, от наличия педагогов-энтузиастов и материальных средств, а также от началь­ных результатов деятельности Монтессори-группы.

Самым главным результатом этой широкомасштабной деятель­ности стало появление многочисленных Монтессори-групп пре­имущественно в детских садах. Не будет преувеличением сказать, что такие сады возникли по всей России. Все они в различной степени реализуют идеи Монтессори, многие дополняют их идея­ми отечественных педагогов и современными дидактическими материалами. Это не всегда оправданно, но в то же время имеется ряд интересных примеров такого подхода. Заведующие и. воспита­тели сталкиваются с целым рядом проблем объективного и субъек­тивного характера. Среди которых недостаточная профессиональная подготовка педагогов, малый практический опыт и неуверен­ность в своих силах; острый недостаток материальных средств на покупку материалов и обучение педагогов; отсутствие материаль­ных стимулов к работе, низкая зарплата; относительная изолиро­ванность Монтессори-детских садов друг от друга и от учебных центров; сложные взаимоотношения внутри коллектива между педагогами и заведующей, внутри коллектива педагогов-монтессорианцев, между монтессорианцами и немонтессорианцами; не менее сложные взаимоотношения Монтессори-детского сада с окрестными начальными школами и властями; завышенные ожи­дания родителей; снижение интереса педагогов при столкнове­нии с серьезными трудностями.

Однако есть целый ряд детских садов, успешно преодолевших эти трудности.

       Наконец, скажем несколько слов о научных исследованиях в этой области. Если в 1940 - 1970-е гг. в научно-педагогической ли­тературе преобладали критические отзывы о системе Монтессо­ри, то с начала 1990-х гг. они носят преимущественно панегири­ческий характер. Отчасти это обусловлено всеобщим постпере­строечным упоением свободой слова и демократическими преоб­разованиями, увлечением новыми педагогическими идеями и те­чениями, ранее недоступными.

Не будем забывать, что система Монтессори - лишь один из возможных подходов в педагогике, и он, как и другие подходы, требует экспериментального изучения. В последнее вре­мя появился ряд научных исследований, посвященных отдельным аспектам системы Монтессори, но все они носят преимуществен­но теоретический характер. Мы полагаем, что сейчас особенно необходимы сравнительные экспериментальные исследования уровня развития различных психических функций детей, воспи­тывающихся и обучающихся по Монтессори и по другим образо­вательным программам. Подчеркнем, что не с целью выявления «хороших» и «плохих» программ, но для более глубокого осозна­ния возможностей конкретного подхода и качества Монтессори-образования в России, а также для оказания научно-методиче­ской помощи воспитателям.

Особо отметим попытки определить место системы Монтессори в движении педагогических реформ конца XIX - начала XX в., предпринятые в русле фундаментальной академической науки. Ве­дущими отечественными учеными был предложен ряд классифи­каций идей и концепций педагогов того времени. Так Б. М. Бим-Бад относит систему Монтессори к антропологическому течению в педагогике, а А.Н.Джуринский связывает ее идеи с экспери­ментальной педагогикой. М.В.Богуславский и Г.Б.Корнетов считают ее представителем «свободного воспитания». В более поздней работе Г. Б. Корнетов включает систему Монтессори в так на­зываемую «манипулятивную педагогику».

На наш взгляд, с конца 1990-х гг. Монтессори-движение в Рос­сии переходит от первого (воспринимающего) этапа ко второму - этапу осознания.

На первом этапе в сжатые сроки осуществлялось знакомство с зарубежным опытом, овладение новыми професси­ональными приемами, попытки реализовать идеи Монтессори по образцу зарубежных коллег, первые попытки адаптировать и раз­работать новые материалы «в духе Монтессори», расширить и до­полнить возможности Монтессори-материалов за счет поиска но­вых возможностей их применения и современных дидактических материалов, а также стремление привлечь опыт Монтессори-дви­жения начала XX в.  Для его участников был характерен большой энтузиазм.

 В настоящее время волна повышенного интереса в об­ществе к идеям Монтессори спала. Не все образовательные учреж­дения и организации, возникшие в начале 1990-х гг., сохрани­лись до сих пор, некоторые прекратили деятельность. Однако мно­гие Монтессори-сады окрепли и успешно работают. Проявляется также тенденция к осмыслению как теоретических положений, так и результатов опыта работы Монтессори-садов, проводятся научные исследования, появились учебные пособия. Надеемся, что на этот раз система Монтессори обосновалась в нашей стране прочно.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 572.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...