Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вопрос. Подготовка педагога. Роль и функции Монтессори-педагога.
Помоги нам, о Боже, проникнуть в тайну ребенка, чтобы мы могли его узнать, любить и служить ему согласно Твоим законам справедливости и при этом следовать Твоей божественной воле. М. Монтессори «Креативный ребенок» Роль и функции педагога в системе Монтессори в середине 1990-х гг. была одной из наиболее часто обсуждаемых проблем среди отечественных педагогов-практиков. Мы проанализировали роль педагога и выявили его функции в [55, 56]. Здесь мы воспроизведем эти результаты, несколько дополнив их за счет конкретизации функций педагога в Монтессори-школе и гимназии. Проблема подготовки педагога в трудах Монтессори анализируется здесь нами впервые. Напомним, что сущность воспитания состоит, по Монтессори, в «помощи психическому развитию ребенка с самого рождения». Позднее она трактовала процесс воспитания и образования ребенка более широко, а именно как «помощь жизни». Ключевым здесь является слово «помощь», и именно оно во многом определяет роль и позицию, занимаемую учителем по отношению к ребенку. «Учительница, которая хочет подготовиться к этому особому воспитанию, — пишет автор в книге "Открытие ребенка", — должна, следовательно, прежде всего понять, что речь идет не о том, чтобы с помощью предметов передать ребенку знания о свойствах вещей — таких как размер, форма, цвет. Также не преследуется цель настолько продвинуть детей, чтобы они применяли предложенный им материал, не делая ошибок, и таким образом хорошо выполняли упражнения... Наконец, материал не является новым вспомогательным средством, которое дано в руки старой активной учительницы, чтобы быть полезным ей при выполнении задачи обучать» [92, 5. 166]. Особенность организации педагогического процесса в системе Монтессори состоит в том, что центр тяжести активности смещается с учителя на ребенка. Ребенок не является слушателем, пассивно воспринимающим объяснения учителя, но, напротив, активно приобретает знания, умения и навыки в ходе самостоятельной конструктивной деятельности, сообразуясь с индивидуальными интересами и побуждениями. Он занимается с материалами, которые сам выбирает, и сам определяет место и длительность работы с ними. Большинство материалов позволяют ребенку работать как одному, так и вдвоем или же вместе с несколькими детьми. Материалы, как уже было сказано, носят автодидактический характер и становятся помощью ребенку в процессе самообучения. Какова же роль учителяв Монтессори-педагогике? Он становится коллегой, партнером, старшим товарищем ребенка, готовым в нужный момент оказать необходимую помощь. Он доброжелательно и ненавязчиво руководит ребенком, становясь посредником между ним и подготовленной средой. «Работа новой учительницы состоит в том, чтобы направлять, т.е. давать руководство по применению материала, искать точные слова, облегчать и пояснять каждую работу, предотвращать потери энергии, при необходимости восстанавливать отсутствующее равновесие. Поэтому она предоставляет необходимую помощь, которая дает возможность уверенно и быстро двигаться вперед в интеллектуальном развитии» [92, 5. 178]. Образно говоря, учитель не просто «следует на поводу» у ребенка, а находится рядом с ним, внимательно наблюдая, обгоняя его в случае необходимости на шаг и предоставляя свою помощь и руководство или же отступая на шаг назад и давая ребенку возможность полностью насладиться самостоятельной деятельностью. Функции педагога. К основным функциям Монтессори-педагога мы относим: v посредническую; v руководящую; v обучающую; v организующую; v диагностическую; v защитную. 1. Посредническая функция.Педагог создает связь между ребенком и развивающей предметно-пространственной средой — «подготовленной средой». Он показывает, как работают с материалом, т.е. дает образец действий с ним, направленных на раскрытие свойств и отношений, заключенных в материале. Подобный показ называется презентацией материала. «Помощь, которую должна оказать учительница, — пишет Мария Монтессори, — состоит в том, чтобы представить ребенку материал, для того чтобы показать, как его используют, и при этом самой один раз или дважды сделать упражнение...» [92, 3. 171]. «Она (учительница. — М. С.) служит, главным образом, посредником между материалом (предметами) и детьми» [92, 5. 167]. 2. Руководящая функция.Учитель внимательно наблюдает за ребенком и в нужный момент предоставляет ему помощь: помогает (в случае необходимости) сделать выбор, проводит презентацию материала, Демонстрирует способ контроля и коррекции ошибок. Педагог должен уметь предложить ребенку материалы, относящиеся к его зоне ближайшего развития. В Монтессори-школе и гимназии он может подробнее обсудить с ребенком, что тот уже умеет и чем хочет заниматься, а также совместно с ним запланировать его деятельность на неделю вперед. Если помощь не требуется, педагог не вмешивается в процесс деятельности ребенка. Он внешне пассивен, внутренне — высокоактивен. Монтессори подчеркивает важность тактичного руководства: «Учительнице необходимо вести ребенка, не давая ему слишком сильно почувствовать ее присутствие, так чтобы она была всегда готова предоставить желаемую помощь, но никогда не становилась бы препятствием между ребенком и его опытом» [94, р. 131]. 3. Обучающая функция.Учитель дает урок в тот момент, когда показывает образец работы с материалом. Его действия, как и поведение, служат примером, которому ребенок подражает. Обучение через подражание — один из главных способов овладения знаниями, умениями и навыками в системе Монтессори. дает также устный урок. Его пояснения должны быть краткими, ясными и точными, без излишних подробностей и длиннот. «В нашем методе одна из самых деликатных задач должна состоять в том, чтобы произнести точные слова, соответствующие представлению, которое должен зафиксировать материал в сознании ребенка» [92, 3. 174]. «Учительница закрепляет каждое приобретение ребенка в форме словесного обозначения» [42, с. 120]. Одним из наиболее часто применяемых способов введения новых понятий является так называемый трехступенчатый урок. Его описание дано, например, в [39, 54, 92]. В Монтессори-школе и гимназии учитель проводит также групповые занятия при презентации общих схем развития Земли, цивилизации и т.д.; ориентирует класс при изучении новой темы или подытоживает ее изучение. Он обучает подростков основам профессии. На этом возрастном этапе обучающая функция по содержанию приближается к соответствующей функции «традиционного» учителя. 4. Организующая функция. Педагог создает «подготовленную среду», которая «должна содержать средства для самовоспитания» [98, 3. 74] и предоставлять детям возможность свободы движений [42, с. 87—92], свободы выбора материала, места и длительности работы с ним [92, 5. 109—111], а также право заниматься какой-либо полезной деятельностью индивидуально или с партнером (партнерами). Педагог заботится также о порядке в организованной им пространственно-предметной среде. «Учительница ... приобщает его (ребенка. — М. С.) к порядку в окружающей среде» [92, 8. 169]. Для упорядочения отношений в Монтессори-группе существует ряд правил, которые педагогу следует обсудить с детьми. Правила должны быть разумны, немногочисленны, сформулированы ясно и в позитивной форме, а не в виде запретов, например: «Мы обходим коврик», «Мы берем материал только с полки» и т.д. Учитель несет ответственность за выполнение правил. Педагог следит за тем, чтобы материалы на полках всегда находились в порядке. Возвращение материала на свое место по окончании работы является правилом, обязательным для всех детей. Необходимо также соблюдать порядок в процессе работы: выполнять действия в определенной последовательности, доводить дело до конца, по завершении упражнений привести материал в первоначальное состояние. 5. Диагностическая функция.Одним из основных требований, предъявляемых к Монтессори-педагогу, является владение техникой наблюдения за поведением ребенка и умение оценивать уровень его физического и психического развития. Мария Монтессо-ри отмечала: «Эта сложная программа наблюдений должна включать и физические стороны ребенка, потому что как .раз подготовкой для более сложных задач должно служить знание физических нужд ребенка... Это скорее "практика" среди маленьких детей, — практика, имеющая целью следить со всевозможной точностью за их развитием и предвидеть все их физические нужды. ...Ее (учительницы. — М. С.) сфера деятельности должна быть обширнее и прекраснее, — она готовится наблюдать "внутреннюю жизнь человека"» [42, с. 85 — 86]. О технике наблюдения и построения кривых индивидуальной работы ребенка она писала, в частности, в [42, с. 98]. В настоящее время применяются различные способы фиксации результатов наблюдений: отчеты, дневники. Дневники наблюдений могут выглядеть по-разному. Некоторые из них представляют собой достаточно подробный перечень знаний и умений, характеризующих уровень развития ребенка. Учитель с определенной периодичностью, например раз в месяц, с помощью некоторых обозначений или системы баллов отмечает в индивидуальном дневнике наблюдений за ребенком степень овладения ими. Другие дневники, применяемые главным образом в начальной школе, являются расчерченными бланками, в графы которых каждый день вносится текущая информация о работе детей. В конце недели или более длительного промежутка времени учитель может вместе с ребенком проанализировать, чем тот занимался, и в общих чертах обсудить, чем он будет заниматься на следующей неделе. Отметим также еще одно средство оценки уровня знаний и развития детей, приобретающее в последнее время все большую популярность благодаря удобству применения, а именно, различные тесты, проводимые также с некоторой периодичностью. 6. Защитная функция.Учитель следит, чтобы дети не мешали друг другу. «Эта миссия "ангела-хранителя" существ, сконцентрированных на старании, которое должно их возвысить, относится к самым благородным задачам учительницы» [92, 3. 169]. Особое значение Монтессори придавала подготовке педагога, призванного выполнять раскрытые выше функции: «подготовка среды и подготовка учителя есть практический фундамент нашего воспитания» [86, 5. 39 — 40]. Проблема подготовки педагога затрагивается ею уже в «Методе научной педагогики» и «Самовоспитании и самообучении в начальной школе», но особенно ясно она освещается в ее поздних работах «Открытие ребенка», «Креативный ребенок» и «Дети — другие». Если в «Открытии ребенка» речь идет преимущественно о профессиональной подготовке, об овладении методикой работы с материалами, то в остальных двух работах акцент сделан на внутренней подготовке, т.е. на выработке особой внутренней позиции по отношению к ребенку: «Тот учитель заблуждался бы, который бы думал, что он может подготовиться к своей задаче исключительно посредством учебы и умножения знания: прежде всего ему требуется ясная внутренняя позиция» [95, 5. 153]. Что должен осознать в себе учитель, от чего отказаться и какие качества развить? Отказаться нужно в первую очередь от гнева и высокомерия, которые лежат в основе тирании. Чтобы не стать тираном, учитель должен выработать в себе смирение и встать втпозицию служения разуму и душе ребенка, поскольку тем самым он будет служить жизни в целом. Учитель должен верить, что в процессе созидательной деятельности ребенок будет меняться в положительном направлении, раскрываться. Как конкретно вести себя начинающему педагогу с группой детей, недавно пришедших в детский сад и еще не достигших «нормализации»? В [92] Монтессори выделяет три последовательные стадии поведения педагога. На первой стадии, когда дети еще не интересуются работой и шумят, учитель уделяет преимущественное внимание «подготовленной среде», соблюдению в ней чистоты и порядка. Среда должна быть привлекательна для детей, она должна вызывать у них желание снова придти в детский сад. Внешний облик учительницы тоже должен быть привлекательным, ей необходимо быть спокойной, доброжелательной, держаться с достоинством и опрятно одеваться. Любопытно сравнение Монтессори этой ситуации с первыми месяцами брака: жена заботится не столько о муже, сколько о квартире и своей внешности, чтобы сделать и то и другое привлекательным для мужа. На второй стадии Монтессори пытается привлечь внимание детей к различным видам деятельности. Она выполняет работу сама и приглашает детей принять в ней участие, помочь ей. Искренний интерес учительницы к деятельности передается детям, побуждает их к активности. Наконец, приходит время, когда дети сами начинают интересоваться деятельностью: это начало третьей стадии. «Если ребенок начинает интересоваться этими упражнениями, учительнице нельзя вмешиваться, так как этот интерес соответствует естественным законам и открывает цикл активности» [92, 5. 252). Нельзя отвлекать ребенка даже краткой похвалой в процессе деятельности или попыткой помочь ему: его часто привлекает именно возможность преодоления трудности. Если в этот период его отвлечь, он может впоследствии долго не проявлять интереса к деятельности. Монтессори вновь приводит любопытное сравнение учителя с хорошим слугой: слуга содержит помещение в порядке, но никогда не говорит господину, что тот должен делать. Однако учителю важно помнить, что он служит не телу ребенка, но его духу и разуму, поэтому все, что ребенок уже умеет, он должен делать сам. Как увидеть педагогу, достиг ли он существенного прогресса в своей работе? На ранних стадиях работы учительница чувствует, что дети занимаются во многом благодаря ее присутствию. Если же достигнут реальный прогресс, ее ощущение меняется. Она чувствует себя будто бы ненужной в этой ситуации: «Дети работают теперь, как будто бы меня нет» [92, 5. 256]. Это и есть высший класс профессионализма педагога.
МОНТЕССОРИ-ШКОЛА (6-12 лет) Это воспитание должно брать начало и распространяться из единого центра — Космического плана творения. М. Монтессори «Космическое воспитание» По свидетельству германских исследователей П.Освальда и Г. Шульца-Бенеша, идеи создания начальной школы высказывались Монтессори еще в середине 1930-х гг. в различных докладах. Однако лишь после Второй мировой войны в 1948 г. ее разрозненные тексты были собраны, переработаны и переведены на французский Ж. Бернар. Книга вышла под заглавием «От детства к отрочеству», а в 1966 г. она была переведена на немецкий. Мы пользуемся немецким изданием. Подчеркнем, что в системе Монтессори наиболее полно и тщательно разработаны методы й средства работы с детьми 3 — 6 лет. В отношении более старших детей ею были лишь высказаны идеи и намечены основные пути воспитания и обучения, развитые потом ее последователями. Мы рассматриваем здесь в основном идеи- самой Монтессори. Монтессори отмечает, что с 6 до 12 лет с ребенком происходят следующие изменения, которые можно считать особенностями его развития в этот период. 1. Меняется глобальная ориентация личности ребенка от самого себя и среды, непосредственно его окружающей, к внешнему миру в целом. Сфера интересов ребенка расширяется настолько, что он уже не довольствуется лишь знаниями о свойствах предметов и людях из ближайшего окружения. Ему становится особенно интересно, как устроена Вселенная, откуда возникла жизнь на Земле, как жили люди в древности, т.е. предметы и события, находящиеся либо происходящие на значительном расстоянии или значительно удаленные во времени. Эту особенность его сознания она называет экстравертивным интеллектом. «Мы оказываемся перед очевидным развитием сознания, которое уже присутствовало, но только теперь вместе с экстравертивным интеллектом явно направлено вовне» [96, 8. 37]. 2. Ребенок проявляет большой интерес к учению, он испытывает огромную жажду знаний и стремится понять причины вещей. «Мы узнаем, — пишет Монтессори, — что природа предназначает этот период (6—12 лет. — М. С.) для работы по образованию, точно так же, как прошедший (0 — 6 лет.-— М. С.) был нацелен на абсорбирование окружающей среды» [96, 5. 37]. Таким образом, говоря современным языком, на этой стадии ведущей деятельностью детей становится учебная и особую актуальность приобретает проблема содержания и методов обучения детей, начиная с 6 лет. Этот актуальный интерес и жажду знаний Монтессори называет жизненной потребностью ребенка, недостаточное или несвоевременное удовлетворение которой становится препятствием на пути его развития и ведет к угасанию интереса. 3. Особое значение для ребенка приобретают нравственные категории. Он стремится выработать свои критерии хорошего и плохого, оценить собственные поступки и поступки других. Кроме того, он претендует на независимость мышления, интеллектуальную свободу, часто хочет иметь собственную точку зрения, которая отличается от мнения учителей и окружающих. «Он больше не впитывает впечатления непосредственно, не довольствуется простым принятием фактов, но хотел бы понять их для себя» [96, 5. 38]. «В моральной области ему требуется теперь свой собственный внутренний свет» [96, 8. 39]. 4. Наконец, еще одной характерной особенностью развития детей старше 6 лет является потребность создавать иерархическую структуру с распределением ролей внутри группы. «Он с удовольствием общается с детьми в группе, в которой каждый занимает определенное место. Выбирают руководителя, его слушаются, так что образуется сильная группа» [96, 3. 39]. В Монтессори-начальной школе (возраст 6—12 лет) изучается целый ряд предметов, в том числе родной и иностранный языки, математика, а также история, основы геологии, астрономии, географии, объединенные в рамках «космического воспитания». Именно на «космическом воспитании», выполняющем не только развивающую и образовательную, но, главным образом, мировоззрен^ ческую функцию, делается основной акцент. Целью его является воспитание «вселенского сознания» и чувства ответственности перед человечеством. «Вселенское сознание» — это особое мировоззрение, предполагающее построение ребенком единой картины мира, осознание им взаимосвязи всего сущего, места человека в Космосе и его «космической задачи». Напомним, что «космическая задача» человека — его божественное предназначение — состоит в улучшении и украшении Земли, создании гармонии на ней. Мы выделили следующие задачи воспитания: - содействовать развитию системного мышления, т.е. понимания взаимосвязей между различными науками, между явлениями окружающего мира; видения деталей как частей единого целого. Дать общие схемы, отражающие процессы формирования Земли, развития жизни и человеческой цивилизации; - «посеять семена» естественных и общественных наук, т. е. сообщить из них первоначальные сведения и наиболее яркие факты внутри намеченных схем. При этом отдельные науки должны рассматриваться как части единого целого — знания о мире; - содействовать развитию экологической культуры, чувства сопричастности всему живому на Земле и осознанию уникальности и неповторимости жизни. Показать взаимосвязь и взаимовлияние природных явлений и процессов, а также результаты воздействия на них деятельности человека; - показать место Земли и человека в Космосе. Воспитать чувство восхищения и уважения к творению Бога — к природе и человеку, а также к творению человека — к достижениям цивилизации; - содействовать развитию способности самостоятельно добывать знания, самостоятельно учиться, делать выбор и отвечать за результаты своей деятельности. Основные методы воспитания: 1) от общего к частному, от целого к деталям. Наиболее ясно идея обучения методом «от общего к частному» выражена автором в сочинении «От детства к отрочеству»: «Нужно передать большое: вначале мы хотим представить ему (ребенку. — М. С.) весь мир» [96, 5. 121]. Чтобы в сознании ребенка возникла единая картина мира, начинать его изучение нужно не с деталей, а с общего плана: «И это целое, которое в тот момент предстоит перед нами, будет служить нам базисом, чтобы каждая деталь могла локализоваться в сознании» [96, 3. 124]. Представить ребенку целое, дать ему ориентиры для изучения отдельных наук гораздо сложнее, чем сообщить ему разрозненные факты. В докладе «Космическое воспитание» Монтессори говорит о необходимости создания «универсального учебного плана», в котором должна ясно прослеживаться взаимосвязь между отдельными областями науки. Предметы, изучаемые в школе, должны предстать как части единого знания о мире, как части единой системы, а не разрозненные науки: «В универсальном учебном плане, в котором новые поколения должны овладеть всеми деталями образования, они должны быть взаимосвязаны как различные аспекты знания о мире и о космосе. Астрономия, география, геология, биология, физика, химия есть лишь детали единого целого» [96, 8. 27]; 2) классификация. Ей отводится особая роль в изучении естественных наук. Упорядочивать, строить сериационные ряды и классифицировать ребенок учится уже в детском саду. Это происходит при работе с сенсорными материалами, а затем с материалами для развития речи, обучения письму и чтению, а также математике, поэтому сам процесс классификации ему знаком. Однако на новом этапе — в возрасте 6—12 лет — речь идет о систематическом употреблении научной классификации. Так, например, при изучении зоологии необходимо с самого начала представить ребенку в качестве исходного пункта иерархию понятий «тип-класс—отряд—семейство—род—вид», чтобы затем наполнить ее конкретным содержанием: «Если мы рассматриваем изучение живых существ, важно, следовательно, сначала построить классификацию» [96, 8. 124]. Применение классификации решает все ту же задачу развития системного мышления, ознакомления его с картиной мира в его единстве и целостности: «Она образует, следовательно, базис, который нужно сначала заложить» [96, 5. 124]; 3) пробуждение воображения ребенка. Показать место Земли и человека во Вселенной, многообразие живых существ, хрупкость и уникальность жизни на планете предлагается с помощью числовых соотношений. «Чтобы передать ребенку 7—12 лет представление о целостности в природе, например, о планете, на которой мы живем, мы должны давать ему числа» [96, 5. 125]. В работе «Воспитать человеческий потенциал» имеется ряд впечатляющих примеров подобных числовых соотношений. Вот некоторые из них. Чтобы представить себе численность живых существ в морях, можно обратиться к следующим фактам: иногда косяки рыб покрывают поверхность моря в 30—40 квадратных миль; сельдь во время нереста однократно откладывает 70 000 икринок, а треска дважды в год 1 000 000 икринок, и это происходит на протяжении 10 лет. Другой интересный пример касается вопроса о поддержании равновесия в природе. Известно, что морская вода среди прочих многочисленных составляющих содержит карбонат кальция в соотношении 7:100000. Это количество карбоната кальция безвредно для организмов, но если бы оно увеличилось до 40:100 000 (т.е. почти вшестеро), ни одно живое существо не выжило бы. Удивительно, что несмотря на постоянное привнесение карбоната кальция с водами рек, его уровень в море остается постоянным. Идея использования числовых, а также метрических соотношений была развита далее последователями Монтессори. Они собрали факты из современных энциклопедий и научно-популярных изданий, поражающие воображение ребенка и открывающие перед ним картины мира и масштабы Вселенной. Так, например, ему сообщают размеры планет Солнечной системы, красных, желтых и голубых звезд; расстояния между космическими объектами; спектр температур, существующих в природе, и место в нем температурного промежутка, в котором может существовать жизнь; 4) помощь в изучении выбранной темы на основе самостоятельной деятельности с дидактическим материалом. Это — типичный метод работы Монтессори-педагога. На данной возрастной ступени педагог показывает способ работы с материалами из любого учебного раздела, а также может порекомендовать литературу для самостоятельного изучения, объяснить непонятное, проверить качество выполнения задания; 5) фронтальное преподавание отдельных предметов и тем. Как уже указывалось выше, «свободной работе» отводится лишь часть учебного времени. Остальное время может быть посвящено групповым занятиям, фронтальным урокам. Учитель дает вводный или итоговый урок к теме, ориентируя в ней учащихся; объясняет трудные правила из родного языка, математики; разбирает сложные темы из области естественных наук. Иностранным языком дети занимаются, как правило, фронтальным способом. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 521. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |