Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вопрос. Монтессори-движение за рубежом.
Иногда приходится слышать, что система Монтессори в настоящее время совершенно забыта. Она привлекла к себе внимание в начале XX в., блеснув яркой звездой на педагогическом небосклоне, и быстро угасла, не выдержав конкуренции с более совершенными и более современными системами. Разумеется, это заблуждение. Чтобы рассеять его, покажем, что представляет собой движение детских садов и школ Монтессори и как развивались идеи Монтессори в зарубежном образовании во второй половине XX в. США.В США идеи Монтессори стали известны еще в начале XX в. В 1915 г. она приехала на Всемирную выставку в Сан-Франциско и представила результаты своей практической работы. Они были оценены медалью и получили широкую известность. Затем стали создаваться Монтессори-детские сады, однако вскоре интерес начал спадать, и к концу 1930-х гг. почти все они были закрыты. Р. Зальцманн [82, 8. 339 — 350] приводит ряд причин угасания интереса к ее идеям. Во-первых, это коммерциализация метода Монтессори при отсутствии подготовленных воспитателей и качественного материала. В стремлении иметь коммерческий успех первые сады создавались наспех, материалы практически отсутствовали, педагоги были беспомощны, и ожидаемого эффекта достигнуто не было. Другим фактором стала критика профессора Колумбийского университета У. Килпатрика, весьма влиятельного в педагогических кругах того времени. Смутно представляя педагогические взгляды Монтессори, он преуменьшил и исказил результаты ее работы, но его точка зрения стала воспроизводиться в учебниках. Так интересные идеи были дискредитированы в глазах общественности. С 1930-х до 1950-х гг. о Монтессори в США практически никто не вспоминал. Однако в конце 1950-х гг. к ее идеям снова возник интерес благодаря усилиям Н. Рамбуш. По окончании курсов для учителей в Европе она основала в штате Коннектикут в 1957 г. Монтессори-детский сад. В 1959 г. Б.Стефенсон провела в США первые курсы подготовки Монтессори-педагогов. В 1961 г. был создан Вашингтонский Монтессори-институт, который вплоть до настоящего времени занимается подготовкой Монтессори-педагогов. Позднее стали возникать другие учебные центры. Первыми были курсы в Филадельфии под руководством И.Эугения, центр в Калифорнии под руководством Л. Уикрамаратне, центр в Атланте, основанный М. Радонис, Э. Брайан и Н. Хьюджесом. Далее были созданы образовательные Монтессори-центры в Техасе, Майами, Милуоки, Нью-Джерси, Миннесоте, в Цинциннати, Лос-Анджелесе, Огайо, а также в Канаде. В настоящее время их насчитывается 13. Какие проблемы у современного Монтессори-движения в США? Р. Зальцманн [82, 5. 339 — 350] отмечает следующие проблемы. С 1963 г. возникли стойкие противоречия между двумя крупнейшими общественными организациями, пропагандирующими идеи Монтессори: американским крылом Международной ассоциации Монтессори и Американским Монтессори-обществом. По выражению Н. Рамбуш, противоречие заключается в разных намерениях — поддержке «Монтессори-движения в Америке», с одной стороны, и «американизации Монтессори-движения», с другой. Сторонники последней точки зрения акцентируют внимание на различии европейской и американской культур, речи, экономических и социальных условий и настаивают на более тщательном учете этих различий в процессе адаптации Монтессори-педагоги-ки в США. Их оппоненты не считают различия принципиальными. Другая внутренняя проблема связана с недостатком Монтес-сори-учителей для детей 6—12 лет. Имеются также трудности, связанные со взаимоотношениями системы Монтессори и «традиционного» образования. Несмотря на то что отношение к системе Монтессори меняется в лучшую сторону, ее все же не признают официальные педагогические круги. Кроме того, снижение уровня рождаемости, наблюдавшееся в США в 1970-е гг., привело к уменьшению общего числа школ, в том числе школ Монтессори. Возникают серьезные проблемы государственного финансирования Монтессори-садов и школ. В обычных детских садах и школах пропорции взрослых и детей колеблются между 1:7 и 1:4, в то время как в Монтессори-учебных заведениях на 30 детей приходятся 1 учитель и 1 помощник. В такой ситуации они находятся в худших финансовых условиях. Кроме того, в обществе все еще бытуют ложные представления о системе Монтессори, и родители отдают туда детей, потому что они рано научаются читать, писать, считать, т.е. из соображений конкуренции. Они не понимают ее идеи полноценного развития человеческой личности в целом. Япония.Монтессори-движение в Японии прошло в целом через те же 3 стадии, что и в США: первая волна интереса и первые неудачи (1912— 1917); латентный период (1918— 1962); возрождение и реализация идей Монтессори на новом уровне (с 1962 по настоящее время) [58; 82, 5. 377 — 383]. Первое сообщение о педагогическом эксперименте Монтессори появилось в японской прессе в 1912 г., уже после того, как о нем стало известно в Европе. Образовательные крути Японии знакомились с ее идеями по американской литературе и журнальным публикациям. До 1917 г. в японских печатных изданиях было 56 упоминаний о методе Монтессори. В свет вышли 5 книг японских авторов о сущности, основных идеях и практическом применении метода Монтессори. В первый период информация о Монтессори-педагогике распространялась через лекции, семинары, конференции. В 1913 и 1914 гг. Кейханшинская Детская ассоциация провела 25 семинаров, на каждом из которых присутствовало около 130 участников. В июле 1914 г. состоялась конференция Детской ассоциации Киото, в которой приняли участие преподаватель Японского женского колледжа Кийомару Коно, профессор университета Киото Т. Ногами и около 400 педагогов из 12 детских садов и 46 начальных школ соседних регионов. Первые дидактические материалы были сделаны и использовались в детском саду города Кобе. Они создавались на основе фотографий, сделанных в США. В 1913— 1919 гг. возникли первые детские сады, использующие идеи Монтессори: муниципальный детский сад в городе Кобе, детские сады Эдобо-ри и Хонден в Осаке, детский сад Тойзоно в Киото, детский сад при Нормальной школе Химейджи. Уже к 1916 г. интерес к идеям Монтессори начинает спадать. К.Люмер [82, 5. 377 — 383] указывает следующие причины этого явления. Во-первых, с конца XIX в. японская педагогика находилась под сильным влиянием немецкой педагогики. Поскольку в 1920-е гг. крупнейшие немецкие педагоги, такие, как Шпрангер, критиковали Монтессори, это сказалось в Японии. Во-вторых, в 1930— 1940-е гг. в Японии, как и в Европе, усилились националистические и милитаристские тенденции. Поскольку идеи Монтессори о ценности и уникальности каждой личности шли вразрез с тоталитарной идеологией, многие сады закрыли. По ссылке X. Мат-сумото, профессор Йошиока также выделил ряд причин первых неудач. Во-первых, сказывалась нехватка информации: имеющихся книг и публикаций в периодике было недостаточно для глубокого изучения этого педагогического явления. Во-вторых, не было хорошо подготовленных педагогических кадров, в частности учеников самой Монтессори. Кроме того, возможности обучения педагогов вообще были весьма ограничены. Японские педагоги учились лишь по книгам, они не проходили практической стажировки. Только единицы могли позволить себе поехать учиться в Европу или США. В 1920— 1930-е гг. движение Монтессори почти не проявляло себя, но некоторые ее идеи все же использовались. Так, например, Кийомару Коно начал обучение по этому методу и на его основе создал теорию самообразования. В 1919 г. он опубликовал работу «Принципы обучения детей», а в 1921 г. — статью «Восемь принципов обучения». Его теория самообучения значительно отличалась, однако, от подхода Монтессори. Были и другие попытки адаптации метода Монтессори в Японии. Софья Арабелла Аль-вин получила диплом Монтессори-учителя в 1914 г. в Риме. Она основала детский сад «Джакузи» и несколько других садов, а также прочла ряд лекций по Монтессори. Возрождение этого педагогического направления в Японии произошло уже после Второй мировой войны в 1960-е гг. Большую роль в этом сыграли группа профессоров Токийского университета, сотрудники Дома ребенка Тсукимигаока, Медицинского института в Хиросиме, а также ряд представителей церкви. В 1968 г. была основана Японская ассоциация Монтессори. В начале 1970-х в ней состояло уже около 1500 членов. В 1970-е гг. стали регулярно действовать несколько систематических курсов для подготовки кадров. В 1970 г. при Токийском университете начал работу курс под руководством К. Люмера,'практические занятия в котором вела X. Матсумото. В 1973 г. Акабане-Шинохара основал еще один курс в Киото. Существуют также Монтессори-курсы в Токио и Хиросиме, причем последние ориентированы на подготовку специалистов по работе с детьми с нарушениями развития. По данным X. Матсумото, к началу 1990-х гг. в Японии насчитывалось 1758 Монтессори-детских садов, 466 Монтессори-цент-ров дневного ухода, 120 Домов ребенка, использующих ее метод. Вместе это составляет 2344 дошкольных образовательных учреждения, или примерно 5 % от их общего числа. На японский язык были переведены поздние труды Монтессори: «Секрет детства», «Открытие ребенка», «Впитывающее мышление». В этот период над теоретическим осмыслением и практической реализацией идей Монтессори работали ученые и практики, получившие образование в США, Италии, Индии. Регулярно проводились конференции Японской ассоциации Монтессори, семинары и круглые столы для специалистов и большого числа участников. Благодаря всем этим факторам, а также изменению государственной политики в области образования, допускающей теперь разнообразные подходы в воспитании, система Монтессори была принята и признана в современной Японии. Был сделан вывод, что ее методы, средства и содержание обучения являются приемлемыми для японской культуры. Индия, Пакистан, Шри-Ланка, Малайзия.По свидетельству А.Джоостена [82, 8. 357 — 367], влияние идей М. Монтессори на педагогику Индии чрезвычайно велико. Все учебники по педагогике признают значение системы Монтессори в обновлении целей и практики воспитания. Экзаменационные программы всегда включают соответствующие вопросы. Имя Монтессори упомянуто во всех словарях индийских диалектов, его произношение и написание уже «индианизировано». Спрос на Монтессори-педаго-гов имеется со стороны не только Монтессори-садов и школ, но и «традиционных» учебных заведений. Она широко известна и почитаема в Индии, и ее часто называют «Мать Монтессори» или просто «Мать». Там повсеместно признаются величие ее ума и доброта сердца, ее вклад в борьбу за права и свободу развивающегося человека. Она стала почти культовой личностью. История Монтессори-движения в Индии А.Джоостен также разбивает на три периода: 1913—1939 гг., 1939— 1949 гг., с 1949 г. по настоящее время. В первый период в Индию проникала информация о методе Монтессори и делались начальные попытки создания детских садов. Так, уже в 1913 г. официальный представитель правительства Индии принял участие в первом Международном Монтессори-курсе в Риме. С 1919 г. индийские представители регулярно учились на Международных курсах в Лондоне, а также в 1930 и 1931 гг. — в Риме и в 1933 — в Барселоне. Первые детские сады были основаны в крупных городах — Аллахабаде, Бенаресе, Бомбее, Калькутте, Хайдерабаде. Пропаганде и распространению идей Монтессори в Индии в большой степени способствовали С.Сарабхаи, Е. Стендинг, Г. Бхадека. Ее первая книга была переведена на ряд языков Индии: гуджарати, хинди, марати, тамил. В этот период Монтессори познакомилась с Махатмой Ганди и Рабиндранатом Тагором. Позже почетными членами созданной ею Международной ассоциации Монтессори стали президенты Индии Д. Неру, В. Пандит, С. Рамасвами Айяр, а также ученые С. Рад-хакришнан и 3. Хуссейн. Следующий этап связан с пребыванием в Индии Марии Монтессори и ее сына Марио Монтессори в 1939— 1949 гг. Они эмигрировали туда в самом начале Второй мировой войны и там прошло 10 лет их плодотворной деятельности. Они проводили курсы для педагогов. Из-за ограниченных возможностей передвижения они были вынуждены подолгу оставаться в одном месте, и Мария Монтессори использовала этот период для написания своих поздних основополагающих трудов. Однако и по возвращении Монтессори в Европу основанные ею годичные курсы для педагогов продолжали действовать, каждый год их оканчивает от 150 до 200 слушателей. Они проводятся в разных городах Индии, чтобы создать равные возможности обучения для всех ее граждан и предотвратить перепроизводство Мон-тессори-педагогов в отдельных городах. С 1952 г. диплом АМ1 имеет в Индии признание государства. Монтессори-материалы для .рбучения письму, чтению, грамматике адаптированы для разных языков народов Индии. Монтессори-движение в Индии оказало влияние на соседние страны - Пакистан, Шри-Ланку, Цейлон, Малайзию. В Пакистане сама Монтессори провела 2 курса, а с 1970-х гг. там организованы регулярные курсы. На Цейлоне она побывала несколько раз, в 1944 г. провела курс в Коломбо. В это период на Цейлоне было основано несколько Монтессори-садов, а в 1957 г. в Найаканде — образовательный центр с приютом для детей-сирот. Первый Мон-тессори-сад в Малайзии появился в Куала-Лумпуре. С 1970-х гг. число слушателей курсов в Индии из Малайзии и Сингапура неуклонно растет. А.Джоостен [82, 5. 357 - 367], однако, отмечает ряд проблем Монтессори-движения в Индии. Он подразделяет их на экономические, социологические и культурные. К экономическим проблемам он относит трудности финансирования. В Индии Монтес-сори-детские сады и школы остаются преимущественно частными, они вынуждены искать дополнительное финансирование. Деятельность Монтессори-обществ также затрудняется из-за финансовых причин. Если они находят источники финансирования, то частично теряют независимость. С другой стороны, система Монтессори стала предметом торговли, и это не идет на пользу ее развитию. Родители и государственные органы управления образованием часто не понимают и не принимают принципов Монтессори. Кроме того, большие размеры и федеральное устройство страны затрудняют контакты между Монтессори-учреждениями. Другие проблемы имеют социальную природу. 90 % окончивших Монтессори-курсы — женщины. В Индии в силу традиций женщины зачастую не могут себе позволить уехать туда, где требуются представители их профессии, они не могут также жить совершенно самостоятельно. Другая проблема — разнообразие языков, затрудняющее работу. В Индии 14 официальных языков и более 200 диалектов! Серьезную проблему представляет желание родителей как можно скорее получить результат обучения, чтобы ребенок мог быстрее покинуть школу и начать работать. В школах часто не хватает мест, и родители забирают детей из Монтессори-садов и определяют их в дошкольные учреждения при школах, чтобы гарантировать место в школе. Как и повсюду, в Индии обсуждается проблема приемлемости для страны педагогической системы, возникшей в другой культуре. Проблема адаптации выдвигается на передний план, часто делаются Неуклюжие попытки такой адаптации без достаточных знаний и соответствующего научного сопровождения, что приводит к неудачам. При этом для повышения престижа учреждения используется имя Монтессори, и отсутствие эффекта также связывается с этим именем. Филиппины.По свидетельству С.Лазо [82, 8. 374 — 376], история Монтессори-движения на Филиппинах начинается с 1952 г., когда монахиня из Голландии сестра Г. Бургеманс основала детский сад при Колледже святого Джозефа в Куэзон-Сити. Она вела курсы при колледже и добилась превращения их в широкомасштабные образовательные курсы, по окончании которых слушатели получают диплом бакалавра. В 1957 г. другая голландская монахиня сестра Аккурсия открыла на Филиппинах Монтессори-шко-лу для детей с нарушениями развития. Филиппинка П.Солвиен основала в 1964 г. детский сад, а в 1966 г. по окончании курсов в Италии — Монтессори-центр. Другой центр был основан И. Гомез Вельхаф, получившей диплом в США. В последующие годы стали распространяться Монтессори-дет-ские сады и школы. В 1968 г. в некоторые из них стали наряду со здоровыми детьми принимать детей с нарушениями развития. Так, в Монтессори-центре П.Солвиен среди 1100 учащихся сначала было 15 детей с различными расстройствами, и каждый год принимается по 12 — 20 таких детей. По выходе из Центра около 80 % этих детей могут посещать обычные школы и лишь 20 % — спецшколы. Африканские страны.М.Дуайер [82, 5. 384 — 386] сообщает, что первые Монтессори-курсы состоялись в Танзании в 1968— 1971 гг. при поддержке Мусульманского общества. Их окончили более 50 слушателей. После посещения Марио М.Монтессори ряда африканских стран был разработан ЛА//-проект помощи детям Африки. У него были две основные цели: 1) помочь правительствам африканских государств осознать фундаментальные потребности развития детей, чтобы эти потребности служили основанием для новой образовательной политики; 2) создать центры детского развития, в том числе в качестве альтернативы официальным детским садам. В рамках этого проекта в начале 1970-х гг. было проведено шесть курсов в Танзании (109 слушателей), два курса в Кении (37 слушателей), один курс в Эфиопии (19 слушателей). В этот период в Кении, Эфиопии и Уганде открылись первые Монтессори-дет-ские сады. Просили помощи в работе представители Мавритании, Сомали, Судана, Замбии, Ботсваны, Нигерии и Ганы. Европейские страны.Чтобы составить представление о размахе Монтессори-движения в Европе в 1970-е гг., рассмотрим деятельность Монтессори-обществ Англии, Германии, Голландии, Дании, Ирландии, Италии, Франции, Швеции [82, 5. 339 — 350]. Мы выделили следующие направления их деятельности. 1. Пропаганда идей Монтессори среди педагогов и родителей. Для этого они организуют посещения Монтессори-учебных заведений, выставки, доклады и 1 —3-дневные семинары для всех желающих, а также ведут устную пропаганду. Так, например, в 1975/76 учебном году в Дании гости посещали Монтессори-шко-лу в Роскилл, в Германии посетители из США, Японии и других стран приезжали в детские сады Франкфурта, Мюнхена. В Англии в 1975 г. в Монтессори-школе Илинга состоялась выставка, на которой А. Юдейл сделала доклад на тему «Потребности дошкольника». В том же году директор Монтессори-школы в Кемберли графства Сёррей сделал доклад для широкой аудитории на тему «Как можно оценить прогресс ребенка в Монтессори-школе». В Ирландии в отеле Хиберниан ежегодно проводились выставки Монтес-сори-материалов, призванные привлечь интерес родителей. 2. Курсы подготовки специалистов по Монтессори-педагогике. В Германии такие курсы проводятся в Аахене, Дюссельдорфе, Кельне, Кобленце, Мюнстере, Мюнхене, Франкфурте-на-Май-не. В Италии курсы проводятся в Риме, Болонье, Перуджии, Милане, Неаполе. Во Франции два центра в Париже проводят двухгодичные курсы для воспитателей. В Дании известен Нордиск-Мон-тессори-курс. В конце 1990-х гг. создан курс в Швеции при университете города Упсала. Некоторые их этих курсов признаны АМ1, и их выпускники получают международный диплом, другие имеют более локальный характер и выдают национальные дипломы. 3. Конференции и семинары по повышению квалификации воспитателей и учителей, работающих в Монтессори-учебных заведениях. Они выполняют и дополнительные функции, позволяя специалистам общаться друг с другом. Такие семинары на тему «Монтессори-дома», посвященные работе педагогов с родителями, проводились, например, в 1976 г. в Англии в графстве Сас-секс. В рамках семинаров были созданы рабочие группы, проводились дискуссии на темы «Независимость», «Свобода и дисциплина», «Питание и сон», «Роль родителей, бабушек и дедушек в воспитании», «Как подготовить ребенка в Монтессори-школе». В 1975 г. во Франкфурте-на-Майне при поддержке организации У/ог1й Ейисайоп РеЦотМр состоялся семинар «Монтессори-педа-гогика в современном обществе». В ней приняли участие профессора Х.Рерс, П.Шайд, Т.Хелльбрюгге. 4. Работа с правительством и государственными органами. Эта работа необходима для устранения изоляции Монтессори-движения от государства и официального признания его властными структурами. Так, например, Монтессори-общество Швеции в 1975 г. направило письмо шведскому правительству с просьбой разработать государственную программу подготовки Монтессо-ри-учителей внутри страны. 5. Ежегодные конференции-собрания членов Монтессори-обществ, на которых помимо педагогических тем обсуждаются организационные вопросы. Такие конференции проводятся всеми Монтессори-обществами. Приведем в пример численность некоторых Монтессори-обществ в 1976 г.: Голландия — 3000 человек, Аахен — около 600, Швеция — 400, Ирландия -300. 6. Разработка методических пособий для педагогов. Голландское Монтессори-общество выпустило ряд иллюстрированных методических пособий по работе с Монтессори-материалами [102]. 7. Выпуск журналов и другой информационной литературы о Монтессори-педагогике. Примерами таких журналов могут служить МоШеззоп Ма%ах\пе и АМ1-соттип1саИоп$ (Голландия), МоШеззоп ()иаг(ег1у (Англия), ТУ ()иас1егпо МоШеззоп (Италия). Монтессори-общества Англии и Италии выпускают информационные брошюры осистеме Монтессори и их деятельности. Итальянское Монтессори-общество выпустило великолепный историко-педагоги-ческий альбом о Монтессори-материалах. 8. Создание видеофильмов о Монтессори-педагогике. Такие фильмы снимают практически во всех странах, в том числе в Англии, Германии, Голландии, Японии. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 272. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |