Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос. Монтессори-движение за рубежом.




Иногда приходится слышать, что система Монтессори в на­стоящее время совершенно забыта. Она привлекла к себе внима­ние в начале XX в., блеснув яркой звездой на педагогическом небосклоне, и быстро угасла, не выдержав конкуренции с более совершенными и более современными системами. Разумеется, это заблуждение. Чтобы рассеять его, покажем, что представляет со­бой движение детских садов и школ Монтессори и как развива­лись идеи Монтессори в зарубежном образовании во второй по­ловине XX в.

США.В США идеи Монтессори стали известны еще в начале XX в. В 1915 г. она приехала на Всемирную выставку в Сан-Фран­циско и представила результаты своей практической работы. Они были оценены медалью и получили широкую известность. Затем стали создаваться Монтессори-детские сады, однако вскоре ин­терес начал спадать, и к концу 1930-х гг. почти все они были закрыты. Р. Зальцманн [82, 8. 339 — 350] приводит ряд причин уга­сания интереса к ее идеям. Во-первых, это коммерциализация ме­тода Монтессори при отсутствии подготовленных воспитателей и качественного материала. В стремлении иметь коммерческий успех первые сады создавались наспех, материалы практически отсут­ствовали, педагоги были беспомощны, и ожидаемого эффекта достигнуто не было. Другим фактором стала критика профессора Колумбийского университета У. Килпатрика, весьма влиятельно­го в педагогических кругах того времени. Смутно представляя пе­дагогические взгляды Монтессори, он преуменьшил и исказил результаты ее работы, но его точка зрения стала воспроизводить­ся в учебниках. Так интересные идеи были дискредитированы в глазах общественности.

С 1930-х до 1950-х гг. о Монтессори в США практически никто не вспоминал. Однако в конце 1950-х гг. к ее идеям снова возник интерес благодаря усилиям Н. Рамбуш. По окончании курсов для учителей в Европе она основала в штате Коннектикут в 1957 г. Монтессори-детский сад. В 1959 г. Б.Стефенсон провела в США первые курсы подготовки Монтессори-педагогов. В 1961 г. был со­здан Вашингтонский Монтессори-институт, который вплоть до настоящего времени занимается подготовкой Монтессори-педа­гогов. Позднее стали возникать другие учебные центры. Первыми были курсы в Филадельфии под руководством И.Эугения, центр в Калифорнии под руководством Л. Уикрамаратне, центр в Ат­ланте, основанный М. Радонис, Э. Брайан и Н. Хьюджесом. Далее были созданы образовательные Монтессори-центры в Техасе, Майами, Милуоки, Нью-Джерси, Миннесоте, в Цинциннати, Лос-Анджелесе, Огайо, а также в Канаде. В настоящее время их насчитывается 13.

Какие проблемы у современного Монтессори-движения в США? Р. Зальцманн [82, 5. 339 — 350] отмечает следующие проблемы. С 1963 г. возникли стойкие противоречия между двумя крупней­шими общественными организациями, пропагандирующими идеи Монтессори: американским крылом Международной ассоциации Монтессори и Американским Монтессори-обществом. По выра­жению Н. Рамбуш, противоречие заключается в разных намере­ниях — поддержке «Монтессори-движения в Америке», с одной стороны, и «американизации Монтессори-движения», с другой. Сторонники последней точки зрения акцентируют внимание на различии европейской и американской культур, речи, экономических и социальных условий и настаивают на более тщательном учете этих различий в процессе адаптации Монтессори-педагоги-ки в США. Их оппоненты не считают различия принципиальны­ми. Другая внутренняя проблема связана с недостатком Монтес-сори-учителей для детей 6—12 лет.

Имеются также трудности, связанные со взаимоотношениями системы Монтессори и «традиционного» образования. Несмотря на то что отношение к системе Монтессори меняется в лучшую сторону, ее все же не признают официальные педагогические круги. Кроме того, снижение уровня рождаемости, наблюдавшееся в США в 1970-е гг., привело к уменьшению общего числа школ, в том числе школ Монтессори. Возникают серьезные проблемы го­сударственного финансирования Монтессори-садов и школ. В обыч­ных детских садах и школах пропорции взрослых и детей колеб­лются между 1:7 и 1:4, в то время как в Монтессори-учебных заведениях на 30 детей приходятся 1 учитель и 1 помощник. В та­кой ситуации они находятся в худших финансовых условиях. Кро­ме того, в обществе все еще бытуют ложные представления о си­стеме Монтессори, и родители отдают туда детей, потому что они рано научаются читать, писать, считать, т.е. из соображений кон­куренции. Они не понимают ее идеи полноценного развития че­ловеческой личности в целом.

Япония.Монтессори-движение в Японии прошло в целом че­рез те же 3 стадии, что и в США: первая волна интереса и первые неудачи (1912— 1917); латентный период (1918— 1962); возрожде­ние и реализация идей Монтессори на новом уровне (с 1962 по настоящее время) [58; 82, 5. 377 — 383].

Первое сообщение о педагогическом эксперименте Монтессо­ри появилось в японской прессе в 1912 г., уже после того, как о нем стало известно в Европе. Образовательные крути Японии зна­комились с ее идеями по американской литературе и журнальным публикациям. До 1917 г. в японских печатных изданиях было 56 упоминаний о методе Монтессори. В свет вышли 5 книг японских авторов о сущности, основных идеях и практическом примене­нии метода Монтессори.

В первый период информация о Монтессори-педагогике рас­пространялась через лекции, семинары, конференции. В 1913 и 1914 гг. Кейханшинская Детская ассоциация провела 25 семина­ров, на каждом из которых присутствовало около 130 участников. В июле 1914 г. состоялась конференция Детской ассоциации Кио­то, в которой приняли участие преподаватель Японского женско­го колледжа Кийомару Коно, профессор университета Киото Т. Но­гами и около 400 педагогов из 12 детских садов и 46 начальных школ соседних регионов. Первые дидактические материалы были сделаны и использовались в детском саду города Кобе. Они созда­вались на основе фотографий, сделанных в США. В 1913— 1919 гг. возникли первые детские сады, использующие идеи Монтессори: муниципальный детский сад в городе Кобе, детские сады Эдобо-ри и Хонден в Осаке, детский сад Тойзоно в Киото, детский сад при Нормальной школе Химейджи.

Уже к 1916 г. интерес к идеям Монтессори начинает спадать. К.Люмер [82, 5. 377 — 383] указывает следующие причины этого явления. Во-первых, с конца XIX в. японская педагогика находи­лась под сильным влиянием немецкой педагогики. Поскольку в 1920-е гг. крупнейшие немецкие педагоги, такие, как Шпрангер, критиковали Монтессори, это сказалось в Японии. Во-вторых, в 1930— 1940-е гг. в Японии, как и в Европе, усилились национали­стические и милитаристские тенденции. Поскольку идеи Монтес­сори о ценности и уникальности каждой личности шли вразрез с тоталитарной идеологией, многие сады закрыли. По ссылке X. Мат-сумото, профессор Йошиока также выделил ряд причин первых неудач. Во-первых, сказывалась нехватка информации: имеющих­ся книг и публикаций в периодике было недостаточно для глубо­кого изучения этого педагогического явления. Во-вторых, не было хорошо подготовленных педагогических кадров, в частности уче­ников самой Монтессори. Кроме того, возможности обучения пе­дагогов вообще были весьма ограничены. Японские педагоги учи­лись лишь по книгам, они не проходили практической стажиров­ки. Только единицы могли позволить себе поехать учиться в Евро­пу или США.

В 1920— 1930-е гг. движение Монтессори почти не проявляло себя, но некоторые ее идеи все же использовались. Так, напри­мер, Кийомару Коно начал обучение по этому методу и на его основе создал теорию самообразования. В 1919 г. он опубликовал работу «Принципы обучения детей», а в 1921 г. — статью «Восемь принципов обучения». Его теория самообучения значительно от­личалась, однако, от подхода Монтессори. Были и другие попыт­ки адаптации метода Монтессори в Японии. Софья Арабелла Аль-вин получила диплом Монтессори-учителя в 1914 г. в Риме. Она основала детский сад «Джакузи» и несколько других садов, а так­же прочла ряд лекций по Монтессори.

Возрождение этого педагогического направления в Японии произошло уже после Второй мировой войны в 1960-е гг. Боль­шую роль в этом сыграли группа профессоров Токийского уни­верситета, сотрудники Дома ребенка Тсукимигаока, Медицин­ского института в Хиросиме, а также ряд представителей церкви. В 1968 г. была основана Японская ассоциация Монтессори. В нача­ле 1970-х в ней состояло уже около 1500 членов. В 1970-е гг. стали регулярно действовать несколько систематических курсов для под­готовки кадров. В 1970 г. при Токийском университете начал рабо­ту курс под руководством К. Люмера,'практические занятия в ко­тором вела X. Матсумото. В 1973 г. Акабане-Шинохара основал еще один курс в Киото. Существуют также Монтессори-курсы в Токио и Хиросиме, причем последние ориентированы на подготовку специалистов по работе с детьми с нарушениями развития.

По данным X. Матсумото, к началу 1990-х гг. в Японии насчи­тывалось 1758 Монтессори-детских садов, 466 Монтессори-цент-ров дневного ухода, 120 Домов ребенка, использующих ее метод. Вместе это составляет 2344 дошкольных образовательных учреж­дения, или примерно 5 % от их общего числа. На японский язык были переведены поздние труды Монтессори: «Секрет детства», «Открытие ребенка», «Впитывающее мышление». В этот период над теоретическим осмыслением и практической реализацией идей Монтессори работали ученые и практики, получившие образова­ние в США, Италии, Индии. Регулярно проводились конферен­ции Японской ассоциации Монтессори, семинары и круглые столы для специалистов и большого числа участников. Благодаря всем этим факторам, а также изменению государственной политики в области образования, допускающей теперь разнообразные подхо­ды в воспитании, система Монтессори была принята и признана в современной Японии. Был сделан вывод, что ее методы, сред­ства и содержание обучения являются приемлемыми для япон­ской культуры.

Индия, Пакистан, Шри-Ланка, Малайзия.По свидетельству А.Джоостена [82, 8. 357 — 367], влияние идей М. Монтессори на педагогику Индии чрезвычайно велико. Все учебники по педаго­гике признают значение системы Монтессори в обновлении це­лей и практики воспитания. Экзаменационные программы всегда включают соответствующие вопросы. Имя Монтессори упомянуто во всех словарях индийских диалектов, его произношение и на­писание уже «индианизировано». Спрос на Монтессори-педаго-гов имеется со стороны не только Монтессори-садов и школ, но и «традиционных» учебных заведений. Она широко известна и почитаема в Индии, и ее часто называют «Мать Монтессори» или просто «Мать». Там повсеместно признаются величие ее ума и доброта сердца, ее вклад в борьбу за права и свободу развивающе­гося человека. Она стала почти культовой личностью.

История Монтессори-движения в Индии А.Джоостен также разбивает на три периода: 1913—1939 гг., 1939— 1949 гг., с 1949 г. по настоящее время. В первый период в Индию проникала инфор­мация о методе Монтессори и делались начальные попытки со­здания детских садов. Так, уже в 1913 г. официальный представи­тель правительства Индии принял участие в первом Международ­ном Монтессори-курсе в Риме. С 1919 г. индийские представители регулярно учились на Международных курсах в Лондоне, а также в 1930 и 1931 гг. — в Риме и в 1933 — в Барселоне. Первые детские сады были основаны в крупных городах — Аллахабаде, Бенаресе, Бомбее, Калькутте, Хайдерабаде. Пропаганде и распространению идей Монтессори в Индии в большой степени способствовали С.Сарабхаи, Е. Стендинг, Г. Бхадека. Ее первая книга была пере­ведена на ряд языков Индии: гуджарати, хинди, марати, тамил. В этот период Монтессори познакомилась с Махатмой Ганди и Рабиндранатом Тагором. Позже почетными членами созданной ею Международной ассоциации Монтессори стали президенты Ин­дии Д. Неру, В. Пандит, С. Рамасвами Айяр, а также ученые С. Рад-хакришнан и 3. Хуссейн.

Следующий этап связан с пребыванием в Индии Марии Мон­тессори и ее сына Марио Монтессори в 1939— 1949 гг. Они эмиг­рировали туда в самом начале Второй мировой войны и там про­шло 10 лет их плодотворной деятельности. Они проводили курсы для педагогов. Из-за ограниченных возможностей передвижения они были вынуждены подолгу оставаться в одном месте, и Мария Монтессори использовала этот период для написания своих позд­них основополагающих трудов.

Однако и по возвращении Монтессори в Европу основанные ею годичные курсы для педагогов продолжали действовать, каж­дый год их оканчивает от 150 до 200 слушателей. Они проводятся в разных городах Индии, чтобы создать равные возможности обу­чения для всех ее граждан и предотвратить перепроизводство Мон-тессори-педагогов в отдельных городах. С 1952 г. диплом АМ1 име­ет в Индии признание государства. Монтессори-материалы для .рбучения письму, чтению, грамматике адаптированы для разных языков народов Индии.

Монтессори-движение в Индии оказало влияние на соседние страны - Пакистан, Шри-Ланку, Цейлон, Малайзию. В Пакиста­не сама Монтессори провела 2 курса, а с 1970-х гг. там организо­ваны регулярные курсы. На Цейлоне она побывала несколько раз, в 1944 г. провела курс в Коломбо. В это период на Цейлоне было основано несколько Монтессори-садов, а в 1957 г. в Найаканде — образовательный центр с приютом для детей-сирот. Первый Мон-тессори-сад в Малайзии появился в Куала-Лумпуре. С 1970-х гг. число слушателей курсов в Индии из Малайзии и Сингапура не­уклонно растет.

А.Джоостен [82, 5. 357 - 367], однако, отмечает ряд проблем Монтессори-движения в Индии. Он подразделяет их на экономи­ческие, социологические и культурные. К экономическим про­блемам он относит трудности финансирования. В Индии Монтес-сори-детские сады и школы остаются преимущественно частны­ми, они вынуждены искать дополнительное финансирование. Дея­тельность Монтессори-обществ также затрудняется из-за финан­совых причин. Если они находят источники финансирования, то частично теряют независимость. С другой стороны, система Мон­тессори стала предметом торговли, и это не идет на пользу ее развитию. Родители и государственные органы управления образованием часто не понимают и не принимают принципов Мон­тессори. Кроме того, большие размеры и федеральное устройство страны затрудняют контакты между Монтессори-учреждениями. Другие проблемы имеют социальную природу. 90 % окончив­ших Монтессори-курсы — женщины. В Индии в силу традиций женщины зачастую не могут себе позволить уехать туда, где тре­буются представители их профессии, они не могут также жить совершенно самостоятельно. Другая проблема — разнообразие язы­ков, затрудняющее работу. В Индии 14 официальных языков и бо­лее 200 диалектов! Серьезную проблему представляет желание родителей как можно скорее получить результат обучения, чтобы ребенок мог быстрее покинуть школу и начать работать. В школах часто не хватает мест, и родители забирают детей из Монтессори-садов и определяют их в дошкольные учреждения при школах, чтобы гарантировать место в школе.

Как и повсюду, в Индии обсуждается проблема приемлемости для страны педагогической системы, возникшей в другой культу­ре. Проблема адаптации выдвигается на передний план, часто де­лаются Неуклюжие попытки такой адаптации без достаточных зна­ний и соответствующего научного сопровождения, что приводит к неудачам. При этом для повышения престижа учреждения ис­пользуется имя Монтессори, и отсутствие эффекта также связы­вается с этим именем.

Филиппины.По свидетельству С.Лазо [82, 8. 374 — 376], исто­рия Монтессори-движения на Филиппинах начинается с 1952 г., когда монахиня из Голландии сестра Г. Бургеманс основала дет­ский сад при Колледже святого Джозефа в Куэзон-Сити. Она вела курсы при колледже и добилась превращения их в широкомасш­табные образовательные курсы, по окончании которых слушате­ли получают диплом бакалавра. В 1957 г. другая голландская мона­хиня сестра Аккурсия открыла на Филиппинах Монтессори-шко-лу для детей с нарушениями развития. Филиппинка П.Солвиен основала в 1964 г. детский сад, а в 1966 г. по окончании курсов в Италии — Монтессори-центр. Другой центр был основан И. Гомез Вельхаф, получившей диплом в США.

В последующие годы стали распространяться Монтессори-дет-ские сады и школы. В 1968 г. в некоторые из них стали наряду со здоровыми детьми принимать детей с нарушениями развития. Так, в Монтессори-центре П.Солвиен среди 1100 учащихся сначала было 15 детей с различными расстройствами, и каждый год принима­ется по 12 — 20 таких детей. По выходе из Центра около 80 % этих детей могут посещать обычные школы и лишь 20 % — спецшколы. Африканские страны.М.Дуайер [82, 5. 384 — 386] сообщает, что первые Монтессори-курсы состоялись в Танзании в 1968— 1971 гг. при поддержке Мусульманского общества. Их окончили более 50 слушателей. После посещения Марио М.Монтессори ряда африканских стран был разработан ЛА//-проект помощи детям Афри­ки. У него были две основные цели:

1) помочь правительствам африканских государств осознать фундаментальные потребности развития детей, чтобы эти потреб­ности служили основанием для новой образовательной политики;

2) создать центры детского развития, в том числе в качестве альтернативы официальным детским садам.

В рамках этого проекта в начале 1970-х гг. было проведено шесть курсов в Танзании (109 слушателей), два курса в Кении (37 слу­шателей), один курс в Эфиопии (19 слушателей). В этот период в Кении, Эфиопии и Уганде открылись первые Монтессори-дет-ские сады. Просили помощи в работе представители Мавритании, Сомали, Судана, Замбии, Ботсваны, Нигерии и Ганы.

Европейские страны.Чтобы составить представление о размахе Монтессори-движения в Европе в 1970-е гг., рассмотрим деятель­ность Монтессори-обществ Англии, Германии, Голландии, Да­нии, Ирландии, Италии, Франции, Швеции [82, 5. 339 — 350]. Мы выделили следующие направления их деятельности.

1. Пропаганда идей Монтессори среди педагогов и родителей. Для этого они организуют посещения Монтессори-учебных за­ведений, выставки, доклады и 1 —3-дневные семинары для всех желающих, а также ведут устную пропаганду. Так, например, в 1975/76 учебном году в Дании гости посещали Монтессори-шко-лу в Роскилл, в Германии посетители из США, Японии и других стран приезжали в детские сады Франкфурта, Мюнхена. В Англии в 1975 г. в Монтессори-школе Илинга состоялась выставка, на ко­торой А. Юдейл сделала доклад на тему «Потребности дошкольни­ка». В том же году директор Монтессори-школы в Кемберли граф­ства Сёррей сделал доклад для широкой аудитории на тему «Как можно оценить прогресс ребенка в Монтессори-школе». В Ирлан­дии в отеле Хиберниан ежегодно проводились выставки Монтес-сори-материалов, призванные привлечь интерес родителей.

2. Курсы подготовки специалистов по Монтессори-педагогике. В Германии такие курсы проводятся в Аахене, Дюссельдорфе, Кельне, Кобленце, Мюнстере, Мюнхене, Франкфурте-на-Май-не. В Италии курсы проводятся в Риме, Болонье, Перуджии, Ми­лане, Неаполе. Во Франции два центра в Париже проводят двух­годичные курсы для воспитателей. В Дании известен Нордиск-Мон-тессори-курс. В конце 1990-х гг. создан курс в Швеции при универ­ситете города Упсала. Некоторые их этих курсов признаны АМ1, и их выпускники получают международный диплом, другие имеют более локальный характер и выдают национальные дипломы.

3. Конференции и семинары по повышению квалификации воспитателей и учителей, работающих в Монтессори-учебных за­ведениях. Они выполняют и дополнительные функции, позволяя специалистам общаться друг с другом. Такие семинары на тему «Монтессори-дома», посвященные работе педагогов с родителя­ми, проводились, например, в 1976 г. в Англии в графстве Сас-секс. В рамках семинаров были созданы рабочие группы, проводи­лись дискуссии на темы «Независимость», «Свобода и дисципли­на», «Питание и сон», «Роль родителей, бабушек и дедушек в воспитании», «Как подготовить ребенка в Монтессори-школе». В 1975 г. во Франкфурте-на-Майне при поддержке организации У/ог1й Ейисайоп РеЦотМр состоялся семинар «Монтессори-педа-гогика в современном обществе». В ней приняли участие профес­сора Х.Рерс, П.Шайд, Т.Хелльбрюгге.

4. Работа с правительством и государственными органами. Эта работа необходима для устранения изоляции Монтессори-дви­жения от государства и официального признания его властными структурами. Так, например, Монтессори-общество Швеции в 1975 г. направило письмо шведскому правительству с просьбой разработать государственную программу подготовки Монтессо-ри-учителей внутри страны.

5. Ежегодные конференции-собрания членов Монтессори-об­ществ, на которых помимо педагогических тем обсуждаются орга­низационные вопросы. Такие конференции проводятся всеми Монтессори-обществами. Приведем в пример численность неко­торых Монтессори-обществ в 1976 г.: Голландия — 3000 человек, Аахен — около 600, Швеция — 400, Ирландия -300.

6. Разработка методических пособий для педагогов. Голландское Монтессори-общество выпустило ряд иллюстрированных методи­ческих пособий по работе с Монтессори-материалами [102].

7. Выпуск журналов и другой информационной литературы о Монтессори-педагогике. Примерами таких журналов могут служить МоШеззоп Ма%ах\пе и АМ1-соттип1саИоп$ (Голландия), МоШеззоп ()иаг(ег1у (Англия), ТУ ()иас1егпо МоШеззоп (Италия). Монтессори-общества Англии и Италии выпускают информационные брошю­ры осистеме Монтессори и их деятельности. Итальянское Мон­тессори-общество выпустило великолепный историко-педагоги-ческий альбом о Монтессори-материалах.

8. Создание видеофильмов о Монтессори-педагогике. Такие фильмы снимают практически во всех странах, в том числе в Ан­глии, Германии, Голландии, Японии.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 272.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...