Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Как же видит Монтессори процесс обновленного воспитания в возрасте 12—18 лет?
Целью воспитания должно быть развитие способности к эффективному взаимодействию с социумом, к адаптации в быстро меняющемся мире. Задачи школы: 1. Содействовать личностному развитию подростков. Монтессори считает, что «...единственно верный руководитель воспитания состоит в том, чтобы содействовать личности ребенка. Нужно, следовательно, подготовить человеческую личность для всех непредвиденных возможностей...» [96, 3. 130]. Необходимо «...защитить и благоприятствовать развитию личности юношества...» [96, 5. 131]. 2. Обеспечить полноценное образование, соответствующее уровню развития современной науки. «Воспитание должно быть... очень широким и полноценным не только для тех, кто выбирает интеллектуальные профессии, но гораздо более для всех людей... Крестьянину сегодня нужно образование: он должен понять сложные проблемы нашего времени» [96, 8. 130]. 3. Дать возможность овладеть основами профессий и начать реаль-5 но участвовать в социально-экономических отношениях. «Существенная реформа состоит, следовательно, в том, чтобы поставить людей в состояние получить экономическую независимость. Речь идет о том, чтобы создать "экспериментальную школу социальной жизни"» [96, 3. 136]. Монтессори восклицает: «Давайте настаивать на практической работе (с землей, с машинами и т.д.)! Допустим ребенка участвовать в некоторой социальной работе!» [96, 3. 129]. Как должна выглядеть школа? Школу лучше расположить в маленьком городке или в сельской местности на лоне природы. Она должна стать учебным и трудовым центром со своими жилыми и учебными зданиями, скотным двором, сельскохозяйственными угодьями, гостиницей, магазином, мастерскими. Виды деятельности подростков: - самообслуживание. Учащиеся живут в школе без родителей, они сами себя обслуживают и поддерживают в жилых комнатах и в школе чистоту и порядок, создают уют и комфорт; - крестьянский труд. Дети участвуют во всех видах крестьянского труда, они учатся работать на земле. «Под "работой с землей" не подразумевается превратить учащихся в крестьян: интенсивные методы современного сельского хозяйства зависят не только лишь от ручной работы человека, но также от его изобретательности. ...Работа с землей означает ...одновременное введение в природу и культуру» [96, 3. 140]; - работа в магазине. Подростки продают выращенные ими овощи и фрукты, а также изделия, изготовленные своими руками. Одна из важнейших функций магазина — предоставление возможности вступать в новые социальные контакты с местными жителями. По мысли Монтессори, магазин должен был выполнять функции средневековой лавки и помогать устанавливать дружелюбные отношения с социальным окружением. «Современное крестьянское хозяйство, которое делает необходимым множество научного и ручного труда, дает возможность производить, обменивать и вступать с обществом в прямой контакт с помощью магазина...» [96, 5. 141]; - работа в сфере гостиничного сервиса. Подростки сами обслуживают и ведут дела гостиницы, куда могут приезжать члены семей учащихся и другие постояльцы. Участвуя в оформлении помещений, подростки знакомятся с современным дизайном, культурой быта, развивают чувство прекрасного; - учебная деятельность в соответствии с интересами учащихся и их интеллектуальными потребностями. «Впрочем, речь идет о том, чтобы расширить область знаний, а не о том, чтобы ее сузить» [96, 3. 144]. Учебный плансостоит из трех разделов: «Моральное воспитание»; «Физвоспитание и гигиена»; «Изучение естественных и гуманитарных дисциплин». 1. Под моральным воспитанием понимаются «...создаваемые взаимосвязи между детьми, учителями, окружающей средой» [96, 5. 145]. Учителям следует уважать подростков, так как с ними связаны надежды на будущее. Подросткам нужно предоставить достаточно свободы для проявления индивидуальной инициативы, но при этом ограничить ее обязательными для всех правилами. Правил должно быть необходимое и достаточное для сохранения порядка количество; они должны быть естественными для социальной среды. Окружающая среда обязана предоставлять возможность свободы выбора деятельности. Подросткам должны быть также созданы условия для покоя и уединения. 2. В разделе «Физвоспитание и гигиена» речь идет о медицинском контроле за состоянием здоровья подростков, о полноценном питании и занятиях некоторыми видами спорта. 3. Изучаемые естественные и гуманитарные дисциплины делятся на три группы: А — содействующие развитию способности к самовыражению; Б — способствующие развитию «творческих элементов психического бытия»; В — создающие связь с современной культурой, даюшие полноценное образование и практический опыт. В группу А входят: музыка, искусство устной речи и изобразительное искусство. Занятия музыкой подразумевают слушание музыкальных произведений, изучение творчества композиторов в контексте их эпохи; хоровое пение; обучение игре на музыкальных инструментах. Искусство устной речи включает умение делать доклады, выражать свои мысли, читать стихи и разыгрывать отрывки из драматических произведений. Необходимо также учиться логично, убедительно говорить и дискутировать. Выразительное чтение также входит в учебный план. Изобразительное искусство включает рисование карандашом, красками, лепку из пластилина, гипса и т.д. Целью этих занятий является прежде всего креативное самовыражение и изучение современных изобразительных средств и техник. К группе Б относятся математика, родной и иностранные языки. Монтессори дает весьма высокую оценку математическому образованию: «...Без математического воспитания и развития невозможно ни понять прогресс нашей эпохи, ни принять в нем участие...» [96, 5. 150]. Автор подчеркивает, что «человеческий разум является математическим: он стремится к точности, к измерению, к сравнению» [96, 5. 150]. Развитое математическое мышление должно помочь подросткам научиться видеть и понимать причины явлений. Преподавание математики должно быть ясным и наглядным. Изучение нескольких языков необходимо, так как именно слово является естественным средством обмена мнениями и достижения взаимопонимания между людьми. Группа В наиболее обширна и охватывает ряд естественных и общественных наук. Первая группа наук имеет целью изучение земли и живой природы. К ней относятся: геология, биология, ботаника, зоология, физиология, астрономия и анатомия. Вторая группа наук направлена на изучение научно-технического прогресса и достижений цивилизации. К ней относятся физика и химия (по существу, также основы электротехники). Изучение этих наук должно иметь широкую экспериментальную базу, законы должны иллюстрироваться с помощью опытов. Школьники должны научиться обращаться с машинами и электробытовыми приборами: с печатной машинкой, швейной и ткацкой машинами, арифмометром, типографским печатным станком, фотоаппаратом, кинопроектором, микроскопом, граммофоном, радиоприемником, а также со стиральной машиной, утюгом, кухонным комбайном и др. Наконец, третья группа наук связана с изучением истории человечества. Монтессори предлагает сделать общий обзор различных исторических эпох, среди которых учащиеся в дальнейшем могут выбирать отдельные периоды для более детального самостоятельного изучения. Здесь необходимо использовать специальную литературу, многочисленные иллюстрации, документы, музейные экспонаты. Особое внимание следует обратить на историю конструктивного и деструктивного взаимодействия между народами: на смешение рас и взаимодействие культур, войны, создание и крушение империй. При этом необходимо развивать чувство любви к отечеству. Необходимо также изучать современное состояние экономики, политики, культуры родной страны. Учеба должна основываться на индивидуальных интересах и предпочтениях. Подросткам нужно дать возможность учиться индивидуально или совместно с товарищами, а также поощрять их самостоятельность. Учеба должна чередоваться с практической работой в поле, на скотном дворе, в гостинице, в магазине, в мастерских и т.д. Добавим, что требования к знаниям выпускников обычных школ должны служить ориентиром, однако не обязательным для всех. Желающие могут достичь и превысить этот уровень, а также сдать экзамены на аттестат зрелости. Преподавательский составшколы должен включать постоянных учителя и учительницу (семейную пару); учителей-предметников (возможно, из других школ); «технических» учителей: садоводства, гостиничного дела, торговли и т.д. Помимо преподавателей в школе должен быть обычный обслуживающий персонал. Наконец, отметим, что школы для детей 12—18 лет, по мысли Монтессори, могут посещать все дети. «Речь идет, разумеется, о школе, предназначенной для всех детей, которые посещали начальную школу..., т.е. о школе для нормальных детей, где, однако, медлительные и отстающие дети или страдающие психическими недугами, а также умственно слабые и боязливые, конечно же, должны быть, чтобы найти эффективную помощь и достичь фактического улучшения» [96, 8. 155].
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 264. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |