Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Как же видит Монтессори процесс обновленного воспитания в возрасте 12—18 лет?




Целью воспитания должно быть развитие способности к эффективному взаимодействию с социумом, к адап­тации в быстро меняющемся мире.

Задачи школы:

1. Содействовать личностному развитию подростков. Монтессо­ри считает, что «...единственно верный руководитель воспитания состоит в том, чтобы содействовать личности ребенка. Нужно, сле­довательно, подготовить человеческую личность для всех непред­виденных возможностей...» [96, 3. 130]. Необходимо «...защитить и благоприятствовать развитию личности юношества...» [96, 5. 131].

2. Обеспечить полноценное образование, соответствующее уров­ню развития современной науки. «Воспитание должно быть... очень широким и полноценным не только для тех, кто выбирает интел­лектуальные профессии, но гораздо более для всех людей... Крес­тьянину сегодня нужно образование: он должен понять сложные проблемы нашего времени» [96, 8. 130].

3. Дать возможность овладеть основами профессий и начать реаль-5 но участвовать в социально-экономических отношениях. «Сущест­венная реформа состоит, следовательно, в том, чтобы поставить людей в состояние получить экономическую независимость. Речь идет о том, чтобы создать "экспериментальную школу социальной жизни"» [96, 3. 136]. Монтессори восклицает: «Давайте настаивать на практической работе (с землей, с машинами и т.д.)! Допустим ребенка участвовать в некоторой социальной работе!» [96, 3. 129].

Как должна выглядеть школа? Школу лучше расположить в маленьком городке или в сельской местности на лоне природы. Она должна стать учебным и трудовым центром со своими жилы­ми и учебными зданиями, скотным двором, сельскохозяйствен­ными угодьями, гостиницей, магазином, мастерскими.

Виды деятельности подростков:

- самообслуживание. Учащиеся живут в школе без родителей, они сами себя обслуживают и поддерживают в жилых комнатах и в школе чистоту и порядок, создают уют и комфорт;

- крестьянский труд. Дети участвуют во всех видах крестьян­ского труда, они учатся работать на земле. «Под "работой с зем­лей" не подразумевается превратить учащихся в крестьян: интен­сивные методы современного сельского хозяйства зависят не только лишь от ручной работы человека, но также от его изобретатель­ности. ...Работа с землей означает ...одновременное введение в природу и культуру» [96, 3. 140];

- работа в магазине. Подростки продают выращенные ими ово­щи и фрукты, а также изделия, изготовленные своими руками. Одна из важнейших функций магазина — предоставление возможности вступать в новые социальные контакты с местными жителями. По мысли Монтессори, магазин должен был выполнять функции сред­невековой лавки и помогать устанавливать дружелюбные отноше­ния с социальным окружением. «Современное крестьянское хо­зяйство, которое делает необходимым множество научного и руч­ного труда, дает возможность производить, обменивать и вступать с обществом в прямой контакт с помощью магазина...» [96, 5. 141];

-  работа в сфере гостиничного сервиса. Подростки сами обслу­живают и ведут дела гостиницы, куда могут приезжать члены се­мей учащихся и другие постояльцы. Участвуя в оформлении поме­щений, подростки знакомятся с современным дизайном, культу­рой быта, развивают чувство прекрасного;

-  учебная деятельность в соответствии с интересами учащихся и их интеллектуальными потребностями. «Впрочем, речь идет о том, чтобы расширить область знаний, а не о том, чтобы ее су­зить» [96, 3. 144].

Учебный плансостоит из трех разделов: «Моральное воспита­ние»; «Физвоспитание и гигиена»; «Изучение естественных и гу­манитарных дисциплин».

1. Под моральным воспитанием понимаются «...создаваемые взаимосвязи между детьми, учителями, окружающей средой» [96, 5. 145].

Учителям следует уважать подростков, так как с ними связа­ны надежды на будущее. Подросткам нужно предоставить доста­точно свободы для проявления индивидуальной инициативы, но при этом ограничить ее обязательными для всех правилами. Пра­вил должно быть необходимое и достаточное для сохранения по­рядка количество; они должны быть естественными для социаль­ной среды. Окружающая среда обязана предоставлять возможность свободы выбора деятельности. Подросткам должны быть также со­зданы условия для покоя и уединения.

2. В разделе «Физвоспитание и гигиена» речь идет о медицинском контроле за состоянием здоровья подростков, о полноценном питании и занятиях некоторыми видами спорта.

3. Изучаемые естественные и гуманитарные дисциплины делятся на три группы:

А — содействующие развитию способности к самовыражению;

Б — способствующие развитию «творческих элементов психи­ческого бытия»;

В — создающие связь с современной культурой, даюшие пол­ноценное образование и практический опыт.

В группу А входят: музыка, искусство устной речи и изобрази­тельное искусство. Занятия музыкой подразумевают слушание музыкальных произведений, изучение творчества композиторов в контексте их эпохи; хоровое пение; обучение игре на музыкаль­ных инструментах. Искусство устной речи включает умение делать доклады, выражать свои мысли, читать стихи и разыгрывать от­рывки из драматических произведений. Необходимо также учить­ся логично, убедительно говорить и дискутировать. Выразитель­ное чтение также входит в учебный план. Изобразительное искус­ство включает рисование карандашом, красками, лепку из плас­тилина, гипса и т.д. Целью этих занятий является прежде всего креативное самовыражение и изучение современных изобразитель­ных средств и техник.

К группе Б относятся математика, родной и иностранные язы­ки. Монтессори дает весьма высокую оценку математическому образованию: «...Без математического воспитания и развития не­возможно ни понять прогресс нашей эпохи, ни принять в нем участие...» [96, 5. 150]. Автор подчеркивает, что «человеческий ра­зум является математическим: он стремится к точности, к изме­рению, к сравнению» [96, 5. 150]. Развитое математическое мыш­ление должно помочь подросткам научиться видеть и понимать причины явлений. Преподавание математики должно быть ясным и наглядным. Изучение нескольких языков необходимо, так как именно слово является естественным средством обмена мнения­ми и достижения взаимопонимания между людьми.

Группа В наиболее обширна и охватывает ряд естественных и общественных наук. Первая группа наук имеет целью изучение земли и живой природы. К ней относятся: геология, биология, бо­таника, зоология, физиология, астрономия и анатомия. Вторая группа наук направлена на изучение научно-технического прогрес­са и достижений цивилизации. К ней относятся физика и химия (по существу, также основы электротехники). Изучение этих наук должно иметь широкую экспериментальную базу, законы долж­ны иллюстрироваться с помощью опытов. Школьники должны научиться обращаться с машинами и электробытовыми приборами: с печатной машинкой, швейной и ткацкой машинами, арифмо­метром, типографским печатным станком, фотоаппаратом, ки­нопроектором, микроскопом, граммофоном, радиоприемником, а также со стиральной машиной, утюгом, кухонным комбайном и др. Наконец, третья группа наук связана с изучением истории человечества. Монтессори предлагает сделать общий обзор различ­ных исторических эпох, среди которых учащиеся в дальнейшем могут выбирать отдельные периоды для более детального само­стоятельного изучения. Здесь необходимо использовать специаль­ную литературу, многочисленные иллюстрации, документы, му­зейные экспонаты. Особое внимание следует обратить на историю конструктивного и деструктивного взаимодействия между наро­дами: на смешение рас и взаимодействие культур, войны, создание и крушение империй. При этом необходимо развивать чувство любви к отечеству. Необходимо также изучать современное состоя­ние экономики, политики, культуры родной страны.

Учеба должна основываться на индивидуальных интересах и предпочтениях. Подросткам нужно дать возможность учиться ин­дивидуально или совместно с товарищами, а также поощрять их самостоятельность. Учеба должна чередоваться с практической ра­ботой в поле, на скотном дворе, в гостинице, в магазине, в мас­терских и т.д. Добавим, что требования к знаниям выпускников обычных школ должны служить ориентиром, однако не обяза­тельным для всех. Желающие могут достичь и превысить этот уро­вень, а также сдать экзамены на аттестат зрелости.

Преподавательский составшколы должен включать постоян­ных учителя и учительницу (семейную пару); учителей-предмет­ников (возможно, из других школ); «технических» учителей: са­доводства, гостиничного дела, торговли и т.д. Помимо препода­вателей в школе должен быть обычный обслуживающий персонал.

Наконец, отметим, что школы для детей 12—18 лет, по мысли Монтессори, могут посещать все дети. «Речь идет, разумеется, о школе, предназначенной для всех детей, которые посещали на­чальную школу..., т.е. о школе для нормальных детей, где, одна­ко, медлительные и отстающие дети или страдающие психиче­скими недугами, а также умственно слабые и боязливые, конеч­но же, должны быть, чтобы найти эффективную помощь и дос­тичь фактического улучшения» [96, 8. 155].

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 264.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...