Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос Сущность воспитания, цель и задачи. Педагогические принципы. Методы воспитания в разные возрастные периоды.




 

 Какой смысл вкладывает Монтессори в термин «воспитание»? Как меняется его трактовка с течением времени? Анализ этого понятия и других основных педагогических категорий в трудах Монтессори значительно затрудняется тем, что термины «цель», «задача», «сущность», «принцип» и др. употребляются ею не все­гда корректно. Это приводило некоторых исследователей ее твор­чества к ошибочным, на наш взгляд, выводам. Мы ориентируемся на всю совокупность ее работ и на контекст понятия в каждом конкретном случае. Некоторая произвольность в употреблении этих терминов, возможно, объясняется также особенностями перево­да ее сочинений на иностранные языки.

 В трудах М. Монтессори термины «воспитание» и «развитие» встречаются повсеместно, в то время как термины «образование» и «обучение» используются значительно реже.

 Она отделяет «тра­диционную» трактовку воспитания как жесткого авторитарного воздействия на ребенка - нежное и удивительное чудо творения - от новой, основанной на понимании ею природы ребенка. Природа ребенка обсуждается ею во всех без исключения работах, и именно ребенок с его внутренним созидательным потенциалом оказывается в центре ее педагогической теории и практики.

 Как понимает Монтессори природу ребенка, мы подробно об­судили выше, и здесь лишь кратко повторим это. В статье «Основа­ния моей педагогики» (1934) она пишет, что «только ребенок является строителем своей личности» [86, 3. 27]. Цель жизни и ра­боты ребенка — в нем самом, в построении собственной личности, исходя из своего внутреннего потенциала. Источник развития на­ходится в самом ребенке, воля Создателя побуждает его к развитию. В докладе «Место человека в творении» (1935), обсуждая осо­бенности природы человека по сравнению с животнымли, она под­черкивает: «Ребенок обладает своими собственными директивами. В развитии его мы видим логическое руководство. ...Ребенок при­обретает способность действовать в мире (сообразуясь с зако­нами природы, в частности, с возрастной сенситивность). Он следует по логическому пути и, как путешественнник в незна­комой стране, должен ориентироваться и изучать окружающую среду, ...он следует общим законам с помощью своего внутренне­го руководства» [96, 5. 16].

Какие предпосылки имеются у ребенка для строительства са­мого себя и какие общие законы подразумевает Монтессори? По ее мнению, ребенок значительно отличается от взростого и обла­дает такими особенностями психического развития как : впитываю­щее мышление, возрастная сенситивность, Ногте, пеЬи!е, тлпете, В его развитии она заметила определенные закономерностей, отражен­ные в разделяемой ею возрастной периодизации.

Каковы же в этой связи задачи взрослого? Именно взрослый должен способствовать созданию гармоничных отношений с ре­бенком. Ему следует уважительно и с пониманием относиться к ребенку. Однако основная задача взрослого — создать  среду, под­ходящую для свободного и полноценного развития ребенка, посколь­ку именно из окружающей предметной и социальной среды ребе­нок берет «строительный материал» для самосозидания. Среда должна давать детям возможность выбора и самостоятельной дея­тельности. Если такая среда создана, взрослому следует не ме­шать, а тактично помогать ребенку строить свою личность. Осо­бенно важно «помогать и сотрудничать с позиции творения, а не Творца. Мы должны содействовать божественной работе, но не подменять ее собой, иначе мы станем растлителями нватуры» [95, 5.19].

В чем же состоит сущность воспитания? Смысл этого понятия уточняется Монтессори в ряде работ. Уже в «Методе научной пе­дагогики» [38], обсуждая значение работы в саду и в огороде для воспитания дошкольников, она отмечает: «Целью воспитания этого возраста должно быть исключительно - содействие психофизическому развитию» [38, с. 147]. Однако содействие развитию само по себе вряд ли может быть целью воспитания, так как оно (содей­ствие) само осуществляется с некоторой целью - для оптимиза­ции процесса развития или же с целью развития некоторых спо­собностей и т.д. Правильнее считать его не целью, а сущностью воспитания. Это соображение подтверждается более поздними ра­ботами итальянского педагога. В статье «Основы моей педагогики» она трактует сущность воспитания несколько уже, но ж выражается более определенно: «Мы понимаем под воспитанием помощь пси­хическому развитию ребенка с самого рождения» [86, 5.;. 28].

 В [95]находим: «При этом слово «воспитание» понимается, естествен­но, не в смысле преподавания, но в смысле поддержки душевного развития ребенка» [95, 5. 38]. В дальнейшем это понимание воспитания ею разъясняется и расширяется, охватывая целостный процесс развития человека и человечества. В книге «Креативный ребенок», написанной в 1949 г., Монтессори символично называет один из разделов «Вос­питание для жизни». Она упоминает высказывание М. Ганди о том, что необходимо не только распространить воспитание на весь пе­риод жизни, но и сделать «защиту жизни» центральным пунктом. С начала XX в. наука утверждала, что путь к успеху лежит через распространение воспитание на всю жизнь, однако ни один из современных «официальных» методов воспитания не ставит зада­чу «помочь индивиду с самого рождения и защитить его развитие» [92, 5. 8]. Воспитание пренебрегает как биологическими законами развития, так и конкретными условиями социальной жизни, в то время как человеческая жизнь во всей ее полноте должна быть поставлена в центр воспитания.

Сущностью воспитания, по Монтессори, является «помощь жизни с самого рождения»: «Воспитание, которое рассматривает жизнь как центр, меняет все до сих пор существовавшие идеи о воспитании. Не определенная программа, но знание человеческой жизни должны быть исходным пунктом для воспитания» [92, 5. 11].  Если мы хотим помочь жизни, мы должны знать ее законы и при­менять их в воспитании: только тогда воспитание завоюет автори­тет в обществе и будет оказывать действенное влияние на него. В других работах конца 1940-х гг. она часто обращается к этой мысли. Так, в статье «Воспитать человеческий потенциал», посвященной обсуждению концепции воспитания детей 6—12 лет, находим: «Мы полагаем, лучше посеять в ребенке семена жизни, чем тео­рии, и помочь ему в умственном, эмоциональном и физическом развитии [96, 5. 47].

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ

Мы придерживаемся мнения, что главная перспективная цель воспитания — достижение человечеством мировой гармонии, по­строение универсального сбалансированного общества. Эта цель следует из философских воззрений Монтессори и ее оценки по­тенциала обновленного воспитания. Если воспитание есть «помощь развитию», «помощь жизни с самого рождения», то конечная цель этой помощи — в мировой гармонии. Раскрытие человеческого потенциала, сам человек, его развитие и жизнь как таковая — все это становится промежуточной, подчиненной, а не основной це­лью воспитания. По мысли Монтессори, обладая «вселенским сознанием» и понимая «космическую задачу», люди смогут жить в гармонии с собой и друг с другом, без войн и социальных кри­зисов.

На наш взгляд, это чрезвычайно важный, ключевой момент для понимания позднего творчества Монтессори, который до сих пор не был достаточно осознан и оценен исследователями. Между тем такая трактовка цели воспитания помогает увидеть педагоги­ческую деятельность Монтессори в совершенно новом свете. До сих пор в отечественной науке подчеркивалась идея воспитания и развития ребенка во имя самого ребенка, но теперь эта цель, оче­видно, представляется Монтессори слишком эгоистической и уз­кой: «Если мы наделены духовным богатством, тонким эстети­ческим сознанием, то все это не для нас одних, но для того что­бы наш талант стал частью универсальной духовной экономии и нашел бы применение на пользу всем» [92, 3. 127]. Воспитание для достижения человечеством мировой гармонии — вот истин­ное предназначение научного воспитания, как оно видится нам на основе анализа ее поздних трудов: «Через улучшение индивида воспитание должно помочь улучшить общество» [96, 8. 128].

Отметим, что в каждый возрастной период цели конкретизи­руются в зависимости от особенностей развития и основной на­правленности познавательной активности ребенка, а для их дос­тижения решается ряд задач. К раскрытию этих целей и задач мы и обратимся.

В возрасте от 0 до 6 лет, т.е. в период дошкольного дет­ства познавательная активность ребенка направлена на формиро­вание чувственного образа окружающего мира. Целью воспитания в этом возрасте является оптимизация процесса естественного раз­вития, достижение «нормализации». Для достижения этой цели решаются задачи содействия развитию: концентрации внимания; произвольных движений; сенсорной сферы; речи, навыков пись­ма и чтения; элементарных математических представлений; пред­ставлений об окружающем мире; способности делать выбор, при­нимать решения и нести за них ответственность, самостоятельно учиться. Отметим, что последняя задача решается на протяжении всего периода воспитания и обучения ребенка в Монтессори-дет-ском саду, школе, гимназии.

В возрасте от 6 до 12 лет ребенок объективно ориентиро­ван на поиск места человека и человечества в природе и мире. Целью воспитания является формирование «вселенского сознания» и чувства ответственности перед человечеством. Понятие «вселен­ское сознание» мы поясним подробнее в разделе о «космическом воспитании».

На этом этапе решаются следующие задачи:

1) со­действовать развитию системного мышления и экологического мышления;

2) показать место Земли и человека в Космосе;

3) «по­сеять семена» различных наук как частей единого целого.

В возрасте от 12 до 18 лет подросток активно ищет свое место в обществе, поэтому целью воспитания в этом возрасте дол­жно быть развитие способности к эффективному взаимодействию с социумом. Важнейшие задачи на этом этапе:

 1) содействовать лич­ностному развитию подростков и

 2) дать возможность полноцен­ного образования, соответствующего уровню современной науки и «потребностям ума».

Более подробно мы рассмотрим их в разде­ле о Монтессори-гимназии.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 274.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...