Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вопрос Сущность воспитания, цель и задачи. Педагогические принципы. Методы воспитания в разные возрастные периоды.
Какой смысл вкладывает Монтессори в термин «воспитание»? Как меняется его трактовка с течением времени? Анализ этого понятия и других основных педагогических категорий в трудах Монтессори значительно затрудняется тем, что термины «цель», «задача», «сущность», «принцип» и др. употребляются ею не всегда корректно. Это приводило некоторых исследователей ее творчества к ошибочным, на наш взгляд, выводам. Мы ориентируемся на всю совокупность ее работ и на контекст понятия в каждом конкретном случае. Некоторая произвольность в употреблении этих терминов, возможно, объясняется также особенностями перевода ее сочинений на иностранные языки. В трудах М. Монтессори термины «воспитание» и «развитие» встречаются повсеместно, в то время как термины «образование» и «обучение» используются значительно реже. Она отделяет «традиционную» трактовку воспитания как жесткого авторитарного воздействия на ребенка - нежное и удивительное чудо творения - от новой, основанной на понимании ею природы ребенка. Природа ребенка обсуждается ею во всех без исключения работах, и именно ребенок с его внутренним созидательным потенциалом оказывается в центре ее педагогической теории и практики. Как понимает Монтессори природу ребенка, мы подробно обсудили выше, и здесь лишь кратко повторим это. В статье «Основания моей педагогики» (1934) она пишет, что «только ребенок является строителем своей личности» [86, 3. 27]. Цель жизни и работы ребенка — в нем самом, в построении собственной личности, исходя из своего внутреннего потенциала. Источник развития находится в самом ребенке, воля Создателя побуждает его к развитию. В докладе «Место человека в творении» (1935), обсуждая особенности природы человека по сравнению с животнымли, она подчеркивает: «Ребенок обладает своими собственными директивами. В развитии его мы видим логическое руководство. ...Ребенок приобретает способность действовать в мире (сообразуясь с законами природы, в частности, с возрастной сенситивность). Он следует по логическому пути и, как путешественнник в незнакомой стране, должен ориентироваться и изучать окружающую среду, ...он следует общим законам с помощью своего внутреннего руководства» [96, 5. 16]. Какие предпосылки имеются у ребенка для строительства самого себя и какие общие законы подразумевает Монтессори? По ее мнению, ребенок значительно отличается от взростого и обладает такими особенностями психического развития как : впитывающее мышление, возрастная сенситивность, Ногте, пеЬи!е, тлпете, В его развитии она заметила определенные закономерностей, отраженные в разделяемой ею возрастной периодизации. Каковы же в этой связи задачи взрослого? Именно взрослый должен способствовать созданию гармоничных отношений с ребенком. Ему следует уважительно и с пониманием относиться к ребенку. Однако основная задача взрослого — создать среду, подходящую для свободного и полноценного развития ребенка, поскольку именно из окружающей предметной и социальной среды ребенок берет «строительный материал» для самосозидания. Среда должна давать детям возможность выбора и самостоятельной деятельности. Если такая среда создана, взрослому следует не мешать, а тактично помогать ребенку строить свою личность. Особенно важно «помогать и сотрудничать с позиции творения, а не Творца. Мы должны содействовать божественной работе, но не подменять ее собой, иначе мы станем растлителями нватуры» [95, 5.19]. В чем же состоит сущность воспитания? Смысл этого понятия уточняется Монтессори в ряде работ. Уже в «Методе научной педагогики» [38], обсуждая значение работы в саду и в огороде для воспитания дошкольников, она отмечает: «Целью воспитания этого возраста должно быть исключительно - содействие психофизическому развитию» [38, с. 147]. Однако содействие развитию само по себе вряд ли может быть целью воспитания, так как оно (содействие) само осуществляется с некоторой целью - для оптимизации процесса развития или же с целью развития некоторых способностей и т.д. Правильнее считать его не целью, а сущностью воспитания. Это соображение подтверждается более поздними работами итальянского педагога. В статье «Основы моей педагогики» она трактует сущность воспитания несколько уже, но ж выражается более определенно: «Мы понимаем под воспитанием помощь психическому развитию ребенка с самого рождения» [86, 5.;. 28]. В [95]находим: «При этом слово «воспитание» понимается, естественно, не в смысле преподавания, но в смысле поддержки душевного развития ребенка» [95, 5. 38]. В дальнейшем это понимание воспитания ею разъясняется и расширяется, охватывая целостный процесс развития человека и человечества. В книге «Креативный ребенок», написанной в 1949 г., Монтессори символично называет один из разделов «Воспитание для жизни». Она упоминает высказывание М. Ганди о том, что необходимо не только распространить воспитание на весь период жизни, но и сделать «защиту жизни» центральным пунктом. С начала XX в. наука утверждала, что путь к успеху лежит через распространение воспитание на всю жизнь, однако ни один из современных «официальных» методов воспитания не ставит задачу «помочь индивиду с самого рождения и защитить его развитие» [92, 5. 8]. Воспитание пренебрегает как биологическими законами развития, так и конкретными условиями социальной жизни, в то время как человеческая жизнь во всей ее полноте должна быть поставлена в центр воспитания. Сущностью воспитания, по Монтессори, является «помощь жизни с самого рождения»: «Воспитание, которое рассматривает жизнь как центр, меняет все до сих пор существовавшие идеи о воспитании. Не определенная программа, но знание человеческой жизни должны быть исходным пунктом для воспитания» [92, 5. 11]. Если мы хотим помочь жизни, мы должны знать ее законы и применять их в воспитании: только тогда воспитание завоюет авторитет в обществе и будет оказывать действенное влияние на него. В других работах конца 1940-х гг. она часто обращается к этой мысли. Так, в статье «Воспитать человеческий потенциал», посвященной обсуждению концепции воспитания детей 6—12 лет, находим: «Мы полагаем, лучше посеять в ребенке семена жизни, чем теории, и помочь ему в умственном, эмоциональном и физическом развитии [96, 5. 47]. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ Мы придерживаемся мнения, что главная перспективная цель воспитания — достижение человечеством мировой гармонии, построение универсального сбалансированного общества. Эта цель следует из философских воззрений Монтессори и ее оценки потенциала обновленного воспитания. Если воспитание есть «помощь развитию», «помощь жизни с самого рождения», то конечная цель этой помощи — в мировой гармонии. Раскрытие человеческого потенциала, сам человек, его развитие и жизнь как таковая — все это становится промежуточной, подчиненной, а не основной целью воспитания. По мысли Монтессори, обладая «вселенским сознанием» и понимая «космическую задачу», люди смогут жить в гармонии с собой и друг с другом, без войн и социальных кризисов. На наш взгляд, это чрезвычайно важный, ключевой момент для понимания позднего творчества Монтессори, который до сих пор не был достаточно осознан и оценен исследователями. Между тем такая трактовка цели воспитания помогает увидеть педагогическую деятельность Монтессори в совершенно новом свете. До сих пор в отечественной науке подчеркивалась идея воспитания и развития ребенка во имя самого ребенка, но теперь эта цель, очевидно, представляется Монтессори слишком эгоистической и узкой: «Если мы наделены духовным богатством, тонким эстетическим сознанием, то все это не для нас одних, но для того чтобы наш талант стал частью универсальной духовной экономии и нашел бы применение на пользу всем» [92, 3. 127]. Воспитание для достижения человечеством мировой гармонии — вот истинное предназначение научного воспитания, как оно видится нам на основе анализа ее поздних трудов: «Через улучшение индивида воспитание должно помочь улучшить общество» [96, 8. 128]. Отметим, что в каждый возрастной период цели конкретизируются в зависимости от особенностей развития и основной направленности познавательной активности ребенка, а для их достижения решается ряд задач. К раскрытию этих целей и задач мы и обратимся. В возрасте от 0 до 6 лет, т.е. в период дошкольного детства познавательная активность ребенка направлена на формирование чувственного образа окружающего мира. Целью воспитания в этом возрасте является оптимизация процесса естественного развития, достижение «нормализации». Для достижения этой цели решаются задачи содействия развитию: концентрации внимания; произвольных движений; сенсорной сферы; речи, навыков письма и чтения; элементарных математических представлений; представлений об окружающем мире; способности делать выбор, принимать решения и нести за них ответственность, самостоятельно учиться. Отметим, что последняя задача решается на протяжении всего периода воспитания и обучения ребенка в Монтессори-дет-ском саду, школе, гимназии. В возрасте от 6 до 12 лет ребенок объективно ориентирован на поиск места человека и человечества в природе и мире. Целью воспитания является формирование «вселенского сознания» и чувства ответственности перед человечеством. Понятие «вселенское сознание» мы поясним подробнее в разделе о «космическом воспитании». На этом этапе решаются следующие задачи: 1) содействовать развитию системного мышления и экологического мышления; 2) показать место Земли и человека в Космосе; 3) «посеять семена» различных наук как частей единого целого. В возрасте от 12 до 18 лет подросток активно ищет свое место в обществе, поэтому целью воспитания в этом возрасте должно быть развитие способности к эффективному взаимодействию с социумом. Важнейшие задачи на этом этапе: 1) содействовать личностному развитию подростков и 2) дать возможность полноценного образования, соответствующего уровню современной науки и «потребностям ума». Более подробно мы рассмотрим их в разделе о Монтессори-гимназии.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 321. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |