Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ МЕТОД МОНТЕССОРИ И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ В РАЗЛИЧНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ
Говоря о методах воспитания, мы имеем в виду сущность термина «воспитание» в смысле Монтессори - воспитание как помощь развитию, «помощь жизни» растущего ребенка. Поскольку развитие тесно взаимосвязано с обучением, то и выделенные нами ниже методы воспитания в определенной степени являются методами развития и методами обучения. В чем же состоит метод Монтессори? Центральный метод Монтессори — это «свободная работа» детей в «подготовленной среде» при ограничении прямого воздействия педагога. Здесь под «работой» понимается целесообразная деятельность с материалами преимущественно автодидактического характера. Термин «свободная» отражает, с одной стороны, ее спонтанный характер и возможность свободного выбора деятельности, а с другой — возможность продолжать эту деятельность вплоть до полного удовлетворения потребности в ней. Ограничение прямого воздействия педагога на ребенка осуществляется за счет особого поведения первого. Проблему выявления роли и функций Монтессори-педагога мы рассмотрим ниже. Центральный метод играет ключевую роль в педагогике Монтессори, однако было бы неверно считать, что обучение в школах Монтессори строится исключительно за счет «свободной работы». В реальности, чем старше дети, тем меньше времени отводится «свободной работе», т.е. с возрастом «удельный вес» «свободной работы» в педагогическом процессе имеет тенденцию к снижению. Это вполне соотносится с идеями Монтессори. Кроме того, имеется целый ряд методов более частного характера, применяемых на каждом возрастном этапе. Мы перечислим и кратко охарактеризуем эти методы. Более подробную характеристику им мы дадим в разделах, посвященных детскому саду, школе и гимназии Монтессори, а также в разделах о роли и функциях педагога. На этапе от 0 до 6 лет мы выделили следующие методы воспитания: 1) наблюдение за ребенком и оказание ему помощи в нужный момент. Эта помощь может состоять в повторном показе способа деятельности с материалом или же его отдельных элементов, в организации уборки материала, в кратком пояснении и во введении новых терминов, в выборе материала, в ответах на вопросы ребенка или в разрешении конфликтных ситуаций и т.д. Важно, чтобы помощь была «дозированной», т.е. предоставлялась лишь в необходимом объеме; 2) показ способа рациональной деятельности с материалом и способа контроля ошибок. Это очень важный момент, на который отечественные исследователи ранее не обращали должного внимания. Даже Л.А. Венгер [10] ошибочно полагал, что ребенку не дается образец работы с материалом, и материал, следовательно, не становится средством обучения; 3) тактичное предложение материала с ориентацией на зону ближайшего развития и актуальный интерес ребенка. Если ребенок затрудняется в выборе материала, воспитатель может что-то предложить ему, привлечь внимание ребенка к материалу. При этом он должен учесть, что ребенок уже умеет и чему он может научиться; 4) поддержание порядка и рабочей атмосферы в «подготовленной среде». Если по окончании «свободной работы» некоторые материалы оказываются не на месте, воспитатель приводит их в порядок. В процессе «свободной работы» он следит за поддержанием дисциплины и спокойствия; 5) отдельные упражнения со всей группой. Воспитатель проводит групповые упражнения: «беседы в кругу», «ходьба по линии», «упражнения в тишине». На этапе от 6 до 12 лет в силу особенностей развития детей этого возраста методы воспитания несколько меняются: 1) наблюдение за учащимся и оказание ему помощи в нужный момент. Этот метод не изменился по сравнению с указанным для предшествующего возрастного периода; 2) помощь в самостоятельном изучении выбранной темы на основе деятельности с дидактическим материалом. Формулировка этого метода отличается от предшествующей (на этапе 0 — 6 лет) из-за того, что постепенно в процесс обучения вовлекаются всевозможные карточки, а также литература: справочники, энциклопедии, специальные книги о разных областях науки и т.д. Отвечая на вопросы и выполняя написанные на карточках задания, ребенок учится самостоятельно отыскивать нужную информацию; 3) от общего к частному, от целого к деталям: презентация общих схем. Это ключевой метод для данного возрастного промежутка. Развитие «вселенского сознания» и системного мышления ребенка происходит путем первоначального предъявления ему общей картины мира, процесса геологического формирования Земли и развития человеческой цивилизации в целом. Затем происходит дифференциация и конкретизация учебного материала, но каждый раз деталь рассматривается как часть единого целого; 4) пробуждение и активное использование силы воображения учащихся. Этот метод основан на том, что ребенок 7—12 лет способен не только изучать предметы, непосредственно его окружающие, но способен представить предметы, отдаленные во времени и пространстве. Эту способность Монтессори активно использует для обучения; 5) групповые занятия по некоторым дисциплинам (например, иностранным языком, физкультурой) или в процессе презентации общих схем. Историю сотворения мира, процесс чередования геологических эпох, «временную ось» развития цивилизации, место Земли в Солнечной системе и т.д. учителю целесообразно объяснять всей группе одновременно. Некоторые правила грамматики или математические законы также могут обсуждаться совместно.
Наконец, на этапе от 12 до 18 лет время, посвященное групповым занятиям, еще увеличивается. Мы выделили следующие методы: 1) помощь в самостоятельном изучении выбранной темы. В Монтессори-гимназии в целом ряде случаев учащиеся могут самостоятельно выбирать темы для изучения. Учитель может сориентировать учащихся в материале, посоветовать литературу, ответить на вопросы; 2) помощь в овладении основами профессий. Учителя-наставники знакомят подростков с конкретными профессиями — фермера, продавца, водителя, гостиничного работника и т.д., показывают конкретные приемы деятельности; 3) чередование учебной деятельности с практической работой в сельском хозяйстве, гостинице, магазине, мастерских. Оно осуществляется с целью более активного вхождения подростка в реальную жизнь; 4) пробуждение интереса учащихся к различным видам практической деятельности и наукам. Это делается для повышения мотивации к учебе и профессиям; 5) ориентация учащихся в учебном материале с учетом их интереса. Она проводится на групповых занятиях. Групповые занятия происходят регулярно, на них учитель освещает новую тему в целом или же подводит итоги ее самостоятельного изучения учащимися. Рассмотрим теперь роль и функции педагога в системе Монтессори.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 439. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |