Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ МЕТОД МОНТЕССОРИ И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ В РАЗЛИЧНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ




Говоря  о методах воспитания, мы име­ем в виду сущность термина «воспитание» в смысле Монтессори - воспитание как помощь развитию, «помощь жизни» растущего ребенка. Поскольку развитие тесно взаимосвязано с обучением, то и выделенные нами ниже методы воспитания в определенной степени являются методами развития и методами обучения.

В чем же состоит метод Монтессори? Центральный метод Монтессори — это «свободная рабо­та» детей в «подготовленной среде» при ограничении прямого воздействия педагога. Здесь под «работой» понимается целесооб­разная деятельность с материалами преимущественно автодидактического характера.

 Термин «свободная» отражает, с одной сто­роны, ее спонтанный характер и возможность свободного выбора деятельности, а с другой — возможность продолжать эту деятель­ность вплоть до полного удовлетворения потребности в ней. Огра­ничение прямого воздействия педагога на ребенка осуществляет­ся за счет особого поведения первого. Проблему выявления роли и функций Монтессори-педагога мы рассмотрим ниже.

Центральный метод играет ключевую роль в педагогике Мон­тессори, однако было бы неверно считать, что обучение в школах Монтессори строится исключительно за счет «свободной работы». В реальности, чем старше дети, тем меньше времени отводится «свободной работе», т.е. с возрастом «удельный вес» «свободной работы» в педагогическом процессе имеет тенденцию к сниже­нию. Это вполне соотносится с идеями Монтессори. Кроме того, имеется целый ряд методов более частного характера, применяе­мых на каждом возрастном этапе.

Мы перечислим и кратко оха­рактеризуем эти методы. Более подробную характеристику им мы дадим в разделах, посвященных детскому саду, школе и гимназии Монтессори, а также в разделах о роли и функциях педагога.

На этапе от 0 до 6 лет мы выделили следующие методы воспитания:

1) наблюдение за ребенком и оказание ему помощи в нужный момент. Эта помощь может состоять в повторном показе способа деятельности с материалом или же его отдельных элементов, в организации уборки материала, в кратком пояснении и во введе­нии новых терминов, в выборе материала, в ответах на вопросы ребенка или в разрешении конфликтных ситуаций и т.д. Важно, чтобы помощь была «дозированной», т.е. предоставлялась лишь в необходимом объеме;

2) показ способа рациональной деятельности с материалом и способа контроля ошибок. Это очень важный момент, на который отечественные исследователи ранее не обращали должного вни­мания. Даже Л.А. Венгер [10] ошибочно полагал, что ребенку не дается образец работы с материалом, и материал, следовательно, не становится средством обучения;

3) тактичное предложение материала с ориентацией на зону ближайшего развития и актуальный интерес ребенка. Если ребе­нок затрудняется в выборе материала, воспитатель может что-то предложить ему, привлечь внимание ребенка к материалу. При этом он должен учесть, что ребенок уже умеет и чему он может научиться;

4) поддержание порядка и рабочей атмосферы в «подготов­ленной среде». Если по окончании «свободной работы» некоторые материалы оказываются не на месте, воспитатель приводит их в порядок. В процессе «свободной работы» он следит за поддержа­нием дисциплины и спокойствия;

5) отдельные упражнения со всей группой. Воспитатель прово­дит групповые упражнения: «беседы в кругу», «ходьба по линии», «упражнения в тишине».

На этапе от 6 до 12 лет в силу особенностей развития детей этого возраста методы воспитания несколько меняются:

1) наблюдение за учащимся и оказание ему помощи в нужный момент. Этот метод не изменился по сравнению с указанным для предшествующего возрастного периода;

2) помощь в самостоятельном изучении выбранной темы на основе деятельности с дидактическим материалом. Формулировка этого метода отличается от предшествующей (на этапе 0 — 6 лет) из-за того, что постепенно в процесс обучения вовлекаются все­возможные карточки, а также литература: справочники, энцик­лопедии, специальные книги о разных областях науки и т.д. От­вечая на вопросы и выполняя написанные на карточках задания, ребенок учится самостоятельно отыскивать нужную информа­цию;

3) от общего к частному, от целого к деталям: презентация общих схем. Это ключевой метод для данного возрастного проме­жутка. Развитие «вселенского сознания» и системного мышления ребенка происходит путем первоначального предъявления ему общей картины мира, процесса геологического формирования Земли и развития человеческой цивилизации в целом. Затем про­исходит дифференциация и конкретизация учебного материала, но каждый раз деталь рассматривается как часть единого целого;

4) пробуждение и активное использование силы воображения учащихся. Этот метод основан на том, что ребенок 7—12 лет спо­собен не только изучать предметы, непосредственно его окружа­ющие, но способен представить предметы, отдаленные во време­ни и пространстве. Эту способность Монтессори активно исполь­зует для обучения;

5) групповые занятия по некоторым дисциплинам (например, иностранным языком, физкультурой) или в процессе презента­ции общих схем. Историю сотворения мира, процесс чередования геологических эпох, «временную ось» развития цивилизации, место Земли в Солнечной системе и т.д. учителю целесообразно объяс­нять всей группе одновременно. Некоторые правила грамматики или математические законы также могут обсуждаться совместно.

 

Наконец, на этапе от 12 до 18 лет время, посвященное групповым занятиям, еще увеличивается. Мы выделили следую­щие методы:

1) помощь в самостоятельном изучении выбранной темы. В Монтессори-гимназии в целом ряде случаев учащиеся могут са­мостоятельно выбирать темы для изучения. Учитель может сори­ентировать учащихся в материале, посоветовать литературу, отве­тить на вопросы;

2) помощь в овладении основами профессий. Учителя-настав­ники знакомят подростков с конкретными профессиями — фер­мера, продавца, водителя, гостиничного работника и т.д., пока­зывают конкретные приемы деятельности;

3) чередование учебной деятельности с практической работой в сельском хозяйстве, гостинице, магазине, мастерских. Оно осу­ществляется с целью более активного вхождения подростка в ре­альную жизнь;

4) пробуждение интереса учащихся к различным видам прак­тической деятельности и наукам. Это делается для повышения мотивации к учебе и профессиям;

5) ориентация учащихся в учебном материале с учетом их ин­тереса. Она проводится на групповых занятиях. Групповые занятия происходят регулярно, на них учитель освещает новую тему в це­лом или же подводит итоги ее самостоятельного изучения учащи­мися.

Рассмотрим теперь роль и функции педагога в системе Мон­тессори.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 439.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...