Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вопрос. Развивающие эффекты метода М.Монтессори («поляризация внимания», «нормализация»).
На основе наблюдений за детьми 3—6 лет в условиях их свободной работы в «подготовленной среде» Монтессори пришла к выводу: «Организация психической жизни начинается с характеристического феномена внимания» [86, 3. 17]. Она приводит ставший теперь уже хрестоматийным пример. В своем первом Доме ребенка в Риме она наблюдала за деятельностью трехлетней девочки, которая была совершенно поглощена цилиндрами-вкладышами: вынимала цилиндры, перемешивала и вставляла в отверстия. Девочка была настолько поглощена работой, что не замечала ничего вокруг. Монтессори вспоминает: «...до сих пор мне не приходилось наблюдать в детях такой сосредоточенности, и я даже была уверена, что внимание детей характеризуется большой неустойчивостью, постоянным перепрыгиванием с одного предмета на другой, потому-то эта девочка вызвала у меня особый интерес» [42, с. 41]. Заметив, что девочка не собирается завершать работу, Монтессори поставила креслице, где та сидела, на стол. Девочка подхватила цилиндры и блок, положила блок на ручки креслица, а цилиндры — себе на колени и продолжала работу. Тогда Монтессори попросила всех детей спеть, но девочка никак не среагировала и на этот раздражитель. Она закончила работу лишь по собственному почину, повторив упражнение 44 раза. По окончании ее девочка выглядела ничуть не уставшей, но спокойной и счастливой, как будто пробудилась от глубокого и освежающего сна. Этот факт был отнюдь не единичным. «Постепенно подобную концентрацию внимания я стала наблюдать у всех детей, - свидетельствует Монтессори. - Ее можно определить как постоянную реакцию в отношении внешних, точно установленных условий. Всякий раз, когда происходит такая поляризация внимания, ребенок совершенно меняется, делается более спокойным, почти более интеллигентным и восприимчивым...» [42, с. 41—42]. Именно «поляризацию внимания»Монтессори считала необходимым условием и одновременно признаком начала глубоких позитивных изменений, происходящих в ребенке, начала процесса нормализации его поведения. Под нормализацией здесь имеется в виду превращение поведения ребенка из девиантного (отклоняющегося) в нормальное. Что же понимала Монтессори под «нормальным поведением»? К чертам нормального поведения ребенка 3 - 6 лет она относит умение концентрированно, сосредоточенно работать; заниматься самостоятельной деятельностью. «Нормализованный ребенок» социален: он дружелюбен по отношению ко взрослым и другим детям; коммуникабелен; готов помочь; дисциплинирован, поскольку умеет владеть собой. Монтессори описывает также «отклоняющееся поведение» сильных и слабых по характеру детей. Для сильных детей характерны следующие нарушения поведения: капризы; вспышки гнева, агрессия, направленная на других детей, на взрослых, на окружающие предметы; эгоизм; зависть, проявляемая как попытки отнять какие-то предметы у других детей; невнимание; проблемы с координацией движений; беспорядочное мышление, перескакивание мыслей с одного на другое; стремление создавать шум; жестокость по отношению к слабым детям и животным. Слабым детям более свойственны вялость, медлительность, пассивность; попытки заставить других заботиться о себе; страхи, стремление постоянно находиться рядом со взрослым; ложь как пассивная форма защиты; воровство как попытка незаметно присвоить то, что ему не принадлежит. Такие дети легко впадают в скуку [9? 5. 176]. Как часто встречается у детей подобное отклоняющееся поведение? Вот ответ Монтессори: «Когда дети в трехлетнем возрасте приходят к нам, то почти все они проявляют ненормальные, однако поддающиеся коррекции черты характера» [92, 3. 176]. Каковы же, в таком случае, причины отклоняющегося поведения? «Все эти проблемы разрешимы, — пишет Монтессори, — если нам известен цикл конструктивной деятельности отдельного ребенка. Мы знаем, что все негативные черты характера происходят из неправильного обращения с ребенком в первый период его жизни. Если в этот период ребенком пренебрегают, то его разум пуст, так как ему не было дано возможности формироваться» [92, 8. 177— 178]. Итак, главными причинами возникновения нарушений в поведении Монтессори считает: 1) недостаток интеллектуальной пищи для разума; 2) недостаток спонтанной деятельности, побуждаемой внутренними конструктивными импульсами. Чтобы способствовать изменению поведения ребенка и превращению его из отклоняющегося в нормальное, нужно, следовательно, устранить названные причины, т.е. дать разуму ребенка интеллектуальную пищу и предоставить ему возможность самостоятельно работать в развивающей предметно-пространственной среде с материалами, предполагающими самоконтроль ошибок, - «подготовленной среде» - в условиях свободы выбора деятельности. Если условия для свободной работы созданы, ребенок вскоре начинает проявлять способность к глубокой сосредоточенности, которая, в свою очередь, содействует гармонизации его личности. Посредством подготовленной среды (и особых методов работы педагога) ребенок получает необходимую помощь в самопостроении самого себя, и отклонения в его поведении постепенно исчезают. «Одной из причин, почему распространились наши школы, - отмечает Монтессори, - было очевидное исчезновение этих отклонений (в поведении), как только детям была дана возможность накапливать свой опыт из окружающего мира и насыщать свой разум с помощью свободной деятельности» [92, 8. 178]. Монтессори отмечает особую важность концентрации и сосредоточенности на работе, так как если ребенок просто переходит от одного занятия к другому - даже если он правильно использует при этом материалы, - отклонения в поведении не исчезнут. «Нормализация приходит из концентрации на какой-либо работе» [92, 5. 184]. Как меняется характер работы ребенка с развитием способности к концентрации? Можно ли это проверить экспериментально? С этой целью Монтессори предлагает начертить в ходе наблюдений за конкретным ребенком кривую зависимости степени его концентрации и «погруженности в работу» от времени. На основе анализа формы таких кривых она строит «усредненную кривую индивидуальной работы ребенка», имеющую участки подъема и спада (соответствующие периодам начала и окончания деятельности с тем или иным материалом), а также горизонтальные «плато» (периоды сосредоточенной работы). В процессе нормализации эти «плато» имеют тенденцию расширяться (так как увеличивается длительность работы ребенка с материалами), а промежутки между ними — сужаться (так как ребенок практически все время занят созидательной деятельностью). Монтессори назвала ее «тенденцией выравнивания кривой индивидуальной работы ребенка». Монтессори подчеркивает, что нормализация является результатом работы самого ребенка, становления его личности, а не внешнего воздействия взрослого. Она дает подобному результату самую высокую оценку: «Этот феномен (нормализация. — М. С.) постоянно повторялся в наших школах с детьми из различных социальных слоев, рас, культур. Это самый значительный опыт нашей работы» [92, 8. 183]. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 415. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |