Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос. Развивающие эффекты метода М.Монтессори («поляризация внимания», «нормализация»).




 На основе наблюдений за детьми 3—6 лет в условиях их сво­бодной работы в «подготовленной среде» Монтессори пришла к выводу: «Организация психической жизни начинается с характе­ристического феномена внимания» [86, 3. 17].

Она приводит ставший теперь уже хрестоматийным пример. В своем первом Доме ребенка в Риме она наблюдала за деятельно­стью трехлетней девочки, которая была совершенно поглощена цилиндрами-вкладышами: вынимала цилиндры, перемешивала и вставляла в отверстия. Девочка была настолько поглощена рабо­той, что не замечала ничего вокруг. Монтессори вспоминает: «...до сих пор мне не приходилось наблюдать в детях такой сосредото­ченности, и я даже была уверена, что внимание детей характери­зуется большой неустойчивостью, постоянным перепрыгиванием с одного предмета на другой, потому-то эта девочка вызвала у меня особый интерес» [42, с. 41].

 Заметив, что девочка не собирается завершать работу, Мон­тессори поставила креслице, где та сидела, на стол. Девочка под­хватила цилиндры и блок, положила блок на ручки креслица, а цилиндры — себе на колени и продолжала работу. Тогда Монтес­сори попросила всех детей спеть, но девочка никак не среагиро­вала и на этот раздражитель. Она закончила работу лишь по соб­ственному почину, повторив упражнение 44 раза. По окончании ее девочка выглядела ничуть не уставшей, но спокойной и счаст­ливой, как будто пробудилась от глубокого и освежающего сна.

Этот факт был отнюдь не единичным. «Постепенно подобную концентрацию внимания я стала наблюдать у всех детей, - сви­детельствует Монтессори. - Ее можно определить как постоян­ную реакцию в отношении внешних, точно установленных усло­вий. Всякий раз, когда происходит такая поляризация внимания, ребенок совершенно меняется, делается более спокойным, почти более интеллигентным и восприимчивым...» [42, с. 41—42].

 Именно «поляризацию внимания»Монтессори считала необ­ходимым условием и одновременно признаком начала глубоких позитивных изменений, происходящих в ребенке, начала про­цесса нормализации его поведения. Под нормализацией здесь име­ется в виду превращение поведения ребенка из девиантного (от­клоняющегося) в нормальное.

Что же понимала Монтессори под «нормальным поведением»? К чертам нормального поведения ребенка 3 - 6 лет она относит умение концентрированно, сосредоточенно работать; заниматься самостоятельной деятельностью. «Нормализованный ребенок» социален: он дружелюбен по отношению ко взрослым и другим детям; коммуникабелен; готов помочь; дисциплинирован, посколь­ку умеет владеть собой.

 Монтессори описывает также «отклоняющееся поведение» силь­ных и слабых по характеру детей.

 Для сильных детей характерны следующие нарушения поведения: капризы; вспышки гнева, аг­рессия, направленная на других детей, на взрослых, на окружаю­щие предметы; эгоизм; зависть, проявляемая как попытки отнять какие-то предметы у других детей; невнимание; проблемы с ко­ординацией движений; беспорядочное мышление, перескакива­ние мыслей с одного на другое; стремление создавать шум; жес­токость по отношению к слабым детям и животным. Слабым де­тям более свойственны вялость, медлительность, пассивность; по­пытки заставить других заботиться о себе; страхи, стремление постоянно находиться рядом со взрослым; ложь как пассивная форма защиты; воровство как попытка незаметно присвоить то, что ему не принадлежит. Такие дети легко впадают в скуку [9? 5. 176].

Как часто встречается у детей подобное отклоняющееся пове­дение? Вот ответ Монтессори: «Когда дети в трехлетнем возрасте приходят к нам, то почти все они проявляют ненормальные, од­нако поддающиеся коррекции черты характера» [92, 3. 176].

 Каковы же, в таком случае, причины отклоняющегося поведе­ния? «Все эти проблемы разрешимы, — пишет Монтессори, — если нам известен цикл конструктивной деятельности отдельного ребенка. Мы знаем, что все негативные черты характера происхо­дят из неправильного обращения с ребенком в первый период его жизни. Если в этот период ребенком пренебрегают, то его разум пуст, так как ему не было дано возможности формироваться» [92, 8. 177— 178].

Итак, главными причинами возникновения наруше­ний в поведении Монтессори считает:

1) недостаток интеллектуальной пищи для разума;

2) недостаток спонтанной деятельности, побуждаемой внут­ренними конструктивными импульсами.

 Чтобы способствовать изменению поведения ребенка и пре­вращению его из отклоняющегося в нормальное, нужно, следо­вательно, устранить названные причины, т.е. дать разуму ребен­ка интеллектуальную пищу и предоставить ему возможность са­мостоятельно работать в развивающей предметно-пространствен­ной среде с материалами, предполагающими самоконтроль оши­бок, - «подготовленной среде» - в условиях свободы выбора деятельности. Если условия для свободной работы созданы, ре­бенок вскоре начинает проявлять способность к глубокой сосре­доточенности, которая, в свою очередь, содействует гармониза­ции его личности. Посредством подготовленной среды (и особых методов работы педагога) ребенок получает необходимую по­мощь в самопостроении самого себя, и отклонения в его поведе­нии постепенно исчезают. «Одной из причин, почему распрост­ранились наши школы, - отмечает Монтессори, - было оче­видное исчезновение этих отклонений (в поведении), как только детям была дана возможность накапливать свой опыт из окружающего мира и насыщать свой разум с помощью сво­бодной деятельности» [92, 8. 178].

 Монтессори отмечает особую важность концентрации и сосре­доточенности на работе, так как если ребенок просто переходит от одного занятия к другому - даже если он правильно использу­ет при этом материалы, - отклонения в поведении не исчезнут. «Нормализация приходит из концентрации на какой-либо рабо­те» [92, 5. 184].

Как меняется характер работы ребенка с развитием способно­сти к концентрации? Можно ли это проверить эксперименталь­но? С этой целью Монтессори предлагает начертить в ходе наблю­дений за конкретным ребенком кривую зависимости степени его концентрации и «погруженности в работу» от времени. На основе анализа формы таких кривых она строит «усредненную кривую индивидуальной работы ребенка», имеющую участки подъема и спада (соответствующие периодам начала и окончания деятель­ности с тем или иным материалом), а также горизонтальные «пла­то» (периоды сосредоточенной работы). В процессе нормализации эти «плато» имеют тенденцию расширяться (так как увеличивает­ся длительность работы ребенка с материалами), а промежутки между ними — сужаться (так как ребенок практически все время занят созидательной деятельностью). Монтессори назвала ее «тен­денцией выравнивания кривой индивидуальной работы ребенка». Монтессори подчеркивает, что нормализация является резуль­татом работы самого ребенка, становления его личности, а не внеш­него воздействия взрослого. Она дает подобному результату самую высокую оценку: «Этот феномен (нормализация. — М. С.) посто­янно повторялся в наших школах с детьми из различных соци­альных слоев, рас, культур. Это самый значительный опыт нашей работы» [92, 8. 183].










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 415.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...