Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

М. МОНТЕССОРИ. ПОТРЕБНОСТИ РАЗВИТИЯ




 Как понимает Монтессори процесс развития в целом? Она не была сторонницей теории Дарвина и не соглашалась с ним по двум основным пунктам.Во-первых, ее сомнения вызывало поло­жение о происхождении человека и высших животных от низших живых существ в процессе приспособления их к окружающей сре­де в течение многих миллионов лет, подтверждением чему якобы является сходство начальных стадии развития эмбрионов, напри­мер, человека, мыши и ящерицы.

 По ее мнению, здесь не учиты­вается внутренняя активностьсамого эмбриона,а затем новорож­денного, а подчеркивается лишь жесткая зависимость его развития от внешнего мира. На самом деле развитие ребенка подчиняется «космическому плану»: «...не только физическое, но и психиче­ское развитие, как кажется, должно следовать тому же природному плану творения» [92, 8. 46].

Новорожденный не является «умень­шенным взрослым», у которого в зачатке имеются все функции, которые затем плавно развиваются. Напротив, сначала посредством «впитывающего мышления»происходит бессознательное накопле­ние впечатлений окружающего мира, аналогичное первоначаль­ному делению оплодотворенной яйцеклетки. Затем возникают осо­бые «точки сенситивности» [92, 5. 46], провоцирующие интен­сивную активность организма в определенном направлении, дру­гими словами, «запускающие» некие энергии развития. Благодаря «точкам сенситивности» относительно независимо друг от друга начинают развиваться определенные функции, которые Монтес­сори называет «психическими органами»:речь, способность оцени­вать удаленность предметов, ориентироваться в пространстве, другие формы координации. Как только конкретная функция до­стигает достаточного уровня развития, деятельность «точек сенситивности» прекращается: «Если орган сформировался, сенситивность исчезает» [92, 5. 47]. Если все органы сформированы, они образуют «психическое единство», целостность психики.

 Во-вторых, Монтессори не согласна с дарвиновской идеей линейного развития живых существ в направлении к постепен­ному достижению совершенства. По ее мнению, не в совершен­стве находится истинный смысл жизни на Земле. Здесь мы снова сталкиваемся с идеей «Космической задачи»: «Гармония на по­верхности Земли основывается на усилии живых существ, кото­рые все выполняют свою задачу. Также разновидности поведения соответствуют этой цели: они выходят, следовательно, за рамки чисто жизненных необходимостей» [92, 8.49]. Таким образом, про­цесс развития из «линейного» становится «двумерным», причем его «второе измерение» представляет необходимость соответствия функций живого существа его задаче в окружающей среде.

 Какие научные открытия свидетельствуют, по мнению Монтес­сори, в пользу приведенной точки зрения? Она ссылается на откры­тия биологов Де Фриза, Когхилла, психолога Дж. Уотсона, геоло­гов Ч.Лайеля, А.Стоппани, экологов Г. и Дж. Уэллсов, Дж. Хакс­ли.

 Де Фриз сделал два важных открытия: 1) в «теории мутаций» установил изменчивость, спонтанную внутривидовую вариатив­ность растений, происходящую благодаря внутренней активности их зародыша, а не влиянию окружающей среды; 2) открыл сенси­тивности у животных, заставляющие их сразу же после рождения выполнять деятельность, способствующую их выживанию.

Когхилл установил, что у эмбриона амфибии сначала образуются нервные центры, подготавливающие деятельность органов, а затем уже сами органы. Это привело к предположению: такая последовательность развития имеет место, чтобы органы животного приняли ту форму, которая соответствует их функции в окружающем мире: «Отсюда следует не только факт наследования поведения... но также новая идея, что форма органа возникает соответственно планируемому поведению в окружающей среде» [92, 8.48].

Американский ученый Уотсон установил, что ребенок не наследует поведения, но дей­ствия человека основываются на ряде рефлексов различных уров­ней, и это привело к распространению бихевиоризма.

 Геологи Лайель и Ратзел, изучавшие в середине — второй половине XIX в. горные породы различных геологических эпох, обнаружили там останки древних животных, что, по мнению Монтессори, свидетельству­ет об их участии в создании Земли.

 Она ссылается также на идею геолога А. Стоппани, утверждавшего, что животный мир борется за поддержание гармонии на Земле.

Наконец, рассматривая роль человека в природе, она говорит об особой «космической силе» человека и приводит идею Хаксли о том, что человек с помощью разума продолжает дело Творца, он призван применить свои воз­можности для «ускорения» и совершенствования Творения.|

Разъясняя в [92] процесс и механизмы развития ребенка, Мон­тессори использует специфические, устаревшие, термины Ногте, тпете, пеbиlе. Каков же их смысл и какую роль они играют в процессе развития?

Понятие тпете, по словам Монтессори, было введено немец­ким биологом Р.Земономи обобщено и развитоП. Нунном. Оно означает способность ребенка бессознательно запечатлевать, «впи­тывать» образы окружающего мира. Это «особая форма витальной памяти, которая не помнит сознательно, но абсорбирует образ в жизнь индивида» [92, 8. 57]. Так, предметы и явления окружающе­го мира становятся «частью его психики» [92, 8. 56] и обусловли­вают ее изменение. Посредством тпете ребенок адаптируется к окружающей среде: бессознательно присваивает, «впитывает» речь, обычаи и традиции своей местности, религиозные верования, менталитет народа и становится человеком определенной расы. Все эти качества не являются врожденными, но приобретаются в раннем детстве, утверждает Монтессори, ссылаясь на книгу Р. Бе­недикт.

 Термин Ногте также первоначально принадлежал П.Нунну, затем, как указывает Монтессори, был перенят В.Мак-Дугаллом. Он близок по смыслу к понятиям «жизненного порыва» А. Берг­сона и «либидо» З.Фрейда и означает врожденную природную потребность индивида к развитию, которая изнутри толкает его и указывает направления развития и совершенствования его функ­ций. Благодаря активности Ногте ребенок преодолевает даже зна­чительные препятствия на пути своего развития. «В индивидууме действует витальная сила, которая ведет его к раскрытию» [92, 8. 77]. По сравнению с этой силой даже воля выглядит слишком ограниченной и присущей конкретным индивидам. Ногте, напро­тив, носит всеобъемлющий характер, поскольку присуща жизни в целом, и имеет божественное происхождение. Эта сила позволя­ет индивиду стать независимым: сначала он освобождается из пле­на материнского чрева, затем абсорбирует окружающую среду, постепенно становится способным питаться грубой пищей, само­стоятельно ходить, действовать с предметами, сам себя обслужи­вать, самостоятельно мыслить и т.д.

Наконец, понятие пеbи1е принадлежит, по-видимому, самой Монтессори и переводится с итальянского как «туманности». Они представляют собой конкретные разновидности или степени про­явления целостной энергии развития — Ногте — и означают по­тенциальные энергии развития важнейших человеческих функций, например речи. Эти энергии возникают сразу после рождения ре­бенка. Благодаря им он постепенно приобретает типично чело­веческие функции и способы поведения. «Ребенок ожидает образования подобных туманностям толчков, которые бесформенны, но полны потенциальных энергий, которые должны направлять и воплощать человеческое поведение...» [92, 5. 65]. Сравнивая разви­тие человека и животных, Монтессори отмечает, что животные с рождения наделены видовыми функциями: особым рисунком дви­жений, ловкостью, способностью выбирать особый вид пищи и т.д. Человек же, напротив, должен выработать, выстроить и за­крепить способы поведения его социальной группы, которые были им поначалу впитаны. В этом ему помогают педик. Таким образом, пеЪик выполняют «функции приспособления к окружающей сре­де и репродукции социального поведения» [92, 3. 74].

Что представляет собой, например, «речевая туманность»? Ре­бенок не обладает врожденной моделью речи, однако энергия «речевой туманности» позволяет ему сначала отличать звуки и слова от других шумов окружающей среды, а позже овладеть любым языком. Ребенок любой национальности, выросший в другой язы­ковой среде, начинает говорить на языке этой среды. «Эта потен­ция, которую можно сравнить с геном клетки, обладающим спо­собностью создавать из тканей точные и сложные органы, есть то, что мы обозначили как пеЪик речи» [92, 5. 73 - 74].

Какие конкретно потребности развития заложены в природе ребенка? Перечислим их, подкрепляя соответствующи­ми цитатами.

1) потребность в движении: «...Большое значение для развития ребенка имеет собственное спонтанное движение» [86, 3. 30];

2) потребность в сенсорных ощущениях: «У маленького ребенка есть интенсивная потребность в активных сенсорных впечатлени­ях» [86, 8. 32];

3) потребность в работе: «...Работа есть внутренняя предрас­положенность человеческой природы, присущий человеческому роду инстинкт» [95, 5. 189];

4) стремление к точным, координированным движениям: «...Это признак того, ...что у него есть потребность, инстинкт координи­ровать свои собственные движения» [92, 8. 160];

5) стремление к совершенствованию различных функций: «Пери­од между тремя и шестью годами есть период реализации и совер­шенствования» [92, 5. 161].

6) склонность к повторению: «...Маленький ребенок при пол­ной свободе действий зачастую многократно повторяет малень­кие действия своей жизни. ...Это явление повторения в ходе дея­тельности встречается у каждого нормального ребенка, который живет в правильных условиях» [86, 5. 31];

7) потребность в порядке: «...Ребенок нуждается в порядке. ...Он любит видеть предметы из окружающей среды постоянно в одном и том же месте и сам старается восстановить порядок, если он нарушен» [86, 5. 30];

8) стремление к социальному развитию: «Это движение соответ­ствует реальной потребности в социальном развитии, присущей природе детей и юношества» [92, 3. 212];

9) стремление к свободе и независимости: «Только через свобо­ду и опыт в окружающей среде человек может развиваться. ...Она (природа. — М.С.) делает свободу законом жизни...» [92, 3. 83].

Итак, из сказанного мы можем сделать 4 вы­вода, важных для понимания педагогического метода Монтессо­ри.

Во-первых, Монтессори подчеркивает важность в процессе раз­вития как внутренних «жизненныхуимпульсов», «точек сенситив-ности», Ногте, пеЪик, тпете, так и воздействия окружающей среды. Оба фактора должны быть с необходимостью учтены в воспита­нии.

Во-вторых, ребенок самостоятельно строит себя, вырабаты­вает и совершенствует определенные человеческие функции в ходе активного взаимодействия с окружающей средой. Следовательно, ему нужно предоставить такую возможность интеракции с бога­той стимулами развивающей средой.

В-третьих, обладая «челове­ческой творческой силой», ребенок выполняет двойную задачу — задачу роста и самосозидания, но главное, задачу служения миро­вой гармонии. Вот почему так необходимо с уважением относиться к ребенку и убирать препятствия на пути его развития.       В-четвертых, у ребенка есть потребности развития, объективно при­сущие детской природе. Их необходимо учитывать в воспитании.

Рассмотрим теперь, каков, по мнению Монтессори, развива­ющий эффект ее метода.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 562.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...